FAQ Сажевый фильтр, DPF Diesel Particulate Filter

Admin

Admin

Создатель сайта
Команда форума
Сообщения
10 993
Реакции
4 199
Город
Россия, Москва
Авто
VW Tiguan 2.0 DBGC 2018, VW Touran 1.6 BSE 2008
Автомобиль
VAG
Двигатель
дизельный
Сажевый фильтр

Сажевый фильтр состоит из монолитного ячеистого носителя из пористого карбида кремния, на который напыляется покрытие из титаната алюминия. В керамическом носителе имеется большое количество узких параллельных каналов. Каждый из этих каналов открыт с одной стороны и закрыт с другой, причём открытые и закрытые, например со стороны впуска, каналы чередуются «в шахматном порядке». Таким образом, открытые со стороны впуска каналы играют роль впускных, открытые со стороны выпуска — выпускных, а стенки, отделяющие одни каналы от других, играют роль фильтров. Фильтрующие стенки пористые и покрыты несущим слоем металлического оксида, например оксида алюминия. На этот несущий слой нанесён тонкий активный слой катализаторов – благородных металлов платины и палладия.


Обучающее видео: Конструкция сажевого фильтра разработки Volkswagen



Принцип действия

Отработавшие газы, содержащие сажевые частицы, пропускаются через пористые фильтрующие стенки входных каналов. При этом газы проходят через поры, а частицы сажи задерживаются во входных каналах.


244544_001.jpg


Регенерация

Для того чтобы сажевый фильтр не забивался частицами сажи и не терял своих качеств, его нужно регулярно регенерировать. В процессе регенерации накопившиеся в фильтре частицы сажи сжигаются (окисляются).

Регенерация сажевого фильтра может быть нескольких видов:
• пассивная регенерация;
• фаза нагрева;
• активная регенерация;
• регенерация в ходе специальной регенерационной поездки, выполняемой клиентом;
• регенерация в условиях сервиса.

Пассивная регенерация

При пассивной регенерации частицы сажи постоянно сжигаются без участия системы управления двигателя. Это происходит, прежде всего, в режимах высокой нагрузки на двигатель. Такая высокая нагрузка имеет место, например, при поездке по автомагистрали с постоянной высокой скоростью. Температура ОГ при этом достигает 350–500 °C. Сажевые частицы вступают при таких температурах в химическую реакцию с диоксидом азота и преобразуются в диоксид углерода (углекислый газ).

Фаза нагрева

Когда окислительный нейтрализатор и сажевый фильтр ещё холодные, система управления двигателя выполняет два или три (в зависимости от конкретных условий) дополнительных впрыска топлива сразу после основного впрыска. Это делается для того, чтобы как можно быстрее вывести окислительный нейтрализатор и сажевый фильтр на их рабочие температуры.
Топливо, попадающее в цилиндры после основного впрыска, повышает температуру сгорания. Это дополнительное тепло с потоком отработавших газов достигает нейтрализатора и сажевого фильтра и нагревает их.
Фаза нагрева завершается, как только нейтрализатор и сажевый фильтр нагреваются до рабочей температуры и сохраняют её в течение определённого промежутка времени.

Активная регенерация

В большинстве режимов работы двигателя температура ОГ слишком мала для пассивной регенерации. Поскольку частицы сажи при этом не выгорают, они накапливаются в фильтре. Когда степень заполнения фильтра сажей достигает определённого значения, система управления двигателя запускает процедуру активной регенерации. Частицы сажи сжигаются при температуре ОГ 550–650 °C, превращаясь в углекислый газ.

Проведение активной регенерации

Степень заполнения сажевого фильтра рассчитывается блоком управления двигателя на основе двух заранее запрограммированных моделей заполнения.
Одна модель базируется на анализе используемого стиля вождения с учётом сигналов датчиков температуры ОГ и лямбда-зонда.
Другая модель оценивает степень заполнения сажевого фильтра на основании его внутреннего аэродинамического сопротивления. В этой модели заполнение фильтра определяется по сигналам датчика давления ОГ 1 G450 и датчика температуры ОГ, а также значению массового расхода ОГ, рассчитанному блоком управления двигателя.


