Чудо из Вольфсбурга - Фольксваген после второй мировой войны

После окончания второй мировой войны завод "Фольксваген" попал в английскую оккупационную зону. Сперва англичане не осознали, что за автомобиль оказался у них в руках. Приведем оценку конструкции Фердинанда Порше, сделанную главой английской комиссии лордом Рутсом в 1946 году: "...Эта машина не отвечает основным техническим параметрам, предъявленным к легковым автомобилям. Что касается ее внешнего вида и эксплуатационных характеристик, они совершенно неприемлемы для рядового потребителя. Запуск подобного автомобиля в серийное производство представляется экономически нецелесообразным...".

А так Volkswagen Beetle выглядел с 1947 по 1953 годы. Обратите внимание на разделенное заднее окно и отсутствие передних вентиляционных форточек. Он имел четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 25 л.с., позволявший развивать скорость 100 км/час.

Открытый Volkswagen-1200 ("жук") пошел в серию после второй мировой войны. Представленный на этой иллюстрации автомобиль выпускался с 1964 по 1967 годы. Мощность 40 Л.С., скорость 120 км/час.
Beetle критиковали за довольно примитивный дизайн, поэтому несколько кузовных фирм предлагали свои варианты кузовов на его шасси. Самыми распространенными были купе и кабриолет, разработанные итальянским кузовным ателье Ghia, и строившиеся на дочернем предприятии концерна Karmann.

Затем англичане обратились к американцам, надеясь заинтересовать их "Фольксвагеном". В Германию прибыла группа специалистов во главе с Генри Фордом-вторым и председателем правления "Форд Мотор Компани" Эрнестом Бричем. Но сделка не состоялась. После осмотра Брич заявил Генри Форду: "То, что нам предлагают, гроша ломаного не стоит!". Генри Форд-второй, внук человека, который для Фердинанда Порше олицетворял божество, с легкостью согласился с таким заключением. Так "Форд Мотор" упустил возможность приобрести "Фольксваген". Все отвернулись от "Фольксвагена" именно тогда, когда в его судьбе происходил решительный поворот. За автомобилями "Фольксваген" уже выстроилась очередь, следовательно, перспектива совсем не выглядела малообещающей. Быстро последовали денежная реформа, помощь но "плану Маршалла" и другие меры по закреплению западных союзников антигитлеровской коалиции на занятых ими территориях. В октябре 1948 года образовалась Федеративная Республика Германия. Скоро всему миру предстояло заговорить о "западногерманском экономическом чуде". Компания "Фольксваген" снова оказалась в авангарде, она построила 65% всех вы пущенных в стране автомобилей. В дальнейшем, по мере расширения производства "Опелем", "Фордом", "Мерседесом" и другими фирмами, доля "Фольксвагена" стала снижаться. Несмотря на это, "Фольксваген" не только сохранил большую часть своей клиентуры, но и превратился в крупнейший немецкий индустриальный концерн, годовые поступления которого к концу 50-х годов составили 1,4 миллиарда долларов.

Это объяснялось двумя причинами. Во-первых, экономической стратегией, выработанной новым главой концерна ,Нордхоффом, а во-вторых, качественными характеристиками выпускаемого автомобиля. Эта машина наилучшим образом соответствовала мировой экономической обстановке послевоенного периода. Она стоила всего 990 старых рейхсмарок. Цена была вполне доступна как для представителей немецкого "среднего класса", так и для американских солдат, получавших жалованье в долларах. В результате успешных спекулятивных операций на черном рынке американский сержант был в состоянии за месяц купить "Фольксваген". Именно спрос со стороны американских военнослужащих стал причиной возникновения очереди на машины компании.

Volkswagen-1600 появился в производственной программе в 1962 году, и сразу расширил гамму предлагавшихся концерном моделей. Он также имел двигатель воздушного охлаждения, установленный сзади. Модель 1600TL 1966-1969 годов и французский Renault 16 стали прародителями кузовов типа фастбэк и хэтчбэк.

Демобилизовавшиеся американские солдаты вывозили купленные ими "Фольксвагены" на родину, Они понимали, что в США запасные части для этих машин достать будет невозможно, однако это их не особенно волновало. Солдаты видели в немецкой машине не столько транспортное средство, сколько "сувенир" из Старого Света, которым можно похвастаться перед родственниками или друзьями. Заметим, что сами владельцы "сувениров" предпочитали ездить на "Шевроле", "Форде" или "Плимуте".

