АХ "ПАССАТ", МОЙ "ПАССАТ"...
"Опыт эксплуатации", "За рулем"

"Фольксваген-Пассат В4" - автомобиль хоть и народный, но не дешевый. О его "скрытых резервах", обнаружившихся за 60 тыс. км пробега, рассказывает наш читатель.

Мысль о замене автомобиля созрела давно. "Самара" верой и правдой служила много лет и особых хлопот, по российским меркам, не доставляла. Однако второй круг на счетчике спидометра (150 тыс. км) все же не вторая молодость для машины. Зарплата позволяла подумать не только о русском проекте, и я решил купить новую иномарку.
Три года назад был в командировке в Польше. Там и подвернулся мне "Пассат-В4", новая по тем временам модель. Пан дилер цену не ломил, и машина с кондиционером, круиз-контролем, магнитолой "Филипс-Гамма", всевозможными электроприводами, подогревами и корректорами, отличными сиденьями "Пекаро" (не кожаными, но далеко и не "тряпочными") обходилась вместе с таможенным оформлением в 32 тыс. долларов. В Москве за такую же пришлось бы отдать на десять тысяч больше и мы ударили по рукам.
Первые 16 тыс. км пролетели легко и безоблачно. В машине нравилось все. Лишь чуть-чуть досаждала магнитола ее ручки приходится крутить, что, на мой взгляд, неудобно, кнопки лучше. Да и функций у нее оказалось меньше, чем хотелось. Кстати, при покупке можно было выбрать машину без магнитолы, только с уложенной от нее проводкой, а дома (в Москве) купить лучшую и дешевле.
Первая серьезная неприятность случилась на 17-й тысяче. Как-то во время мойки заметил, что стекла обеих противотуманных фар растрескались. Подумал, от щебня. Ездить ведь приходилось по разным дорогам. Жаль, конечно, но с кем не бывает. Купил такие же "Хелла" (Hella) за 300 марок, но ставить сразу не стал. Впереди зима, дороги посыпят песком с камушками, вдруг и эти разобью. А старые хоть и в трещинах, но еще светят и габарит обозначают исправно. Камни, как позже выяснилось, оказались ни при чем. Установленные весной новые продержались ровно неделю и тоже дружно раскололись. А может, они бутафорские? Но цена-то самая настоящая. Значит, подумал, и на "Хеллу" бывает проруха.
Обратился в "Совинтеравтосервис" (где покупал противотуманки), откуда по предварительному звонку меня отправили в представительство фирмы. Туда, подтверждая мои догадки, что с фарами не все в порядке, "пассатчики" уже протоптали дорожку. Приняли радушно, как будто давно ждали и обрадовались встрече. Забрали четыре битых фары, якобы на экспертизу, а мне взамен вынесли всего две (не знают, наверное, что за одну битую надо бы две небитых давать). Впрочем, подарили фирменную зажигалку. Держи, мол, Ваньюша, ею тоже светить можно.

Третий комплект противотуманок - стекла
лопаются сами собой.

Через полтора месяца случился дождь. Брызги из первой же лужи окатили противотуманки, и снова веселые трещинки побежали по стеклам. Боятся они воды, но стоят в таком месте, что не убережешь. Значит, шансов уцелеть у них нет, разве что не включать в непогоду (но когда же?), иначе придется менять противотуманки как масло, фильтры и прочие расходные материалы. Пришлось смириться с этой "особенностью" и заклеить рассеиватели прозрачной пленкой, известной как броня для фар. Теперь стекла хоть и в трещинах, но осколки держатся кучно и экстерьер машины не портят. Но и не светят как следует.
А к 20 тысячам и рассеиватели основных блок-фар (тоже, кстати, "Хелла") потеряли былую прозрачность и, будто засиженные мухами, обрели стойкий землистый оттенок. Смыть его не удается поверхность покрыта мелкими оспами. Песчано-соляная зима оставила на них свой едкий след. На фарах моей "восьмерки" те же симптомы, но в более легкой форме появились лишь к стотысячному пробегу!
Вскоре такие же кратеры усыпали ветровое стекло фирмы "Секурит" (Sekurit), а местами на нем появились потертости от "дворников". Забегая вперед, скажу, что сегодня к 60 тысячам стекло, словно новогодняя елка, сверкает в свете фар встречных машин и дорогу почти не видно. Впору табличку "слепой за рулем" под стекло ставить. Никакая полировка ему не поможет кратеры слишком глубоки. Надо бы менять вместе с фарами, пока ночью не въехал куда-нибудь, да жалко, ведь не битые. К тому же по опыту знаю: поставишь новые, как тут же поймаешь камень.
С передними указателями поворота (они в блоке с фарами) тоже беда. Стекла у них белые, а нужный цвет задают оранжевые колбы ламп. Только выцвела краска, и стали они, как сказал бы живописец, цвета крыла фламинго на восходе солнца, то есть бледно-розовыми. Новых лампочек найти тогда не удалось и, не дожидаясь встречи с алчным автоинспектором, я покрасил старые лампы цветным цапон-лаком. Держится хорошо. Вероятно, причина столь быстрой мимикрии в том, что "поворотники" изнутри постоянно отпотевают, а краска на лампах не переносит высокой влажности. Я пытался с этим бороться, но замазывание герметиком всех стыков, равно как устройство дополнительной вентиляции и всякие аэрозоли-антизапотеватели, не помогают. Дуэт "Фольксваген""Хелла" здесь непобедим.

