Фотоотчет Разборка и чистка геометрии турбины AHH, AFN и др.

Геометрия турбины - важный элемент, которому нужно уделять внимание. При ее неисправности возникает ряд проблем с мощностью и управлением авто. Правильная настройка и регулярный осмотр позволит продлить срок эксплуатации не только самой детали, но и турбодвигателя в целом.
Толкнуло меня к чистке геометрии следущее:
1. Надоевший передув(описывать что это такое не буду, т.к. него и так уже много написано)
2. Свист турбины при нагрузке
3. Плохая динамика
Последней каплей моего терпения стал обгон длинной фуры, когда поровнявшись с ней у меня отключилась турбина. Ситуация щекотливая, когда впереди встречная машина, а сзади другая машина поджимает (тоже фуру обгоняет). Ни разогнаться, ни затормозить.
Как снять турбину написано здесь: Снятие турбокомпрессора AFN (фото)
Процесс несложный. Весь геморрой в откручивании трёх гаек, крепящих турбину к коллектору.
Процесс чистки турбины.
Для разборки турбины понадобится:
1. Ключ на 10.
2. Звездочка Torx (T20)
3. Молоток
4. Отвертка с тонким жалом
5. Жидкий ключ (WD40)
6. Наждачка(не крупная, у меня была на 600)
7. Свободное время. Вот снятая турбина.
Отверстия для масла закрываем, чтобы туда ничего не насыпалось.

102967_01.jpg


Для начала нужно открутить 6 болтиков по кругу (на фото обозначены стрелочками).Три болта из 6 еще выполняют функцию крепления скобы актуатора. Затем, когда болты откручены, отсоединяем актуатор от турбины. Для этого нужно при помощи отвертки снять стопорное кольцо. Оно у меня лопнуло, но это не страшно. В любом автомагазине можно купить аналогичное по размеру от ВАЗа.
Затем зачищаем наждачкой стык катриджа с горячей улиткой. Прочищаем канавку и заливаем её WD40. Если время позволяет – оставляем отмачиваться на ночь. Т.к. у меня руки чесались, я приступил к разборке спустя 2 часа.
Аккуратно, без фанатизма, обстукиваем молотком по кругу горячую улитку. (Можно холодную улитку зажать в тисках. У меня тисков нет – я левой рукой держал турбину на весу за холодную улитку, а правой обстукивал молотком горячую улитку.)
Через несколько минут постукиваний горячая улитка стала отходить от катриджа. ВАЖНО: нужно, чтобы горячая улитка равномерно отходила от катриджа. Если её перекосит – она упрётся в крыльчатку, и может её повредить.Ну вот, турбина располовинена!

102967_02.jpg


Слева: Картридж с холодной улиткой(его убираем подальше!!! Ничего там не разбираем!!!)
Справа: горячая улитка. Вот её и надо разбирать и чистить.

102967_03.jpg


1. Сначала убираем направляющие ролики. Снимаются они легко: достаточно вытащить вверх шпенёчек.
2. После этого вытаскиваем кольцо, связывающее лопатки. Правильное расположение кольца на фото.
3. Затем откручиваем 3 болта под Torx.
4. Вытаскиваем геометрию.Видим такую картину:

102967_04.jpg


Между геометрией и корпусом горячей улитки находятся 3 шайбы. Их важно не потерять.
Вычищаем весь нагар с корпуса горячей улитки и самой геометрии. Тут кто чем хочет: хоть в салярке отмачивать, хоть насадкой на дрель, хоть наждачкой. Каждую лопатку чистить и разрабатывать желательно индивидуально.