Восьмиместный туристический микроавтобус Volkswagen Transporter 1967-1971 годов с оппозитным двигателем под полом давал возможность полностью использовать все грузовое пространство.

Карьера нового главы "Фольксвагена" Генриха Нордхоффа, принявшего компанию из рук военного администратора майора Айвена Хирста, не давала оснований предполагать, что вскоре он станет самым выдающимся западногерманским промышленником первых послевоенных лет. Нордхофф родился в 1889 году, получил среднее образование, послужил в армии и затем продолжил учебу. В 1927 году он окончил технический колледж и был принят на должность инженера в "БМВ", но эта фирма в основном занималась производством самолетных моторов, а Нордхоффа больше привлекали автомобили. Полагая, что продвинуться по служебной лестнице легче в большой компании, он подыскал себе работу в США, предложив свои услуги Чарльзу Нэшу, и, вероятно, отправился бы в Америку, если бы не мировой кризис 1929 года. Тогда Нордхофф поступил на службу в "Опель", где начал с разработки справочника по техническому обслуживанию, а затем поднялся до руководителя среднего звена в конструкторском отделе. Во время второй мировой войны он управлял крупным заводом в Бранденбурге, а в 1944 году, чтобы не попасть в советский плен, бежал вместе с семьей в горы Гарц.

После войны Нордхофф собирался вернуться в "Опель", но увидел, что некогда известнейшая автомобилестроительная фирма прекратила свое существование. Английские оккупационные власти разыскали Нордхоффа, чтобы выяснить, не согласится ли он стать главой "Фольксвагена". Он не замедлил воспользоваться предоставленной возможностью и в конце 1947 года прибыл в Вольфсбург.

Golf дебютировал в 1974 году. Спустя четыре года был представлен его открытый вариант, также собиравшийся на заводе Karmann. Такой автомобиль обходился рядовому покупателю несколько дороже, чем закрытые модели.

Строившиеся в 1947-1948 годах автомобили "Фольксваген" мало чем отличались от довоенных. Они не претерпели существенных изменений и в три последующих десятилетия. Проведенный в 1970 году опрос общественного мнения показал, что по мгновенной идентификации предмета автомобиль "жук" компании "Фольксваген-верк АГ" занимает второе место после бутылки кока-колы. Действительно, он более чем какой-либо другой легковой автомобиль был похож на ползущего по дороге жука; впечатление усиливалось тем, что первое время значительная часть машин из Вольфсбурга окрашивалась в черный цвет.

В Западной Германии "Фольксваген" не встречал трудностей со сбытом "жуков". Конкуренция на первых порах отсутствовала. Это должно было подтолкнуть Норд-хоффа увеличить количество выпускаемых автомобилей, не заботясь об их качестве. Но он поступил наоборот. Ужесточил требования к качеству, добиваясь не увеличения продаж, а повышения репутации автомобиля, потому что отчетливо осознавал, что, когда появятся конкуренты, высокая репутация будет иметь первостепенное значение на рынке. В итоге дешевые "Фольксвагены" своим качеством приводили в изумление покупателей, в том числе и размещенных в Западной Европе американских солдат. После того, как в 1953 году "Фольксваген" изготовил 180 тысяч "жуков", началась "западногерманская атака на Детройт", хотя почти никто за пределами Вольфсбурга этого не понимал.

Начиная с 1948 года, "Фольксваген" строит заднемоторные микроавтобусы и кастенвагены. Так родился "Фольксваген Транспортер" первого поколения, названный "Тип-29". После этого около 30% покупателей малотоннажных автомобилей в Европе предпочитают "Фольксваген", а в ФРГ к любителям этой марки относится аж половина автомобилистов. Чтобы повысить репутацию своих грузопассажирских машин, "Фольксваген" называет грузовую модификацию "Транспортер", а пассажирскую - "Каравелла".

Спартанская внешность "жука" не особенно импонирует автомобилистам, желающим приобрести индивидуальное транспортное средство, поэтому мелкие кузовные фирмы Hebmuller, Rometsch и другие начинают изготовление на его шасси "парадных лошадок" - кабриолетов, двухместных купе и родстеров. Но из-за ограниченных производственных возможностей им не удается обеспечить всех желающих. Только сотрудничество с кузовной фирмой Karmann позволило наладить крупносерийное производство симпатичных купе и кабриолетов по проекту итальянской кузовной фирмы Ghia.

