Ремонт блока клапанов Climatronic на VW Passat B3-B4

Порядок работ применим для автомобилей:

Volkswagen Passat B3 / Фольксваген Пассат Б3 (312) 1988 - 1994
Volkswagen Passat Variant B3 / Фольксваген Пассат Вариант Б3 (315) 1988 - 1994

Volkswagen Passat B4 / Фольксваген Пассат Б4 (3A2) 1994 - 1997
Volkswagen Passat Variant B4 / Фольксваген Пассат Вариант Б4 (3A5) 1994 - 1997

информация применима для ремонта и других автомобилей с системой Climatronic

Начну как всегда - доброго времени суток всем форумчанам.
Решил и на эту тему сделать свой фотоотчет.
Думаю он тоже сможет кому-нибудь пригодиться.
Началось все с того, что занимаясь поиском причины плохой работы вакуумных заслонок климатроника (от которого у меня до сих пор установлена лишь только салонная часть), я случайно обломал один из пластиковых штуцеров на блоке клапанов. Сажать штуцер на клей и т.п. я посчитал для себя не приемлимым и занялся поиском замены. Замена нашлась довольно быстро у Андрея Variant Z за что ему огромное спасибо.
Получив блок клапанов я решил проверить его отдельно на работоспособность, т.к. сделать это в домашних условиях мне было довольно не сложно. Каким же было мое удивление когда я обнаружил что все 4 клапана в закрытом положении травят. Необходимо было найти и устранить причину этой неисправности и я разобрал блок клапанов:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Раздвигаем защелки, которые держат заднюю стенку, и вынимаем плату с клапанами из корпуса:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Примерно догадываясь о внутреннем устройстве клапанов я был уверен что причиной является какого-либо рода неплотность внутри клапана и очень удивился когда заткнув все входные и выходные отверстия поочередно на каждом из клапанов они продолжали по-прежнему травить. Причина такого поведения мне была откровенно не понятна и для поиска утечки я решил воспользоваться емкостью со спиртом. Выявить где травит, а заодно и промыть клапан внутри. Каково же было мое удивление, когда погрузив в емкость со спиртом клапана и подав к ним воздух (дунул как смог), я увидел пузырьки воздуха, выходившие прямо из обмоток клапанов а так же из щелей в корпусах с обратной стороны клапанов.
Теперь я уже был уверен что причина неисправности кроется где-то глубже и распаял блок клапанов на составные части, чтобы докопаться до причины ну или хотя-бы нагляднее обдумать как ее можно устранить.
Вот как выглядят отдельно клапана и плата:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Между собой соединения клапанов уплотняются резиновыми колечками:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

На металлическом обрамлении клапанов, в месте прилегания к обмотке, очень заметен темный налет мелкой пыли:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

После разборки я проверил на герметичность каждый клапан в отдельности:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Единственный клапан который не травил был вот этот:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Видимо он работал меньше всех других.
В результате проверки всех имеющихся у меня клапанов оказалось, что из восьми проверенных клапанов, семь из них травят сквозь обмотки. Довольно неожиданный результат. Я сделал вывод что эта неисправность является еще одним из слабых мест блока клапанов системы Climatronic на пассатах Б3 и Б4. Еще одной частой неисправностью блока является пропадающий контакт в местах пайки самих клапанов к плате. Но эта неисправность уже была описана в некоторых отчетах. Она, кстати, присутствовала и у меня и перед установкой климатной печки я разбирал и пропаивал все клапана.
Внутри клапанов наблюдалось некоторое количество пыли. Где-то больше, где-то меньше.

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

И я решил промыть все клапана в ультразвуковой ванне. Для большей эффективности подвел к клапанам воздух и напряжение. Подачей напряжения в процессе промывки управлял в ручную через кнопку.

