Фотоотчет Измерение противодавления катализатора, прибор и практика измерения

Собственно, давно собирался измерить противодавление катализатора, о чём много говорят, но не встречал (может плохо искал :) ) реализации в практике, в особенности в "гаражных" условиях. Вот "руки дошли" и до этого, а именно до выпускной системы. "Теоритическими" основания явилась книга А.Е. Хрулёва "Ремонт двигателей зарубежных автомобилей", из которой :


163139_01.jpg


дальше было дело за поиском необходимого манометра и изготовления фитингов и трубопровода. Были изготовленны необходимые фитинги и прокладки, приобретены уплотнительные(медные) кольца. С манометром было вначале не всё так просто, на производстве найти и спи..ть :) манометр на 1 кг/см2 с необходимым классом точности 1.5 или ниже(а от этого зависит цена деления) не удалось, потому пришлось его приобрести через интернет-магазин. Вообще, конечно желательно было приобрести (или спи-ть :) ) манометр с пределом 0,6 кг/см2 и классом не выше 1.5, однако таких найти также не удалось, хочу сказать, что манометры класса 1.5 диаметром 160 мм :), есть разумеется и меньше, но стоимость их уже становится не совсем бюджетной. С заказам я чуть поспешил и хоть была возможность заказать манометр с пределом 1 кг/см2, почему-то приобрел мановаккумметр -1 +0,6 кг/см2.
вот он:


163139_02.jpg


были изготовлены фитинги :


163139_03.jpg


мановакуумметр был поверен в моём присутствии специалистом в специализированных условиях (коробка шоколадных конфет :) ) поставили даже поверочное клеймо, однако я попросил убрать его, во избежание недоразумений :) ведь прибор предполагается использовать в частных,личных целях.
трубопровод:
относительно трубопровода: зная, что выхлопные газы реально очень горячие :) принял решение изготовить трубопровод из медной трубки, создав некое подобие "охладителя" так, что при необходимости можно было сделать к нему "холодильник" (кто знаком с устройством самогонного аппарата, поймёт :) ) Дело в том, что заводской охладитель среды стоит не совсем бюджетно, а равно и как разделитель сред, потому было на первом этапе ограничиться тем, что сделал. По факту, это было достаточно, т.к. измерение достаточно кратковременное, трубка практически не нагрелась, спокойно можно было держать рукой, никакого отрицательного действия на измерительную пружину оказанно не было, среда газообразная, воздух и выхлопные газы => "пробки" быть не может.


163139_04.jpg



163139_05.jpg


ну и собственно установка в сборе


163139_06.jpg


установленна на машине:


163139_07.jpg



163139_08.jpg


теперь измерения :)
здесь признаться и рассказывать особенно нечего :) на х.х. было очень-незначительное разрежение, т.к. фотал мобильником, зафиксировать это было сложно, граммы, 2-3 гр/см2,
при 2500 об/мин сколько-нибудь значимого сопротивления (противодавления) катализатора также не было зафиксированно, стрелка была в районе 0, лишь подрагивала, и уж говорить о цифрах от Хрулёва говорить однозначно не приходится :)

Решение и выводы:
Т.к. нормы по Евро более чем в норме :) (исходя хоть и последнего ГТО), заметного противодавления катализатора не выявленно, ремонтировать рабочее нет желания :), решил оставить всё так, как есть, учитывая также и тот момент, что нигде не "секёт", ржавчины до дыр не обнаружено. Собственно всё: ) если есть вопросы или что-то непонятно, обращайтесь :)

p.s. Лямбда-зонд у меня один, ДО катализатора
 
Den_of_Evil написал(а):
Хрулёв хрулёвым, но на нём свет клином не сошёлся, правда? Поэтому выскажу своё мнение.
Во-первых о выборе манометра - 0.1Мпа предел измерений - это мало. При забитом катализаторе на турбинных мототорах наблюдал противодавление в 0.3-0.4 МПа, долго ли проработает наш новокупленный манометр в 0.1МПа на таком перегрузе?
Во-вторых выбор манометра не такой уж и простой. Всё дело в том, что меряется импульсное давление, которые разные манометры отображают по разному. Какой именно нужен я так и не вкурил, но методом подбора понял, что чем больше манометр (т.е. чем больше его внутренняя полость измерения и тяжелее стрелка) тем точнее он показывает. Манометры с маленькими циферблатами либо вообще ничего не показывали (стрелка стояла на нуле при явном противодавлении) либо от пульсаций газа его стрелка так колбасилась, что невозможно было считать показания. Мой выбор закончился манометром образца 195х года, диаметром сантиметров 15 и весом в килограмм :)
В-третьих, о методике измерения, на 2500 об/мин на стоячем авто, поток газов намного меньше чем в движении (т.к. дроссель открыт на маленький угол). К тому же не забываем о турбированых моторах, на таких оборотах на стоячем авто турбина практически не работает и поток выхлопных газов будет незначительным.
Мне больше нравится способ измерения по Boschу (как бы конторка, которой тоже можно доверять). При присоединённом манометре даём резко тапок в пол и доводим мотор до отсечки. Если в момент увеличения оборотов давление не превысило 0.5 бар (0,05 МПа) противодавление выхлопной можно считать нормальным. В принципе, на практике эта цифра довольно правдивая.
И ещё, по переходнику, проще всего его сделать из нерабочего датчика кислорода. Разламываем его так, чтобы осталась гайка датчика вместе с резьбой (внутри гайки будет сквозная дырка) и привариваем к гайке трубку нужного диаметра, на трубку надеваем резиновый шланг (он не сгорит 100%) и манометр. Конечно, в идеале лучше использовать вместо манометра электронный датчик давления с осциллографом, который записывает кривую давления, и по максимальной амплитуде судить о противодавлении, но... это уже совсем другой уровень.