102967_05.jpg


102967_06.jpg


В моём случае чисткой не ограничилось. Лопатки цепляли за корпус горячей улитки. Пришлось ложить лист наждачки на ровную поверхность и по нему поводить геметрией, чтобы лопатки чуть-чуть подточились.
Собираем механизм геометрии в обратном порядке. Болтики Torx затягиваем без фанатизма, чтобы не сорвать.
Проверяем работоспособность. Если всё хорошо, собираем турбину.
Главное, чтобы при сборке горячая улитка равномерно заходила в катридж.Ставим актуатор, затягиваем болты.
Ставим на автомобиль – и наслаждаемся.
После чистки машина стала просто ураган. Так быстро стрелка тахометра до красного фона еще не доходила. Пропал противный свист, похожий на визг.
А самое главное пропал передув!!!
Насколько хватит - покажет время. Тут всё сугубо индивидуально. Зависит всё от износа.
Есть такие, кто уже 2 года не жалуется.

Да, кстати, в самой турбине прокладок никаких нет. Есть прокладка между выхлопной системой и турбой, и прокладка между турбой и коллектором. Я оставил старые.
Всем удачи!!!

P.S. от Админа - отчет добавлен на сайт:
Разборка и чистка геометрии турбины на примере двигателей AFN, AHH и др. (rus.)
Спасибо! :thankyou2: :hat:
 
Последнее редактирование модератором:
Всем привет!
Перейду сразу к делу, купил А4 1.9 ТДИ AFN, турбина изначало нудно гудела/шумела при наборе скорости. Проехал так примерно 1000 км(не зная что вообще это за проблема) и в прошлые выходные турбина стала очень странно работать, и стала странно свистеть. Пропала тяга и турбина стала словно реветь при нажатии на газ!
Постояла машинка ночь и турбина снова заработала, но шум не усчез, после 10 км по городу не быстрее 50 км/час раздался какой то слабый удар в облости мотора и турбина снова взвыла и пропала тяга. На следующее утро завёл авто, то рёв не пропал и я решил разобрать турбину. Промучался целый день, пока снял турбину вместе с коллектором, так как не мог открутить задную гайку между коллуктором и турбиной.
Залил ВэДэшкой горячую улитку и жду пока откиснет, но меня что-то смутили лопости на холодной улитке, как то они загнуты через чур и одна лопость обломана.

Что скажете, нужна новая турбина или тут что-то можно сделать?

В патрубке присутсвиет масло и в трубе на выхлоп сразу после турбины есть тоже масло, хотя уровень масла в порядке.
 
а по поводу того что масло в выхлопной и патрубке, что скажешь?
 
andreuxa написал(а):
Всем привет!
Перейду сразу к делу, купил А4 1.9 ТДИ AFN, турбина изначало нудно гудела/шумела при наборе скорости. Проехал так примерно 1000 км(не зная что вообще это за проблема) и в прошлые выходные турбина стала очень странно работать, и стала странно свистеть. Пропала тяга и турбина стала словно реветь при нажатии на газ!
Постояла машинка ночь и турбина снова заработала, но шум не усчез, после 10 км по городу не быстрее 50 км/час раздался какой то слабый удар в облости мотора и турбина снова взвыла и пропала тяга. На следующее утро завёл авто, то рёв не пропал и я решил разобрать турбину. Промучался целый день, пока снял турбину вместе с коллектором, так как не мог открутить задную гайку между коллуктором и турбиной.
Залил ВэДэшкой горячую улитку и жду пока откиснет, но меня что-то смутили лопости на холодной улитке, как то они загнуты через чур и одна лопость обломана.

Что скажете, нужна новая турбина или тут что-то можно сделать?

В патрубке присутсвиет масло и в трубе на выхлоп сразу после турбины есть тоже масло, хотя уровень масла в порядке.

Похожие симптомы. 1.9 tdi AVF. Очень интересны ответы.
 
Я, кажется, ответил уже. ;)
 
заменил турбину и всё снова работает в порядке!
 
