Фотоотчет Ремонт ступицы опоры вентилятора охлаждения (Volkswagen LT-35, 2,8 TDi, ATA, 2000)

Всем привет!
Недавно возникла проблема - стук похожий на стук шатуна.
Честно сказать не то слово удивился, тем более что после покупки этого микроавтобуса проехал не более 500 километров.

Ремень привода генератора и вентилятора охлаждения менять было задумано сразу же после покупки, так как ремень при изменении оборотов весело посвистывал.
Ремень и ролик куплены - снял ремень и удивился люфту подшипника на ступице вентилятора, не преувеличу - около 5 мм. Стучал разбитый подшипник.

Снял ступицу вместе с кронштейном, что впринципе не так сложно, но вот конструкция не поддающаяся обычной/нормальной логике.
Дело в том что гидромуфта к ступице прикручена болтом на 10 со стороны радиатора, с внутренним шестигранником (это я потом увидел, когда все полностью демонтировал).

Я демонтировал после долгих морок и раздумий так: снял шланги интеркулера, шланг от воздушного фильтра до турбины, корпус воздушного фильтра, открутил крепления диффузора радиатора и самого натяжителя ремня и кронштейна ступицы, открутив крепления шкива привода вентилятора - и все это выташил разом.

Как писал выше - удивился такой конструкции - открутил гидромуфту от ступицы и долго думал как же все таки закреплена ступица на валу.
Мои предположения оправдались - просто горячая прессовая посадка.
Хотя логика все же подсказывала резьбовое соединение, с учетом шлицов на 27 на теле ступицы.


215340_01.jpg


На следубщий день все разобрали с товарищем на прессе.
Ступица сошла со своего вала только после нагрева горелкой - какой пользуются кондиционерщики, хотя паяльная лампа наверняка бы то же подошла.

Обнаружил что подшипник вала ступицы имеет фиксацию в середине корпуса кронштейна - окно в корпусе и проволочка вставленная в проточку корпуса и проточку в теле подшипника - которые как раз совмещены.


215340_02.jpg


Извлек фиксатор и выпрессовал сам подшипник. Который к слову конечно же специфический. Вал является внутреней обоймой подшипника.
Нашел номер на нем : INA F-110483, что как бы сулило легкую победу.
Однако, нашел в каталоге, что сменной частью является весь кронштейн ступицы, с подшипником вместе.
Ну да и ладно бы, но цена в 15 000 рублей, как то заставляла улыбаться всех кто слышал, особенно меня, и как то больше нервно.

На всякий случай его номер, кстати стоял установленный еще на зводе, судя по прошивке года выпуска на нем:


215340_03.jpg


Замер наружнего диаметра этого спецподшипника показал 38.2 мм, что явно указывало на дорожку в магазин оффициального диллера.

Я решил биться, хотя бы попробовать - не сдаваться же так сразу.
Изучение каталогов стандартных подшипников указало на ближайший подходящий по внешнему диаметру 203 или 6203 импортных аналогов (честно сказать вызывавших больше дверия)
Подшипник №203 17мм Х 40мм при толшине 12 мм
Был более простой вариант с внешним диаметром 36 мм, но вот внутренний диаметр 12 был явно маловат - не хотелось занижать сечение родного вала, который к слову будь сказано был все же переточен заново.

Возник законный вопрос - чем развернуть внутренний диаметр опоры подшипника ступицы до диаметра подходящего подшипника.
А заодно и способ фиксации подшипников, так как предполагалось отверстие расточить насквозь. Было решено стопорным кольцами, которые всегда притягивали внимание в магазинах соответствующей направленности, но вот по воле судьбы еще ни разу не пригождались.

Нашел контору, которая подрядилась все сделать как надо и сравнительно недорого - 350 рублей. После моих предупреждений, что в случае просадки диаметра расточки, а еще хуже порчи кронштейна - попадаем на 15 тыс скорее всего возымело действие - через неделю позвонили и сославшись на то что нет каких то кулачков - пригласили меня забрать кронштейн.
Хотя, большое им спасибо, дали координаты человека работающего на координатном станке ЧПУ (численно-программное управление).
Визит к нему дал больше уверенности - согласился сделать за 900 рублей, при этом за сутки, так как это шабашка разумеется, и сделал - проточил все в указанный размер, поправив меня, так как натяг в 5 соток на дюрале или аллюминии указанный мной приведет к задиру и заклину - он сделал натяг 3 сотки (запрессовка показала - что это в самый раз что надо - молодец знает свое дело и инструмент - дай Бог ему здоровья и хороших не вредных клиентов). Нарезал так же канавки под стопорные кольца диаметром 43 мм, толщиной 1.5 мм - которые к слову пришлось поискать - это только кажется что все есть, когда ищещ то что надо - всегда заканчивается.

