Тяжелый случай? Нет ничего легче!

Если при ремонте машины вы столкнулись с неразрешимой слесарной проблемой, надо не падать духом, а проявить чуть-чуть изобретательности.

Поверьте, я знаю, о чем говорю — это случалось и со мной! Вам бы только успеть с ремонтом, машина нужна срочно — завтра утром вам на работу, а может в отпуск с семьей. А тут, как назло, сломалась шпилька, или проклятая гайка приржавела и никак не отворачивается... Что же делать?

Ну, первым делом — сохранять спокойствие. Если вы будете нервничать, это вам точно не поможет, а вот навредить может запросто. Сосчитайте до десяти и призовите на помощь здравый смысл. Он подскажет вам, как вернуть машину к жизни, и окажется, что сделать это легче, чем вы думали.

Дам вам несколько советов. Все они не новы, ими пользуются по меньшей мере уже два поколения автомехаников и автолюбителей, но советы эти вовсе не потеряли актуальности.

Мы приводим здесь несколько нестандартных подходов, потому что справиться с проблемой часто можно только такими способами. Когда обычные приемы решения проблемы исчерпаны, посмотрите на нее под новым углом, и может произойти чудо!

Полезные советы по отворачиванию гаек

1. Никогда не применяйте для отворачивания тугих гаек рожковые гаечные ключи. При больших усилиях губки у таких ключей могут чуть-чуть раздвигаться, и этого «чуть-чуть» иногда достаточно, чтобы сорвать грани гайки или испортить сам ключ. В «тяжелых случаях» пользуйтесь только накидными ключами.

2. Если вы подозреваете, что гайка (или болт) окажется тугой, залейте ее за день до начала работы разъедающим коррозию составом. Непосредственно перед началом работы добавьте еще состава. Это облегчит отворачивакие гайки.

3. Приржавевшие болты (гайки), находящиеся под кузовом, отвернутся легче, если их нагреть. Ржавчина от перепада температур рассыпается и освобождает резьбу. Нагрев производят небольшой газовой горелкой, убедившись предварительно, что ничего не расплавится, и не будет перегрет топливопровод. После этого болту дают полностью остыть, обливают маслом и отворачивают.

ОБЩИЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ


tmp4060-2.jpg
1. СЛОМАЛАСЬ ШПИЛЬКА
Очень трудно извлечь остаток сломавшейся шпильки, особенно, если она сломалась заподлицо или даже ниже установочной поверхности. Разделим этот случай на два варианта: первый - часть шпильки выступает над поверхностью, второй - не выступает.

В первом случае:
а) применяют шпильковерт, содержащий колесико с насечкой (см. фото);
б) шпильку обливают специальным составом, разъедающим ржавчину (например, "Rust stop"), контрят на ней две гайки и отворачивают;
в) шпильку зажимают газовым ключом;
г) к шпильке приваривают гайку.

Во втором случае: в шпильке сверлят отверстие и извлекают ее специальным съемником для шпилек с обратной резьбой (нечто вроде метчика).


tmp4060-3.jpg
2. ТУГИЕ БОЛТЫ И ГАЙКИ -1
Если гайка приржавела к болту, или болт в резьбе отверстия (это часто бывает под кузовом машины), есть отличный способ, чтобы ее открутить. Смочите тряпку в средстве, разъедающем ржавчину, например, "Rust Stop", туго оберните ее вокруг "упрямого" места и оставьте на ночь. Такое средство способно проникать вдоль резьбы, так что утром вы отвернете эту гайку обычным накидным ключом.

tmp4060-4.jpg
3. ТУГИЕ БОЛТЫ И ГАЙКИ - 2
При отворачивании тугих гаек лучше всего пользоваться не обычным двенадцатигранным накидным ключом, а шестигранным. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не применяйте обычный рожковый гаечный ключ. Если грани гайки (болта) уже сорваны предыдущим хозяином, а гайка тугая, то ее нужно также залить составом, разъедающим ржавчину, а затем зажать круглогубцами. Этот метод обычно эффективен там, где другие бессильны.

tmp4060-5.jpg
4. ТУГИЕ БОЛТЫ И ГАЙКИ - 3
Иногда, чтобы стронуть тугую гайку большого диаметра, достаточно удлинить ключ. Для этого на ключ надевают, например, кусок трубы. Ключ должен быть только накидным и плотно сидеть на гайке. Не перегружайте ключ! Он хотя и железный, но может сломаться. Соблюдайте осторожность на случай, если ключ сорвется. К болтам и гайкам небольшого диаметра прикладывать рычаг не рекомендуется — скорее всего вы их сорвете.

