Много было разговоров о широко распространенных блоках зажигания на спец. микросхемах
L482, L497, L484 (индукц. датчик) и их аналогах.
Практически все автомобильные
блоки построены на них.
Возникают вопросы: каковы наилучшие размеры
шторки Холла, возможна ли автоматическая
регулировка опережения зажигания,
как вообще работает система с этими микросхемами?
Мне пришлось поразбираться с этими контроллерами,
и я был немало удивлен.
Прежде всего - переводы технических описаний
косноязычны, неполны, содержат грубые ошибки.
Не читайте переводы!
Оригинальные описания - тоже темны
и не вполне понятны.
В конце концов, вот что можно уже четко сказать
об этих микросхемах.
Принцип работы таков. По сигналу с датчика Холла
включается следящая схема, построенная
на внешних конденсаторах и внутренних
генераторах микротока вкупе с устройствами сравнения напряжений (компараторами).
Через некоторое время (это время неопределенно, оно
постоянно "плавает" в зависимости от режимов работы )
выходной транзистор открывается, КАТУШКА зажигания
подключается к аккумулятору для накопления энергии.
Ток через катушку естественным образом
начинает быстро расти. Его величина постоянно
контролируется (одна из ножек микросхемы
следит за напряжением на внешнем низкоомном
резисторе, подключенном в силовую цепь катушки).
Как только ток достигнет определенного
порогового значения (задается как раз величиной
этого резистора), срабатывает элемент
следящей схемы, как бы фиксирующий этот интервал времени.
Ток продолжает расти еще на 6%, и тогда
выходной транзистор начинает "прикрывать"
этот ток, поддерживая его на заданном все тем же резистором уровне.
(Таким образом, внешний резистор должен
выбираться так, чтобы ограничение тока более-менее
соответствовало возможностям катушки и внешнего
силового транзистора, а также требованиям по запасу
энергии в катушке).
И вот, через какое-то время наступает еще одно
событие: сигнал с датчика Холла выключается.
В этот момент, абсолютно точно,
ВЫКЛЮЧАЕТСЯ питание катушки. Искра.
Перезапуск одной из измерительных следящих
временных схем контроллера.
Пора посмотреть, для чего нужны
и как работают следящие схемы.
Главное: ВРЕМЯ, в течение которого
катушка находится в режиме полного
стабилизируемого тока, поддерживается
в пропорции 1/14 ко всему времени периода
следования сигналов. То есть, при росте оборотов
это время уменьшается, при снижении - уверичивается.
Само по себе это ненужно - такова особенность
схемы, "фича". Но вот следствие из этой
особенности довольно полезное:
- Как было замечено в начале, подача
напряжения для "заряда" катушки начинается
в некоторый момент, неизвестно от чего зависящий.
Теперь можно сказать более точно:
внутренняя временная схема следит
за тем самым "процентом" времени полного тока,
и плавно смещает момент начала "запитки" катушки
в ту или иную сторону. Если оказалось,
что катушка была включена поздновато,
и полный ток был достигнут тоже позднее,
чем нужно, то в следующем цикле произойдет
некоторая коррекция-поправка, и катушка
включится немного раньше. И так, с каждым
циклом, момент включения будет немного
корректироваться, пока режим 14% не установится.
Стало быть, следящая схема постоянно
смотрит за тем, чтобы катушка начинала
"заряжаться"' за строго определенное время
до момента готовности (достижения полного заданного
тока), затем происходит выдержка в 1/14 периода,
и все это "подгадывается" к моменту выключения
сигнала с датчика холла, когда и формируется искра.