Замена подшипников в генераторе Бош 90А и 65А

Генератор 90A VAG номер 026 903 015B, Bosch номер 0 120 469 729 устанавливался на автомобили:

Volkswagen Passat B4 (3A2) 1994 - 1997
Volkswagen Passat Variant B4 (3A5) 1994 - 1997

Volkswagen Passat B3 (312) 1988 - 1994
Volkswagen Passat Variant B3 (315) 1988 - 1994

Volkswagen Passat B2 / Фольксваген Пассат Б2 (327) 1982-1988
Volkswagen Passat Variant B2 (328) 1982-1988

Volkswagen Golf 2 (191, 192, 193, 194) 1984 - 1988
Volkswagen Jetta 2 (165, 166, 167, 168) 1984 - 1988
Volkswagen Golf 2 (1G1) 1989 - 1992
Volkswagen Jetta 2 (1G2) 1989 - 1992

Volkswagen Golf 1 / Фольксваген Гольф 1 (171, 172, 173, 174) 1974 - 1984

Volkswagen Caddy / Фольксваген Кадди (код модели: 147, 148) 1982 - 1991

Volkswagen Scirocco 2 (533, 534) 1981 - 1992

Volkswagen Transporter T3, Caravelle, Typ 2 (251, 252, 253, 254, 255, 256) 1980 - 1992
Volkswagen Transporter T4, Multivan, Caravelle (70A, 70B, 70C, 70E, 70H, 70J, 70K, 70L) 1991 - 1996
Volkswagen Transporter T4, Multivan, Caravelle (7DA, 7DB, 7DC, 7DE, 7DH, 7DJ, 7DK) 1996 - 2003

Audi 100, Audi A6 C4 (4A2) 1991 - 1997
Audi 100, Audi A6 C4 Avant (4A5) 1991 - 1998

Audi 80 B4 (8C2) 1991 - 1995
Audi 80 Avant B4 (8C5) 1992 - 1996

Audi 80/90 B3 / Ауди 80/90 Б3 (893) 1987 - 1990
Audi 80/90 B3 (8A2) 1990 - 1992
Audi Coupe (8B3) 1989 - 1996

Audi 80 B2 / Ауди 80 Б2 (811, 812) 1979 - 1987
Audi 80/90 B2 (813, 814) 1979 - 1987

SEAT Toledo (1L) 1991 - 1999

информация подходит для ремонта и других автомобилей.

В общем генератор шелестел уже год как. А тут недавно на холодную от него скрежет и грохот стоят такой, что ужас просто. Думал ШРУСам и коробке конец, но нет - открыл капот и понял, что грохот весь идёт от генератора. Подшипники на замену.
Необходимые запчасти:
подшипник задний 201 (NSK 6201ZZCM NS7S)
подшипник передний 303 (NSK 6303ZZCM NS7S)
Винты крепления половинок генератора Bosch (1 123 429 201)
Уплотнительно кольцо или втулка Bosch (1 120 591 053)

Инструмент:
Ключи 13, 15.
Головки на 8, 24.
Шестигранная бошка 6.
Ударная отвёртка
Крестовая отвёртка
Съёмник 3х-палый маленький
Съёмник типа вилки
Ну молоток, плоскогубцы, смазка (Литол)

Начём со снятия.
Выкручиваем винт натяжения и опускаем генератор вниз, снимаем ремень.

Замена подшипников в генераторе Bosch

Дальше, скидываем плюсовую клемму с аккума, и откручиваем силовой провод с гены (ключ на 13) и откручиваем синий проводок (головкой на 8). Отельно заматываете изолентой силовую клемму генератора и синий проводок. Можно одеть клемму аккумулятора обратно, что бы работала сигналка.
Что бы снять генератор надо выкрутить нижний болт. Для этого нужен шестигранник на 6. Винт этот не виден, но в защитном кожухе ГРМа есть отверстие под него. В общем на ощупь выкручиваем и снимаем гену.

Замена подшипников в генераторе Bosch

Собственно знакомтесь, генератор номер по VAG: 026 903 015B 90A, номер Bosch 0 120 469 729

Замена подшипников в генераторе Bosch

Сначала надо снять регулятор напряжения сзади - 2 крестовых винтика.
Так же проливаем винтики все WDшкой или аналочиной химией.