Свет мой, зеркальце, когда совсем
облезешь?

На такую мелочь, как облупившееся правое зеркало заднего вида, уже не обращаю внимания. Пока кое-как в него видно, но к 100 тысячам, похоже, останется лишь корпус со стеклышком. Гораздо больше насторожил появившийся на двадцатой тысяче посторонний шум при движении. Самостоятельно найти его источник тогда не удалось, и лишь потом, когда он стал нетерпим, обнаружил. Но об этом позже.
Очередной сюрприз "Пассат" преподнес на тридцатой тысяче. Однажды, поставив машину на сигнализацию, я на минутку заскочил в магазин. Вернулся и обомлел автомобиль не заперт. Ну, думаю, началась за ним охота, но на первый раз что-то спугнуло вора. А хорошо помню, как щелкнули замки дверей. Повезло, что уходил ненадолго, и из машины ничего не пропало, и ее саму, слава Богу, не увели. Иначе, возможно, я так и не узнал бы столь коварную причину. А она в пневмоцилиндрах замков. Попробовал открыть- закрыть машину пультом сигнализации, и каждый раз какой-нибудь из замков дверей, багажника или лючка бензобака не срабатывал. Вечером, когда стих городской шум, услышал вакуумный насос центрального замка исправно гудит, а из-под обшивки багажника возле горловины бензобака доносится шипение. Снял обшивку вот причина! В исполнительном механизме пневмопривод замка лючка дырявый. Воздух идет через разорванное гофрированное уплотнение штока. А ведь можно было сделать гораздо надежнее. Сам перепаял подводящий штуцер на другую сторону пневмокамеры, развернул ее задом наперед и, надставив шток, согнул его по месту. Все заработало, а я сэкономил 80 DM на покупке новой. Остались непеределанными еще пять замков на 400 марок.
К исходу второго года, когда пробег машины подошел к 38 тысячам, заменил, как предписывает инструкция, антифриз. Тогда же под капотом появился и вскоре исчез новый жужжащий звук. А электровентилятор системы охлаждения после остановки двигателя стал работать дольше обычного минуту вместо нескольких секунд. На поведении машины это не отражалось, двигатель работал отлично, и я перестал обращать на это внимание. Но к 50 тысячам заметно упал уровень "Тосола". С трудом нашел, что он сочится из электродвигателя дополнительного водяного насоса (он включен последовательно с основным механическим), который обеспечивает циркуляцию жидкости в системе охлаждения еще некоторое время после остановки горячего двигателя. Жидкость не закипает в головке блока, а эффективно отводит тепло, и возникающие напряжения в моторе сглаживаются. Иными словами, насос предотвращает тепловой удар и тем увеличивает долговечность двигателя. Если, конечно, дополнительная помпа исправна.

"Их" питтинг подшипников от "нашего" не
отличить..., а рубец - свой оригинальный,
нанесенный бракоделами.

Снял насос, вынул якорь электродвигателя, а из статора вылилась дурно пахнущая бурая жижа. Провода сгнили, детали окислились моторчик, видно, давно отказал. Досадно, ведь на корпусе выбито "Бош". Попробовал отремонтировать новый-то стоит 300 марок. Но, увы, тщетно. Нет, я все собрал, смазал, зачистил. Мотор заработал, но хватило ненадолго. До сих пор не пойму, как удавалось "Тосолу" проникать из корпуса насоса в электродвигатель. Механической связи между крыльчаткой и валом нет. Вращение передается магнитом, а корпус герметичен. Видимо, проглядел микротрещину.
Шум, появившийся на двадцатой тысяче, к пятидесятой перерос в грохот. Вдобавок руль "ожил" и забился в руках раненым зверем. Самостоятельные поиски снова результата не дали, и я поплелся в "Авто Леонхардт" это прямой торговец и импортер "Фольксвагена". Там пообещали провести тест ходовой части, взяли деньги и предложили не путаться под ногами и не подглядывать, а подождать вдали от действа. Вскоре пригласили и зачитали приговор менять опорные подшипники поворотных стоек и задних ступиц.
На станции ремонтировать не решился дорого, да сам смогу, работа несложная. В гараже разобрал задние ступицы. Удивился подшипники в норме. Вот тебе и фирменный сервис. А ведь у них на стене сертификат висит, соответствие гарантирует. Цыганка с засаленной колодой, пожалуй, взяла бы дешевле при той же достоверности. Коли уж разобрал, заменил смазку и подрегулировал натяг подшипников по инструкции. Собрал, проехал все правильно, чудес не бывает гудит по-прежнему.
Взялся за передние ступицы. Конструкция как на "Самаре", весьма простая. На демонтаж ушла всего пара часов. Когда вынул подшипники и внимательно осмотрел расстроился. На наружном кольце левого выкрошилась беговая дорожка, у правого вмятина на внутреннем кольце явный брак! Оба, наверное, из сверхплановой партии к очередному заседанию бундестага. Хорошо, что в запасе были новые подшипники, купленные в Германии по 30 марок за штуку (в Москве в два раза дороже). Установил их, и шум исчез, а я будто оглох в одночасье до того тихо стало в машине.