народ а почему всегда все советуют менять ведь продаются ремкомплекты в котором
вал втулки подшипники пару стопорных колец и крыльчатка
 
Ребята,перечитал и пересмотрел наверное всё,что касается чистки геометрии турбин и пришёл к мнению,что изначально причиной закоксованности в большинстве случаев является закливание лопаток турбин о поверхность горячей улитки т.е. им по высоте становится(по каким-то причинам) мало места для нормальной работы, не даром практически всем при чистке приходится уменьшать высоту лопаток на наждачке. Может по этому и чистка без разбора не всегда успешна. Может проблема решается подкладыванием тоненьких шайб под проставочные,тем самым увеличивая зазор между геометрией и корпусом горячей улитки.Напишите пожалуйста кто-что думает по этому поводу.
 
Tarat написал(а):
народ а почему всегда все советуют менять ведь продаются ремкомплекты в котором
вал втулки подшипники пару стопорных колец и крыльчатка

потому что турбина нуждается в балансировке.обороты более 100 000.
 
Привет. Помогите с такой проблемой. Фольксваген B5 AHU 1.9 90л.Машина не набирала скорость, поменял турбину изменений нет. масло заливаю литрами. Обращался к мастерам ни кто не может дать конкретного ответа о причине неисправности, типа делай капиталку тогда будет всё ок. А гарантии ни один мастер ни даёт.
 
Nikolaika написал(а):
Привет. Помогите с такой проблемой. Фольксваген B5 AHU 1.9 90л.Машина не набирала скорость, поменял турбину изменений нет. масло заливаю литрами. Обращался к мастерам ни кто не может дать конкретного ответа о причине неисправности, типа делай капиталку тогда будет всё ок. А гарантии ни один мастер ни даёт.

А компрессию не пробывал помрить?
 
Nikolaika написал(а):
Привет. Помогите с такой проблемой. Фольксваген B5 AHU 1.9 90л.Машина не набирала скорость, поменял турбину изменений нет. масло заливаю литрами. Обращался к мастерам ни кто не может дать конкретного ответа о причине неисправности, типа делай капиталку тогда будет всё ок. А гарантии ни один мастер ни даёт.

ВАУ чтобы в таком городе не найти мастера который даст гарантию вот это даа
Кмпьютерную диагностику делал ?
турбина была абсолютно новая ? китайская? или востановленная
ну и компресию мерий
 
Скажите а может из-за маленькой компрессии не додувать полностью турбину?
 
Была точно такая же проблема, после кап ремонта трубы поменяли картридж и грибок движок не набирал обороты больше 3000 не тянула машину, потом отрегулировали геометрию все заработало
 
serbatpaew написал(а):
Была точно такая же проблема, после кап ремонта трубы поменяли картридж и грибок движок не набирал обороты больше 3000 не тянула машину, потом отрегулировали геометрию все заработало