244544_002.jpg


Меры, принимаемые блоком управления двигателя для повышения температуры ОГ во время
активной регенерации:
• Уменьшение доступа воздуха в цилиндры с помощью дроссельной заслонки.
• Чтобы повысить температуру сгорания, вскоре после более «позднего» основного впрыска производится один или два дополнительных впрыска.
• Один дополнительный впрыск с достаточно большой задержкой после основного. В этом случае дополнительное топливо в цилиндре не сгорает, а испаряется в камере сгорания.
• Несгоревшие углеводороды в парах топлива окисляются (сгорают) в нейтрализаторе. Выделяющееся при этом тепло с потоком газов достигает сажевого фильтра и увеличивает температуру ОГ на его входе примерно до 620 °C.
• Для расчёта количества топлива для такого «позднего» впрыска блок управления двигателя использует сигнал датчика температуры ОГ 3 G495, расположенного перед сажевым фильтром.
• Чтобы не допустить заметного для водителя изменения крутящего момента во время регенерации, соответствующим образом корректируется давление наддува.


Регенерация в ходе специальной регенерационной поездки, выполняемой клиентом

При использовании автомобиля исключительно для поездок на короткие расстояния в выпускном тракте не успевают создаваться температуры, достаточно высокие для регенерации сажевого фильтра, в том числе и активной. Когда заполнение сажевого фильтра достигает предельной величины, в комбинации приборов включается контрольная лампа сажевого фильтра. Эта лампа сообщает водителю, что необходимо выполнить регенерационную поездку.

В ходе такой поездки нужно ехать небольшое время как можно более равномерно и без выключения двигателя. За счёт этого будет создана достаточно высокая температура ОГ, условия для успешного выполнения регенерации будут какое-то время оставаться постоянными.

Регенерация в условиях сервиса

Если регенерационная поездка не достигла своей цели и наполнение сажевого фильтра составляет 40 граммов, помимо контрольной лампы сажевого фильтра, загорается контрольная лампа системы предварительного накаливания. На дисплее комбинации приборов появляется сообщение «Неисправность двигателя. Следуйте на сервисную станцию».

Так водитель извещается о необходимости обратиться на ближайшую сервисную станцию. В данной ситуации, чтобы избежать повреждения сажевого фильтра, БУ двигателя блокирует режим активной регенерации. Сажевый фильтр в этом случае может быть регенерирован только в условиях сервисной станции с помощью тестера.


244544_003.jpg


Сервисная регенерация сажевого фильтра сканером VAS:


Самостоятельно это можно сделать используя сканнер VAS 5054A с Алиэкспресс. Подробнее:
VAS 5054A - выбор, покупка, работа с тестером:


Регенерация по пробегу

«Регенерация по пробегу» — регенерация сажевого фильтра по достижении определённого пробега.
Блок управления двигателя автоматически запускает активную регенерацию независимо от степени заполнения сажевого фильтра, если последние 750 км регенерация не проводилась (или если проведённая регенерация не была успешной).
«Регенерация по пробегу» является дополнительной страховкой от переполнения сажевого фильтра.


При работе двигателя всегда выгорает небольшое количество масла. Часть сгоревшего масла в виде золы оседает в сажевом фильтре. Эта масляная зола не может быть устранена при активной регенерации фильтра. Для того чтобы гарантировать работоспособность сажевого фильтра, при проведении инспекционного контроля необходимо проверять массу накопившейся золы с помощью тестера. Если эта масса превысит предельное значение, сажевый фильтр необходимо заменить.


Полезное:
Анализ состояния сажевого фильтра (двигатели 1.6 TDI CR (CAYA, CAYB, CAYC)
Управление регенерацией сажевого фильтра (двигатели 1.6 TDI CR (CAYA, CAYB, CAYC)
DPF на Пассат BMP 2,0 TDI - нестираемая ошибка 008194

Сжигание сажи в сажевом фильтре на простом примере:

 
Последнее редактирование:
C помощью современного диагностического адаптера (у меня AVTOадаптер VAG aka VCDS Версия: 18.1.0.2)
можно получить кучу информации по состоянию сажевого фильтра:

Двигатель 2,0 TDI - буквенное обозначение DBGC:
Контроллер 01: Двигатель (04L 906 026 DE)