Рассмотрев и повертев в руках родной спецподшипник увидел что он спереди роликовый ,а сзади шариковый, решено ставить спереди пару 203-их а сзади один. Подшипники заказал на Exist-е, посетив магазин в нашем городе и обнаружив японские Koyo за смешные 60 рублей/шт, попробовал их терануть напильником - скажу честно можно легко перепелить за полчаса-час. Опыт с подшипниками с Экзиста был - хорошие - напильник скользит как по стеклу, служат - ну ни один еще не подвел.
Заказал Nachi 6203 (Japan) - пришли почему то один Nachi а пара FJB(Japan) или FJP - могу ошибаться, но тест-напильник показал тоже замечательное Японское качество.

Посидев часик со старым спецподшипником, штангенциркулем, новыми подшипниками и корпусом подшипника ступицы набросал чертеж и сам выточил вал. Выточил из 22 шестигранника Ст 45, длиной 120мм.
Сначала ободрал все размеры с припуском в 1 мм, поочередно зажимая с разных сторон - станок игрушечный - короткий.
Окончательно у товарища в гараже, зажав одной стороной в патрон, а другую уперев задним упором -бабкой, помоему так называется. Благо отцентровал на игрушечном.
Тут микрометр в помощь, ибо без него такие дела не делаются - для тех кто далек от этого (кто знает - поймет).
Не торопиться, лучше снимать по меньше, но за большее число раз.
Выточил, еще раз промерил, только после этого, сто раз подумав выташил со станка - валы точатся за один раз, два раза одинаково не зажмеш.

Да про крепление ступицы на вал. Как было указано выше - родное горячая прессовая посадка. Думал сделать в торце отверстие с резьбой и подобрав болт увеличенной длины (тот что крепит гидромуфту) закрутить. Но наличие внутренней резьбы в самой ступице (а ее по логике тогда надо бы убирать) и сверление вала, которое возможно его ослабит - перевесило в сторону опять же горячей прессовой. Решил для себя - в другой раз.

Ну что ж, все в сборе - вчера напару с товарищем все собрали на прессе.
Для тех кто не владеет темой - все смазывается перед прессовкой - хоть маслом, можно даже мыльной водой (что хуже - поржавеет).
Сначала напрессовали передние (пару) подшипников на вал.
Потом эту переднюю пару в корпус расточенного кронштейна, чуть ниже паза под стопора.
Вставив стопор, довел опять же прессом передние подшипники (давил уже во внешнюю обойму сзади) до упора в стопор.
После этого напрессовал задний подшипник, который разом напрессовывался на вал и в тело кронштейна.
Вставил задний стопор.
В нетерпении пробую крутануть вал - все здорово. Вращается как вращаются новые подшипники. Короче подшипники Made in Japan, руки свои, станок ЧПУ.


215340_04.jpg


Все затраты:
Подшипники: 3 Х 97 руб = 291 руб
Станок ЧПУ - оплата за работу специалисту - 900 руб.
Стопорные кольца: 2 х 20 руб = 40 руб.
Заготовка под вал шестигранник 22 - 120 мм -35 руб
Всего: 1266 руб.
Бензин считать смысла нет - восновном все покупалось и делалось по пути, свое время - ну это же все в свое удовольствие :oops:

Деталь завтра будет установленна не автомобиль - ну и ходовые испытания.
Чертеж здесь, пользуйтесь:


215340_05.jpg


Об автомобиле - очень доволен, мягкий как мерседес бизнес-класса.
Двигатель ATA 2800 кубиков турбодизель тянет с холостых и до отсечки.
Динамика как у легковушки.
К тому же чугунная головка и отсутствие электронных мозгов ,всяких ЕГР-ов и прочих премудростей в купе с самой обычной топливной аппаратурой делают двигатель очень надежным и очень простым.
Буду рад, если мой опыт кому то пригодится.
Сам сколько ни искал, ничего толкового по этому вопросу не нашел.
Юрий
 
Сверху Снизу