Вот такой вот ударной отвёрткой...

Замена подшипников в генераторе Bosch

...срываем 4 винта, крепления половинок. Если винты в хорошем состоянии - то можно и не покупать новые. Но мои ушатанные были, поэтому купил новые (50р/шт в экзисте)

Замена подшипников в генераторе Bosch

Дальше головкой на 24 надо снять шкиф и вентилятор. Поэтому надо плоскогубчиками раздвижными держать, а ключом откручивать.

Замена подшипников в генераторе Bosch

Вуа-ля.

Замена подшипников в генераторе Bosch

Вот у нас пара полугенераторов. ОБЯЗАТЕЛЬНО снять регулятор, иначе не вытащить будет - щётки упруться в задний (малый) подшипник и можно их просто сломать.

Замена подшипников в генераторе Bosch

Дальше окручиваем 4 винтика на крышке и снимаем крышку. Я отручивал тоже ударной отвёрткой.

Замена подшипников в генераторе Bosch

Берём пару таких съёмников. 3х-палым снимаем маленький подшипник. Большой сначала надо отодвинуть от края ротора вилкой, потом тем же 3х-палым съёмником снять.

Замена подшипников в генераторе Bosch

Дальше суём ротор в морозилку. Будем играть на теплом расширение (в нашем случае сжатия) металлов. Пущай полежит часиков 8. В общем на ночь.

Достали ротор и сразу одеваем маленький подшипник. Мне пришлось чутка постучать по нему через голову на 13.
Перед установкой большого подшипники не забудьте сначала одеть квадратную фигулину, потом только подшипник. Большой подшипник налез без ударов - просто руками без особого усилия. Потом одеваем металлическую большую шайбу. По ней пришлось маленько постучать.

Замена подшипников в генераторе Bosch

Получается вот такая красотищща

Замена подшипников в генераторе Bosch

Дальше. В статоре, куда ставиться пластиковый уплотнитель, есть выемка под пимпочку на этом уплотнителе

Замена подшипников в генераторе Bosch

Ну и пимпочка на самом уплотнителе.

Замена подшипников в генераторе Bosch

Собираем всё воедино.
Сначала одеваем крышку на большой подшипник и закручиваем 4 маленьких винтика, потом вставляем ротор с крышкой в статор и закручиваем 4 больших винта. Ну и прикручиваем вентилятор со шкивом. в порядке "вентилятор - шайба - 6-тигранная шайба - шкиф - шайбочка - гайка". Ещё должна быть шпонка, но у меня её не было. Закрутить покрепче и нормально.

Замена подшипников в генераторе Bosch

Дополнение от SV_:

Проще гайку, крепления шкива к валу генератора, откручивать на машине - пока еще натянут ремень.
"Срываем\страгиваем" с места гайку на машине, а дальнейшую препарацию проводим - на верстаке или в других условиях...
Честно - удобнее.

Дополнение от пассатчик с 98г:

Ещё дополнение по гайке: можно располовинить генератор, и зажав в тиски якорь спокойно открутить гайку.
только зажимать без фанатизма, а то потом долго думать придется как выровнять секторы чтобы они не зацепали за обмотку.

Дополнение от yann777:

Ремень я снял. Засунул отвертку (типа советскую), ослабил систему натяжения ремня. Начал крутить. Генератор приподнялся вверх, вращаясь на болте крепления, и упёрся в двигло. Поднажал и стянул (стронул с места) гайку.
До этого в каких только позах не побывал со снятым генератором...

Дополнение от Ivanado:

В генераторе Bosch 0 123 310 020 на 70А маленький подшипник другой.
номера подшипников для него: 1 120 905 516 (Cargo 140093) и 1 120 905 534 (Cargo 140087).
Брал Cargo. Дешевле Боша а качество такое-же.

