Использование конденсатора большой емкости параллельно аккумулятору для облегчения пуска двигателя

  • Автор темы AlexsanderS
  • Дата начала
  • Ответы 187
  • Просмотры 35К
вообщем так сказать информация из "первых" рук-выкладываю практически без изменений
здравствуйте Александр, спасибо Вам за оперативной отклик на мою
просьбу. мы вот тут
https://vwts.ru/forum/index.php?showtopic=73997 с ребятами как
раз бурно обсуждаем использование данной продукции и некоторых это
заинтересовало, но появились некоторые вопросы об использовании на
дизельных моторах, с предварительным прогревом свечами накала. не
разрядится ли полностью конденсатор на свечи накала? хватит ли ему
мощности для проворота стартера? или можно поставить какой-то диод,
чтобы ограничить работы конденсатора, пустив всю его мощность на
стартер. и какой по емкости конденсатор порекомендуете-машина Пассат 1,9
ТДИ. хотелось бы услышать компетентное мнение, как говорится из первых
рук.
с уважением Алексей


и вот ответ

Добрый день, Алексей!

Прочел весь форум от начала до 12/03 1:06.
Приятно, что у нас есть такой сторонник как QUANTUM. Он не из нашей
организации, но он так активно обсуждает, что его даже обвинили в
рекламе.
Конденсатор по электротехнической терминологии – пассивный элемент.
Поэтому он сам ничего не делает. Он как резиновое ведро с водой. Вода –
это заряд, а высота резинового борта – это напряжение. Опустили выше –
вода выливается, доливаете воду – борт надо приподнимать.
Конденсатор разрядится полностью, когда напряжение в бортовой сети будет
равно нулю. При включении свечей накала напряжение просядет максимум на
0.5 вольта (предполагаю нормальное состояние АКБ). Соответственно
энергии из конденсатора, скажем так, утечет около 5-7 процентов. В этом
смысле есть снижение эффективности.
С этим можно бороться, как вы предлагаете, разными схемами подключения,
в том числе, полной развязкой бортовой сети и стартера, и пуском
исключительно от конденсатора. Такие решения есть на тепловозах, но для
автомобиля они не подходят. По моему в ПДД, есть пункт о том, что, если
на переезде у вас не заводится двигатель, то вы должны убраться с него
на стартере. В этой связи должна быть возможность крутить стартер
АКБатареей долго.

Задача конденсатора поддержать напряжение на первой секунде, когда ток
действительно в 4-6 раз больше номинального тока прокрутки, и просадка
может быть настолько велика, что отбрасывается втягивающее реле, и
вместо прокрутки коленвала вы слышите щелчки реле (реле втягиваетя – ток
начинает идти через стартер- напряжение просаживается до 6-7 Вольт –
реле отбрасывается- ток прекращается - напряжение восстанавливается –
реле втягивается - и т.д. по кругу).
Огромные токи возникают из-за того, что у остановленного стартера есть
только активное сопротивление (порядка 2-5 мОм), у вращающегося стартера
– в десятки раз большее. Соответственно ток в начале прокрутки
максимален, а у раскрученного стартера снижается. При этом, чем быстрее
вращается стартер, тем меньший ток он потребляет, а соответственно
батарее его легче крутить.
Конденсатор, кроме того, что берет существенную часть тока на себя,
обеспечивает большую мощность на стартере, а соответственно и более
высокую частоту вращения коленвала при пуске. А это уже напрямую связано
с уверенностью пуска – особенно для дизельных двигателей, для которых
важна именно частота, а не длительность.

Из эксперимента. Если без подзарядки делать условные пуски (по 2
секунды), то АКБ хватает на примерно 60 пусков. В тех же условиях при
использовании конденсатора – порядка 200. Причина не в «вечном
двигателе», как говорилось в одном из топиков, а в эффективном
использовании емкости АКБ. С разрядом АКБ у нее увеличивается внутреннее
сопротивление, и соответственно, увеличивается просадка напряжения в
бортовой сети. Использование конденсатора позволяет не доводить дело до
щелчков реле.