отвечаю по порядку:)
свет клином на Хрулёве конечно не сошёлся, но Вы свою монографию пока не "родили" :), а Хрулёв обобщил накопленный опыт и знания и является признанным авторитетом

при противодавлении в 0.3-0.4 МПа "поздно пить боржоми" :) машина будет явно "тупить", а сервис "разводить" клиента на деньги, катализатор будет не по деЦЦки греться, с большим "напряжением" работать система вентиляции картерных газов( ВКГ), частично ведь из-за подпора, они будут возвращаться или как минимум, их будет большой избыток, что создаёт слишком избыточное давление под клапанной крышкой и т.д. и т.п....

измерение противодаления катализатора предполагает кратковременное, НО не долговременное(постоянное) включение манометра в "систему", в противном случае, скорее измерительный механиз начнёт давать существенную ошибку вследствии температурного нагрева (как известно, рабочая температура лямбда-зонда выше 350 гр, сам по себе, манометр при таких непосредственных, воздействующих на измерительный механизм непригодны, используются или охладители или разделители сред, в отчёте этот момент присутствует)

...вообще измеряется, меряется писька :)
небольшое подрагивание стрелки было отмечено, но точка подключения в моём случае находится достаточно далеко, что-бы давление в этой точки было уже усреднённое, да и на оборотах 2500, а также вследствии инертности прибора и заметно меньшего (внутренний диаметр трубки 6 мм) против М18(точка присоединения, резьба под лямбда-зонд)) а также увеличинной длины (кольцеобразный охладитель), всё это вместе позволяет нивелировать, сгладить колебания давления, вызванные работой цилиндров. К сожалению, издание и авторство книги "Манометры" осталось на работе( собственно сама книга), где были рассмотрены и эти вопросы в практическом применении и разумеется, я с ними ознакомился :) При необходимости, назову, нет проблем :)
то, что ты невкурил, я ни при чём :) особенно о "тяжёлой" стрелке :lol2:
а вообще, в 1 см 10мм, ты говоришь о 15 см, это 150 мм, таких манометров нет, есть калибр 160 мм :) эти вещи достаточно давно уже стандартизованны... манометры( как вобщем-то и любые измерительные приборы по большому счёту) подлежат поверке, мой был поверен и года он не "лохматого", что говорить о приборе "пятьдесятпоследнего" года... "врать" может ( и скорее всего будет) однозначно,а вообще,вспомнился компрессометр "Друг", так ему легко, +- 1-2 bar....
о методике Боша незнаю, озвучь её с материалами именно от Бош в первоисточнике, а не в свободном пересказе "от себя" :) изучим :) (а так понимаю, что у тебя конторка поболее будет, чем Бош :) ) дай-то Бог вам всем здоровья :lol2:
ну разумеется, у каждого в гараже валяется куча ненужных лямбда-зондов, которые легко можно использовать для этих целей :)
"резиновая трубка не сгорит"...хм...а ты вообще сам конструировал то, о чём говоришь? например на Passat B5 1.8T катализатор (а вместе с ним и отверстие под ЛЗ, который ДО катализатора) находится в непосредственной близости от блока и выхлопный газы имеют немногим меньше температуру, с которой образовались....
я легко могу создать установку с цифровым датчиком давления и записью измерений на комп, только повторяемости для большинства в этом случае нет никакой практически и по сути, это будут одни понты...
вот датчик Danfoss MBS3000, на фото он на 16 bar, интерфейс 4...20 мА, в гараже лежат точно такие-же на 1 и 10 bar


 
Александр_ru написал(а):
:lol2: это прибор для измерения давления (применительно к измерению сопротивления выхлопным газам, которое оказывает катализатор ) :) при чём здесь зажигание ?  :unknw:


если внимательно посмотреть на его шкалу то видно, что он еще и разряжение может измерить. Установка зажигания по разрежению во впускном тракте
очень точный метод, точнее стробоскопа
 