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Т.к. клапана травили сквозь обмотки я решил что в основании клапанов появились трещины. Другого мне было просто не придумать. Чтобы подтвердить свои догадки я решил размотать обмотку сломанного мною клапана. Пытаться склеить его я все-равно уже не планировал. Размотав обмотку клапана я увидел в его основании приличную трещину:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

На всякий случай измерил диаметр провода обмотки клапана:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Диаметр составил 0,19 мм в изоляции.
Хотел еще подсчитать количество витков, но это оказалось слишком замарочным.
После некоторых раздумий о возможности устранения негерметичности клапанов, я пришел к выводу, что самый простой способ это покрыть обмотки клапанов поверх либо слоем лака, либо слоем герметика. Эксперименты начал с запасных клапанов, покрыв один из них слоем прозрачного силиконового герметика. Надо сказать что в результате все получилось, но герметик по консистенции был несколько густоват и слой получился не таким тонким как хотелось бы. В общем визуально мне не очень понравилось.
Затем я размешал этот же герметик кажется с ацетоном. Надо сказать что очень неохотно, но он стал более жидким. Но при этом в его составе в результате активного перемешивания появилось большое количество мелких пузырьков. Они никак не хотели выходить и я покрыл клапан как есть. Слой получился однозначно тоньше, но не таким прозрачным и с мелкими пузырьками.
Вобщем мне не особо понравились оба варианта с герметиком и в результате последующих экспериментов я решил остановиться на обычном лаке для ногтей. Экспериментировал до него с цапон-лаком, но тот при высыхании оставлял ну ооочень тонкий слой, не обеспечивавший герметичности даже при покрытии в 5 слоев.
В результате покрытия лаком, клапана стали выглядеть вот так:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Покрывал несколько раз. Каждый раз после высыхания проверял на герметичность. Обмотка герметизировалась с первого раза, но продолжало травить между обмоткой и её стенкой возле выводов клапана. Устранить полностью это удалось только после 3 или 4 слоя лака. Так же подтравливало между металлическим центром клапана и пластиковым корпусом, из которого он выходит. Если судить по этому фото, то справа с торца:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Таким вот образом после покрытия лаком проверял каждый клапан.
После того как справился со всеми клапанами начал сборку блока воедино.
Вот как выглядят все составляющие блока клапанов с разных ракурсов:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Устанавливаем на клапана металлическое обрамление:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Вставляем в соединительные отверстия клапанов уплотнительные колечки:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Соединяем клапана между собой:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Вставляем клапана в плату:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Аккуратно пропаиваем все точки и промываем плату спиртом и зубной щеткой от остатков флюса:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Собираем в обратной последовательности. Вставляем плату с клапанами в корпус:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Поверх клапанов ставим фильтрующую прокладку и защелкиваем текстолитовую пластину, являющуюся крышкой:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Блок калапанов собран и готов к установке на авто:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Что собственно я и сделал в последующие за ремонтом выходные.
Надеюсь информации достаточно, но если останутся вопросы - задавайте.
Благодарю за внимание.

Всем удачи и хорошего настроения!

Дополнение от VaRiant Z:

Продолжу тему. Поясню чуток.
Потому как пояснения относятся именно к такому же блоку клапанов только модели 1994-1996 года выпуска.
Так сказать чуть посвежей, чем разобранный тобой блок.

Скажу сразу, что этот блок немного технологичней.
Разбирается гораздо проще.

Нужно просто достать пробки клапанов.
Просто подцепить их ножом.
Если не идут то с одной стороны... то с другой... в раскачку.
Плоскогубцами лучше не тащить.
Материал мягкий.
Есть возможность повредить.

Должно всё быть вот так:

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Дальше вытаскиваем повреждённую вакуумную магистраль в корпусе.

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Чётко видны трещинки в трубках(цилиндрах) клапанов.

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Как их "лечить" решать вам.
Я пробовал заклеить их, но когда вставил пробки в цилиндры - их распёрло.
Пробовал пропаять. Пластмасс не плавится и не спаивается.
Микротрещины остаются и травят.

