Гольфстрим

Владимир Князьков
PICTURE 1
Всем, казалось, был хорош бивший все рекорды популярности Volkswagen Beetle - модель продержалась на конвейере без малого полвека, "переплюнув" по количеству выпущенных экземпляров даже знаменитый Ford T. Но к началу 60-х, несмотря на все модернизации, спрос на нее стал катастрофически падать. Со всей остротой встал вопрос о замене. С чисто немецкой педантичностью был разработан жесткий график, по которому на все про все - от принятия решения до начала серийного производства - отводилось ровно 200 недель.

Вложив в разработку новой модели DM230 млн, Volkswagen представил ее миру в мае 1974 года. Автомобиль получил имя Golf (по названию омывающего пол-Европы теплого океанического течения - а вовсе не известной игры для богатых, как многие полагают).

PICTURE 2
Ответственный за легко запоминающуюся внешность модели - маэстро Джорджетто Джуджаро. Тут не обошлось без "скандала в благородном семействе". Руководство концерна сочло необходимым внести ряд изменений в итальянский проект, причем сделано это было силами собственных дизайнеров. Увидев свою работу, "отредактированную" немцами, Джуджаро пришел в ужас и предъявил ультиматум: или его проект принимается безоговорочно, или не принимается вовсе.

Дело приняло серьезный оборот, и в конце концов Volkswagen капитулировал. Правда, все же протащив кое-какие незначительные поправки. В частности, была изменена форма капота, имевшего первоначально слишком сильный наклон, а прямоугольные фары уступили место привычным в то время круглым.

От своего предшественника Golf унаследовал только количество мест в салоне и колесную базу (2400 мм). Силовой агрегат изменился полностью - снабженный водяным охлаждением четырехцилиндровый двигатель конструкторы разместили над передним ведущим мостом, да еще и поперечно. Такая компоновка повергла в шок добрую половину Вольфсбурга. Первоначально автомобиль комплектовался двумя вариантами двигателя - объемами 1,1 (50 л.с.) и 1,5 л (70 л.с.). Причем для лучшей развесовки более слабый и легкий мотор наклонили на 15 градусов вперед, а более тяжелый - на тот же угол назад.

Помимо стандартной механической коробки машина оснащалась "автоматом" (за отдельную плату). Подвеска всех колес - независимая, спереди - типа MacPherson, сзади - рычажная. Система гидропривода тормозов (передние - дисковые, задние - барабанные) состояла из двух контуров, каждый из которых работал на два расположенных по диагонали колеса: правое переднее - левое заднее и левое переднее - правое заднее. Усилителем тормозов комплектовались только автомобили с 70-сильными двигателями. В целях облегчения поиска дефектов электропроводка автомобиля включала в себя многоштыревой разъем для подключения к диагностической аппаратуре.

Кузов первого Golf - несущий, трех- или пятидверный хэтчбэк, пассажирский салон занимал 87% объема. Помимо стандартного оборудования выпускавшийся в двух исполнениях (базовое и "люкс") Golf имел большой набор опций, включавший сдвижной люк в крыше, колеса с литыми дисками и низкопрофильными шинами, запирающуюся пробку бензобака, "дворник" и омыватель заднего стекла, более мощные генератор и аккумулятор. Автомобиль оказался в меру прожорливым - расход топлива не превышал 8,6 л/100 км, и достаточно динамичным - максимальная скорость составляла 149 км/час, а разгон с места до 90 км/час занимал 13,2 сек.

Компактный, надежный и экономичный Golf моментально завоевал признание покупателей, его расхватывали, как горячие пирожки - первый миллион разошелся за три года. Правда, некоторые нарекания вызывало заднее сиденье - из-за тесноты. Автомобиль считался пятиместным, тем не менее третий задний пассажир был явно лишним, да и места для ног было маловато. Но часто ли можно увидеть загруженную "под завязку" машину на дорогах Европы или США? (Последняя страна - основной для Volkswagen экспортный рынок.) Кстати, специально для Северной Америки подготовили версию Golf с усиленными бамперами и сдвоенными фарами, продававшуюся там под именем Rabbit. А вариант Golf, выпущенный несколькими годами позже мексиканским филиалом компании, получил название Caribe.

Казалось бы - живи и радуйся, чего еще желать? Но тут грянул нефтяной кризис со всеми его характерными "сюрпризами" вроде введения лимита скорости, запрета на воскресные поездки и сумасшедшими ценами на бензин. В этой ситуации о разработке каких-либо "заряженных" вариантов модели нечего было и заикаться. И руководство концерна об этом не заикалось, пока один "несознательный" инженер испытательного центра не продемонстрировал "горячую" версию Golf, собранную им тайком в собственном гараже. Автомобиль вызвал неподдельный восторг у всех, кто имел возможность познакомиться с ним поближе. Неожиданно появившаяся, что называется, "снизу" разработка нашла-таки поддержку на самом "верху". Проекту был дан зеленый свет - и осенью 1975 г. посетители Франкфуртского салона увидели Golf GTi, в производство он пошел годом позже.