Нужно капнуть на них немного разъедающего ржавчину состава и, выждав 12-13 минут (две сигареты или бутылка пива), все-таки попытаться стронуть их обычным накидным или торцевым ключом.


tmp4060-6.jpg
5.ОТВОРАЧИВАНИЕ ГАЕК/ БОЛТОВ В ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Часто бывает, что гайка находится в таком труднодоступном месте, что на нее еще можно надеть торцевую насадку, но уже нет места для самого ключа. Найдите болт с такой же головкой, что и гайка, вставьте его в насадку так, чтобы резьба вышла с другой стороны, наденьте шайбу и затяните гайку. Затем наверните контргайку и тоже затяните. Наденьте насадку на вашу гайку и пользуйтесь обычным гаечным ключом. Для отворачива-ния гайки захватывайте ключом нижнюю контргайку, а для заворачивания — верхнюю.

tmp4060-7.jpg
6. ИЗВЛЕЧЕНИЕ КРЫШКИ ПОДШИПНИКА
У многих двигателей крышки коренных подшипников с упорными полукольцами сидят в блоке цилиндров довольно туго и, чтобы их извлечь, нужно изготовить "специальный" инструмент. Для этого возьмите обрезок профиля квадратного сечения и установите в виде "моста" (см. фото). В профиле сверлят сквозное отверстие, в крышку вворачивают шпильку, пропускают ее в отверстие профиля и затем, навинчивая гайку на шпильку, вытягивают крышку из блока. В случае, изображенном на этом фото, крышку пытались вытащить целый час, а с помощью описанного приспособления это было сделано за несколько секунд!

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ


tmp4060-8.jpg
1. ПРОБКИ ДЛЯ ЗАЛИВА И СЛИВА МАСЛА
Резьбовые пробки маслозаливных отверстий часто перетягивают, в результате чего их бывает чертовски тяжело отвинчивать. Если квадрат или шестигранник на пробке сорваны, а советы предыдущего раздела вам не помогли, остается приварить газо- или электросваркой большую гайку к тому, что осталось. Найдите такую гайку, чтобы она плотно надевалась на пробку, забейте ее молотком и хорошенько проварите. Теперь пробку можно отвернуть простым или накидным ключом. Будьте осторожны с газовой сваркой — температуры очень высокие!

tmp4060-9.jpg
2. ПРОБКА С ВНУТРЕННИМ ШЕСТИГРАННИКОМ
Если заливная пробка снабжена не внешним, а внутренним шестигранником, а у вас нет подходящего торцевого ключа, вместо него можно использовать болт с такой же головкой. На болт навинчивают две гайки, контрят их, вставляют головку в пробку и вращают за нижнюю гайку обычным ключом. Завинчивая пробку, вращайте верхнюю контргайку. Не выбрасывайте это приспособление — оно вам пригодится не раз.

tmp4060-10.jpg
3. ЕСЛИ ЗАКЛИНИЛО РАБОЧИЙ ЦИЛИНДР СЦЕПЛЕНИЯ
Если рабочий цилиндр сцепления работает плохо, или педаль ходит туго, то это часто бывает вызвано частичным заклиниванием поршня цилиндра. Даже если вы сняли цилиндр с машины, извлечь застрявший поршень бывает очень трудно. Есть один метод, который позволяет легко с этим справиться. Вверните в цилиндр вместо входной трубки пресс-масленку (проверьте, чтобы резьба совпадала), заглушите выходное отверстие болтом и накачайте в цилиндр консистентную смазку под давлением. Только смотрите, чтобы напротив открытого конца цилиндра никого не было.

tmp4060-11.jpg
4. ПРОКАЧКА ГИДРОПРОВОДА СЦЕПЛЕНИЯ
Если вам нужно в одиночку прокачать гидропровод, то это можно сделать даже без специального приспособления и длинной трубки. Как правило, рабочий цилиндр расположен ниже главного, поэтому, если налить жидкость до уровня главного цилиндра и отвернуть штуцер, то жидкость потечет сама. Заверните штуцер, когда потечет жидкость без пузырьков, долейте до нормального уровня и проверьте усилие на педали. При необходимости повторите процедуру.

ТОРМОЗА


tmp4060-12.jpg
1. ШТУЦЕРЫ ТОРМОЗНЫХ ТРУБОК - 1
Большие проблемы иногда возникают с резьбовыми соединениями тормозных трубок. Резьба сильно ржавеет, и даже при попытках отвернуть штуцер специальным ключом грани быстро срываются. Чтобы успешно справиться с таким штуцером, нужно отпилить трубку как можно ближе к нему (трубку все равно придется менять) и воспользоваться накидным ключом.

tmp4060-13.jpg
2. ШТУЦЕРЫ ТОРМОЗНЫХ ТРУБОК - 2
Теперь, когда трубка отпилена, возьмите шестигранный накидной ключ и вы легко справитесь со штуцером, даже если его грани частично сорваны. Во всех случаях помогает специальный состав (например "Rust Stop"), которым следует заранее, лучше за несколько часов, залить "упрямую" резьбу. Благодаря этому составу вы довольно легко справитесь с гайкой, которая иначе отняла бы у вас много времени!

tmp4060-14.jpg
3. ИЗВЛЕЧЕНИЕ СЛОМАННОГО КЛАПАНА ВЫПУСКА ВОЗДУХА
Если сломался клапан выпуска воздуха тормозного цилиндра, а сам цилиндр еще может послужить, то клапан нужно извлечь с помощью специального съемника с левой резьбой. Клапан заранее заливают разъедающим ржавчину составом, затем вворачивают съемник и, если вам повезет, клапан вывинтится. Однако не нажимайте слишком сильно — съемник изготовлен из закаленной стали и может сломаться. В этом случае извлечь клапан будет уже очень трудно!