И последнее – да, конденсатор, с учетом цены, в некотором роде
экзотика.
Но он показан:
- при использовании а-ля Webasco – после теплой стоянки неплохо бы
завестись на разряженном аккумуляторе;
- дальнобойщикам – посветили, покапались в движке – батарея подсела;
- музыкантам и особенно заядлым – чтобы фары не моргали и басы не
пропадали;
- «развозчикам пиццы» - после пуска АКБ восстанавливает заряд около 30
минут и здесь абсолютно не важна мощность генератора. АКБ в это время
потребляет около 1-4 Ампер (менее 60 Ватт);
- мощной технике, особенно грузовой. Причем чем мощнее, тем более
требуется, т.к. энергетические требования к пуску ужесточаются.
И т.д.

Что касается экономической эффективности. Как вы оцените такую ситуацию:
Вы провели прекрасно время за городом, да вот незадача забыли выключить
габариты. Толкать авто? До реки метров десять, а в обратную сторону
подъем.
Это конечно утопия. Но Ока стоит дешевле Мерседеса, а последнего
зачем-то покупают.

С уважением,
Александр Жирнов
директор службы маркетинга
ЗАО "ЭЛИТ"
тел/факс +7 (47122) 46151
http://www.elit-cap.com


зы. если кто не верит-может позвонить и пообщаться,тел выше.

 
пункт Но он показан: можно было ещё цветом выделить :)

и ещё по "экономике" $:
Вы провели прекрасно время за городом, да вот незадача забыли выключить  габариты. Толкать авто? До реки метров десять, а в обратную сторону
подъем.

Для этого случая получается выгоднее и уж точно надёжнее возить с собой второй аккумулятор поменьше :)

А ещё есть (условно называя) "гелевые" аккумуляторы, которые по заявленным данным тоже с радостью 600А отдают... (дороже они вроде тоже гдето в 2 раза чем обычные)

Есть ли у конденсатора плюсы против этих^ вариантов?
Как верно подметил Alex78, 99,9% - пока не определились :)
 
yurik_l написал(а):
Проведите эксперимент с измерительными приборами, и вы увидите, что будет не так, как вы написали :hat: Законы электротехники ещё никто не отменял. Помните-напряжение- это не ток! И АКБ с ёмкостью у вас соединены ОДНИМ проводом, т.е. процесс заряда/ разряда ёмкости и АКБ происходит ОДНОВРЕМЕННО (подключите V-метер в точку их соединения и вы не увидите, что у вас (по вашим словам) кондер зарядился, а АКБ сдох). Учите азы и не прогуливайте лабораторки :rtfm:  :hat: Тему завели не в ту степь :oops:

Не надо учить меня азам электротехники. С этим у меня полный порядок. Лучше скажите мне какой будет зарядный ток у конденсатора емкостью скажем 50Ф если подключить его к аккумулятору. И в течении какого времени напряжение на аккумуляторе поднимется до нормального под нагрузкой таким током, после работы стартера? Напоминаю- аккум посажен. Без конденсатора и без нагрузки напряжение аккума поднимется до практически номинального. Стартер отключили - напряжение на аккуме начинает расти. Кондер активно этому сопротивляется...Нормальное напряжение - определенное плотностью электролита и степенью разряженности.

Еще раз - не путайте акку и кондер - абсолютно разные по принципу работы и характеристикам девайсы. И соответственно их емкость
 
да это верно. у кондера очень малое сопротивление. у АКБ он не то что большое, оно просто нелинейное. когда он заряжен - малое (но не сравнимое с кондером), когда разряжен - большое.а это самое хреновое. вот тут то и выручает конденсатор, немного сглаживая этот неприятный момент.
поэтому если замкнуть конденсатор - он просто в секунду расплавит провода и разрядится,
а если аккум - то будет плавить их долго, постепенно поднимая свое сопротивление и снижая напряжение.
да и еще - кислотники не щелочники - они очень боятся глубокого разряда, а это в разы снижает емкость аккума.
 
Интересно, какой ток будет потреблять конденсатор+плюс аккумулятор от генератора, пока наберет 14 В после пуска двигателя? :) Почти с нулевым внутренним сопротивлением. А на берегу речки под горкой, если не завелся с первого раза? Нагрузка аккумулятора на КЗ.
Конденсатор будет потреблять такой же ток и за такое же время (если источник обладет достаточной для этого нагрузочной способностью) после снятия нагрузки, т.е. источник будет нагружаться по максимуму для зарядки конденсатора. Что не улучшит срок службы аккумулятора, пусть изготовитель не лукавит с цифрами.
Еще раз предлагаю тему перенести на болталку, куда я не заглядываю.
 
