Сводка TPI
№: 2012657/6

Повреждение грызунами - идентификация и оценка

Дата:
01.07.2015

Описание неисправности

Различные рекламации, например:

Горит Check Engine (различные события)

Горит контрольная лампа охлаждающей жидкости (потеря ОЖ, температура ОЖ)

Нехватка мощности

Неустойчивая работа двигателя

Двигатель не заводится

Техническое обоснование

Повреждения укусами куницы каменной (Martes foina)

Впервые свидетельства укусов грызунов - куницы каменной - появились в 1978 году в Швейцарии. Между тем куница встречается в большей части Европы (в т.ч. в городах) вплоть до западной части России и Малой Азии.

Почему куница это делает?

В настоящее время науке известны три возможные причины:

1.

Инстинктивное любопытство

2.

Игровая активность

3.

Проявление агрессивности (защита своей территории)

Агрессивное кусание следует рассматривать как основную причину значительных повреждений в моторном отсеке. При нахождении в моторном отсеке куницы оставляют запаховые следы. Другие куницы агрессивно реагируют на эти запаховые следы.

Когда куница это делает?

Большинство укусов относится к весне, началу периода спаривания и повышения агрессивности самцов куницы. В августе период спаривания завершается        и количество повреждений автомобилей грызунами снижается.

Какие места/детали наиболее часто повреждаются грызунами?

Места, где куницы чаще всего кусают, зависит от их доступности. Свободно проходящие в моторном отсеке компоненты более подвержены укусам, чем прилегающие к стенкам, т.к. здесь грызунам труднее достать их зубами. Важным фактором является также «удобство» по размеру/диаметру детали. Тонкий провод легче раскусить, чем более крупную деталь.

Как выглядят типичные повреждения от укусов?

Типичные повреждения от укусов показаны на следующих примерах.

Рис. 1: Вакуумный шланг

Здесь хорошо видны проколы, как от иголки или шила (отпечатки зубов), оставленные зубами куницы. Шланг очевидно был прямо-таки разжёван куницей и в результате этого разорвался.

Рис. 2: Разрывы/разломы из-за укуса грызуна

Показанную на рис. 2 поверхность разрыва/обрыва шланга легко принять за обычные «трещину или обрыв». Для более тщательного изучения картины такого повреждения (рис. 1 и 2) повреждённый участок магистрали надо рассматривать при соответствующем освещении. При этом материал шланга в районе разрыва надо слегка растягивать. Если в результате такого осмотра будут обнаружены характерные проколы, то следует исходить из того, что шланг повреждён куницей. Это относится также к шлангам, которые были разгрызены не полностью. На них также можно обнаружить несколько игольчатых проколов, сконцентрированных на одном участке.

Рис. 3: Шланг ОЖ

Здесь также очень хорошо видны характерные проколы, на этот раз на примере шланга системы охлаждения.

Рис. 4: Внутренняя поверхность шланга ОЖ

На рис. 4 показана внутренняя поверхность того же шланга системы охлаждения, что и на рис. 3. Здесь шланг системы охлаждения прокушен насквозь.

Рис. 5: Напорный шланг

Рис. 6: Напорный шланг (увеличение)

На рис. 5 и 6 видно, что внешний слой материала напорного шланга был прямо-таки содран куницей. При этом по краям повреждённого участка также отчётливо видны следы игольчатых проколов. Такую картину повреждения вполне можно принять за результат хрупкого разрушения материала. Но, поскольку такое разрушение материала наблюдается только на ограниченном участке напорного шланга, а по краям этого участка имеются характерные тонкие проколы, можно сделать вывод о повреждении шланга куницей.

Другими признаками того, что в моторном отсеке побывала куница, могут быть растрёпанный материал звуко- и теплоизоляции, остатки пищи, шерсти/перьев, отпечатки лап или неравномерность слоя пыли (выглядит, как будто вытерто тряпкой) на декоративных кожухах двигателя (рис. 7). Кроме того, указанием на пребывание куницы могут быть отцепленные провода/шланги.

Рис. 7: Следы пребывания в моторном отсеке каменной куницы

Решение в условиях сервиса

Повреждённые детали заменить. Устанавливать только оригинальные запчасти. В случае повреждения вакуумных магистралей ни в коем случае для замены не использовать изделия, продаваемые на метры, или вставки. Длина и диаметр шлангов влияют на работу соответствующих систем, и их несоблюдение может вызывать другие неисправности.

Для предотвращения повторных визитов куницы необходимо провести тщательную и добросовестную очистку моторного отсека с помощью мойки высокого давления.

 

Никогда не направлять струю непосредственно на электрические/электронные компоненты двигателя, такие, например, как кабельные разъёмы, датчики или катушки зажигания. Это особенно касается бензиновых двигателей.

После мойки двигателя обязательно проверить, не попала ли вода в свечные колодцы. Если в свечных колодцах находится вода, её необходимо удалить, например с помощью продувки сжатым воздухом.

Меры защиты от грызунов

Научные исследования показали, что единственным средством, надёжно и долговременно предотвращающим проникновение в моторный отсек каменной куницы, являются электрические отпугивающие системы, работающие по принципу «электрической изгороди». Соответствующие системы дооборудования есть в специализированной торговой сети. При этом куницы изгоняются не наносящими вреда ударами тока.

Другим действенным средством является установка защиты кабелей.

Для этого используются перфорированные гофрированные трубки из твёрдой пластмассы, надеваемые на электропроводку. Разумеется, нельзя забывать ни один провод. Соответствующие защитные трубки для кабелей и тонких проводов имеются в специализированной торговой сети.

При их установке необходимо следить за тем, чтобы кабели или шланги не оказались перегнутыми.

Кратковременного защитного эффекта можно также добиться установкой решёток или сеток на днище автомобиля. Куницы испытывают страх перед неизвестными предметами, которые по размера равны им или превосходят их. Но как только куница убедится, что эти предметы не представляет опасности, всё их защитное действие исчезает.

Все остальные средства защиты, рекламируемые в различных СМИ, не смогли подтвердить свою эффективность.

Указания по расчётам

На негерметичности и повреждения каменной куницей гарантия не распространяется, а расчёт по ней не допускается!

Стоимость повреждённых деталей, на которых при исследовании изготовителем обнаружатся повреждения грызунами, не возмещается.

Поэтому необходимо предоставлять повреждённую деталь обязательно полностью. При предоставлении вакуумных шлангов с отрезанными концами или при отсутствии отдельных шлангов в узлах, поставляемых в сборе, детали рассматриваются как повреждённые грызунами!

 

Правовая информация: Законодательство ФРГ признаёт каменную куницу объектом охоты. Это означает, что добывать этих животных (изымать их из естественной среды обитания) имеют право только лица, обладающие соответствующим разрешением.

Вернуться к списку TPI

Решение технических проблем

Диагностика

Коды ошибок, кодирование, документация.