Чудо из Вольфсбурга - становление и развитие концерна Фольксваген


Становление и развитие крупнейшего автомобильного концерна Германии "Фольксваген", правление и штаб-квартира которого находятся в Вольфсбурге, началось с идеи производства небольшого "народного автомобиля "(по-немецки "фолькс" - народ, "ваген" — автомобиль). А сама идея подобного автомобиля, имеющего разительное сходство с жуком, возникла еще в двадцатые годы. Сегодня концерн "Фольксваген АГ" -крупнейший производитель легковых автомобилей с двигателями рабочим объемом от 1,2 до 2,7 литров, грузовиков грузоподъемностью 0,5-5,5 тонн, микроавтобусов, автомобильных узлов и деталей, специального оборудования, автоматических и полуавтоматических линий, промышленных роботов. В общем объеме выпуска продукции доля легковых автомобилей составляет 91%.

Фердинанд Порше представляет Адольфу Гитлеру первый открытый Фольксваген в мае 1938 года. Фюрер остался очень доволен автомобилем.
Гоночный BENZ "RH" 1923/24, сконструированный Гансом Нибелем, и "Румплер Тропфенваген" стали первыми немецкими заднемоторными автомобилями с обтекаемой формой кузова, научно обоснованной с точки зрения аэродинамики.

Летним днем 1934 года в одном из залов отеля "Кайзерхов" в Берлине состоялась деловая встреча, положившая начало истории любимого многими автомобиля. Собеседников было трое, причем один из них, с характерными усами "щеточкой", которые вскоре стал узнавать весь мир, был четок и немногословен. Требовалось создать для немецкого народа крепкий и надежный автомобиль, который собирался бы на специальном заводе, а его продажная цена не превышала бы 1000 рейхсмарок. На нескольких листах бумаги он кратко изложил основные пункты программы, указал имена тех, кто будет нести ответственность за ее исполнение, и сделал набросок автомобиля.

Двое других собеседников — а ими были Якоб Берлин, коммерческий директор "Даймлер-Бенц", и Фердинанд Порше - внимательно выслушали Адольфа Гитлера... Единственное, что смущало и пугало их в поставленной задаче - фантастически низкая цена будущего автомобиля. Но вслух своих опасений никто не высказал — уже тогда было очевидно, что возражать диктатору не имеет смысла. Весь разговор занял не более 15 минут.

Таким образом идея создания "Фольксвагена" по праву принадлежит Адольфу Гитлеру: именно он предложил создать этот автомобиль, подобрал подходящих людей, подписал приказ о сотрудничестве с немецкими конструкторами и предоставил для организации производства значительные государственные средства. Тем не менее, не стоит думать, что проект Адольфа Гитлера был одним из проявлений заботы о простом немецком народе. Тогда, в соответствии с господствующей идеологией и терминологией, слово "народный" не означало для нацистов экономичный, простой, доступный для всех. Понятие "фолькс" несло совершенно иную смысловую нагрузку. Оно обозначало "немецкий народ, чистую немецкую расу" и, таким образом, еще раз подчеркивало всю спесь и высокомерие правителей третьего рейха.

"Ханомаг Коммисброт" был небольшим двухместным аккуратным автомобильчиком, положившим начало производству автомобиля для всех.

Автомобили давно интересовали Гитлера не столько как средство передвижения, сколько как трудо-и наукоемкое промышленное изделие, которое могло бы обеспечить занятость значительному числу безработных и тем самым снять социальное напряжение в обществе, а также стало бы стимулом к развитию густой сети автострад, ускорявших и упрощавших перемещение людей и грузов как внутри страны, так и за ее пределами.

Можно предположить, что интерес к проблемам автомобилестроения явился следствием личной дружбы Гитлера с Якобом Верлином, начало которой было положено в мятежные двадцатые годы. Именно тогда, попав в тюрьму после провала путча 8 ноября 1923 года, будущий канцлер часто и подолгу беседовал с навещавшим его Берлином об автомобилях, их огромных потенциальных возможностях и стратегическом значении. Эти многочасовые беседы и энтузиазм Берлина не пропали даром — сразу же после получения поста канцлера 30 января 1933 года Гитлер обращается к давно интересующей его проблеме. Его речь на торжественном открытии автосалона в Берлине 11 февраля 1933 года в какой-то степени можно считать программной для развития немецкой автомобильной промышленности. Обойдя стенды всех участников и получив необходимые пояснения, канцлер заявил о намерении создать народный автомобиль, густую сеть автострад, машины для участия в гонках на "Большой приз" и обещал правительственную поддержку в осуществлении поставленных задач. Свое обещание канцлер сдержал — правительство одобрило его инициативу.

