Четвертое поколение "Фольксвагена-Гольф" дебютировало осенью 1997 года во Франкфурте. Пятидверный хэтчбек был запущен в серию в сентябре, а в нынешнем году должен пойти с конвейера и автомобиль с трехдверным кузовом. Пять комплектаций: "базис", "трендлайн", "комфортлайн", "хайлайн" и GTI. Гамма двигателей включает бензиновые рабочим объемом 1,4; 1,6; 1,8 (с турбонаддувом и без) и 2,3 л или три варианта (в том числе два турбонаддувных) 1,9- литрового дизеля. Коробка передач - пятиступенчатая механическая или четырехступенчатая автоматическая (только с двигателями 1,6; 1,8; 2,3; 1,9 ТDI).
КАНОНИЗИРОВАН ПРИ ЖИЗНИ
Крупный успех появившегося летом 1974 года "Фольксвагена-Гольф" открыл новый этап конкуренции в классе компактных автомобилей. По имени лидера их стали почти официально именовать "гольф-классом". В 1983 году увидел свет "Гольф II", подтвердив претензии марки на законодательство в классе. Восемь лет спустя, в 1991-м, дебютировал "Гольф III" - и тоже был принят "на ура", став бестселлером. А всего за 23 года выпущено более 17 миллионов "гольфов" трех поколений. В 1995 и 1996 гг. "Фольксваген-Гольф III" - лидер по числу продаж в Европе. В 1997 году вперед вырвался "ФИАТ-Пунто". Но в Вольфсбурге были к этому готовы: "Король умер! Да здравствует король!" Да здравствует "Фольксваген-Гольф IV"! Только в первые дни после премьеры было принято более 60 тысяч заказов, так что спрос опережает предложение. Четыре завода - в Вольфсбурге, Брюсселе, Мозеле и Братиславе - будут выпускать около миллиона машин в год. А ведь "вагеновские" производства, которые пока делают "третью" модель, есть еще в Мексике, странах Азии, Южной Африке...
По традиции следом за хэтчбеком появится седан "Венто", универсал "Вариант", однообъемник "Футура", а также, вероятно, кабриолет и новое купе.
Ограничив число базовых платформ, концерн создал "Гольф IV" на той же платформе "А", что "Ауди-А3" и "Шкода-Октавия"; чуть позже на ней построят новый "СЕАТ-Толедо". Унифицированы и другие элементы, включая детали интерьера. Все это позволило подросшему по сравнению с предыдущей моделью "Гольфу" стоить примерно на 3 тыс. марок дешевле ее. Тем не менее - если 20 лет назад среднестатистический немецкий рабочий мог купить "Гольф I" за 6,4 месячной зарплаты, за "Гольф IV" ему придется заплатить уже 10,2.
Аккумулятор (справа) - в теплоизолирующем чехле, а уровень масла можно проверять даже в белой рубашке.
На нашем тесте побывал автомобиль с 1,6-литровым мотором в исполнении "комфортлайн". Первый взгляд на новую машину рождает ощущение, что она более уверенно стоит на земле. Это не случайно: на 36 мм выросла колесная база, на 33 и 34 мм - колея спереди и сзади. Но главное - больше стали колеса: теперь вместо привычных 175/70R13 устанавливают, как минимум, 175/80R14. Для наших колдобин 80-процентный профиль - то, что надо.
Вызывает уважение качество сборки кузова - равномерными зазорами в 3,5 мм может похвастать не каждая машина более высокого класса. Передние дверные проемы ощутимо стеснены выступающими боковинами панели приборов, задний же проем сильно поджат колесной аркой. Багажный отсек сумели сделать без выступающих внутрь арок, почти правильной кубической формы, разместив пружины подвески под полом.
Длину колонки и высоту расположения руля регулировать удобно, однако даже в верхнем положении он едва не касается ног водителя. Педали - на разной высоте, из-за этого делаешь лишнее движение при переносе ноги с акселератора на тормоз. Сцепление "хватает" почти в самом конце хода, заставляя поначалу усомниться, включена ли передача. Рычаг переключения удобно расположен, но ходы его великоваты, а четко выраженной фиксации нет. Возможно, поэтому вместо первой передачи иногда включаешь третью. Ночью салон "Гольфа" напоминает кабину самолета - множество красных огоньков разбросано и впереди, и слева на двери, и на центральной консоли, и даже на дверях пассажиров. На панели приборов - голубые шкалы и алые стрелки, притягивающие взгляд.
Подключение звукового сигнала через зажигание (так сделано на "Гольфе"), встречается не часто. Вопрос создателям "Гольфа": зачем? Чтобы оставленные в машине дети не баловались и не пугали прохожих? Допустим. Ну а как из припаркованной машины подать сигнал опасно маневрирующему грузовику?