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ


tmp4060-15.jpg
1.ЗАПРЕССОВКА / ВЫПРЕССОВКА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ВТУЛОК
Если вам нужно выпрессовать старую втулку и запрессовать на ее место новую, а у вас нет специального оборудования, не отчаивайтесь. Это можно сделать либо с помощью тисков, либо использовать длинную резьбовую шпильку и две трубки. Одна трубка должна быть меньше диаметром, чем выпрессовываемая втулка, а вторая - больше. Шпильку пропускают сквозь втулку и трубки, надевают шайбы с гайками и вытягивают втулку, навинчивая гайку на шпильку (см. фото).

tmp4060-16.jpg
2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ КРУГЛЫХ ОТВЕРСТИИ
Круглые отверстия в деталях подвески со временем становятся овальными, что вызвано циклическими нагрузками, которым она подвергается. Это обычно обнаруживается некстати, когда детали подвески демонтируются для замены. Но есть способ быстрого восстановления разбитого отверстия - к нему приваривают толстую шайбу с таким внутренним диаметром, чтобы в нее входила соответствующая деталь.

tmp4060-17.jpg
3. САМОДЕЛЬНЫЙ ИНЕРЦИОННЫЙ СЪЕМНИК - ВЫКОЛОТКА
Извлечение приводных валов, ступиц может оказаться трудным делом, так как они обычно запрессованы. Такую операцию не проделать без съемника. Съемник можно сделать самостоятельно. Тот, что вы видите на фотографии, был сделан за полчаса из подручных материалов: металлической болванки, стержня, упора и крепежного фланца. Болванка должна быть достаточно тяжелой и свободно перемещаться по стержню (но не болтаться), а упор должен быть достаточно прочным. Стержень привинчивают к ступице или валу, а затем бьют болванкой по упору до тех пор, пока они не вылезут. Держать съемник нужно аккуратно, чтобы при ударе болванкой по упору не прищемить пальцы.

РАЗНОЕ


tmp4060-18.jpg
1. СРОЧНЫЙ РЕМОНТ РАДИАТОРА ИЛИ БЕНЗОБАКА
Если вы обнаружили, что радиатор (бензобак) течет, то дырку можно временно заделать с помощью шпаклевки на основе стекловолокна, которая применяется для ремонта кузова. Это волокнистый материал, который легко смешивается, застывает и перекрывает течь. Перед началом работы жидкость из системы нужно слить. Этот способ я обнаружил случайно - у моего приятеля в дороге потек бензобак, а он как раз проезжал мимо моего дома. Дело было среди ночи, и у меня в гараже оказалась только банка с этой пастой. Так вот, после этого "ремонта" мой товарищ проехал еще 8 тысяч км!

tmp4060-19.jpg
2. БЕЗОПАСНАЯ ПРОВЕРКА ИСКРЫ
Если машина не заводится, то сначала проверьте, есть ли искра на свечах. Для этого к проводу свечи подсоедините неоновую (а лучше — более яркую ксеноновую) лампочку, затем проверните двигатель. Если лампочка прерывисто вспыхивает, значит высокое напряжение есть. Тогда нужно искать проблему в топливной системе. Если же лампочка не горит, проверьте исправность системы зажигания.

(с) Автомеханник

Отворачивание закисших болтов под звездочку или шестигранник:
Перед тем как вставлять звездочку хорошо прочистить отверстие в болте от грязи. Вставленную звездочку слегка забить в болт. Крутить звездочку лучше не головкой а накидным ключом, причем ключ надо сдвинуть как можно ближе к болту. Головку тоже лучше надеть и фиксировать ее рукой, что бы звездочка не выпала из болта. Таким образом снижается выворачивающий момент, который присутствует, когда крутят головкой и меньше вероятность, что звездочка вывернется из болта. Ежели звездочка вывернулась и разбила шлицы в болте, то можно или забить в болт звездочку чуть большего размера или звездочку с большим количеством шлицов. Если и это не помогло, то тогда использовать небольшое зубило. Удары наносить по касательной к внешнему диаметру головки болта с разных сторон (после этого способа болт выбрасывается).
(c) Misa

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.