Увеличенный до 1,6 л объем двигателя, новая головка блока и механическая система впрыска Bosch K-Jetronic подняли мощность до 110 л.с., что при массе машины менее 900 кг позволяло разгонять ее до 182 км/час, а сотню с места набирать за 9,2 сек. Соответственно пришлось усилить подвеску. Внешне же Golf GTi отличали черные рамки окон, расширенные пластиковыми накладками колесные арки, спортивные сиденья и руль, ну и еще ряд других мелочей.

Первоначально предполагалось выпустить модель GTi лишь небольшой серией, в 5000 экземпляров. Кто же мог предположить, что именно ей суждено стать одним из наиболее популярных членов многочисленного семейства Golf? В 1976 г. появился вариант Golf Diesel с 50-сильным 1,5 л турбодизелем. В 1979 г. в Женеве дебютировала очередная новинка. Это был Golf-кабриолет со складным мягким верхом и интегрированной в кузов дугой безопасности. Помимо своего основного назначения последняя несла направляющие подъемных стекол, кроме того, на ней располагались точки крепления ремней безопасности передних сидений. Кузов кабриолета выпускался известным ателье Karmann из Оснабрюка, прославившимся еще своими кабриолетами на шасси старого "Жука".

PICTURE 3
К началу 80-х мир оправился от последствий нефтяного кризиса - и двигатель "подрос" до 1,8 л, получив при этом 4 клапана на цилиндр и транзисторную систему зажигания. Теперь он мог развивать 112 л.с.

Golf первого поколения выпускался до 1983 г. За это время было изготовлено без малого 6,8 млн машин всех модификаций. Golf-кабриолет пережил базовую модель на целых десять лет - его производство продолжалось до 1993 года.

Второе "издание" Golf появилось в августе 1983 г. Основные черты предшественника были сохранены, при этом база увеличилась на 75 мм, длина - на 300, а ширина - на 55. Вырос объем багажника, просторнее стало в салоне - пассажиры задних сидений чувствовали себя более комфортно. Наиболее заметные внешние отличия - передний спойлер и большая площадь остекления. Результатом интенсивных продувок в аэродинамической трубе стала более совершенная форма кузова и, соответственно, снижение коэффициента воздушного сопротивления до 0,34 - против 0,42 у прежней модели. Предлагался большой набор бензиновых и дизельных двигателей от 1,1 до 1,8 л мощностью от 50 до 90 л.с., соответственно. Коробки передач - 4-, 5-ступенчатые механические и "автомат".

Второе поколение Golf оказалось еще более щедрым на модификации. Уже через год после премьеры появились "заряженный" GTi и трехобъемный седан Jetta. А в 1986 г. в продажу поступила полноприводная модель Syncro с вязкостной муфтой. 1989 г. был отмечен выпуском еще одного полноприводного Golf, им стал рамный Country. В 1985 году на машину начали устанавливать новые 16-клапанные двигатели и каталитические нейтрализаторы выхлопных газов.

Именно Golf второго поколения завоевал главенствующее положение на рынке в своем классе (т.н. малом среднем), благодаря чему последний получил полуофициальное наименование "Golf-класс". Это ли не свидетельство абсолютного лидерства?

Спрос на машину оказался так велик, что мощности завода в Вольфсбурге стало не хватать, и с 1 мая 1987 года Golf II начали производить еще и в Брюсселе. О популярности автомобиля косвенно говорит тот факт, что в Германии был учрежден национальный чемпионат из серии кольцевых гонок, к участию в которых допускались только Golf GTi в спортивной версии. А в 1986 году швед Кеннет Эрикссон выиграл на GTi чемпионат мира по ралли в группе А для специально подготовленных серийных автомобилей.

До 1991 года, когда было прекращено производство Golf II, выпустили более 6,3 млн экземпляров этой модели, из которых более миллиона пришлось на версию GTi.

Дебют третьего поколения Golf состоялся в августе 1991 года. Особого внимания заслуживают высочайшая степень автоматизации производства и количество заводов, на которых выпускалась модель. Причем некоторые из них были абсолютно новыми: речь шла о производстве ни много ни мало 5,5-6 тыс. машин в сутки. Из DM2,7 млрд инвестиций лишь DM700 млн затратили на разработку автомобиля, остальное пошло на модернизацию предприятий.

