Тоннель в тоннеле
Дмитрий Степанов
Новый этап в сооружении грандиозного тоннеля в Серебряном бору. Строители закончили проходческие работы и теперь приступили к прокладке коммуникаций. Не обошлось без трудностей - на пути у монтажников оказался крупный плывун, для борьбы с которым пришлось замораживать грунт.
Пока подземный путь из Лыковского проезда в Крылатское преодолевает только строительная техника. Но если верить намеченным срокам, к новому году здесь поедут поезда метрополитена на первом ярусе, автомобили - на втором. Проходческий щит своё отработал, в разобранном виде он ждёт дальнейшей участи. Рабочие, между тем, приступают к прокладке коммуникаций. В сложнейшей системе из трёх тоннелей они будут повсюду.
"Это измеряется десятками километров, потому что надо включить все системы: и пожарную безопасность, и дымоудаление, и телевизионные контролирующие дела, всё это должно быть единым целым", - говорит Сергей Островский, заместитель главного инженера.
Проект Серебряноборского тоннеля, который соединит Крылатское и Строгино, уникальный. Впервые предпринята попытка объединить в тоннелях диаметром 14 метров и линию метро, и трехполосную автостраду одновременно. Метро и автомобильную дорогу разделяет бетонная плита толщиной 30 сантиметров. Осталось проложить гидроизоляцию, затем асфальт. Все коммуникации разместятся в маленьком тоннеле посередине, здесь же организуют аварийные выходы.
Это и есть путь для эвакуации, он расположен в среднем сервисном тоннеле, который сообщается с двумя боковыми тоннелями через каждые 250 метров. Здесь своя независимая система вентиляции и именно этим путем в случае возникновения задымления или другой чрезвычайной ситуации люди будут выбираться из двух полуторакилометровых тоннелей.
Частично смонтирована система пожаротушения, стены тоннелей пропитывают специальным огнеупорным составом. Места, в которых соединяются все три подземных путепровода, строители называют сбойками. На месте одной из них оказалась маленькая подземная речка. Война с плавуном идет уже два месяца. Грунт замораживают специальные установки, столбик термометра круглосуточно показывает минус 19 градусов.
"Была произведена заморозка, после этого проходка. Сейчас проходческие работы по сооружению второй сбойки силами субподрядной организации Спецметростроя закончены, начинаются основные работы по бетонированию", - рассказывает Владимир Артемов, начальник участка.
Больше никаких геологических сюрпризов строители не встретили. Пески, суглинки и глина - почвы для Москвы типичные. Грандиозная подземная стройка должна завершиться к началу 2008-го года. Одновременно предполагается открыть и Живописный мост через Москву-реку, и станцию метро "Строгино".
Вести