Обтекаемый Заднемоторный микроавтомобиль "Цюндапп", разработанный Фердинандом Порше в 1931/32 годах, является, несомненно, одним из прообразов "Фольксвагена".
Заднемоторный Mercedes-Benz 130 вместе с типами 150 и 170H серийно выпускался с 1935 по 1936 годы. Было построено 4298 таких автомобилей.
Тип-60, изготовленный всего в трех экземплярах, уже снабжался четырехцилиндровым оппозитным двигателем установленным сзади. Его мощность составляла 22 л.с., и при весе автомобиля в 600 кг позволяла ему разгоняться до 105 км/час.

Ситуация, складывающаяся в мировом автомобилестроении в 20-30-х годах XX в. была достаточно благоприятна для воплощения в жизнь идей диктатора. Многие конструкторы и проектировщики не один год ломали головы над созданием экономичного, недорогого в производстве и эксплуатации автомобиля. Уже было спроектировано и собрано немало различных малолитражек и, хотя многие были сделаны на достаточно низком уровне и имели крайне слабые двигатели, среди них попадались и высококачественные автомобили небольших размеров, созданные классными специалистами. Стоит вспомнить распространенный тогда в Германии "Ханомаг Клейнваген" 1924 года, спроектированный Бохлером. Машина имела расположенный сзади верхнеклапанный одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения с рабочим объемом 499 куб.см, мощностью 10 л.с. весила 370 кг и могла развивать скорость до 65 км/час. Открытая модификация этого автомобиля получила в народе прозвище "Коммисброт", что в переводе означает "круглый солдатский хлеб".

Первая опытная партия автомобилей Volkswagen-30, в 1936 году выпущенная концерном DAIMLER-BENZ в 30 экземплярах, отличалась от окончательного варианта отсутствием заднего окна и наличием вентиляционных лувров.

В 1921 году в Чехословакии Галс Ледвинка создал для "Татры" модель "И" также с двигателем воздушного охлаждения, только расположенным спереди. Им же в 1933 году по заказу той же "Татры" был спроектирован малолитражный автомобиль с обтекаемым кузовом, выполненный согласно последним научным разработкам профессора Ярая. В том же году, уже в Германии, Йозеф Ганц представляет свою модель "Стандарт-Супериор" ("Standart-Superior") с расположенным сзади двухцилиндровым двигателем объемом 396 куб.см, мощностью 12 л.с., с трубчатой рамой и независимой подвеской всех колес.

Машина произвела на Гитлера неизгладимое впечатление, и он выбрал Йозефа Ганца для проектирования "Фольксвагена". Но судьба распорядилась иначе — в результате проверки "СС" всплывает еврейское происхождение Ганца и, естественно, следует немедленное отстранение конструктора от разработки столь идеологически важной для Рейха программы. Вторым кандидатом на ответственную должность становится Фердинанд Порше. Именно ему удается воплотить поставленную задачу в жизнь.

Не умаляя заслуг выдающегося конструктора Фердинанда Порше, необходимо отметить существенный вклад в создание "Фольсксва-гена" и других не менее талантливых разработчиков, таких как Йозеф Ганц, Ганс Нибель, Ганс Ледвинка и Эдмунд Румплер.

К тому времени Порше уже успел набить руку на проектировании малолитражек: сначала в 1931-1932 годах для фирмы "Цюндапп", а затем в 1933-1934 годах для "НСУ" он проектирует небольшой автомобиль, ставший прообразом будущего "Фольксвагена" как по внешнему виду, так и по конструкции расположенного сзади четырехцилиндрового 1,5 литрового двигателя с оппозитным расположением цилиндров.

Крупные автомобильные компании, не желая отставать от веяний времени и без боя сдавать завоеванные позиции на автомобильных рынках Европы и Германии, также усиленно занимаются созданием аналогичных автомобилей. В Германии первым таким концерном стал "Опель", попытавшийся завоевать рынок с помощью маленького экономичного автомобильчика. Из-за своего зеленого цвета машина, созданная на базе французского "Ситроена" получила ласковое прозвище "Лаубфрош" ("Лягушонок"). Сразу после объявления Гитлером программы создания "народного автомобиля" "Опель" усовершенствовал свою малолитражку и в 1935 году представил модель "Р-4" - седан с классической компоновкой и четырехцилиндро-вым рядным двигателем. Модель пользовалась огромным коммерческим успехом и выпускалась с 1935 по 1938 годы. Но когда на демонстрации новой машины прозвучали слова о том, что это и есть"Фольксваген" — автомобиль для немецкого народа, Гитлер пришел в ярость. Он хотел видеть "свой" автомобиль именно таким, каким он сам его задумал, хотел, чтобы этот автомобиль был АБСОЛЮТНО НЕМЕЦКИМ, АБСОЛЮТНО НАЦИСТСКИМ, а не созданным на фирме, непосредственное руководство которой осуществляли американцы.