При замене турбины её как то настраивают или что с ней делать надо подскажите
 
Всем доброй ночи. Тоже почитываю форум, но и сам сталкнулся с ремонтом турбы. Вот мои личные выводы при практическом исследовании.
1-й раз чистил геометрию и следуя всем законам физики машину просто было не узнать (тяга, динамика, расход+/- 3л. на сотню, тахометр со спидометром практически одновременно поднимаются и все такое), как многие писали на форуме машина - ураган.
Очищая геометрию, обратил внимание на то, что в клапане турбы (актуаторе) уменьшен ход штока от нормы примерно в 15 мм до 4-5 мм. Таким образом, делаю вывод о том, что геометрия могла встать из-за отсутствия постоянного движения штока актуатора. Т.е геометрия не работала во всем своем диапазоне от мин. до максимума из-за того, что управление геометрией было практически остановлено. Актуатор, в котором перестал двигаться шток, является лишь одной из причин такой неисправности. Следовательно, выхлопные газы, может быть частицы сажи и т.д. со временем стали накапливаться в подвижных частях геометрии.
Накатал примерно около 7000 км и геометрия снова встала по тем же основаниям - в клапане турбы (актуаторе) уменьшен ход штока от нормы примерно в 15 мм до 3-4 мм
Произвел повторную чистку геометрии. Сравнительный анализ: в 1-й раз отпечатков от лопаток геометрии на корпусе горячей ракушки не было. Во второй раз появились.
Вывод 1: предполагаю, что я при затягивании тремя винтами корпус геометрии (с лопатками) к корпусу горячей ракушки (улитке) мог перетянуть затяжку винтов своим усилием и приблизил лопатки к корпусу.
Оговорка – в моем случае, думаю, первая разборка турбы была вообще впервые для турбы, т.к. разбирал долго и трудно, следов предыдущей разборки не наблюдал. Другие ребята на форуме писали, что разбирали турбу легко, возможно у них когда-то ранее разбирал турбу предыдущий хозяин.
Вывод 2: Получается геометрия может встать и из-за подклинивания лопаток в корпусе турбы, которые в свою очередь будут удерживать шток актуатора в неподвижном положении, что может от части привести к накоплению пыли в штоке и последующем его заедании. Это у меня наблюдалось при 2-й чистке турбы. По непонятным для меня причинам высыпался мельчайший песок серого цвета и кусочки окалин (ржавчины) из внутреннего отверстия актуатора, которое в свою очередь закрыто отражателем. Такого песка было достаточно много, для сравнения скажу, что я в салат соли ложу меньше. При первой чистке этого не наблюдалось.
Кроме того много пыли высыпалось из обратной стороны актуатора (по ту сторону внутренней мембраны) – из трубки, которая подсоединяется к клапану управления турбой N-75.
Следовательно Вывод 3: Если не будет правильно работать клапан управления N-75, то и актуатор не будет управлять геометрией. А значит и трубки низкого давления тоже должны быть исправными – не подсасывать воздух атмосферного давления.
Итак, тяга падает (при остановке геометрии) из-за отсутствия увеличения наддува воздуха в холодной улитке, т.к. крыльчатка горячей и холодной ракушек находятся на одном валу (типа тонкой шпильки)
Как работает геометрия, как осуществляется наддув воздуха с помощью геометрии и увеличение мощности двигателя при небольших оборотах двигателя ?
Приглашаю всех на урок физики.
Этого нигде на форуме не читал и не видал, поэтому предлагаю свой личный опыт.
В принципе каждый может продиагностировать работу своей геометрии.