Александр_ru
Всё ясно, Хрулёв это наше всё, альтернативные мнения тут никому не нужны. Только зачем излагать то, с чем не согласны в издевательской форме? Неужели нельзя не ёрничая спокойно объяснить что к чему? Чтобы показать что "вы все говно, а я д`Артаньян"? Это некрасиво. В ваших текстах тоже много неточностей и эмпирических мыслей, но я же не делал на них акцента, я всего лишь высказывал одно из возможных мнений по этому поводу.
 
valera999 написал(а):
если внимательно посмотреть на его шкалу то видно, что он еще и разряжение может измерить. Установка зажигания по разрежению во впускном тракте
очень точный метод, точнее стробоскопа

так ведь я и говорил, что это мановакууметр :) применительно к измерению противодавления, измерение вакуума как-бы не особо и нужно, я просто поспешил с заказом, нужно было просто манометр на 1 кг/см2 заказать. А так вообще, у меня есть отдельный специальный(автомобильный) вакуумметр.



p.s. кстати :) применительно к В5-му, методика измерения разрежения (вакуума) во впускном коллекторе достаточно подробно изложена в книге (большая часть которой по факту является русскоязычным изложением Elsa :



измерение вакуума, наряду с измерением компрессии, также является( и даже мне думается, взаимодополняюшие методы) важным с точки зрения оценки состояния ЦПГ без непосредственных (прямых) измерений (с разборкой узла) другими инструментами, в частности нутрометром например...
в принципе, можно было создать соответствующий отчёт по этому поводу, но только в книге и так довольно подробно описана методика, я уж поскромничал :)
 
Den_of_Evil написал(а):
Александр_ru
Всё ясно, Хрулёв это наше всё, альтернативные мнения тут никому не нужны. Только зачем излагать то, с чем не согласны в издевательской форме? Неужели нельзя не ёрничая спокойно объяснить что к чему? Чтобы показать что "вы все говно, а я д`Артаньян"? Это некрасиво. В ваших текстах тоже много неточностей и эмпирических мыслей, но я же не делал на них акцента, я всего лишь высказывал одно из возможных мнений по этому поводу.

я приношу свои извинения, если нечаянно обидел Вас.
Я всегда с интересом выслушиваю чужие мнения, т.к. именно в результате обмена мнениями и обогащаются наши знания, но извините, кроме как о существующей некоей методике от Бош, по сути от Вас ничего существенного я не услышал.... Да, в самом деле, мне интересно ознакомиться с этой методикой, потому как установка позволяет и её опробовать...
Возможно, если-бы методика от Бош первой попалась "мне на глаза", то и отчёт был бы соответствующий. Единственное, что я незнал, это цифры противодавления и о которых узнал у Хрулёва, всё остальное было ясно и понятно априори и после порядка цифр измеряемого давления мне было ясно, каким должен быть манометр (как минимум класс манометра) :hat:
 
Возможно, если-бы методика от Бош первой попалась "мне на глаза", то и отчёт был бы соответствующий.

Методика измерения и конкретные цифры взяты с програмно-аппаратного комплекса Bosch FSA, и как с программы вытянуть текст, я даже не знаю. Можно было бы сделать скриншоты, но бошевское ПО не стоит на компе, потому как FSA пылится в углу за ненадобностью.
Почему я вспомнил про Бош, потому что я (как и вы) пытался найти конкретную цифру, какое именно противодавление можно считать повышенным? Ведь производитель нигде ни в какой документации не упоминает про процедуру измерения противодавления выхлопной системы, (так как занимаюсь исключительно VAG, то и говорить могу только за них, как у остальных - не знаю)
 
Если оценивать противодавление без приборов ,получается на холостых дуть из трубки практически не должно ?(двиг ABS трубка под капотом)
 
Откуда на холостых разряжение?
получается выхлопа совсем нет?
 
Откуда на холостых разряжение?
получается выхлопа совсем нет?

Почему нет ? Эффект вентури проявляется.
 
Похоже у автора катализатора уже не было в машине - либо он рассыпался весь либо в нем образовалась огромная дыра. Поэтому он и не обнаружил никакого противодействия. Второй лямбды нет и соответственно машина не знает есть кат или его уже нет и ошибок не выдает. Отсутствие противодавления совсем и даже некоторый вакуум может указывать на то что от ката ничего не осталось либо его там вообще нет. Ну и маленькое сечение трубки тоже влияет. Для измерения малых значений сечение трубки чем больше тем не хуже. И загибать не нужно. Газы идут туда куда легче особенно если препятствий нет совсем и в такой трубке низкие значения могут не отобразиться вовсе. Вот когда кат забит напрочь, вот тогда пофиг, Газы положат стрелку любого манометра вплоть до четырех атмосфер даже и с любой трубкой.
 
Последнее редактирование:
Назад
Сверху Снизу