простите, конечно, если сейчас кого то обижу-но некоторые здесь напоминают мне очень хорошую юмареску
Есть у нас грузин, студент, по фамилии Горидзе, а зовут его Авас, и доцент Петяев, страшно тупой. Вызывает доцент этого грузина к доске и спрашивает:
- Как ваша фамилия?
- Горидзе.
- А зовут вас как?
- Авас.
- Меня Николай Степанович, а вас?
- Авас.
- Меня Николай Степанович, а вас?
- Авас.
- Меня Николай Степанович! А вас?!
- Авас.

Так продолжалось два часа.


в некоторых темах у нас происходит тоже самое, некоторых людей не интересуют не компетентные мнения, не отзовы, ничего-они просто с упорством .................... утверждают что это все фигня.

(простите :hat: наболело)

Интересно, какой ток будет потреблять конденсатор+плюс аккумулятор от генератора, пока наберет 14 В после пуска двигателя?

Конденсатор по электротехнической терминологии – пассивный элемент. Поэтому он сам ничего не делает.
после пуска АКБ восстанавливает заряд около 30
минут и здесь абсолютно не важна мощность генератора. АКБ в это время
потребляет около 1-4 Ампер (менее 60 Ватт)

т.е. не забываем что конденсатор и АКБ подключены паралельно-тем самым отсюда вывод
у кондера очень малое сопротивление. у АКБ он не то что большое, оно просто нелинейное. когда он заряжен - малое (но не сравнимое с кондером), когда разряжен - большое.

Еще раз предлагаю тему перенести на болталку, куда я не заглядываю

а у нас силком никто никого некуда не танет.

пи.си. лично я доверяю людям работающим по своей специальности (это относится в выложенной мною переписке. просто я сам был в этом цеху, а он находится на "Курском заводе "Аккумулятор" и видел и общался с этими людьми. они проффесионалы своего дела и думаю "грузить" им нет никакого смысла.) ещё раз скажу, что у меня кондер стоит уже более трех лет и машина у меня хорошо "нагружена" энергопотреблением и я свой акум за эти годы практически никогда не заражал (ради приличия весной и осенью проверяю плотность)

зы. практически у каждого сейчас стоит хорошая музыка, с усилителями, порой даже не одним и без конденсатора ваш акум сдохнет очень быстро, так есть ли смысл ставить отдельно конденсаторы на музыку (а это просто необходимо) или поставить один большей емкости но на все.
 
Ну вот ни разу в этой теме не писал, что кондюк- это плохо и бесполезно.
Просто нарентабельно, имхо. И опасно при К.З.

Но, блин, господа сторонники кондюков сами компрометируют идею писанием глупостей.

По моему в ПДД, есть пункт о том, что, если
на переезде у вас не заводится двигатель, то вы должны убраться с него
на стартере.


Давайте почитаем ПДД.

Я уж молчу про эти ведра с водой. Ну чисто детский сад.

. практически у каждого сейчас стоит хорошая музыка, с усилителями, порой даже не одним и без конденсатора ваш акум сдохнет очень быстро, так есть ли смысл ставить отдельно конденсаторы на музыку (а это просто необходимо) или поставить один большей емкости но на все

Насколько быстрей? - на практике вряд ли кто-то заметит.
А кондюк для музыки ставят рядом с усилителем, и на то есть причины, которых господа пропагандисты или не знают, или зачем-то замалчивают.

пи.си. лично я доверяю людям работающим по своей специальности
Давайте лучше доверять людям, которые знают, о чем говорят.

Ребята, пропаганду надо проводить грамотно.
Давайте успокоимся на том, что кондюк полезен, но дороговат и опасен при кз.
 
Ребята, пропаганду надо проводить грамотно

мне это абсолютно не нужно-так что пустые обвенения
По моему в ПДД, есть пункт о том, что, если
на переезде у вас не заводится двигатель, то вы должны убраться с него
на стартере.

Давайте почитаем ПДД.

вот именно-почитайте :rtfm: по крайней мере в старой редакции это есть!!!
Я уж молчу про эти ведра с водой. Ну чисто детский сад.

а это чтоб непонятливым-понятней было-на пальцах приходится объяснять
Насколько быстрей

после часа игры-машину вы не заведете-если только с толкача.
которых господа пропагандисты или не знают, или зачем-то замалчивают

я ничего не пропагандирую-мне это не надо-у меня это есть и я этим доволен-а будет или не буде ещё у кого либо-мне на это фиолетово.
А кондюк для музыки ставят рядом с усилителем, и на то есть причины,

учтите что емкости глобально отличаются в разы!!!
Давайте лучше доверять людям, которые знают, о чем говорят.

кто что говорит???? простите, я быстрей послушаю человека, который работает с этим, чем того, кто о чем то знает или не знает НО ГОВОРИТ.
 
Alex78 написал(а):
Не надо учить меня азам электротехники. С этим у меня полный порядок. Лучше скажите мне какой будет зарядный ток у конденсатора емкостью скажем 50Ф если подключить его к аккумулятору. И в течении какого времени напряжение на аккумуляторе поднимется до нормального под нагрузкой таким током, после работы стартера? Напоминаю- аккум посажен. Без конденсатора и без нагрузки напряжение аккума поднимется до практически номинального. Стартер отключили - напряжение на аккуме начинает расти. Кондер активно этому сопротивляется...Нормальное напряжение - определенное плотностью электролита и степенью разряженности.

Еще раз - не путайте акку и кондер - абсолютно разные по принципу работы и характеристикам девайсы. И соответственно их емкость

Вы, наверное, когда что-то пишете, то часть того, что вы хотите донести в торопях оставляете в своей голове. Прежде, чем что-то писать составьте конспектик, прочитайте пару раз, лучше всего на следующий день и принимайте решение. Как говориться- кто ясно мыслит, тот ясно излагает :hat:
Нектотые вещи недоступны пониманию некоторым людям не в силу того, что их понятия слабы, а всего-лишь потому, что они (эти вещи) не входят в область их понятий :hat: Р.S. учите матчасть и побольше практики, экспериментируйте:hat:
 
Alex78 написал(а):
... скажите мне какой будет зарядный ток у конденсатора емкостью скажем 50Ф если подключить его к аккумулятору.
Ток заряда будет зависить только от способностей Гены ибо ток заряда будет зависить только от внутренних стпротивлений АКБ и Гены.Кондёр высосет всё.
Alex78 написал(а):
в течении какого времени напряжение на аккумуляторе поднимется до нормального под нагрузкой таким током, после работы стартера?
Когда я учился,то нам рассказывали про постоянную времени τ (тау)=RC,где R измеряется в Омах,а C--в Фарадах,τ--в секундах.
Время зарядки конденсаторов принималось равным 5τ.
Дальше считаем сами.
 
То yurik_l Вот все что я пытался донести и хотел услышать от вас.

"Ток заряда будет зависить только от способностей Гены ибо ток заряда будет зависить только от внутренних стпротивлений АКБ и Гены.Кондёр высосет всё."

Научитесь прежде чем писать, читать внимательно то что написано, это и есть мой конспектик :LOL: Обсуждение на полторы сотни постов, а вы только последний прочитали.

А теперь еще один вопрос - после выше сказанного (кондер высосет все) - обясните мне то что было сказано - на севшем аккуме втягивающее будет просто щелкать, а с кондером мотор заведется :unknw:

И еще - "после часа игры-машину вы не заведете-если только с толкача"
А скондером заведется? С каких х... ежели аккум уже посажен?
 
Простите, что вмешиваюсь в столь активную дискуссию, но как правильно заметил yurik_l "Нектотые вещи недоступны пониманию некоторым людям не в силу того, что их понятия слабы, а всего-лишь потому, что они (эти вещи) не входят в область их понятий".

По этой ссылке эквивалентная схема конденсатора

http://www.audi-vw.ru/uploads/080313/6EcSRTNIkK.jpg

Это примитивная, но достаточно точная эквивалентная схема конденсатора

С – емкость в Фарадах.

ESR – внутреннее последовательное сопротивление.

Rту – эквивалентное сопротивление, описывающее ток утечки.

(Замечу, у АКБ она отличается заменой «С» на идеальный источник ЭДС. Про массу нелинейностей не говорим, т.к. это первое приближение)

Сопротивление конденсатора, о котором говорят – это ESR.
Оно играет вредную роль при разряде, т.к. чем оно больше, тем больше резистивное падение напряжение (просадка) на клемах конденсатора. Соотношение ESR АКБ и конденсатора обратно пропорционально определяет соотношение токов при разряде. В течении разряда ток, отдаваемый конденсатором, снижается.

Rту - виртуальное сопротивление, лишь отображающее наличие тока утечки. В реальности сопротивления нет, а есть рекомбинация зарядов с обкладок.
Условно диапазон этого сопрротивления изменяется от бесконечности (ток утечки отсутствует) до порядка 1 кОм.

В связи с наличием тока утечки всегда предлагается отсоединять конденсатор от АКБ при длительных стоянках (неделя, месяц).


 
Alex78 написал(а):
А теперь еще один вопрос - после выше сказанного (кондер высосет все) - обясните мне то что было сказано - на севшем аккуме втягивающее будет просто щелкать, а с кондером мотор заведется :unknw:

И еще - "после часа игры-машину вы не заведете-если только с толкача"
А скондером заведется? С каких х... ежели аккум уже посажен?

АКБ 6СТ-60 отдает 60А*ч при 10-ти часовом разряде, т.е. при токе разряда 6А.
При токе 100-200 А его хватает на пару минут, грубо его емкость при этом токе составляет 7А*ч. Пуск двигателя : предположим 200А за 2 сек - теоретически отъедает у АКБ около 0.1А*ч, а емкость конденсатора 50Ф при 12В составляет 0.15А*ч. Поэтому предположение, что АКБ уже посажена- неверно (до определенной степени, конечно). Да она не сможет пустить ДВС, т.к. у нее очень большое сопротивление (просто плотность электролита - никакая, и скорость хим.реакции, источника тока в АКБ, очень низкая), но зарядить слабым током конденсатор, в течении минуты-двух она может.
 
quantum написал(а):
я свой акум за эти годы практически никогда не заражал (ради приличия весной и осенью проверяю плотность)

Аналогично, только я вообще не заряжал ни разу и конденсатора нет, притом что зима в Курске нельзя даже отдаленно сравнивать с зимой в Астане по суровости, у вас тепличные условия. Да и лето не сахар у нас для аккумулятора, очень резкоконтинентальный климат.
 
Alexander Zhirnov написал(а):
АКБ 6СТ-60 отдает 60А*ч при 10-ти часовом разряде, т.е. при токе разряда 6А.
При токе 100-200 А его хватает на пару минут, грубо его емкость при этом токе составляет 7А*ч. Пуск двигателя : предположим 200А за 2 сек - теоретически отъедает у АКБ около 0.1А*ч, а емкость конденсатора 50Ф при 12В составляет 0.15А*ч. Поэтому предположение, что АКБ уже посажена- неверно (до определенной степени, конечно). Да она не сможет пустить ДВС, т.к. у нее очень большое сопротивление (просто плотность электролита - никакая, и скорость хим.реакции, источника тока в АКБ, очень низкая), но зарядить слабым током конденсатор, в течении минуты-двух она может.

Ну вот писал же, что убеждать надо грамотно....
А все туда же.
Вот вроде специалист, близкий к этим самым конденсаторам.
Вроде цифирки привел, с виду правдоподобные. Если в них не вглядываться, то вроде убедительно.
А если вспомнить, что под емкостью акк. понимают ту емкость, которую акк отдает при разряде до 10в, то видно, что человек либо неграмотен, либо дурит почтенной публике голову.
Он взял и посчитал, что если заряд 50Ф кондюка при 12 в - 600 кулон, то это 0.166 А*Ч. Ага, это так, но при разряде до 0 вольт.

А нахрена нам это, если после разряда до 7-8 в стартер один хрен не крутит,
да и мозг у движка не работает.
И из всего количества электричесва, запасенного в кондюке, полезным для прокрутки яляется чуть больше 1/3
Не стоит ожидать, что в описанных условиях кондюк будет крутить больше 2 сек.
На 3 поделите...
 
pau62 написал(а):
А нахрена нам это, если после разряда до 7-8 в стартер один хрен не крутит,
да и мозг у движка не работает.
И из всего количества электричесва, запасенного в кондюке, полезным для прокрутки яляется чуть больше 1/3
Не стоит ожидать, что в описанных условиях кондюк будет крутить больше 2 сек.
На 3 поделите...

