Движение накатом: «мифы и реальность»
Пожалуй, наиболее частой темой для водительских споров становится маневр, который называется «движение накатом» - условия движения автомобиля при отсутствии связи между двигателем и колесами. Можно или нельзя допускать движение автомобиля «в накат»? Попробуем разобраться в реальном положении дел.
Миф первый – экономия топлива
Актуальный вопрос, неправда ли? Считается, что при частом включении «нейтральной передачи» уменьшается расход топлива.
Факт: На самом деле весь этот процесс происходит по следующему сценарию: двигатель, работая в режиме «холостого хода», неважно, двигается автомобиль или стоит на месте, продолжает расходовать топливо из расчета примерно 2,5 – 3,2 литра на 100 км/час. Оставляя передачу включенной (она обязательно должна соответствовать определенному скоростному режиму), отпуская педаль газа, водитель неизменно получает режим «торможение двигателем», при котором обязательно прекращается подача топлива. Иначе, даже малейшая порция топлива вызывает подачу тяги на ведущие колеса автомобиля, что естественно исключит вышеозначенный процесс «торможения двигателем». Все это можно проверить с помощью обычного бортового компьютера любого автомобиля, на котором есть режим текущего расхода топлива. В реальности же это выглядит следующим образом: при исключении из своей практики такого приема, как «движение накатом», водитель при городском режиме движения получает дополнительно около восьмидесяти километров на баке (42-45 литров) бензина.
Миф второй – тормозной путь
Считается, что при экстренном торможении, выжимая педаль сцепления, одновременно с педалью тормоза, водитель сокращает тормозной путь.
Факт: При «экстренном торможении», выжимая педаль сцепления одновременно с педалью тормоза, мы получаем в помощь только основную тормозную систему. В результате чего колеса быстро блокируются, коэффициент сцепления колес с дорогой уменьшается, теряется управляемость автомобиля. При включенной «передаче», работающий двигатель не даст колесам заблокироваться, плюс комбинированный способ торможения «рабочая тормозная система и торможение двигателем» при любом коэффициенте сцепления даст наименьший остановочный путь, при условии, что скорость автомобиля выше 20 км/час и передача соответствует данному скоростному режиму. Кроме этого, исключая из своей практики движение накатом, водитель повышает уровень своей собственной безопасности, постоянно имея контроль над автомобилем. Качественно улучшается и динамика торможения, повышающаяся из-за того же комбинированного торможения. Причем, чем хуже дорожное покрытие, тем больше видна разница.
Миф третий – долговечность «механизма сцепления»
Считается, что чем меньше действий водитель выполняет, работая с КПП, тем механизм сцепления работает дольше.
Факт: Интенсивность работы педали сцепления, равно как и количество переключения передач на долговечность данного механизма не влияет. Гораздо важнее сам способ, с помощью которого водитель выполняет все эти действия, а также алгоритм их последовательности. Подводя итог вышесказанного, хочется добавить: самосовершенствование и развитие, с практической точки зрения, есть положительная черта каждого водителя.
Автор Михаил Северчуков - руководитель Ставропольской школы профессиональной практической и контр-аварийной подготовки.