1. Для этого необходимо снять турбину. Извините, что это не самое Ваше любимое занятие, поэтому больше касается тех, кто уже снял турбину для других целей. Отсоединить шток актуатора от рычага управляющим геометрией, необходимо снять стопорное кольцо (внутренний диаметр стопорного кольца по валу, у меня 5 мм). Снять актуатор (открутить 2 гайки).
2. В картридже геометрии имеется 2 отверстия для смазки вала и втулок (подшипников) при вращении. Рекомендую их заглушить от греха подальше. Но я непременно воспользовался случаем и предварительно прошприцевал (большим шприцом на 150 мл купил в аптеке для технических целей он без иглы продается, одноразовый, пластиковый, выглядит, как обычный маленький, только большой) через верхнее входное отверстие чистым маслом, вращая при этом вал турбины за крыльчатку, сливалось через нижнее. Вылилось немного грязного масла. Это рекомендация завода-изготовителя при установке турбин после ремонта, т.к. скорость вращения достигает до 240 000 об/мин.
3. Очистить от пыли и грязи, сажи и т.д. у кого что входные отверстия горячей улитки и коллектора (у меня турбина с коллектором в корпусе, как единое целое).
4. Установить турбину на удобное место (стул, стол и т.д.) так, чтобы все входные и выходные отверстия горячей и холодной ракушек не были закрыты/перекрыты.
5. Внимание !!! Требуется пылесос. Чем мощнее будет пылесос и он тише будет работать, тем интереснее будет проводить эксперимент. Для особо одаренных: ряд пылесосов имеют режим не только всасывания, но и наоборот – выдувания (типа пульвера). Поэтому уточняю, что у меня турбина с коллектором, т.е. имеет выхлоп из одного отверстия (соединяется с выхлопной трубой), а вход у коллектора 4 отверстия и еще одно к патрубку на ЕГР. Следовательно, вдувать сразу в 5 отверстий сложнее, чем высасывать из одного через пылесос. Если у кого что-то наоборот, то приспосабливаемся, затыкаем ненужные отверстия и т.д.
6. Подключаем трубку (шланга) пылесоса к горячей ракушке вместо выхлопной трубы для всасывания потока воздуха, т.е. имитируем выхлоп через турбину. Внимание, ртом не всасываем, языком вал не раскручиваем.
Для лучшей эффективности эксперимента, патрубок пылесоса я присоединил к корпусу горячей ракушки через подходящее и подобранное по размеру резиновую втулку, тем самым уплотнил стык.
7. Контролируем исходное положение геометрии: должна быть в максимально отжатом положении (от регулировочного винта на корпусе), так как если бы стоял актуатор с максимально выдвинутом штоком (не втянутым мембраной, посредством низкого давления), что соответствует малым оборотам двигателя. У меня турбина включается примерно при превышении 1500 об/мин по тахометру, после чего актуатор начинает свое движение и втягивается с увеличением оборотов, увлекая за собой (через рычаг) вращение кольца геометрии, которое в свою очередь синхронно сдвигает по часовой стрелке все лопатки, которые в свою очередь начинают закручивать потоки воздуха (потоки складываются от каждой лопатки в один общий круговой поток, похожий по своей структуре на смерч). Такой поток, проходя через лопатки крыльчатки, заставляет их вращаться с большей силой. Иными словами и на пальцах объясняю, что скорость и сила вращения турбины зависит (в этом случае) не от силы и скорости поступающего на выхлоп потока воздуха, а от угла подачи потока на одну и ту же лопасть крыльчатки турбины. А если к этому прибавить увеличение силы и скорости потока (при увеличении оборотов двигателя), то получаем эффект турбинного нагнетания воздуха передающий через вал турбины (в холодной ракушке).
8. Ну вот, основное все готово. Напоминаю, если кто разбирал (как я) холодную ракушку и промывал все внутри, не забываем смазать вал и подшипники турбины свежим и родным по спецификации маслом (см. пункт 2 выше).
Включаем пылесос и ждем несколько секунд для исходного раскручивания турбины. Я одной рукой прислонял к турбине патрубок от пылесоса, а другой двигал рычаг для изменения геометрии, имитируя втягивание штока актуатора (типа увеличиваем обороты двигателя).
9. И, о чудо !!! При работе пылесоса на одинаковых оборотах:
- при движении рычага геометрии к регулировочному винту (в сторону втягивания штока актуатора) – наблюдаем увеличение оборотов турбины и увеличение потока воздуха на выходе холодной ракушки.
- при движении рычага геометрии от регулировочного винта (в сторону исходного положения выдвинутого штока актуатора) – наблюдаем уменьшение оборотов турбины и уменьшение потока воздуха на выходе холодной ракушки.
Повторяем операцию и кайфуем от свиста турбины. Именно по этой причине не советую проводить эксперимент на сухую, без смазанной маслом турбины.
По возможности наклоняем в разные стороны всю турбину на предельных оборотах и слушаем, не звенит ли турбина – т.е. выявляем возможность наличия касания крыльчаток холодной и горячей ракушек о свои корпуса. Такое возможно при увеличенном соосном люфте вала внутри втулок (подшипников). Если в начале эксперимента Ваша турбина работала тише, а чуть позже, т.к. Вы слишком увлеклись экспериментом, стала громче свистеть, возможно вал работает на сухую при отсутствии достаточной смазки.
Силу наддува я проверил накрывая ладонью выход холодной ракушки. Геометрия явно увеличивает поток и обороты в разы – это не может не радовать.

Далее на всякий случай разобрал клапан управления турбой N-75 и прочистил его, был грязный. Это еще одна причина, по которой может быть остановка геометрии.