Самый нижний элемент конструкции - рычаг задней подвески: он расположен всего в 130 мм от дорожного покрытия.
Кстати, замок зажигания расположен так, что вынуждает водителя наклониться вправо вперед. А чтобы повернуть ключ, нужно до упора вывернуть кисть руки.
Обзор из нового "Гольфа" неплох, но имеет свои особенности. Традиционно массивные задние стойки и подголовники второго ряда заставляют чаще поглядывать в наружные зеркала. На поворот ключа 1,6-литровый мотор отзывается слегка жестковатым "дизельным" звуком. Чуть менее острое, чем у предшественника, рулевое управление с гидроусилителем переменной производительности, максимально "легкое" при парковке, заметно "тяжелеет" с ростом скорости, обеспечивая хорошее реактивное действие. При быстром маневрировании - например, скоростном прохождении "змейки", наблюдается весьма опасный эффект: при вывернутых колесах руль "закусывает". То есть, чтобы вернуть его в среднее положение, нужно приложить большее усилие, чем то, с которым входили в поворот. Водитель не ожидает резкого увеличения сопротивления - из-за этого его руки просто срываются с рулевого колеса и машина на какое-то мгновение становится неуправляемой. Вероятно, в этом повинны высокопрофильные колеса, обладающие большим боковым уводом.
Дефекты дорожного покрытия ощущаются на руле достаточно отчетливо, а более крупные волны в повороте приводят к рысканью и "переставке" машины на больший радиус. В значительной мере это объясняется неэнергоемкой подвеской, которая на пустом автомобиле сзади иногда постукивает, вывешиваясь до упора. При полной загрузке она склонна к "пробоям", а сама машина - к продольной раскачке. На хорошем, ровном покрытии "Гольф" ведет себя вполне пристойно. Мотор имеет прекрасные "низы" и уверенно принимает нагрузку уже на самых низких оборотах. Большой крутящий момент позволяет разгоняться от 40 км/ч уже на пятой передаче. Хороши на "Гольфе" тормоза - четкие, информативные, с легко дозируемым замедлением. И что замечательно - АБС нисколько не снижает их эффективность, как часто бывает на других машинах: до блокировки колес еще тормозить и тормозить, а они уже вовсю "хрюкают", "выдергивая" педаль из-под ноги. Здесь - колеса уже начинают повизгивать, грозя сорваться в юз, и только тогда ощущается характерная дрожь на педали тормоза: ни мгновением раньше, ни мгновением позже. Омыватель ветрового стекла выдает не пару привычных струек, а сеет "мелким дождичком". Плохо, что на скоростях "под сотню" весь этот "душ" потоком воздуха прижимается к нижней части стекла, оставляя верх сухим.
Новый "Гольф" просторнее предшественника, тем не менее пятиместным его можно считать лишь с той оговоркой, что средний рост и вес пяти пассажиров не должны превышать 180 см и 80 кг соответственно. Два человека сзади разместятся, хотя их колени упрутся-таки в спинки передних сидений. Втроем здесь просто тесно, особенно в плечах. Если же передний пассажир габаритов "серьезных" или просто отодвинулся назад до упора, то заднему придется туго - ни дохнуть, ни: чихнуть.
Салон выглядит "не по чину" богато. Видна проработанность мелочей: резиновые корытца во всех ящичках и карманах, микролифты плавно возвращают на место ручки над дверями, выключатели электростеклоподъемников подсвечены. Однако кое-что вызывает досаду: чуть поскрипывает передняя панель, погромыхивает что-то в районе задних дверей.
1,6-литровый "Гольф" потребляет неэтилированный "91-й" бензин. Лючок бензобака открывается из салона кнопкой, а вот каким боком навесить на него пробку со специальной прорезью - догадаешься не сразу. Блок плавких предохранителей расположен в левом торце передней панели и доступен только при открытой двери. Блок силовых предохранителей стоит и на аккумуляторной батарее. Под полом багажника - полноразмерное запасное колесо, домкрат и несколько ключей. В арках колес установлены пластиковые подкрылки, передняя часть моторного отсека прикрыта снизу пластмассовым экраном, но только от брызг. Поэтому низко расположенный алюминиевый картер двигателя придется защищать дополнительно.
Официальные поставки нового "Гольфа" в Россию ожидаются с весны 1998 года, стоить он будет 20-25 тыс. долларов.
Журнал "Ауто, мотор унд шпорт" (ФРГ) выставил новому "Гольфу" общую "четверку", похвалив за хорошие тормоза, привлекательную цену, 12-летнюю гарантию на отлично изготовленный кузов, функциональный дизайн, невысокий уровень шума, эффективную вентиляцию, приемлемую энергоемкость подвески, легкое сцепление, уверенное поведение в повороте, точное управление и насыщенность средствами безопасности. Не понравились же высокий расход топлива, всего один год общей гарантии, неудобная регулировка передних сидений, реакция машины на грубые неровности, жесткость подвески при неполной загрузке, наружные зеркала неодинакового размера, склонные к загрязнению.