Отверстие без резьбы?
Крепить гвоздем!

Но слух вскоре вернулся и уловил знакомый скрип железа по железу. Износились передние колодки. Пробег в 55 тысяч результат для накладок отменный. И было похвалил немцев, но взглянул на диски и забрал слова обратно. Диски оказались напрочь изношенными, то есть негодными. Кто рассчитывал эти тормоза? Ведь всякий раз менять колодки вместе с дисками разорительно! Кинулся к задним тормозам там картина не менее удручающая. Значит, пора готовить кругленькую сумму для запчастей и основательно заняться тормозами. Обзвонив за два часа все фирменные станции техобслуживания и магазины, нашел самые дешевые детали системы в "Совинтеравтосервисе". Комплект обошелся в 553 марки: передние диски 216, задние 112, колодки соответственно 140 и 85. Работа своими силами заняла четыре часа. Все встало на место и хорошо работало, осталось только поставить колеса и в путь. Но не тут-то было. Один из болтов заднего колеса никак не хотел заворачиваться. Не лезет и все! Снял колесо и будто в родное болото окунулся. Надули, как колхозника с чеками "Урожай", всучив вместо ступицы заготовку. В отверстии под болт нет резьбы! Мне и в голову не пришло проверять изделие известной фирмы "Ай-Ти-Ти" (ITT) перед сборкой на соответствие нормам.
Закрепив колесо четырьмя (из пяти положенных) болтами, потихоньку поехал за сатисфакцией в "Совинтеравтосервис". Там предложили заменить полуфабрикат. Спасибо, конечно, но мне показалось проще нарезать резьбу, чем еще раз самому снимать-разбирать.
Помучился я и с колесными дисками. С низкопрофильными шинами они идеальны для немецких автобанов, но совсем "не держат удар" мнутся на наших дорогах и поэтому требуют особого внимания. Родные легкосплавные диски ББС (BBS) по 425 долларов за штуку из круглых сегодня превратились в фигуры произвольной формы.
Купил итальянские "Поларис" (OZ Polaris) по 212 долларов. Оказались еще хуже и чуть тяжелее. Следующие стальные (они дешевле по 170 марок) погибли быстрее предыдущих. Кстати, на Петровско- Разумовском рынке в Москве есть мастерская, где правят любые по 80 рублей за вмятину. Прочность диска снижается, поэтому таким ремонтом не злоупотреблял, но деньги экономил. Впрочем, это общая беда колес с низкопрофильными шинами в России, но на "Пассат" другие не поставишь. 15-дюймовые покрышки с высотой профиля более 55% задевают за детали подвески. Хотел было установить 14-дюймовые колеса с высокой резиной, но выяснил: в них не поместятся тормозные механизмы. Такова плата за комфорт и скорость.
Из испытанных мною шин предпочтительнее "Данлоп-Спорт-2000" (Danlop-Sport-2000), только давление в них для сохранности дисков лучше держать повыше 33,2 кгс/см2. Стояли на моем "Фольксвагене" финские "Нокия-Мовенца" (Nokia-Movenza) по 160 долларов. В них я разочарован: цеплялись за дорогу так себе, а лысыми стали всего за 30 тыс. км. Маловато. "Гудьир Игл" (Good Year Eagle) показались слишком мягкими не успевал с ними диски править. Зимой попробовал найти зимние шины с шипами безрезультатно. На мою машину нигде таких не было. Пришлось купить обычные, M+S "Мишлен ХМ+S330" по 190 долларов. Оказались вполне приемлемыми для заснеженных и ледяных дорог.

Неисправный дополнительный насос системы
охлаждения постепенно отбирал здоровье
у двигателя.

И последний штрих к портрету. Шумоизоляционная обивка капота перетерла трубки омывателя стекла и взялась за шланги кондиционера. Хорошо, что вовремя заметил и закрепил их пониже, иначе ремонт на сервисе влетел бы в копеечку.
Когда составил дефектную ведомость своего "Пассата" и еще раз вспомнил о всех неисправностях автомобиля, пришел к выводу: разговоры о непревзойденном немецком качестве к моему автомобилю, мягко говоря, отношения не имеют. А каковы затраты? Без учета стоимости шин и бензина "Пассат" за три года (60 тыс. км) вытянул из моего бюджета $2300! А если бы еще и ремонтировал на сервисе, то сумма приравнялась к цене "Жигулей".
Полагаю, в будущем меня еще ждут сюрпризы, но, надеюсь, не страшные мотор не застучит, коробка передач не развалится. А с "мелочовкой", вроде подшипников, справлюсь к этому уже готов.

Владимир КАРЕТНЫЙ

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

Моя история: почему я стал представителем Тинькофф и как это изменило жизнь на виси.ру.