Гитлер благодарит Фердинанда Порше за успешное завершение работы над "немецким народным автомобилем" (1938 год)
В 1938 году "автомобиль для народа" получил окончательную форму и название "KDF" (KRAFT DURCH FREUDE) - "Сила через радость"

Не отставал от своих конкурентов и старейший автомобилестроительный концерн Германи("Даймлер-Бенц", который также стремился создать народный автомобиль, но уже в современном понимании этого термина, то есть недорогой, экономичный и доступный. Разработку его конструкции поручили Гансу Нибелю, еще в 1923 году прославившемуся тем, что вместе с Эдмундом Румп-лером на фирме "Бенд" он создал автомобиль "КН" с двигателем, установленным сзади, и отличными аэродинамическими формами, предназначенный для гонок на "Большой приз".

Такую же компоновку Нибель положил и в основу своего малолитражного автомобиля, первый образец которого появился в 1931 году, с четырехцилиндровым оппозитньм двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 1200 куб.см, мощностью 25 л.с., с исключительно обтекаемым и эстетически привлекательным кузовом "седан" и максимальной скоростью 88 км/час. Эту машину можно с уверенностью назвать прародительницей созданного в 1936 году Фердинандом Порше "Фольксвагена" — обе модели имеют одинаковые характеристики и конструктивные схемы. Вернемся к Фердинанду Порше. Получив от фюрера задание спроектировать автомобиль для немецкого народа, он разработал в 1935 году две экспериментальные модели "У-1" и "У-2", но понял, что они не отвечают поставленной задаче. После этого он внес в проект существенные коррективы, следуя схеме, подсказанной Гансом Нибе-лем и использованной "Даймлер-Бенц".

Наконец в 1936 году была спроектирована третья модель, названная "У-3" — на этот раз получилось именно то, что требовалось. Четырехтактный четырехцилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения объемом 995 куб.см. и мощностью 23,5 л.с. при 3000 об/мин., установленный, как всегда, сзади. Колеса имели независимую подвеску, а кузов своей формой напоминал кузов "Мерседеса 160 УУ", показанного годом раньше. Было собрано три одинаковых экземпляра, которые подверглись испытаниям на прочность и долговечность. Некоторое время спустя появился "Фольксваген - 30" — первая модель, получившая это имя. Наконец был выбран правильный путь, теперь требовалась серия серьезных испытаний. Для испытаний необходимо было иметь достаточное количество экспериментальных образцов, но возникал вопрос: кому поручить их производство?

В июле 1936 года конфедерация автомобильной промышленности третьего рейха в приказном порядке поручила фирме "Даймлер-Бенц" изготовить тридцать экземпляров "Фольксвагена - 30". Автомобиль получил обозначение "У-60", и крупнейшая немецкая фирма заявила о том, что будет в точности придерживаться проекта Фердинанда Порше.

Помимо "Даймлер-Бенц"в проектировании и изготовлении "Фольксвагенов" приняли участие две другие немецкие автомобильные компании — "Адлер" и "Ханомаг". Но они напрасно ждали распоряжения о начале серийного производства. Гитлер по-прежнему мечтал о "своем автомобиле" с непревзойденно низкой себестоимостью и для его производства издал приказ о строительстве специального крупного завода в Вольфсбурге. Только выпуск в больших количествах единственной максимально унифицированной модели мог дать крупную экономию, которой не удастся достичь никакому другому изготовителю.

В начале войны Гитлер отдал приказ об изготовлении на базе "Фольксвагена" штабных автомобилей, в результате чего появился "Кюбельваген". "Фольксвагену" "для немецкого народа" пришлось дожидаться окончания войны и послевоенного восстановления промышленности.

Характерной особенностью немецкого "народного автомобиля" было то, что его конструкция допускала быструю трансформацию в легкий разведывательно-десантный транспортер - "Кюбельваген"

Александр Новиков
(с)Автомеханик

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.