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Поэтому пришёл к выводу что надо заливать их.
Можно попробовать лаком для ногтей.
Можно попробовать другой лак.
И скорей всего придётся обливать и катушки поверху, как делал Антон с каждой катушкой в отдельности.
Для этого лучше использовать аэрозольный, что бы легче было обработать нижнюю часть катушки и их основания.

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Блок катушек можно не трогать.
Но раз уж добрались сюда, то пайку лучше пропаять, что бы не было проблем как здесь:
https://vwts.ru/forum/index.php?showtopic=132886

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

После заливки не даём просохнуть.
А сразу вставляем пластиковые цилиндры в катушки.
Образно говоря делаем неразборную залитую конструкцию, где цилиндры вклеены в катушки.
Затем вставляем в них медные клапана, затем пружинки и пробки.

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Одним словом всё собираем обратно.
Только с лаком,который позже засохнув сделает герметичную не разборную конструкцию трубки внутри катушки.

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Главное что бы лак не попал внутрь цилиндров и клапана свободно бегали внутри.

Ремонт блока клапанов Climatronic на Фольксваген Пассат Б3-Б4

Ну собственно самое главное - что бы была герметичность.
На этом всё.

Дополнение от Antony78:

Немного дополню по более новому блоку клапанов. Недавно чинил как раз такой. Конструкция понравилась больше чем у старого образца, потому как очень просто добраться до самих трещин.
Свой рецепт починки расскажу на словах, т.к. времени на фотографирование просто не было.
Эти самые пробки, которые необходимо вытаскивать, чтобы разобрать блок, я немного видоизменил. На каждой пробке я обточил по окружности тот самый выступающий бортик, за который их можно подцепить и вытащить изначально. Сточил до следующего за этим бортиком диаметра. После этого пробка должна аккурат проходить клапан вместе с его "железом" насквозь.
После этого я промыл пластик клапанов спиртом (особенно трещины), вставил сердечники, пружинки и эти самые доработанные мною пробки до положенного им места по глубине. Затем я аккуратно промазал герметиком трещины и по кругу место соприкосновения пластика клапана и этих самых пробок. Герметика использовал немного. Так чтобы трещина получилась замазанной практически заподлицо и лишь самую малость герметик расходился над ней по краям. Ну очень тонким слоем. Герметика так мало, что конструкция не "слипнется" и можно будет её потом при необходимости разобрать. Не дожидаясь высыхания герметика я вставил механизмы клапанов внутрь их обмоток. Побоялся, что если герметик высохнет, то при вставлении клапанов есть вероятность что он может "задраться", т.к. сцепление его с этим пластиком не ахти какое крепкое.
Проверять на герметичность нужно уже после высыхания герметика, иначе вакуум может "высосать" герметик из трещины внутрь самого клапана пока он ещё не засох.
Надеюсь что понятно описал свои действия. Главный плюс данного маленького конструктивного изменения - конструкция стала легко разборной. Теперь для разборки нет необходимости вытаскивать каждый раз пробки из клапанов. Достаточно просто вскрыть пластиковый корпус. Остальное само "разваливается". )))
Всем удачи в ремонте.

В дополнение - как именно я обтачивал пробки клапанов на наждаке:
Взял канцелярскую скрепку, разогнул один её хвост под углом 90 градусов и надел на него пробку.
Полученную конструкцию подносил к вращающемуся камню (лучше обтачивать на более мелком) под углом 45 градусов. При этом получается что наждак обтачивает нашу пробку и одновременно вращает её с большой скоростью вокруг своей оси (скрепки). Обтачивание при таком способе получается очень быстрым и аккуратным по всей окружности.
Чтобы пробка не слетала, я придерживал её со свободной стороны пальцем.
В общем поэкспериментируйте и сразу поймёте о чём я говорю и как именно удобнее это делать.

Продолжение и все обсуждения отчета здесь

Спасибо: Antony78

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

  • VWspare

  • Техцентр VWS

  • Б/У запчасти Volkswagen, Audi

Volkswagen Technical Site ©1999-2019
vwts.ru - aka volkswagen.msk.ru
Контакты, реклама на сайте

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru