Фотоотчет Причина выхода из строя коммутаторов на VW Golf 3 двигатели AAM, ABS (система впрыска Mono-Motronic 1.2.3 Фотоотчет)

SerVag

Мастер советчик
Сообщения
799
Репутация
264
Автомобиль
Авто нет
Опять старая машина подкинула задачку и хозяину и сервисменам.
Пациент – VW Golf 3, двигатель то ли ABS, то ли AAM, 93 г.в., система впрыска Mono-Motronic 1.2.3
Авто притащили на галстуке…, не заводится. Вкратце история поведанная хозяином. Сгорел модуль зажигания, пропала искра. Был установлен новый модуль Китайского производства, который вышел из строя минут через 15 после установки. Хозяин обменял по гарантии на новый, опять сгорел….и того было заменено 3 модуля зажигания, всех постигла преждевременная кончина. ЭБУ был так же подменён и успешно сдан на разборку обратно, потому как версия не оправдалась.
В итоге, машина попала к нам. Попросили привезти новый модуль зажигания…, привезли. Подключили его на место, накинули шупы осциллографа на вход коммутатора, первичку, ДХ, питание коммутатора. Коммутатор тоже был производства КНР.., другие у нас тяжко найти. По питанию коммутатора претензий не было, масса в порядке, сигнал управления коммутатором (с ЭБУ) пока устраивал во всём. Не понравился сигнал первички, а именно участок осциллограммы где коммутатор подключает катушку к массе, на сигнале виден посторонний дребезг.
(На всех изображениях осциллограмм, сверху отображены сигналы снятые с первичной обмотки катушки зажигания, под ней изображена осциллограмма снятая с входа управления коммутатором.)




Таких шумов, в зоне открытого состояния силового ключа, быть не должно. Изначально казалось что это может быть причиной сильного разогрева.
Мотортестером проверили осциллограмму генератора, ничего подозрительного не выявили.

Замена модуля зажигания на другой, стоимостью в 3 раза дороже Китая (фирма Vemo) результатов не принесла, шёл сильный разогрев радиатора, казалось, ещё немного и выйдет из строя.
Пришлось опять заняться анализом. Внимательно посмотрев осциллограммы и сравнив их с накопленными в базе, дошло, почему шёл перегрев коммутатора. Оказывается, длительность подключенного состояния катушки более чем в 2 раза превышает нормальные значения…, а ведь это задаётся самим ЭБУ.







Осталось разобраться, почему ЭБУ так управляет коммутатором.
Сразу вспомнилось описание алгоритма работы ВАЗ(овских) ЭБУ (и не только у них такое практикуется). При пониженном напряжении питания, ЭБУ корректирует сигнал управления модулем зажигания и форсунками, что бы скомпенсировать, вследствие этого, уменьшение мощности искры и уменьшение дозировки топлива. Досконально алгоритм работы Mono-Motronic(а) не известен, но как оказалось, пошли в верном направлении.
Начали с проверки напряжения питания ЭБУ. По схеме, на ЭБУ подаётся 2 плюса: один подаётся через Кл .15 – выв. 23, другой плюс должен висеть постоянно, даже при выключенном зажигании – Кл. 30 – выв.21.

По результатам проверки, оказалось, что на разъёме ЭБУ присутствует только напряжение через замок зажигания - 15-я шина, второе питание отсутствовало. Кроме того, по схеме, подача питания Кл. 30 запаралелено с выв. 30 реле топл. насоса J17 и клапаном продувки адсорбера N80.







Так вот, на выв. 21 ЭБУ и на клапане N80 постоянного плюса, при выключенном зажигании не было. Кроме того, как оказалось, по этой причине, ЭБУ отказывался соединяться с диагностическим прибором. Осмотр БРП ничего не дал, там оказалось всё нормально. После осмотра проводки возле разъёма ЭБУ, найдя по цвету нужный провод (красный), напарник потянул его и провод оторвался в 15-ти сантиметрах от разъёма…, оказалось что просто отгнил. После восстановления соединения, питание естественно возобновилось, ЭБУ вышел на связь. Теперь торжественный момент, запуск и проверка результата. После запуска, все дружно приложили руки к коммутатору, не сильно ли он греется. Корпус был чуть теплый, пока двигатель не разогрелся, далее конечно от температуры в моторном отсеке он ещё поднагрелся да и по любому, ему положено греться. Температуру конечно не сравнить. Что было до… и что после.
Записали осциллограммы…, разительные перемены. Сигнал с ЭБУ, по длительности, уменьшился вдвое.







Получается, что без второго напряжения, длительности управляющих сигналов сильно увеличены, но это ещё не всё.

Ранее были жалобы на повышенный расход топлива, причины для этого действительно были.., по замерам СО было не мене 5% на всех режимах, на холодную вообще богатило. При этом, даже на прогретом двигателе, напряжение Л.З. всегда висело в зоне “Богатая смесь”, т.е Л.З. показывал правильно, но ЭБУ не мог привести смесь, то ли потому что не хватало диапазона регулирования, то ли ещё почему то. ЭБУ не выходил на связь, и вообще было не понятно чем вызвана передозировка. В тот раз так и не удалось установить причину. С тех пор прошло около полугода.

Так вот, после восстановления питания на выв. 21 ЭБУ, Лямбдарегулирование заработало как положено, на сигнальном проводе ЛЗ появилась привычная синусоида, СО установилось на уровне 0,3…..0,4%. Так что стоит даже рассчитывать на уменьшение расхода топлива.

Двигатель спокойно работал при отсутствии на ЭБУ постоянного напряжения с Кл. 30, но длительности сигналов управления МЗ и форсункой при этом не соответствовали нормальным значениям.
 

TPN

Сисадмин-вагоновод
Сообщения
7 969
Репутация
1 974
Автомобиль
VW Passat B3 notchback CL 1.8 RP Mono-Jetronic 1989г.
Очень полезная инфа, жалко к ТГМ"у не относится ни как.
 

Igel

Мастер советчик
Сообщения
3 632
Репутация
264
Автомобиль
Passat B4 Variant AAA 1994, Renault Duster Luxe Privilege 2.0 4WD АT 2017
Вы ещё раз подтвердили что у нормального специалиста нет неразрешимых проблем.
SerVag :hat:
 

VSS

скептик
Сообщения
651
Репутация
85
Автомобиль
Passat b5+ AWT,AKP 2005. Passat 2e 1992 ABS,ГУР,МКП-был.
Вот такие отчеты нужно в фак заносить.
 

Dimidroll

Мастер советчик
Сообщения
1 195
Репутация
193
Автомобиль
Ваз 2101 1.2 73г Passat B3 1.8 RP Bora 1.6 AVU АКПП
TPN сказал(а):
Очень полезная инфа, жалко к ТГМ"у не относится ни как.
Ну нету у меня этого тгм"а :unknw:

Отчёт отличный
 

SerVag

Мастер советчик
Сообщения
799
Репутация
264
Автомобиль
Авто нет
Спасибо господа за положительную оценку.

Но до конца не понятно, что происходит в самом ЭБУ при отсутсвии питания с Кл.30. Аппаратный ли это сбой.... или же нечто другое?

(Куда запропастился наш друг Михаил?)
 

Igel

Мастер советчик
Сообщения
3 632
Репутация
264
Автомобиль
Passat B4 Variant AAA 1994, Renault Duster Luxe Privilege 2.0 4WD АT 2017
да, Михаила давненько не слыхать. :(
 

Stranger21

Связался с лучшим, умри как все! (с)
Сообщения
8 139
Репутация
313
Автомобиль
Toyota Corolla E150 1.6i 2007г ; ВАЗ21054 продан; WAZ21051 monomotronic утилизирован;ВАЗ21310 1.7i я7.2 J7ES 2001г
вот за это я и люблю "штатные" мозги и скептичеки сматрю на мегасквирт ... ибо в штатном мозге есть куча аварийных алгоритмов )

думаю что моник всеж простоват сам по себе и постояное питание там пользуеться для питания ОЗУ и только ... соотвтевено без него он просто едет по теблицам вбитым в пзу без всяких коректировок и попровок и не может ничего высчитать так как ОЗУ нет (хатя как электронщику сомнение вносит как проц без озу запуститься, наверное у него есть свое внутренее мелкое для регистров) вот и импульс идет как грица такое чтоб тупо хоть както работало и никакой лямбда корекции нет .... ну мои мысли просто чисто субьективные....
 

SerVag

Мастер советчик
Сообщения
799
Репутация
264
Автомобиль
Авто нет
Вот про ОЗУ то я вспомнил, то ОЗУ где хранятся коды неисправностей и значения адаптаций..., а про то что процу полюбому нужно ОЗУ для совершения операций...., про это я и не подумал. Так что же получается, что внешний глюк по питанию, привёл к программному сбою ЭБУ..., но ведь работал же, зараза.
 

VSS

скептик
Сообщения
651
Репутация
85
Автомобиль
Passat b5+ AWT,AKP 2005. Passat 2e 1992 ABS,ГУР,МКП-был.
Сомнительно. Встроенного ОЗУ должно хватать за глаза, а вот ПЗУ с таблицами наверняка находится во внешней обвязке МЭВМ. На ней питание наверняка было. Почему же тогда на малюсенькой флэшке небыло питания. Как то не логично.
 

Igel

Мастер советчик
Сообщения
3 632
Репутация
264
Автомобиль
Passat B4 Variant AAA 1994, Renault Duster Luxe Privilege 2.0 4WD АT 2017
нету там флэш памяти :) годы ишо не те
 

serg_GL

Завсегдатай
Сообщения
876
Репутация
67
Автомобиль
Passat Variant 95
Так собственно питание на 30й цепи было, только попадало оно не от АКБ, как должно, а от 15й через защитные диоды и прочие цепи. Соответственно от номинала могло отличаться прилично (как по величине, так и по форме). Что думали при этом мозги труднопредсказуемо. А ОЗУ...., оно было девственно чистым при каждом включении зажигания, но при этом прекрасно работало.
Собственно вариант схожий с питанием мозгов 2Е через обмотку КСХХ.
 

SerVag

Мастер советчик
Сообщения
799
Репутация
264
Автомобиль
Авто нет
serg_GL сказал(а):
Собственно вариант схожий с питанием мозгов 2Е через обмотку КСХХ.
Вот, вот, нечто схожее, ЭБУ тоже начинает дурить.
На 2Е по мотортестеру, в режиме развёртки по вертикали всех цилиндров, видно, что на первичке полный бардак, УЗСК между цилиндрами сильно разнится. По началу я думал что это глюк в трамблёре, пока не узнал, что такое непропай в реле №30.

Так собственно питание на 30й цепи было, только попадало оно не от АКБ, как должно, а от 15й через защитные диоды и прочие цепи.

Даже при включенном зажигании, питания на 21ом пине разъёма ЭБУ не было.
Может быть внутри ЭБУ на этот вывод что-то и попадало....

Ну и фиг с ним, главное что причина перегрева была найдена и успешно устранена.

Спасибо что прочитали и уделили внимание. :hat:
 

serg_GL

Завсегдатай
Сообщения
876
Репутация
67
Автомобиль
Passat Variant 95
SerVag сказал(а):
Может быть внутри ЭБУ на этот вывод что-то и попадало....
Я про "внутри" и имел ввиду. Отчет :good:
 

Admin

Создатель сайта
Команда форума
Сообщения
8 520
Репутация
2 757
Автомобиль
VW Tiguan 2 2.0 DBGC 2018, VW Touran 1.6 BSE 2008, Skoda Fabia 1.2 BME 2006
Большое спасибо за отчет! :thankyou2: :hat:
 

Гетманов Григрий

кое чего умею
Сообщения
176
Репутация
12
Автомобиль
VW Golf3, ABD 1.4,1992-продан; ВАЗ 21093i-продан; VW B3 седан 1,8 AAM, ГУР, Люк, 1991г.в. + ВАЗ 2108 зеленый перламутр жена катает
молодцы! вот бы нам таких парней в сервисах
 

Alex_BW

Новичок
Сообщения
7
Репутация
0
Автомобиль
VW Bora AHF 1999 Highline
Однозначно достоин уважения специалист, который с осциллографом подходит даже к почти 20-летней машине. А не как обычно - лом, кувалда и какая-то там матерь. А если "инструмент" не эффективен - советуют поменять машину: "ну что ж вы хотите, возраст..." :unknw:
Респект полюбому! :clapping: В FAQ!
З.Ы. На попечении ласточка Vento '94 ABS :drive:
 

DENISIY

Новичок
Сообщения
293
Репутация
9
Автомобиль
(у бати)VW Passat B3 , AAM, M1.2.1, 1991 , моё BMW X5 2007
а о каком коммутаторе вообще речь, если двигло AAM или ABS шли с мотрониками 1.2.1 и 1.2.3 соответственно, а это всё в одной коробке и УОЗ и коммутатор и ЭБУ!!! Тоесть один ящик под брызговиком и всё. И как можно было менять их поблочно, если это "всё в одном"
 

SerVag

Мастер советчик
Сообщения
799
Репутация
264
Автомобиль
Авто нет
Само собой что конструкция моноблочна, состоит из катушки зажигания и оконечного каскада усиления (коммутатора). Вот выходил из строя как раз коммутатор. Катушка зажигания, после отпайки выводов, была элементарно проверена на стенде, искра слона убьёт. А поскольку отдельно заменить силовой каскад нет возможности, то приходится менять весь модуль зажигания.
В тексте и написано - МЗ (модуль зажигания). Просто акцент делался на конкретный компонент блочной конструкции. О конструкции компонентов системы зажигания я прекрасно осведомлён, если что-то не понятно, посмотрю в документации.
 

SerVag

Мастер советчик
Сообщения
799
Репутация
264
Автомобиль
Авто нет
DENISIY сказал(а):
а о каком коммутаторе вообще речь, если двигло AAM или ABS шли с мотрониками 1.2.1 и 1.2.3 соответственно, а это всё в одной коробке и УОЗ и коммутатор и ЭБУ!!!
Только не так..., ЭБУ то тут причём и УОЗ тоже.
 
Верх