Дополнение от manuez:

Я помимо всего проделанного менял токосъемные кольца!
Вот что покупал:

1 Болты половинок генератора (головки под внутренний шестигранник дешевле и надежней чем Bosch) Cargo 191292 - 4шт.
2. Проставка заднего подшипника Cargo 131828 - 1шт.
3. Упорная шайба заднего подшипника Cargo 140439 - 1шт.
4. Токосъемные кольца Cargo 133402 - 1шт.
5. Сам задний подшипник Cargo B140081P - 1шт. (это тот же, что и 140081, только дешевле из-за большого количества в одной упаковке)
6. Болты крепления регулятора напряжения (хитрые такие с кривой шайбой) Cargo 231561 - 2шт.
7. Шкив Cargo 131200 - 1шт. (его присмотрел, но еще не купил..есть альтернатива в виде американского Wai p/n 24-91100 (копия родного гнутый из жести, а Cargo выточен на токарном станке)

Долго изучал каталоги Cargo
Фирма очень хорошая!

Дополнение от SambooL:

Начальная разборка генератора такая же как описал Lesha.
Генератор у меня такой: Bosch 0 120 489 364 12v 65A

Замена подшипников в генераторе Bosch

Подшипники:
Передний 6203-2RS
Задний 6201-2RS

Особенность генератора - передний подшипник фиксируется пластиной к передней части корпуса двумя винтами с внутренней стороны. Поэтому снимаем переднюю часть корпуса вместе с подшипником с вала ротора с помощью съемника (долго не мог установить съемник пока не подложил под его болт гайку, чтоб болт встал по центру вала):

Замена подшипников в генераторе Bosch

После этого откручиваем два винта и вынимаем подшипник (он там просто лежит, не запрессован).

Замена подшипников в генераторе Bosch

Задний подшипник снимаем съемником.
Ротор я, как и Lesha, положил в морозилку. Сборку начал с переднего подшипника. Установил его в корпус, закрепил винтами и руками одел на холодный вал ротора. Село довольно легко, но не до конца. До конца потом добил шайбой, напрессовав ее на вал:

Замена подшипников в генераторе Bosch

Задний подшипник оделся тоже просто с помощью подходящей головки и молотка:

Замена подшипников в генераторе Bosch

Шпонка не пригодилась, крыльчатка прошла дальше, да и шкив оказался не шпоночный. Когда прикручивал шкив - вал проворачивался, поэтому решил использовать обнаруженные отверстия:

Замена подшипников в генераторе Bosch

Вставил в одно тонкую отвертку и зацепился за ротор. Ротор зафиксировался, и я спокойно затянул гайку. Надо было, и откручивать так попробовать .

Дополнение от F-M:

Я подшипники генератора просто срезал болгаркой, т.к. оба нисколько не поддавались. Пришлось делать срезы с двух сторон, т.к. даже треснувшая внутренняя обойма не хотела слезать с вала.
Так как шпонки не было, гайку шкива сначала закручивал головкой, крутил ее разводным ключом, придерживая вал шестигранником на 8 вставленным в головку. Закрутил на сколько возможно, чтоб не проворачивалось, затем зажав шкив в тисах затянул до упора.
Может кому пригодится. Вроде все просто, а времени много ушло. Удачи.

Дополнение от DIZELIST:

Может кому пригодится инфо по подшипникам(пока новые не поставил,все видно отчетливо), заказал оригинальные на свой 90А геныч (303-201+втулка) цены соответственно 400-530-120руб

Замена подшипников в генераторе Bosch

VAG 021903221D
он же NTN 6303 LHA картонный ярлык Bosch был запаян в пакете на заводе изготовителе(может у Bosch было перекуплено)

Замена подшипников в генераторе Bosch

Выше описанный только вид сбоку здесь немцы электрокарандашом отписали инфу.

Замена подшипников в генераторе Bosch

VAG 049903223 Кольцо уплотнительное генератора + VAG 054903221A Подшипник генератора задний он же KOYO 6201RU
Аналоги Bosch в два раза дешевле и тоже самое ,так что смысла брать оригинал нет, офф поставщики заводы Японии (NTN, KOYO), в Exist аналогов этих фирм ненашел.

Продолжение и все обсуждения отчета здесь

Спасибо: Lesha

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

Информация о ora 03 производитель доступна здесь.