IDE00420 Регенерация при обслуживании: текущая продолжительность 0.00 s
IDE00425 Регенерация при обслуживании: фаза-Bits 0-7 1
IDE00432 Сажевый фильтр: время с момента последней регенерации 12475 s
IDE00433 Сажевый фильтр: объем сажи 0.00 l
IDE00434 Сажевый фильтр: масса сажи рассчитана 13.31 g
IDE00435 Сажевый фильтр: масса сажи измерена -2.37 g
IDE00436 Сажевый фильтр: пробег с момента последней регенерации 83340 m
IDE01386 Показатель кол-ва сажи 1 m
IDE01407 Сажевый фильтр: расход топлива с момента последней регенерации 5.76 l
IDE01408 Уровень заполнения для регенерации в рабочем порядке 24.10 g
IDE01409 Уровень заполнения для регенерации при обслуживании 40.00 g
IDE01922 Пробег а/м 640 km
IDE04272 Счётчик времени регенерации сажевого фильтра 0.00 s
IDE05507 Текущая ёмкость по статистике сажевого фильтра-Bits 0-7 3
IDE06059 Сажевый фильтр: масса сажи 0.2 g
IDE06060 Граница заполнения: заполнение сажевого фильтра 80.00 g
и т.д.







Пример возможно некорректный, т.к. пробег на момент снятия инфы всего 640 км. и насколько знаю, реально ни одной регенерации еще не было...
 
Также есть программа для смартфона на Android - VAG DPF
https://play.google.com/store/apps/details?...agdpf&hl=ru

Она также дает подробную информацию о степень забитости фильтра, состояние процесса регенерации, сколько времени / километров прошло с момента последней регенерации и пр.



Для работы с ней понадобится адаптер OBD2 ELM327, программа нормально работает и с Bluetooth и WiFi. Адаптер можно приобрести на aliexpress.com по цене 4-6$
(Внимание! Если адаптер без кнопки выключения, и вы его оставите в разьеме - есть вероятность посадить аккумулятор, т.к. включенный ELM327 не дает CAN шине заснуть)


Программа на английском и платная (275 руб.)
Но на 4pda есть патченные версии и версии с русификацией. Имеется архив выпусков программы:
https://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=826119

Поддерживаемые двигатели:
CRBC (2.0TDI 150 л.с.)
CFHD (2.0TDI 143 л.с.)
CUNA (2.0TDI 184 л.с.)
CFFB (2.0TDI 140 л.с.)
CFWA (1.2TDI 75 л.с.)
CLHA (1.6TDI 105 л.с.)
CXXB (1.6TDI 110 л.с.)
CAYC (1.6TDI 105 л.с.) (частично на VW Passat 3C 2010 г.в.)
CAHA (2.0TDI 170 л.с.) (beta версия)

Проверено пользователями на двигателях:
CFGB(*), CFGC, CJCA, CRMB, CUPA, CUSA, CXFA, CAYB, CAYD, CRLB, CUTA, CFHC, CAGA(*), CSHA, CJCD, DFSB, CLAB, DFLA, DCXA, CFCA, CGLC, CFJB, CFHA, CRUA, DDYA, CXHA, DFFA, CRKB, DCYA, DFCA, CUUB, CGLB, CUAA, CUSB, CAPA(*), DFGA, DFSF, DFHA, CNHA, DGTE(*), CCWA, DGDA, DLUB, CJCB, DGTD
* - работает не на всех двигателях, зависит от версии прошивки софта.
С "российскими" 2,0 TDI двигателями DBGC программа тоже работает.

Oli Ash - Сажа в фильтре DPF - основной показатель заполненности фильтра сажей, которая уже никогда не сгорит.
Параметр Oil Ash увеличивается на 0.1 каждый раз (или каждый второй) при прожиге.
 
Последнее редактирование:
Главное ездить и не париться , а количество золы в сажевике можно обнулить
 
AlexTDI написал(а):
Главное ездить и не париться , а количество золы в сажевике можно обнулить

А если физически забит? Да так, что машина уже не едет.
 
ignat написал(а):
А если физически забит? Да так, что машина уже не едет.

Он золой не забивается, зола снижает эффективность.
А забивается он сажей
 
AlexTDI написал(а):
Он золой не забивается, зола снижает эффективность.
А забивается он сажей

Я думал, что про сажу разговор идёт.
Oli Ash - Сажа в фильтре DPF - основной показатель заполненности фильтра сажей, которая уже никогда не сгорит.
Параметр Oil Ash увеличивается на 0.1 каждый раз (или каждый второй) при прожиге
 
ignat написал(а):
Я думал, что про сажу разговор идёт.

я не разбирал, да и не собираюсь.
машина работает и ладно
 
AlexTDI написал(а):
Он золой не забивается, зола снижает эффективность.
А забивается он сажей

С точностью до наоборот! B)
"Много" сажи сгорает, остается "мало" золы, она уже не горит, посему и "забивает" фильтр.
Это как дрова и зола, после сгорания дров - сколько золу от них не жги, меньше ее уже не становится...
 
Admin написал(а):
С точностью до наоборот! B)
"Много" сажи сгорает, остается "мало" золы, она уже не горит, посему и "забивает" фильтр.
Это как дрова и зола, после сгорания дров - сколько золу от них не жги, меньше ее уже не становится...

Может и так, тогда хреново, придется сажевый рано или поздно удалить
 
AlexTDI написал(а):
Может и так, тогда хреново, придется сажевый  рано или поздно удалить

... или заменить. B)

AlexTDI Дата 21-10-2018 08:42
  Главное ездить и не париться , а количество золы в сажевике можно обнулить
:fool: Обнулением в компе золы из сажевика не устранишь :LOL:
 
Saulius написал(а):
... или заменить. B)

:fool: Обнулением в компе золы из сажевика не устранишь :LOL:

А если промыть+ обнулить?
 
AlexTDI написал(а):
А если промыть+ обнулить?

И ты посоветовал бы этим заняться?
А есть способы это сделать в гараже?
 
Saulius написал(а):
И ты посоветовал бы этим заняться?
А есть способы это сделать в гараже?

замена сажевого, да и удаление процесс не из дешевых.
 
Saulius написал(а):
И ты посоветовал бы этим заняться?
А есть способы это сделать в гараже?

я промывал, эффективно это или нет, ХЗ :unknw:
 
AlexTDI написал(а):
замена сажевого, да и удаление процесс не из дешевых.

Его замена дороже выйдет.
Мне один человек на 2,0 прошивку делал по бросовой цене 3000р. Правда уже нет такой халявы. Ну плюс услуги сварщика пару рублей.
 
Yuzef написал(а):
Его замена дороже выйдет.
Мне один человек на 2,0 прошивку делал по бросовой цене 3000р. Правда уже нет такой халявы. Ну плюс услуги сварщика пару рублей.

400euro примерно , физическое удаление сажевого + прошивка
 
AlexTDI написал(а):
400euro примерно , физическое удаление сажевого + прошивка

Где ты такие цены видел на эту процедуру?В прошлом году резал сажевый и отключение программно +отключение Егр и само собой чип,мне все это обошлось в 200 еу!Ещё и новую гофру вварили заодно!Я смотрю у тебя ценники какие то не реальные на все!
 
maxiplay написал(а):
Где ты такие цены видел на эту процедуру?В прошлом году резал сажевый и отключение программно +отключение Егр и само собой чип,мне все это обошлось в 200 еу!Ещё и новую гофру вварили заодно!Я смотрю у тебя ценники какие то не реальные на все!

Так это в Эстонии, они хотят жить как шведы, вот и грабят друг друга. Зайди в болталку, мы там об этом не раз между собой обсуждали. Хотя и мы не с другой глины слеплены... :LOL: .
 
maxiplay написал(а):
Где ты такие цены видел на эту процедуру?В прошлом году резал сажевый и отключение программно +отключение Егр и само собой чип,мне все это обошлось в 200 еу!Ещё и новую гофру вварили заодно!Я смотрю у тебя ценники какие то не реальные на все!

280 e если режется сажевик прямо на машине и бочка опустошается, + новая прошивка.

прохождение ТО твоя проблема

400е со снятием, удаление только сажевика, резка и сварка пог оригинальным сварным швам.

типа дают гарантию что ничего не видно и ТО 100%

есть и дороже, дешевле 250е на мой авто не делают, может на другие еще дешевле

но при этом авенсис D CAT ценник более 500е
 
Назад
Сверху Снизу