PICTURE 5
В силу целого ряда причин (улучшение формы кривой крутящего момента, сокращение вредных выбросов, повышение долговечности, унификация моторов различных моделей) компания пошла на увеличение литража двигателей для нового семейства Golf. В гамму вошли семь бензиновых (60-190 л.с.), включая 16-клапанные и две "узкие" V-образные шестерки с углом развала всего 15 градусов, а также 3 дизельных - два атмосферных (64 и 75 л.с.) и один турбированный (90 л.с.). Все бензиновые моторы комплектовались нейтрализаторами. Самый "скромный" двигатель имел объем 1,4 л, а самый мощный - 2,8 л (с таким автомобиль развивал скорость 225 км/час, а "сотню" набирал с места за 7,6 сек.). Наиболее мощные версии получили четырехступенчатую автоматическую трансмиссию с электрогидроприводом, снабженную двумя программами - для экономичного и спортивного стилей вождения, а также дисковые тормоза на всех колесах (передние - вентилируемые). Все машины комплектовались сервоусилителями руля и тормозов.
PICTURE 6
Заметно изменившийся кузов со слегка "раскосыми", овальной формы, фарами сохранил в то же время характерные для прежних моделей черты и вновь увеличился в размерах. Особое внимание разработчики уделили безопасности - появились легкосминаемые при ударе объемы, усиленный каркас, встроенные в дверцы усилители. Все это повлекло за собой увеличение массы на 60-80 кг, что, однако, не привело к росту расхода топлива - благодаря увеличению КПД двигателей и снижению на 10% коэффициента аэродинамического сопротивления.

Повысили пассивную безопасность - на Golf III имелись деформируемая на 170 мм рулевая колонка, воздушные подушки для водителя и переднего пассажира, стальные спинки задних сидений, покрытый пенопластом приборный щиток. Эффективность антикоррозионного покрытия кузова позволяла компании давать 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии. В набор дополнительного оборудования входили система АБС, колеса с легкосплавными дисками, электропривод регулировки угла наклона спинок сидений, электроподогрев сидений, централизованное управление замками, кондиционер, электрорегулировка положения наружных зеркал, сотовый телефон, система предварительного прогрева двигателя в холодное время и многое другое.

Гамма кузовов включала уже знакомые хэтчбэки, кабриолет, седан с новым именем Vento. Впервые появился универсал - Golf Variant. Кузов его был на 320 мм длиннее седана. При откинутой спинке задних сидений объем его багажного отделения достигал 1425 л. Новый кабриолет внешне не слишком сильно отличался от своего предшественника. Складной тент (управляться с ним было не сложнее, чем с зонтиком) имел заднее окно с обогревом. Для любителей поиграть с кнопками монтировался тщательно замаскированный механизм электропривода. Этот вариант автомобиля был и остается невероятно популярным в США, где он стал поистине культовой машиной.

В качестве эксперимента компания в 1993 году предложила версию Golf Ecomatic, у которой не было... педали сцепления. Стоило снять ногу с педали газа - двигатель глох, поставишь снова - двигатель начинал работать. Секреты этой системы не раскрывались, известно лишь, что ее основу составляло электронное управление сцеплением. Плюсы - снижение выбросов и шумности при кратковременных остановках (например, у светофора) и уменьшение расхода топлива. Автомобиль предназначался для эксплуатации в качестве служебного.

За свою сравнительно короткую, но бурную жизнь Golf III разошелся в количестве 4,8 млн экземпляров. Производство прекратилось в 1997 году.

PICTURE 7
Свято место пусто не бывает - четвертое поколение Golf не заставило себя долго ждать. Премьера традиционно состоялась на Франкфуртском автосалоне, в 1997 г. - при огромном стечении народа. Обставлено это событие было с невероятной помпой, перед публикой предстали, заняв целый павильон, аж 50 "новичков", сработанных во всех мыслимых модификациях и вариантах исполнения. Оценки, как водится, разделились. Кто-то не скрывал своего восхищения, кто-то, не стесняясь, ругал новое детище Volkswagen на чем свет стоит. Как бы то ни было, и те, и другие уже через пару-тройку недель дружно бросились к ближайшему дилеру и выстроились в очередь за машиной.

Нет смысла описывать Golf IV - год-полтора назад совместными усилиями российских автомобильных изданий (в том числе и "Моторa" - см. #12, 1997 г.) он был буквально разобран по винтику. Отметим лишь, что от своего прародителя четвертьвековой давности новый Golf отличается, как праздничный пирог от буханки черного хлеба. Причем преемственность стиля, безусловно, имеет место. Внешность автомобиля с самого начала оказалась настолько удачной, что подвергать ее кардинальным изменениям было бы недальновидно.

Четверть века и без малого 20 миллионов экземпляров - не предел. Конца "гольфомании" не видно - по обе стороны Атлантики. Golf был, есть и, по всей вероятности, еще долго будет образцом оптимального соотношения цены, качества и надежности. Заметим здесь, что этот автомобиль стал единственным удостоившимся чести быть увековеченным в граните. Необычную акцию приурочили к проходившему некогда в Австрии слету фанатов модели GTi. Из Швеции доставили 40-тонный гранитный "камушек" и высекли из него копию Golf GTi в натуральную величину. Каменный Golf установили на постамент, а выступивший по этому случаю с речью шеф концерна Volkswagen Карл Ханн провозгласил 1000-летнюю гарантию от коррозии.

(c) Motor


©1997-2000 ЗАО Мотор Пресс

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.