Про регулировку напишу позже, а то спать хочется

Удачи всем, Может кому и помог.
 
stels44 написал(а):
7. Контролируем исходное положение геометрии: должна быть в максимально отжатом положении (от регулировочного винта на корпусе), так как если бы стоял актуатор с максимально выдвинутом штоком (не втянутым мембраной, посредством низкого давления), что соответствует малым оборотам двигателя. У меня турбина включается примерно при превышении 1500 об/мин по тахометру, после чего актуатор начинает свое движение и втягивается с увеличением оборотов, увлекая за собой (через рычаг) вращение кольца геометрии, которое в свою очередь синхронно сдвигает по часовой стрелке все лопатки, которые в свою очередь начинают закручивать потоки воздуха (потоки складываются от каждой лопатки в один общий круговой поток, похожий по своей структуре на смерч). Такой поток, проходя через лопатки крыльчатки, заставляет их вращаться с большей силой. Иными словами и на пальцах объясняю, что скорость и сила вращения турбины зависит (в этом случае) не от силы и скорости поступающего на выхлоп потока воздуха, а от угла подачи потока на одну и ту же лопасть крыльчатки турбины. А если к этому прибавить увеличение силы и скорости потока (при увеличении оборотов двигателя), то получаем эффект турбинного нагнетания воздуха передающий через вал турбины (в холодной ракушке).

Неправильный алгоритм работы геометрии!
При заводке двигателя шток актуатора полностью втягивается и при повышении оборотов отпускается!
 
Машина Гольф 5 1.9 BXE 105 л.с.
После спокойной зимней езды появился передув, при передуве давление на впуске до 2500 мбар (дальше датчик не видит), масса воздуха до 1130 мг/цикл в пике. Опасность ситуации в том, что двигатель не переводился в аварийный режим, ошибка не пишется, и вал турбины постоянно раскручивается до жутких скоростей, а вы об этом и догадываться не будете без проведения диагностики. Единственная косвенная подсказка "вздох" при переключении передач.
Рычаг на управление геометрией подклинивал примерно в середине хода, вывод - чистка геометрии со снятием. Оценив масштаб работ по снятию турбины, решил сначала попробовать удлинить шток - не помогло.
На британских форумах VW и Skoda люди предлагают чистку геометрии без снятия турбины - с помощью Мр. Мускул для гриля:


Решено было опробовать, как жест отчаяния, перед снятием турбы. У нас в РБ Мр. Мускул не нашел, но нашел аналог от немцев Reinex Backofen- und Kaminglasreiniger Spray (Спрей для чистки духовок. Для плит, духовок, садовых грилей и барбекю):

Сравнил даташиты и понял, что оба состава на основе каустической соды, т.е. активный элемент один и тот же.
В родном пластиковом распылителе баллона просверлил неглубокое отверстие для установки ПВХ шланга. Вырезал кусок плотного картона, через отверстие в нем провел шланг. Картоном закрывается выхлоп турбины и через отверстие заводится шланг для заполнения пеной.



Естественно, выхлоп должен достаточно остыть, иначе может полыхнуть газ из баллончика!

Далее снимается шток с рычажка для удобства и ход рычажка разрабатывается. После заполнения пеной, практически сразу пропало сопротивление при перемещении рычажка. Для верности выдержал средство в течение часа. После завел машину с отсоединенной от турбины выхлопной системой и погазовал до 3000 об/мин.
Затем ходовые испытания со снятием логов. Результатом доволен, передува больше нет.
В результате потрачено 2 часа времени на работу, состав для чистки достался на халяву от знакомого.
Лог до чистки:

Лог после чистки (раньше чуть удлинил шток, виден недодув небольшой на высоких оборотах):
 
Interista1908 написал(а):
Результатом доволен, передува больше нет.

И как впечатление от результата работы спустя прошедшее время? Симптомы не повторялись? Планирую проделать то же самое на днях.
 
Назад
Сверху Снизу