Замечания журналистов "Ауто цайтунг" отличались лишь в мелочах. Они отметили удовольствие от вождения, удобство обслуживания, большой список дополнительного оборудования, высокий потолок. Качество же изготовления было названо "выдающимся". Среди недостатков - ограниченное пространство для ног задних пассажиров, скудость базовой комплектации, плохой обзор назад, относительно маленький багажник. А вот к оценке топливной экономичности здесь подошли серьезно: два дизельных "Гольфа", "третий" и "четвертый" были отправлены в пробег протяженностью 7238 км из Кельна до мыса Нордкап и обратно. В итоге "старый" "Гольф" расходовал в среднем 5,96 л/100 км, а "новый" - 6,26 л/100 км. Так что претензии к экономичности нового автомобиля небеспочвенны.
Вердикт "Ауто Штрассен феркер" - комфорт среднего класса в компактной форме. А английский еженедельник "Отокар" даже назвал свой материал о новом "Гольфе" - "Король из Вольфсбурга".
Гарантия на кузов от коррозии - 12 лет.
Общая гарантия - 1 год без ограничения пробега.
Периодичность ТО - 15 тыс. км или 12 месяцев (10 тыс. км - для дизеля; 7,5 тыс. км - для турбодизеля).
Количество сервисных станций: в Москве - 5, в России - 9, в СНГ - 16.
Стоимость нормо-часа (в Москве) - 70-120 DM
+ Высокое качество изготовления и окраски, двенадцатилетняя гарантия от коррозии, высокий уровень оснащенности средствами пассивной безопасности.
- Небольшой дорожный просвет, сильно выступающие в дверные проемы боковины передней панели и арки задних колес, острые верхние кромки дверей.
+ Удобное сиденье с четкой регулировкой по высоте, наличие регулировки руля по высоте и длине колонки, обилие
дополнительных сервисных функций, хорошо читаемая панель приборов.
- Неудобная регулировка угла наклона спинки, неодинаковая высота расположения педалей, подключение звукового
сигнала через замок зажигания, ограниченный обзор назад через внутреннее зеркало.
+ Удовольствие от вождения, отличный эластичный мотор, хорошие тормоза и АБС.
- "Закусывание" рулевого управления, вывешивание заднего колеса в повороте, нечеткое переключение передач.
+ Высокий потолок, отличное качество отделки салона, высокоэффективная вентиляция с противопылевым фильтром,
обширный список дополнительного оборудования.
- Тесный сзади салон, неэнергоемкая подвеска, подключение электростеклоподъемников через замок зажигания.
+ "91-й" бензин, большие высокопрофильные колеса, некритичные к качеству дорожного покрытия, полноразмерное
запасное колесо, хорошая обеспеченность сервисом.
- Недопустимость заправки этилированным бензином, отсутствие защиты под моторным отсеком.
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1096 кг; полная масса - 1650 кг; максимальная скорость - 188 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 10,9 с; расход топлива в условных загородном и городском циклах - 5,9; 10,5 л/100 км; запас топлива - 55 л; топливо - неэтилированный бензин АИ-91; радиус поворота - 5,4 м.
Двигатель: рядный четырехцилиндровый, с распределенным электронным впрыском, два клапана на цилиндр, расположен спереди поперечно; рабочий объем - 1595 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 81,0х77,4 мм; степень сжатия - 10,3; мощность - 74 кВт/100 л. с. при 5600 об/мин; максимальный крутящий момент - 145 Н.м при 3800 об/мин. Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,45; II - 1,94; III - 1,29; IV - 0,97; V - 0,81; з. х. - 3,17; главная передача - 4,47. Подвеска: передняя - независимая типа "Мак-Ферсон", со стабилизатором поперечной устойчивости, собрана на подрамнике; задняя - полунезависимая, с упругой поперечной балкой. Тормоза: дисковые с вакуумным усилителем и АБС, передние - вентилируемые. Рулевое управление: реечное с гидроусилителем переменной производительности. Размер шин: 175/80R14.
"Фольксваген-Гольф IV" - компактный, но "мускулистый" автомобиль, достаточно легко переносящий дефекты дорожного покрытия (но не более того). Машина для неплохо зарабатывающего, энергичного, вероятно, молодого человека, любящего при случае ездить в активном стиле, но не мнящего себя чемпионом, не обремененного большой семьей и хозяйственными заботами.
Ю.Нечетов
Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.
Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.