inkognito@ написал(а):
Ты хорошо подумал? Что такое "ТБ" знаешь? Проинструктирован и прошел обучение? в журнале инструктажей-расписался? Нет? Тогда нечего делать в рем.зоне! ВСе на усмотрение руководства сервиса, т.к. это их ЛИЧНАЯ ответственность!
Цитата -
Доступ клиента в ремонтную зону. Правовое регулирование
По общему правилу заказчик имеет право в любое время проверять ход и качество выполнения подрядчиком работ, не вмешиваясь в его деятельность. Такое право гарантировано заказчику положениями ст. 715 ГК РФ. Применительно к услугам автосервиса законодатель специально расшифровывает право заказчика на контроль, устанавливая обязанность исполнителя обеспечить возможность нахождения потребителя в производственных помещениях с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии (п. 31 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290).
Отказывая клиентам в доступе, некоторые сервисные компании основывают свою позицию на Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (утв. Приказом Минпрома РФ от 01.11.1992 № 43), в соответствии с которым нахождение заказчика в основных производственных помещениях без разрешения руководства предприятия запрещается. Однако, с точки зрения законодательства такой довод неверен: в соответствии со ст. 1 Закона «О защите прав потребителей» правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям принимаются исключительно уполномоченным органом в данной сфере. Таким статусом Минпром в момент принятия данного Положения не обладал. Кроме того, нормативные акты, принятые федеральным Правительством, имеют большую юридическую силу, чем документы, изданные министерствами и ведомствами по вопросам их компетенции.
Следует отметить, что право владельца автомобиля присутствовать в производственном помещении мастерской относится лишь к случаю выполнения работ на возмездной основе (платный ремонт в «классическом» смысле). Если работы производятся в рамках гарантийного обслуживания или по направлению страховой компании, автосервис не обязан обеспечивать клиенту доступ в ремонтную зону: отношения по гарантийному ремонту не регулируются приведёнными Правилами, а в отношении ремонта по направлению страховщика владелец автомобиля не является заказчиком работ. Представители юридических лиц также не имеют права настаивать на своём присутствии в ремонтной зоне.
Ответственность за безопасность клиента
Нахождение клиента в производственной зоне связано с повышенным риском для его жизни и здоровья, особенно - в помещениях небольших СТО, где производственная зона зачастую совмещена со складом запчастей и присутствие клиента создаёт тесноту. Для того, чтобы снять с себя ответственность в случае причинения ущерба здоровью клиента, некоторые сервисные компании берут с потребителя расписку о том, что автосервис не несёт ответственности за его безопасность. Однако, наличие такой расписки не освобождает компанию от ответственности, если с клиентом произойдёт несчастный случай: в соответствии со ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека и гражданина (в т.ч. и право на возмещение вреда здоровью) неотчуждаемы. Отказ от такого права является ничтожным.
Особое значение имеет то обстоятельство, что вред, причинённый жизни и здоровью, а также имуществу потребителя вследствие недостатка работы или услуги (в данном случае - их небезопасности), согласно ст. 1095 ГК РФ, подлежит возмещению исполнителем вне зависимости от его вины. Ответственность сервисной организации установлена и отраслевым нормативным документом: согласно п. 53 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств вред, причинённый жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги (выполненной работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, подлежит возмещению в полном объеме в порядке, установленном федеральными законами.
Из приведённых выше норм законодательства следует, что потребителю достаточно доказать лишь сам факт причинения вреда здоровью. При этом сервисная организация освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что вред был причинён в силу грубой неосторожности потребителя. Поэтому альтернативой расписке должен стать инструктаж клиента по технике безопасности. Само инструктирование можно проводить в форме устной лекции (просмотра видеоролика), но основные положения техники безопасности должны быть доведены до клиента в письменной форме.
Необходимо отметить, что юриспруденция не претендует на звание точной науки: требования нормативных актов (за исключением Конституции) предполагают не буквальное исполнение отдельно взятых норм, а комплексное толкование законодательства. Обязанность сервисного центра обеспечить безопасность клиента имеет первоочередное значение над требованием обеспечить ему доступ в производственную зону. Поэтому в случае, если запланированные работы по характеру опасности исключают присутствие посторонних лиц (например, лакокрасочные, работы с газовым оборудованием, металлообработка), администрация сервисного центра может временно ограничить доступ клиента на период проведения таких работ. Перечень работ, при выполнении которых присутствие посторонних лиц не допускается, установлен Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте (утв. Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28).