Иллюстрации Volkswagen
Старый конь борозды не испортит — он ложится в нее и спит, тормозя весь «производственный процесс». Практически все автопроизводители хоть когда-нибудь, да попадали в такую ситуацию из-за несвоевременного обновления модельного ряда. Выход из кризиса обычно был долог и болезненен, а иногда застой и вовсе приводил к летальному исходу. Но случалось и так, что после интенсивной терапии и даже без «живодерни» для заслуженного ветерана, фирма начинала «пахать» лучше прежнего.
В начале 70-х Volkswagen оказался в подобном сложном положении, причем исключительно из-за собственной недальновидности. К тому времени уже стало ясно, что будущее — за передним приводом, однако в Вольфс-бурге с упорством, достойным лучшего применения, продолжали тиражировать заднемоторную схему. Правда, после приобретения в 1969 г. NSU на рынке появился переднеприводный седан K-70, сделанный на базе революционного роторного Ro-80 (с традиционными 1,6- или 1,8-литровыми двигателями), но он в производственной программе отнюдь не доминировал. Как, впрочем, и дебютировавший несколько позже Passat, не говоря уж о спортивном Sciroco — в среднем классе марке еще только предстояло самоутвердиться. В результате этой непродуманной политики в 73-м на складах скопилось почти 280 000 машин, и львиную долю «неликвидов» составляли «Жуки», не способные конкурировать с более «продвинутыми» моделями вроде Fiat 127 или Renault 5.
Тем не менее положение было отнюдь не безнадежным. Во-первых, легендарное детище Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche) оставалось востребованным в странах третьего мира, и его производство успешно продолжалось на филиалах в Австралии, Индонезии, Бразилии и Мексике (последний завод функционирует и поныне). А во-вторых, немцы оказались никакими не «упертыми», просто феноменальная популярность «Жука» несколько притупила их маркетинговое чутье — и на старуху бывает проруха. Пусть с некоторым отрывом от главных соперников, Volkswagen все же создал принципиально новый вариант «народного автомобиля», да какой — миллионный экземпляр сошел с конвейера всего через 30 месяцев после начала производства!
Концептуально модель, получившая название Golf, не была откровением, 3- и 5-дверные хетчбэки с приводом на передние колеса уже присутствовали на рынке. Но в данном случае кузов разрабатывал сам Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro), не только стилист от Бога, но и провидец — в архитектуре выпускающегося сегодня Golf IV прослеживаются черты автомобиля первого (!) поколения. Помимо привлекательного дизайна, новинка сразу же могла похвастаться и разными исполнениями, суть которых заключалась не только в числе дверей.
В простейшем случае Golf имел рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения в 1,1 л мощностью 50 л.с. при 6000 об/мин, 4-ступенчатую механическую КПП и барабанные тормоза без усилителя, но с двумя независимыми контурами. Максимальная скорость при габаритах 3705х1610х1410 мм, базе 2400 мм и снаряженной массе 750 кг достигала 140 км/ч, разгон до 100 км/ч занимал 16,5 с, а средний расход топлива составлял 8 л/100 км. С 1,6-литровым двигателем агрегатировался и «автомат», тормоза (передние дисковые) оснащались усилителем. Максимальная скорость равнялась 160 км/ч («сотня» — 12,5 с), а экономичность была лишь на 0,5 л хуже (7,5 л/100 км).
Любопытно, что для оптимизации развесовки более легкий 50-сильный двигатель наклонен на 15° вперед, а 70-сильный — на столько же назад. Разумеется, двигатели в духе времени располагались поперечно и имели расположенный в головке блока цилиндров распредвал, приводимый зубчатым ремнем. А вот что совсем «не разумеется», так это наличие штепсельного разъема для подключения диагностической аппаратуры.Да и дополнительное оборудование — сдвижной люк в крыше, литые колеса из алюминиевого сплава, «триплекс» и заднее стекло с дворником и омывателем для массовой модели было нетрадиционно. Наконец, Golf оказался не только симпатичным и современным, но и практичным — благодаря складывающейся спинке заднего сиденья, полезный объем варьировался от 320 до 572 л. Так, забросив, казалось бы, немудреный невод, Volkswagen поймал в мутной воде рыночной конъюнктуры настоящую золотую рыбку.