Конструкция "жука" постепенно развивалась: повышались мощность двигателя и другие технические показатели. Желающим даже мог быть поставлен "жук" с автоматической коробкой передач. В ФРГ "жук" выпускался до 1976 года, а его производство в латиноамериканских филиалах концерна в Бразилии и Аргентине продолжается и по сей день. На автомобильном салоне в Детройте в 1994 году был представлен прототип нового "жука" под названием Concept-I. Он постоянно совершенствуется, и недалек день, когда "жук" снова появится среди продукции концерна.

Volkswagen Scirocco заменил в конце 70-х - начале 80-х годов прежний Karmann-Ghia. Он комплектовался четырьмя вариантами двигателей мощностью от 60 до 120 л.с. и объемом от 1,3 до 1,8 литра.

В 1974 году начинается выпуск, автомобиля совершенно новой концепции — Golf. Он становится еще одним звеном в цепи автомобилей, поставляемых "Фолькс-вагеном". До него помимо "жука", было налажено производство моделей " 1500" с более традиционным дизайном, но таким же заднерасположенным оппозитным двигателем воздушного охлаждения. Вариант "комби" на его базе стал первым в мире грузопассажирским автомобилем, у которого двигатель находился под полом грузового отделения. Если автомобиль был загружен полностью, это доставляло некоторые неудобства при обслуживании двигателя, однако, принимая во внимание отточенность конструкции всех силовых агрегатов "Фольксвагена" и их трансмиссий, такое случалось крайне редко. Затем последовали модели "411" и "412", успех которых был несравним с успехом "жука". Они продержались на производстве недолго, а вот выпуск автомобиля "Фольксваген К-30" продолжался до 1978 года.

Volkswagen Sharan - дебют концерна из Вольфсбурга на быстрорастущем секторе рынка минивэнов. На машине могут устанавливаться карбюраторные двигатели мощностью от 116 до 174 л.с. и два варианта турбодизелей от 90 до 110 л.с.
Потомок "жука" "Concept-I" впервые был продемонстрирован на автосалоне-1994 в Детройте, затем в 1996 году под названием "New Beetle" он был показан в Женеве. В конце 1997 года концерн планировал начать его серийное производство на своем заводе в Мексике.

В начале семидесятых концерн приобретает крупнейшую в стране фирму по сдаче автомобилей в аренду, строит новые заводы и покупает уже действующие автомобильные предприятия в ФРГ и других странах.

С 1969 года "Фольксваген" становится собственником концерна "Ауто Юнион" вместе с его отделениями "Ауди" и "НСУ", доля которых на немецком рынке составляла в то время 9%. А в восьмидесятых к имуществу "Фольксвагена" прибавляются бывшие заводы "Крайс-лер" в Бразилии и Аргентине.

Одним из первых в западногерманской автопромышленности концерн начинает разработку и внедрение промышленных роботов. В 1990 году на его заводах уже используется 2200 промышленных роботов. "Фольксваген" создал хорошо организованную и широко разветвленную сеть станций технического обслуживания, имеющую более 13000 сервисных точек по всему миру. У него широкие связи с другими автомобильными производителями, в том числе - с немецким "МАНом", австрийским "Штейе-ром", в области строительства грузовиков малой и средней грузоподъемности. С "Тойота Моторс" в 1987 году заключается соглашение о сборке пикапов по лицензии этой японской компании на заводе в Ганновере.

Сегодня "Фольксваген" предлагает покупателям более 18 типов базовых моделей автомобилей и около 150 их модификаций, включая автомобильную технику, поставляемую по заказам бундесвера и НАТО. В рамках концерна действует 8 крупных автомобильных заводов на территории Германии и множество предприятии за рубежом - в Аргентине, Бельгии, Бразилии, Италии, Югославии, Мексике, Нигерии, ЮАР, США, Китае, Испании, Словакии. Заводы "Фольксвагена", расположенные в Германии, ежегодно производят более 60% всех его автомобилей.

Предпоследний вариант Passat впервые был представлен на Женевском автосалоне в 1997 году. Он отличается от предыдущих моделей продольным расположением двигателя и унифицированной с Аudi А4 ходовой частью. Автомобиль предлагается с двигателями объемом 2,3 и 2,8 литра.

Александр Новиков
(с) Автомеханик

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

Fintech-решения для развития бизнеса - Paygine.ru