Клапан регулировки оборотов холостого хода, является ВАЖНЫМ элементом системы «Digifant». Наивное мнение, что от него зависят только обороты холостого хода, и его неисправность больше ни на что не влияет, абсолютно неверно. Большое число «мастеров» и клиентов безуспешно бьются с двигателями пытаясь заставить их (двигатели) заводиться и работать нормально, не имея понятия, в чем причина проблем. В этом посте я попытаюсь осветить этот вопрос в связи с клапаном РХХ.
Работа любого ДВС основана от поддержания соотношения топливо/воздух с высокой точностью на разных режимах работы, от запуска, до перегазовок. При нарушении этого соотношения на несколько процентов, двигатель будет работать неровно и потеряет мощность, при ошибке более чем на 20% он заглохнет или не заведется.
Система «Digifant» использует расходомер флюгерного типа для измерения ОБЩЕЙ подачи воздуха и клапан регулировки холостого хода плунжерного типа для регулировки подачи воздуха в обход дроссельной заслонки. Плунжер клапана, перемещаясь, по командам ЭБУ, меняет сечение канала пропуска воздуха, таким образом, фактически приоткрывая дроссельную заслонку (нажимая педаль газа), за водителя, с очевидной целью стабилизировать холостые обороты.
НО, кроме работы очевидной, есть скрытые от непосвященных функции клапана РХХ и тонкости.
Для чего же, спросит внимательный читатель, я писал о соотношении бензин/топливо, тогда как вне зависимости от положения клапана РХХ, расположенного ЗА расходомером, ОБЩАЯ подача воздуха будет измерена и соответственно, корректная подача бензина будет обеспечена расходомером? Оказывается все не так просто – при запуске двигателя (до набора оборотов ХХ первый раз) ЭБУ ИГНОРИРУЕТ ПОКАЗАНИЯ РАСХОДОМЕРА, а соотношение топливо/воздух устанавливается «вслепую» клапаном РХХ и форсунками по заранее прошитой в блок таблице. В зависимости ТОЛЬКО от температуры двигателя (и воздуха) клапан выставляет определенный воздушный зазор, который в исправном и ОТРЕГУЛИРОВАННОМ двигателе с правильными воздушными зазорами впускном тракте (зазор закрытой дроссельной заслонки и винта регулировки СО) должен обеспечить строго корректное соотношение воздух/топливо и двигатель завестись «с пол тычка». Если этого не произошло по каким-то причинам, «слепо» по заранее прописанным алгоритмам и таблицам в ЭБУ в зависимости от времени включения стартера и числа попыток включения стартера, клапан РХХ меняет сечение пропуска воздуха (одновременно меняя подачу бензина форсунками) чтобы хоть как-то заставить двигатель завестись.
Клапаном РХХ, ЭБУ управляет путем изменения ТОКА КЛАПАНА. То есть каждому значению тока, подаваемого на клапан ДОЛЖЕН соответствовать строго определенный зазор открытия клапана (объем воздуха пропускаемый в секунду при нормировочном давлении), на который и рассчитана программа в блоке. Это называется калибровочная кривая. Если блок подал на клапан 420 миллиампер, то он считает, что в цилиндры, через клапан, попала строго соответствующая этому току масса воздуха, при текущем состоянии.