А «рыбку» уже поджидало новое испытание, которое та выдержала просто с блеском — в 1974 г. ОПЕК взял весь западный мир за горло, заставив считать каждый литр бензина. С соляркой было попроще, и стоила она дешевле, так что появление дизельной модификации было предопределено. Golf GTD 1976 г. с 1,6-литровым двигателем отдачей 70 л.с. при 4500 об/мин и 133 Нм при 2600 об/мин расходовал всего 4,5-6,7 л/100 км, разгонялся до 155 км/ч, набирал «сотню» за 13,5 с да еще получил новое торпедо и четырехспицевый руль взамен простеньких старых. Так сказать, «закономерная» машина с прогнозируемой отдачей, чего никак не скажешь о модификации Gti (Grand Tourisme injection), особенно в свете глобального энергетического кризиса.
Внешне Gti отличалась от базовой модели только матовой окантовкой окон, соответствующими шильдиками, спортивным рулем и сиденьями и рычагом КПП с набалдашником в виде мячика для гольфа. Особую же удаль «крутому» Golf обеспечивал 1,6-литровый двигатель от Audi 80 GTE с механическим впрыском Bosch K Jetronic мощностью 110 л.с. — при снаряженной массе в 810 кг максимальная скорость равнялась 182 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 9,2 с. Не Porsche, конечно, но ведь и цена не 30 000 марок, а всего 14 000. Уже в дебютном 1976 г. фирма реализовала 6067 Gti при плане в 5000. В конце десятилетия бестселлер предстал еще в двух ипостасях, и с той поры и кабриолет, моментально ставший фантастически популярным, и 4-дверный трехобъемный седан Jetta являются непременным дополнением к базовой модели.
«Жук» тоже был довольно многолик, но его преемник вышел на новый качественный уровень и в кратчайшие сроки. Более того, с ним Volkswagen сумел покорить автомобильный Эверест — в 1978 г. Golf начал выпускаться в США под торговой маркой Rabbit («Кролик»). Несмотря на некие сложности в середине 80-х, фирма смогла успешно продолжить бизнес за океаном, а удается это далеко не всем, недаром в Штатах говорят, что проще пленить Бродвей, чем удержаться на нем. А в 1979 г. успехи «Гольфа» чуть было не привели к слиянию Volkswagen с... Chrysler Corp. Для начала корпорация закупила у немцев 300 000 двигателей для своих компактных моделей. А затем Ли Якокка (Lee Jacocca) лично предложил шефу Volkswagen Тони Шмюкеру (Toni Schm..ucker) , которого знал более 20 лет, договор о совместном создании и продаже «всемирной» модели. Будь на тот момент балансовые отчеты американцев немного лучше, возможно, сегодня членом Большой Тройки был бы не DaimlerChrysler, а VolkswagenChrysler.
Первый Golf выпускался почти 10 лет и вроде бы именно с
его «легкой руки» рыночный сегмент «С» прозвали «гольф-классом». Участь
сама по себе завидная и, видимо, уникальная — вряд ли стоит ожидать появления,
скажем «911-класса». Однако память человеческая коротка, и никто не поручится,
что лет этак через 50 название останется, а первоисточник забудется. Впрочем,
«Гольфу» это не грозит — в 1987 г. Volkswagen заказал 40-тонную глыбу швейцарского
гранита, из которого профессиональные скульпторы с помощью подмастерий
из числа поклонников модели изваяли скульптуру бестселлера. На ее торжественном
открытии шеф концерна Карл Хан (Carl Hahn) заявил, что дает на этот Golf
1000-летнюю гарантию от коррозии. Вряд ли кто еще другой войдет в новый
век столь «весомо, грубо, зримо».
Африканский слоненок по имени Golf
Рисунки автора
Создание новой работы в автомобильном дизайне обязательно происходит в два этапа. Первый связан с материализацией авторского замысла в демонстрационном макете из пластилина, а затем в эталонном образце. Здесь все происходит при непосредственном участии стилистов и дизайнеров. Второй же этап выполняется заводскими технологами, конструкторами, маркетологами, преследующими свои интересы. В итоге первоначальный замысел может сильно видоизмениться... Именно так все и произошло с автомобилем Golf первого поколения, который был разработан в Италии фирмой ITALDESIGN при непосредственном участии ее босса и главного дизайнера Джорджетто Джуджаро (G.Giugiaro). Полноценная же жизнь серийного автомобиля началась в немецком городе Вольфсбурге на заводе Volkswagen, где облик Golf был сильно изменен...
В конце 60-х годов Volkswagen решил реанимировать былую славу знаменитого «Жука», разработанного еще в предвоенные годы великим Фердинандом Порше (F.Porsche). Ясной концепции будущего автомобиля у фирмы не было, и за ее разработкой было решено обратиться на известную фирму ITALDESIGN, с которой немцы были уже знакомы по работе над моделями Passat и Scirocco. Кроме того, итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро, которому принадлежала фирма, всегда отличал трезвый рационализм. Он являлся автором десятка утилитарных автомобилей, чья идеология была близка продукции Volkswagen.
В 1969 г. главный конструктор ITALDESIGN Альдо Мантовани (A.Mantovani) приступил к разработке переднеприводной компоновки и конструкции трехдверного кузова хэтчбек для нового автомобиля. Параллельно Джуджаро начал поиск выразительных линий и пластики. Прежде всего заказчик потребовал, чтобы новая модель полностью соответствовала требованиям, предъявляемым в США: Volkswagen не собирался снижать темпов завоевания американского рынка. Так, на эскизах Джуджаро у автомобиля появились прямоугольные фары и боковые повторители габаритного света. К началу 70-х было построено два эталонных образца, которые и были переданы на завод в Волфсбург. Необходимо отметить, что дизайн от Джуджаро был по-итальянски легок в рисунке и имел безукоризненно выверенные пропорции и удивительно масштабные детали.
Однако с момента передачи у прототипа началась вторая жизнь. Оказалось, что требования, предъявляемые американским законодательством к импортным автомобилям, ужесточились. В результате пришлось спешно и без участия Джуджаро уменьшить угол наклона лобового стекла (его установили более вертикально) и увеличить передний свес. Это привело к значительному изменению силуэта и пропорций. Кроме того, передняя кромка капота и крыльев стала более жесткой, был изменен и авторский рисунок облицовки радиатора. Но больше всего пострадало «лицо» машины — первоначальный замысел Джуджаро был практически полностью разрушен. Немецкие технологи для снижения стоимости заменили сложные фарные блоки прямоугольной формы на круглые и существенно уменьшили размер задних фонарей. Джуджаро был в ужасе, ибо, по его мнению, в таком виде Golf стал до неприличия напоминать разработанную им же в середине 60-х Alfa Romeo Giulia GT... К счастью, никто, кроме самого маэстро, порочного сходства не заметил, и все обошлось, а спустя некоторое время немцы даже увеличили задние фонари до размера первоначальных.
Но, как вспоминает Джуджаро, самое плохое было еще впереди. Через несколько лет после начала серийного производства, Volkswagen самостоятельно подготовил заряженную модификацию Golf GTI. В связи с тем, что для автомобиля требовалась более широкая резина, на арки колес укрепили надставки из черного пластика. Вскоре по тем же пресловутым требованиям экономии расширенные арки перекочевали на весь модельный ряд Golf. Вот это и злило дизайнера больше всего. По его словам, маленький и компактный Golf стал напоминать африканского слоненка с гигантскими ушами. Очевидцы вспоминают, что когда Джуджаро ругался по этому поводу с руководством Volkswagen, то для убедительности тряс головой и оттопыривал собственные уши...
Сегодня первому Golf уже за тридцать,
и по дорогам всего мира раскатывает уже четвертое его поколение, построенное
по более передовым технологиям и с более оптимизированной аэродинамикой
формой. Изменился и оброс жирком потребитель, которому был первоначально
адресован Golf, соответственно чему изменился и стиль, к которому рука
Джуджаро прямого отношения уже не имеет. На этом фоне особенно заметной
становится точность попадания в цель самого первого варианта. Даже после
вмешательства «извне» он остался образцом стопроцентного соответствия множеству
требований и факторов, из которых складывается истинный автомобильный дизайн.
© "АВТОМОБИЛИ", 2000 |
Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.
Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.