“ТАКОЙ“ЖУК” НАМ НЕ НУЖЕН!” Англичане могли в 1946 году перевезти завод “Фольксваген” на свой остров. Рассекреченные материалы разведки объясняют, почему этого не произошло.

Решение подкомитета “Интеллидженс сервис” (British Intelligence Objektives Sub-Committee – B.I.O.S) было по-военному кратким и безапелляционным: “Данный автомобиль нельзя рекомендовать как пример первоклассной современной конструкции, подлежащий копированию британской промышленностью”. Так в 1947-м оценили “Жук”, позднее – всемирный бестселлер, выпущенный более чем 20-миллионным “тиражом”! Полистаем ставшие доступными пожелтевшие страницы рассекреченного документа разведки, чтобы узнать, почему же англичане не захотели демонтировать завод в Вольфсбурге и перевезти его на родную землю, имея на то полное право победителей.

Итак, по заданию B.I.O.S несколько избранных фирм (дочернее предприятие “Форда”, а также “Хамбер” и “Солекс”) разобрали “по косточкам” трофейные экземпляры “Жука”, чтобы сделать заключение о пригодности автомобиля к езде по лондонским улицам и валлийским проселкам. И чем глубже они знакомились с “Фольксвагеном”, тем большие сомнения отражались на лицах экспертов. “Двигатель автомобиля слишком шумный и работает неровно, его мощность не впечатляет. Тормоза слабы, в поворотах проявляется тенденция к избыточной поворачиваемости… Жесткая подвеска оставляет плохое впечатление как на ровной, так и на ухабистой дорогах и не дает пассажирам ощущения комфорта…”. В полное недоумение поверг специалистов багажник под капотом, там, “где у нормального автомобиля должен быть двигатель”. Неужели в “Жуке” не нашли ничего положительного? Ну почему же. Пожалуйста: “Прогрессивной следует признать независимую подвеску всех колес и малый расход топлива”. И вот уже мы подходим к окончательному вердикту: “Как автомобиль для вооруженных сил несомненно приемлем”. Представить себе за рулем “Фольксвагена” мирного английского джентльмена в подкомитете не смогли… “В конце концов, автомобиль выглядит просто отвратительно!” – была последняя фраза отчета.

Именно такой “Жук” – полноприводный, модели 877 хотели использовать в британской армии. Когда проект похоронили, образец стал служебной машиной А. Хирста, а ныне хранится в музее фирмы. Внутризаводским транспортом в Вольфсбурге долгие годы (начиная с расчистки завалов после бомбежек) служили платформы с агрегатами “Жука”. Их строили вплоть до 70-х годов.
Этот кабриолет модели 15А получил номера 30 октября 1949 года и верой-правдой служил хозяину до 1977-го. Затем им владел продавец олдтаймеров О. Вайманн, который в 1984-м передал машину в музей фирмы. Кабриолетов на базе “Жука” выпущено свыше 330 тыс. шт. Тип 18А: полицейских машин с бездверным кузовом построено 482; в дальнейшем их оборудовали дверями. Этот образец до 1981 года принадлежал Э. Краузе, главе отделения “Фольксваген-Интерамерикана”, а с 1983-го – в музее фирмы.
Англичане отказались от “Фольксвагена” – зато в Ирландии в 1950 году появился его первый сборочный завод за пределами Германии. Здесь наряду с легковым “Жуком” собирали из комплектов “Транспортер” первого поколения, а также модель VW-1500. На гоночном “Фольксвагене” в 1949–1950 гг. Петермакс Мюллер установил 22 национальных и международных рекорда. В заезде на 10 000 км машина показала среднюю скорость 126 км/ч. Мотор был форсирован с 18 до 40 кВт (с 25 до 54 л.с.).

Заводу в Вольфсбурге, в конечном счете, повезло: окажись он на несколько километров восточнее – его постигла бы судьба предприятий “Хорьха” и “Ауди” в Цвиккау, демонтированных в августе 1945-го. Или “Жук” разделил бы участь грузовика “Опель-Блиц”, чье оборудование для производства было увезено из Бранденбурга и навсегда затерялось на бескрайних просторах Сибири.

Немцы, однако, верили в свою “народную мечту” и не ошиблись. Тем более что победители с туманного острова решили все-таки возродить в Вольфсбурге производство гражданских автомобилей. За дело взялся 29-летний майор Айвон Хирст (на фото слева он за рулем “юбиляра”), и сегодня мы можем судить, насколько талантливым менеджером он оказался. Так что своим вторым рождением 8 октября 1949 года, когда управление концерном было передано немецкому правительству, “Фольксваген” обязан англичанам. (Сам Хирст умер совсем недавно, весной 2000-го; ему было 84 года.) Один из бывших руководителей концерна Карл Хан как-то заметил: “Фау-Вэ” – самая успешная автомобильная фирма, когда-либо основанная… британцами”. Кто бы спорил: по иронии судьбы нынешний супергигант мировой автоиндустрии “Фольксваген” по-отечески заботится о предметах гордости англичан – “Роллс-Ройсе” и “Бентли”.

Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

стеклопакеты деревянные окна цены