Не сводя диалог к тому на каком напряжении откинется реле 6.5 или 8.2 только уточню ,что 7-8В это 65 - 50% выведенной энергии.

Не буду. конечно, утверждать, что при сдохшем аккумуляторе - оплывшие пластины, вытекший электролит- Вы сможете олучить желаемый результат. Но когда Quantum писал о своей музыке он упоминал, что она навороченная. Можно предположить, что она у него потребляет не обычные 50Вт ,а хотя бы Ватт 300. В режиме такой мощности севший аккумулятор - понятие относительное.

Вообще, чтобы конденсатор чем-то мог помочь надо иметь начальное напряжение. Севшая АКБ выдает 11-12 вольт и пусть под нагрузкой она сильно просаживается, зарядить конденсатор до этого напряжения она сможет.
 
pau62 написал(а):
И из всего количества электричесва, запасенного в кондюке, полезным для прокрутки яляется чуть больше 1/3
Не стоит ожидать, что в описанных условиях кондюк будет крутить больше 2 сек.
На 3 поделите...

Для меня лично очевидно, что кондесатор полезный помощник аккумулятору, хотя у меня его нет и ставить пока не собираюсь. :) Но дело не в этом, ты опять не учитываешь, что аккум всётаки есть(хоть и подсевший) и главная задача конденсатора в данном случае принять на себя первый "удар" максимальным пусковым током, а когда завращается стартёр потребление тока резко упадёт и аккум уже сможет справляться с нагрузкой.
 
AKD2 написал(а):
Аналогично, только я вообще не заряжал ни разу и конденсатора нет, притом что зима в Курске нельзя даже отдаленно сравнивать с зимой в Астане по суровости, у вас тепличные условия. Да и лето не сахар у нас для аккумулятора, очень резкоконтинентальный климат.

соглашусь с AKD2, что можно не заряжать годами. Но поробуйте завести двигатель, проехать сто метров и выключить. И повторите это раз 50, и лучше в темное время суток. А затем проверьте плотность, если дело дойдет до этого.
Заряжать или не заряжать зависит не от того как много Вы ездите, а от того в каком режиме и конечно же от безупречности работы зарядки.
А -30 в Курске тоже бывает, правда недолго и редко.
 
epson написал(а):
Для меня лично очевидно, что кондесатор полезный помощник аккумулятору, хотя у меня его нет и ставить пока не собираюсь. :) Но дело не в этом, ты опять не учитываешь, что аккум всётаки есть(хоть и подсевший) и главная задача конденсатора в данном случае принять на себя первый "удар" максимальным пусковым током, а когда завращается стартёр потребление тока резко упадёт и аккум уже сможет справляться с нагрузкой.

Полностью согласен.
 
AKD2 написал(а):
Интересно, какой ток будет потреблять конденсатор+плюс аккумулятор от генератора, пока наберет 14 В после пуска двигателя? :) Почти с нулевым внутренним сопротивлением. Нагрузка аккумулятора на КЗ.
Конденсатор будет потреблять такой же ток и за такое же время (если источник обладет достаточной для этого нагрузочной способностью) после снятия нагрузки, т.е. источник будет нагружаться по максимуму для зарядки конденсатора. Что не улучшит срок службы аккумулятора, пусть изготовитель не лукавит с цифрами.

Ответ на этот вопрос имеет несколько вариантов, но все они: не больший.
Попробую объяснить один из них.

Забудем о курицах и яйцах - что вперед, т.е. о причинно следственных связях, и составим для АКБ табличку о двух столбцах Напряжение/Ток.
8В-100А; 10В-50А; 12В-10А. Данные почти условны. У Вас килловатный стартер, номинальный ток около 100 А. Батарея его крутила бы просев до 8 Вольт. (Я пропускаю первые 0.5 секунды с большими провалами, т.к. к ответу они не имеют отношения.)
Конденсатор тоже уже разрядился до 8В.
Вы отключаете стартер и АКБ остается нагружена на конденсатор. Напряжение конденсатора 8В, он крупный потребитель мощности. Соответственно он будет удерживать напряжение на батарее 8 Вольт. Смотрим таблицу - с батареи 100А. При заряде конденсатора напряжение поднимается, а соответственно падает ток от батареи.
 
Назад
Сверху Снизу