Написал этот отчет несколько лет назад, но решил, что его и здесь можно разместить, это позволит многим избежать ошибок и лишней траты времени и денег .
Хотелось бы рассмотретьпластилиновые…пластичные болты для ГБЦ )) Пробовал разных фирм-производителей, это и Febi (поштучно) и Glaser (комплект):
…и Payen
Все эти болты 3 фирм развивали при затяжке усилие всего лишь 70…90Нм.
"Выделился" на их фоне набор Elring:
При затяжке он развил усилие от 69 до 107 Нм ))) Причем второй по "силе" болт был около 85Нм, основная масса ~75Нм и один 69Нм (( О равномерной и хорошей затяжке с Elring-ом можно забыть.
В общем новые болты — полный отстой, фтопку))):
В поисках качественного, пришлось искать б/у болты на разборках. Из имеющейся кучки VAG-овские оригинальные б/ушние болты разделились на 3 группы. Первая — это с маркировкой "Italy OE2"
Вторая — с такой же маркировкой, но со съемной шайбой и несколько иным внешним видом:
Третья — "Germany BUS":
Из этих партий выбрал по самому короткому болту (98,2…98,7мм от внутр. части шляпки до конца резьбы) и попробовал затянуть. В итоге после предварительной затяжки на 60Нм, первый "Italy OE2" развил 115Нм примерно на 80градусе доворота и это еще не был его предел, второй "Italy OE2" со съемной шайбой развил 112Нм, но это было где-то на 120гр. и он уже на был пределе, т.е. он уже начал "плыть". Третий "Germany BUS" выжал 115 Нм и это не предел, примерно на 90-м градусе, еще не плыл. Дальше не тянул, ибо смысла нету, все равно не удастся из кучи болтов набрать таких же. Оставшиеся более "длинные" болты развили примерно от 98Нм до 110Нм. 98 — 115Нм это уже намного лучше, чем 69-107Нм (у нового Elring) или 70-90Нм у новых Glaser, Payen, Febi.
Вообще, что касается стандартной схемы затяжки (30Нм — 60Нм — 90гр. — 90гр.), то углы доворота придуманы для того, чтобы довести болт до площадки текучести, т.е. когда момент (Нм) остается одинаковым, а угол доворота — продолжается. Таким образом болты натягиваются, подобно пружинам и в будущем, когда прокладка усядется, болты, используя свои "пружинные" свойства автоматически ее "прижмут". Но это касается пластичных болтов из мягкой стали, они способны выдерживать большие довороты. Чем "сильнее" болт — тем "короче" площадка текучести. На мой взгляд нормальные значения для пружинных ХОРОШИХ болтов М11х1,5 100-120Нм, для М12х1,5 130-150Нм.
С другой стороны производители новых болтов пользуются той лазейкой, что конечный момент в итоге не указан нигде и делают очень и очень пластилиновые болты. Это и экономия, в дело пойдет любая абы какая сталь, и работа на перспективу — ведь прокладка имеет все шансы прогореть или пробить досрочно, учитывая такой слабый прижим. Т.е. потом они смогут опять продать еще и прокладок и болтов)))
Но если после 120Нм болт (М11х1,5) или после 150Нм (М12х1,5) болт не достиг площадки текучести, то дальше лучше не тянуть, т.к. это уже болты из высокопрочной стали, они практически не имеют площадки текучести и из-за этого они могут лопнуть при доворотах на угол. Такие болты не будут работать, "как пружины", лучше их просто подтянуть через 1тыс.км пробега.
Если вам попадались ХОРОШИЕ новые болты с адекватным моментом — напишите в комментах производителя. Потому как искать, перемывать и отбирать б/у болты VAG — это не самое быстрое занятие, хотелось бы попроще, без ущерба для качества прижима.
------------Дополнено позже:
Еще купил для пробы новый оригинальный болт VAG 049 103 384B по цене около 5$\шт.
На нем маркировка примерно такая "Italy 06 720":
Вобщем при затяжке по стандартной схеме 40Нм-60Нм-90гр.-90гр. в самом конце он развил 115Нм. Вобщем качество оригинального болта оказалось хорошим. Однако никаких преимуществ перед старыми "бесплатными" оригинальными болтыми — нету. Сила прижима будет одинаковой.
