Сводка TPI
№: 2021066/14

Вибрации и крутильные колебания рулевого колеса

Дата:
20.05.2015

Описание неисправности

Вибрации в диапазоне скоростей 60–150 км/ч.

Они могут ощущаться на поверхности сидений, на полу автомобиля, в зоне для ног, на педалях или на руле.

При известных обстоятельствах вибрации могут первоначально возникать или усиливаться при торможении или разгоне.

Для локализации возможной причины следует использовать анкету «Вибрации и/или крутильные колебания рулевого колеса» из приложения к данной TPI. 

  ВНИМАНИЕ!

При повторном ремонте с шинами AO (Audi Original) или AOZ (Audi Original Zubehör) необходимо

составить DISS-запрос по ремонту.

Для структурирования процедуры настоятельно рекомендуется последовательность действий, описанная в разделе Мероприятия.

Для текущего контроля качества производителя необходимо заполнять

следующие данные/документы:

Ремонт без замены деталей = малый информационный лист по шинам

Ремонт с заменой деталей = большой информационный лист по шинам

Технический DISS-запрос = большой информационный лист по шинам

! Информационные листы прикладывать к DISS-уведомлению в качестве приложения !

Техническое обоснование

Интерпретация терминов и определения:

            Колебания радиальной силы (RKS):

           

 

                                   Рис. 1.1

Сила, с которой шина сжимается по радиусу (амортизирует), называется радиальной силой.

Вследствие конструктивных и технологических реалий шины по периметру имеют участки с большей и меньшей радиальной жёсткостью.

На рис. 1.1, A и рис. 1.1, B изображены участки с различной радиальной жёсткостью.

 Если данное колесо катится по ровному дорожному полотну, то при постоянной нагрузке на колесо (рис. 1.1, стрелка 1) его центр вследствие различия радиальной жёсткости шины поднимается и опускается на величину x.

Изменение на величину x может ощущаться в автомобиле как вибрация или дрожание рулевого колеса.

Изменение радиальной упругости шины называют колебанием радиальной силы (RKS).

Для измерения колебания радиальной силы шина на соответствующем вибрационном стенде (например, VAS6230(A)) посредством нажимного ролика нагружается постоянным усилием (до 6500 Н) и приводится во вращение. Это имитирует качение шины по поверхности дороги. Колебание радиальной силы не зависит от направления вращения и измеряется как разность между максимальным и минимальным значением радиальной силы (значение между пиками).

Значение между пиками для автомобилей Audi должно быть не больше 120 Н.

1-я гармоника

Характеристика RKS за один оборот колеса может быть разложена математическими методами на отдельные гармонические колебания.

Для объективной оценки жёсткости шины и её характеристики качения следует рассматривать 1-ю гармонику (основное колебание).

Основное колебание или 1-я гармоника является составляющей общего колебания радиальной силы, обусловливающей наиболее интенсивные вибрации.

1-я гармоника на автомобилях Audi не должна превышать предельное значение 80 Н.

Решение в условиях производства

100% контрольная балансировка, начиная с KН 01/08

Решение в условиях сервиса

Порядок действий:

Для устранения вибраций обязательно следовать структурированному порядку действий!

Выполнить нижеследующие пункты в приведённой последовательности:

1. Стояночная деформация, или Flat-Spots

Даже в результате кратковременной стоянки (несколько часов)  после остывания нагретой до рабочей температуры шины возникает временная стояночная деформация или Flat-Spots.

Это проявляется сильнее или слабее в зависимости от типа шины, размера и фабричной марки шины.

Стояночная деформация приводит к искажению колебания радиальной силы, и поэтому перед каждым процессом балансировки обязательна поездка. Обычно требуется пробная поездка на расстояние до 30 км с разными скоростями (до 100 км/ч).

Демонтировать и балансировать колёса следует непосредственно после пробной поездки. Остывшая (на автомобиле) шина сразу же приобретает стояночную деформацию.

  ВНИМАНИЕ!      Стояночная деформация – следствие действующей серийной технологии, и поэтому не является дефектом в смысле гарантийных обязательств.

Также следует обращать внимание на указания по теме стояночных деформаций в Руководстве по ремонту, в разделе Ходовая часть/Колёса и шины/Нарушение плавности хода из-за шин/Стояночная деформация шин

2. Воздействия повышенных радиальных сил на автомобиль

Вибрации на руле/крутильные колебания рулевого колеса при постоянной скорости --> увеличение радиальных сил в передних шинах

Вибрации на руле/крутильные колебания рулевого колеса при торможении --> увеличение или предельные значения радиальных сил в передних шинах, усиливающиеся за счёт процесса торможения.

Вибрации автомобиля в целом --> увеличение или предельные значения радиальных сил в задних шинах, а возможно и в передних шинах

  ВНИМАНИЕ!     Если вибрации возникают или усиливаются при торможении, то рекомендуется всегда до проведения работ на тормозной системе проверить колёса, как описано в пункте 3!

Для устранения колебания радиальных сил действовать следующим образом.

3. Измерение и снижение колебания радиальных сил

Перед последующими рабочими операциями необходимо выполнить пробную поездку на расстояние до 30 км в диапазоне скоростей до 100 км/ч.

Непосредственно после пробной поездки следует демонтировать колёса, произвести измерения и балансировку.

Оптимизировать радиальные силы на VAS6230(A) – вибрационном контрольном стенде фирмы Hunter.

 

При креплении колеса на балансировочном станке следить за чистотой сопрягаемых поверхностей фланца и диска, центрирующего элемента, а также применять конус, соответствующий диску, и надлежащее зажимное приспособление. Для этого рекомендуется пятиштыревое зажимное приспособление.

Установить в каждом колесе давление воздуха 2,5 бар.

Провести измерение, балансировку с проворотом (при необходимости) шины на колесе в соответствии с указаниями на балансировочном станке. Использовать вышеприведённый норматив для 1-й гармоники.

 

Если 1-ю гармонику радиальной силы не удаётся уменьшить за счёт проворота шины на колесе до значения ниже указанных 80 Н, то использовать новую шину.

Условие: Речь идёт о шинах, установленных на заводе (при выпуске).

Смонтировать колёса согласно данным VAS6230 в положение минимальной вибрации.

Монтаж колёс должен осуществляться в соответствии с указаниями Руководства по ремонту, раздел:

Ходовая часть – 44 Колёса, шины, регулировка углов установки – Монтаж колёс/шин/системы контроля давления в шинах – Указания по монтажу при замене/монтаже колёс.

Отрегулировать давление в шинах в соответствии с нормой для данного автомобиля.

Затем произвести оценку поведения автомобиля в диапазоне скоростей, в котором возникали явления, вызвавшие рекламацию.

Если вибрации или крутильные колебания рулевого колеса остались, то составить технический DISS-запрос. Запрос должен содержать имеющийся в приложении к данной TPI большой информационный лист по шинам. Проследить, чтобы большой информационный лист по шинам был полностью заполнен. В запросе при описании рекламации использовать применяемые в анкете термины.

 

Вернуться к списку TPI

Решение технических проблем

Диагностика

Коды ошибок, кодирование, документация.