Сводка TPI | №: 2012033/6 |
Повреждения грызунами - идентификация и оценка | 29.10.2010 |
Различные претензии, напр.:
• | Горит лампа check engine (различные ошибки) |
• | Горит контрольная лампа ОЖ (утечка ОЖ, температура ОЖ) |
• | Нехватка мощности |
• | Неравномерная работа двигателя |
• | Двигатель не запускается |
• | Повреждения кабеля внутри моторного отсека |
• | Повреждения шлангов системы охлаждения |
Повреждения укусами куницы каменной (Martes foina)
Впервые свидетельства укусов грызунов - куницы каменной - появились в 1978 году в Швейцарии. Между тем куница встречается в большей части Европы (в т.ч. в городах) вплоть до западной части России и Малой Азии.
Почему куница это делает?
В настоящее время науке известны три возможные причины:
1. | Инстинктивное любопытство |
2. | Игровая активность |
3. | Проявление агрессивности (защита своей территории) |
Агрессивное кусание следует рассматривать как основную причину значительных повреждений в моторном отсеке. При нахождении в моторном отсеке куницы оставляют запаховые следы. Другие куницы агрессивно реагируют на эти запаховые следы.
Когда куница это делает?
Большинство укусов относится к весне, началу периода спаривания и повышения агрессивности самцов куницы. В августе период спаривания завершается и количество повреждений автомобилей грызунами снижается.
Какие места/детали наиболее часто повреждаются грызунами?
Где куницы чаще всего кусают, зависит от доступости. Свободно проходящие в моторном отсеке компоненты более подвержены укусам, чем прилегающие к стенкам, т.к. здесь они менее доступны зубам грызунов. Важным фактором является также удобство кусания. Тонкий провод легче раскусить, чем более крупную деталь.
Как выглядят типичные повреждения от укусов?
Типичные повреждения от укусов показаны на следующих примерах.
Рис. 1: Вакуумный шланг 03G 131 051 AE, провод 2 к клапану AGR (Golf V)
Здесь хорошо видны проколы, как от иголки или шила (отпечатки зубов), оставленные зубами куницы. Компонент был прямо-таки разжёван, в результате этого шланг разорвался.
Рис. 2: Разрывы/разломы из-за укуса грызуна
Показанную на рис. 2 поверхность обрыва/поломки шланга легко отнести к обычному 'разрыву' или 'поломке'.
Для более тщательного изучения причин такого разрыва (рис. 1 и 2) повреждённый участок магистрали надо рассматривать при очень хорошем освещении. При этом материал шланга в районе разрыва надо слегка растягивать. Если в результате такого осмотра будут обнаружены характерные проколы, то следует исходить из того, что шланг повреждён куницей. Это относится также к шлангам, которые были разгрызены не полностью. Здесь также можно обнаружить несколько проколов, сконцентрированных на одном участке шланга.
Рис. 3: Шланг системы охлаждения 6Q0 122 051 BR (вид снаружи)
Здесь также очень хорошо видны характерные проколы, на этот раз на примере шланга системы охлаждения.
Рис. 4: Шланг системы охлаждения 6Q0 122 051 BR (внутренняя сторона)
На рис. 4 показана внутренняя поверхность того же шланга системы охлаждения, что и на рис. 2. Шланг системы охлаждения прокушен насквозь.
Рис. 5: Напорный шланг 3B0 145 834 AC
Рис. 6: Напорный шланг 3B0 145 834 AC (увеличено)
На рис. 5 и 6 видно, что внешний слой материала напорного шланга был прямо-таки содран куницей. При этом по краям повреждённого участка также отчётливо видны следы игольчатых проколов. Такую картину повреждения вполне можно принять за результат хрупкого разрушения материала. Но, поскольку такое разрушение материала наблюдается только на ограниченном участке напорного шланга, а по краям этого участка имеются характерные тонкие проколы, можно сделать вывод о повреждении шланга куницей.
Другими признаками того, что в моторном отсеке побывала куница, могут быть растрёпанный материал звуко- и теплоизоляции, остатки пищи, шерсти/перьев, отпечатки лап или неравномерность слоя пыли (выглядит, как будто вытерто тряпкой) на декоративных кожухах двигателя (рис. 7). Кроме того, указанием на пребывание куницы могут быть отцепленные провода/шланги.
Рис. 7: Следы пребывания в моторном отсеке каменной куницы
Заменить повреждённые детали согласно ⇒ Руководству по ремонту. Устанавливать только оригинальные запчасти. В случае повреждения вакуумных магистралей ни в коем случае для замены не использовать изделия, продаваемые на метры, или вставки. Длина и диаметр шлангов влияют на работу соответствующих систем, и их несоблюдение может вызывать другие нарекания.
Для предотвращения повторных визитов куницы необходимо провести тщательную и добросовестную очистку моторного отсека с помощью мойки высокого давления.
Никогда не направлять струю непосредственно на электрические/электронные компоненты двигателя, такие, например, как кабельные разъёмы, датчики или катушки зажигания. Это особенно касается следующих двигателей:
• | 2,0 л FSI и TFSI, |
• | VR6 и VR6-FSI, а также |
• | 1,8 л Turbo. |
После мойки двигателя обязательно проверить, не попала ли вода в свечные колодцы. Если в свечных колодцах находится вода, её необходимо удалить, например, с помощью продувки сжатым воздухом.
Меры по защите от грызунов
Научные исследования показали, что единственным средством, надёжно и долговременно предотвращающим проникновение в моторный отсек каменной куницы, являются электрические отпугивающие системы, работающие по принципу 'электрозабора'. Соответствующие системы дооборудования есть в специализированной торговой сети. При этом куницы изгоняются не наносящими вреда ударами тока.
Другим действенным средством является установка защиты кабелей.
Для этого используются перфорированные гофрированные трубки из твёрдой пластмассы, надеваемые на электропроводку. Разумеется, нельзя забывать ни один провод. Соответствующие защитные трубки для кабелей и тонких проводов имеются в специализированной торговой сети.
При их установке необходимо следить за тем, чтобы кабели или шланги не оказались перегнутыми.
Кратковременного защитного эффекта можно также добиться установкой решёток или сеток на днище автомобиля. Куницы испытывают страх перед неизвестными предметами, которые по размера равны им или превосходят их. Но как только куница убедится, что эти предметы не представляет опасности, всё их защитное действие исчезает.
Все остальные средства защиты, рекламируемые в различных СМИ, не смогли подтвердить свою эффективность.
Решение технических проблем
Коды ошибок, кодирование, документация.