Хотелось бы рассмотреть
…и Payen
Все эти болты 3 фирм развивали при затяжке усилие всего лишь 70…90Нм.
"Выделился" на их фоне набор Elring:
При затяжке он развил усилие от 69 до 107 Нм ))) Причем второй по "силе" болт был около 85Нм, основная масса ~75Нм и один 69Нм (( О равномерной и хорошей затяжке с Elring-ом можно забыть.
В общем новые болты — полный отстой, фтопку))):
В поисках качественного, пришлось искать б/у болты на разборках. Из имеющейся кучки VAG-овские оригинальные б/ушние болты разделились на 3 группы. Первая — это с маркировкой "Italy OE2"
Вторая — с такой же маркировкой, но со съемной шайбой и несколько иным внешним видом:
Третья — "Germany BUS":
Из этих партий выбрал по самому короткому болту (98,2…98,7мм от внутр. части шляпки до конца резьбы) и попробовал затянуть. В итоге после предварительной затяжки на 60Нм, первый "Italy OE2" развил 115Нм примерно на 80градусе доворота и это еще не был его предел, второй "Italy OE2" со съемной шайбой развил 112Нм, но это было где-то на 120гр. и он уже на был пределе, т.е. он уже начал "плыть". Третий "Germany BUS" выжал 115 Нм и это не предел, примерно на 90-м градусе, еще не плыл. Дальше не тянул, ибо смысла нету, все равно не удастся из кучи болтов набрать таких же. Оставшиеся более "длинные" болты развили примерно от 98Нм до 110Нм. 98 — 115Нм это уже намного лучше, чем 69-107Нм (у нового Elring) или 70-90Нм у новых Glaser, Payen, Febi.
Вообще, что касается стандартной схемы затяжки (30Нм — 60Нм — 90гр. — 90гр.), то углы доворота придуманы для того, чтобы довести болт до площадки текучести, т.е. когда момент (Нм) остается одинаковым, а угол доворота — продолжается. Таким образом болты натягиваются, подобно пружинам и в будущем, когда прокладка усядется, болты, используя свои "пружинные" свойства автоматически ее "прижмут". Но это касается пластичных болтов из мягкой стали, они способны выдерживать большие довороты. Чем "сильнее" болт — тем "короче" площадка текучести. На мой взгляд нормальные значения для пружинных ХОРОШИХ болтов М11х1,5 100-120Нм, для М12х1,5 130-150Нм.
С другой стороны производители новых болтов пользуются той лазейкой, что конечный момент в итоге не указан нигде и делают очень и очень пластилиновые болты. Это и экономия, в дело пойдет любая абы какая сталь, и работа на перспективу — ведь прокладка имеет все шансы прогореть или пробить досрочно, учитывая такой слабый прижим. Т.е. потом они смогут опять продать еще и прокладок и болтов)))
Но если после 120Нм болт (М11х1,5) или после 150Нм (М12х1,5) болт не достиг площадки текучести, то дальше лучше не тянуть, т.к. это уже болты из высокопрочной стали, они практически не имеют площадки текучести и из-за этого они могут лопнуть при доворотах на угол. Такие болты не будут работать, "как пружины", лучше их просто подтянуть через 1тыс.км пробега.
Если вам попадались ХОРОШИЕ новые болты с адекватным моментом — напишите в комментах производителя. Потому как искать, перемывать и отбирать б/у болты VAG — это не самое быстрое занятие, хотелось бы попроще, без ущерба для качества прижима.
------------Дополнено позже:
Еще купил для пробы новый оригинальный болт VAG 049 103 384B по цене около 5$\шт.
На нем маркировка примерно такая "Italy 06 720":
Вобщем при затяжке по стандартной схеме 40Нм-60Нм-90гр.-90гр. в самом конце он развил 115Нм. Вобщем качество оригинального болта оказалось хорошим. Однако никаких преимуществ перед старыми "бесплатными" оригинальными болтыми — нету. Сила прижима будет одинаковой.
Последнее редактирование модератором: