Фотоотчет Дистанционный контроль уровня газа в баллоне ГБО

У меня в машине газовый баллон установлен на месте докатки. Так как высота баллона больше, ещё сделан дополнительный фальшпол, который использую как бардачёк в багажнике:


162143_01.jpg


Для того чтобы посмотреть реальный уровень газа в баллоне необходимо было открыть крышку пола и открутить крышку баллона. Ориентироваться по показаниям одометра не могу, так как по субботам я помогаю жене развозить почту по району с личными домами, при работе машины в таком режиме "взлёт/посадка/взлёт/посадка" расход газа может достигать 5-8 литров на 18 километров петляний по улочкам и переулкам. Неоднократно было что газ заканчивался во время развозки почты. А постоянно проверять уровень газа в баллоне не очень удобно, особенно если что-то лежит в багажнике на крышке фальшпола .
Решил сделать дистанционный контроль уровня газа в баллоне .
На баллоне установлен мультиклапан BRC :


162143_02.jpg


Вот так выглядит стрелочный индикатор без крышки, на стрелке приклеен магнит который поворачивает стрелку в то-же положение, что и магнит на поворотном узле поплавка в баллоне (такая вот магнитная муфта) :


162143_03.jpg


Это вид без стрелки, видно глухое отверстие, в которое вставляется шток стрелки :


162143_04.jpg


Вот так выглядит стрелка, в которую я вплавил тонкую стальную проволочку :


162143_05.jpg


В магазине купил вот такой датчик с длинным кабелем в комплекте :


162143_06.jpg


Первоначально пытался установить этот датчик на крышку мультиклапана, но не хватало магнитной силы для свободного поворота стрелки, да и показания меня не устраивали, пробовал сделать прямую передачу от стрелки - тоже ничего не получилось:


162143_07.jpg


Схему блока индикации сделал на микросхеме LM3914N и 10-и светодиодах :


162143_08.jpg


Так как не был уверен что смогу вообще сделать такой телеконтроль - плату рисовал вручную :


162143_09.jpg


В радиомагазине покупал коробочку нужного размера, под неё и делал плату, блок индикатора уже в сборе, без крышки :


162143_10.jpg


Это с закрытой нижней крышкой :


162143_11.jpg


Это проверка на столе в рабочем положении (регуляторами вниз) :


162143_12.jpg


В машине блок индикации закрепил просто приклеив к переключателю бензин/газ с помощью двухсторонней липкой ленты подстроечными резисторами вниз :


162143_13.jpg


Теперь про датчик на мультиклапане .
После неудачных попыток заставить работать купленный датчик, после поисков в интернете нашёл что выпускается магнитный датчик углового поворота производства фирмы Melexis MLX90316KDC-PPA .
Подробное описание на русском языке : Автомобильные датчики положения. Рабочая температура датчика от -40°C до +125°C .


162143_14.jpg


Заказал в радиомагазине, через неделю привезли этот датчик .
Схема включения датчика очень простая :


162143_15.jpg


Из фольгированного текстолита сделал плату под внутренний размер корпуса датчика из магазина :


162143_16.jpg



162143_17.jpg


Установил плату датчика в корпус, при этом плату относительно магнита на стрелке сориентировал так, чтобы при крайнем левом положении стрелки напряжение на выходе датчика было в пределах 0,4-1,0 вольт .
В стекле мультиклапана вырезал отверстие под диаметр корпуса датчика. Корпус датчика закрепил на стекле на пластиковых стойках латунными (немагнитными) винтиками чтобы можно было отрегулировать высоту корпуса датчика :


162143_18.jpg


Датчик на стекле установил на мультиклапан. Отрегулировал высоту так, чтобы корпус датчика не касался стрелки, но при этом был близко к магниту на стрелке .
Провод от блока индикации до датчика провёл там-же, где проходят провода к задней части автомобили - под внутренней накладкой левого порога .
Питание на блок индикации взял с питания переключателя бензин/газ .
Подстроечные резисторы на блоке индикации поставил в среднее положение .
При пустом газовом баллоне при заведённом на бензине двигателе регулировал RV2 так, чтобы светился крайний левый красный светодиод. После заполнения баллона газом до срабатывания отсечки отрегулировал RV1 до зажигания предпоследнего правого (жёлтого) светодиода. При такой регулировке крайний правый красный светодиод загорится при опасном превышении уровня газа в баллоне. Так я проверял и подстраивал несколько раз .
Теперь когда остаётся гореть один крайний левый светодиод - пора ехать на заправку газом, так как газ почти закончился. Если этот светодиод не горит - или слетела прозрачная крышка с датчиком (было пару раз) или какая-то проблема в схеме .
В процессе эксплуатации выявился один "косяк" - подклинивала стрелка на мультиклапане, особенно на малых уровнях .
Выяснилось что пластмассовый шток стрелки имеет конус, так-же после заводского сверления отверстие под шток стрелки на мультиклапане имеет конус, в этом месте и подклинивало :


162143_19.jpg


Выход был найден простой .
От старого дисковода взял миниатюрный подшипник, разломал его и взял стальной шарик диаметром чуть меньше диаметра отверстия в мультиклапане (~2мм). Пластмассовый шток на стрелке обрезал так, чтобы корпус стрелки был возможно ближе к корпусу мультиклапана, но не касался, теперь шток стрелки не в дно упирается, а на стальной шарик :


162143_20.jpg


Возможно когда-то внутри и было что-то вставлено, но так без вставки было с покупки мной машины .
После такой доработки стрелка совершенно не подклинивает и отлично повторяет положение магнита на кронштейне поплавка, а магнитный датчик отслеживает поворот стрелки с магнитом !
Да и не нужно теперь лазить в багажник для проверки уровня газа - всё видно из салона на заведённой машине.
 

Shahabbas

Что-то где-то понимаю
Сообщения
2 176
Реакции
591
Город
Литва
Авто
Seat Toledo - продан; Volvo S80 - 2.4, бензин; VW Caddy - рабочая машина
Ещё есть идея, что если на вал дроссельной заслонки закрепить магнит (например неодимовый легированый), а вместо токопроводящих резисторных дорожек в ДПДЗ установить плату с датчиком MLX90316 и микроконтроллером - можно получить бесконтактный ДПДЗ, программу для микроконтроллера написать не составит труда .
Но это так, идея, но вполне реализуемая ! Тем более у датчика MLX90316 выходной сигнал не зависит от силы магнитного поля, зависит от угла поворота магнитного поля относительно датчика.
 

s_even

Мастер советчик
Сообщения
350
Реакции
13
Город
Деммин
Авто
VW??? Может не надо, а??
Датчики под уровень с разным сопротивлением есть, надо было схему под датчик доделать маленько и заработало бы нормально.
 

Shahabbas

Что-то где-то понимаю
Сообщения
2 176
Реакции
591
Город
Литва
Авто
Seat Toledo - продан; Volvo S80 - 2.4, бензин; VW Caddy - рабочая машина
s_even написал(а):
Датчики под уровень с разным сопротивлением есть, надо было схему под датчик доделать маленько и заработало бы нормально.

А вот хрен !!!
Разные, но не у нас. Я этот-то с трудом нашёл. Куда не обращался - или нет датчиков, или предлагают весь комплект с мультиклапанам. На мой мультиклапан электронных датчиков нет (у нас, по крайней мере). Даже узнавал в BRC центр, который торгует этим ГБО - предлагали покупать только весь новый мультиклапан в сборе. А у меня и этот нормально работает .
А с тем датчиком, что я купил, схема никогда нормально не заработает .
Вот фото платы того извращения, что я купил :



Да и с ихним магнитным приводом, как я писал, стрелка нифига не двигается. Прежде чем перейти на электромагнитный датчик - я наэкспериментировался с этим. Только когда понял что это бесполезно - решил переделать так как я описал.
 

vko

Завсегдатай
Сообщения
96
Реакции
8
Город
Ukraine, Ternopil city
Авто
VW Passat B3, RP, Monojetronic, 1989
Здравствуйте Shahabbas,
Я тут искал по интернету способы индикации уровня газа в балоне и хочу сказать что не так уж много способов решения даной задачи. Поетому Ваше описание одно из лучших!

Хотел спросить где приобретали микросхему MLX90316? Может имеется ссылочка в Украине (или интернет-магазин с доставкой в Украину), а то как-то трудновато у нас с етой запчастью, сколько стоит?

И еще у меня тут идея использовать ту же микросхему с некоторой доработкой для подключения к штатному индикатору уровня топлива. Тоесть если на газе - то показывает уровань газа (используя MLX90316), а если бензин - то уровень бензина в баке (штатно). Может у Вас есть уже решения? И еще не знаете ли Вы диапазон сопротивления датчика топлива в баке с бензином (пустой, полный и половина)?
 

Shahabbas

Что-то где-то понимаю
Сообщения
2 176
Реакции
591
Город
Литва
Авто
Seat Toledo - продан; Volvo S80 - 2.4, бензин; VW Caddy - рабочая машина
vko написал(а):
1) Хотел спросить где приобретали микросхему MLX90316? Может имеется ссылочка в Украине (или интернет-магазин с доставкой в Украину), а то как-то трудновато у нас с етой запчастью, сколько стоит?

2) И еще у меня тут идея использовать ту же микросхему с некоторой доработкой для подключения к штатному индикатору уровня топлива. Тоесть если на газе - то показывает уровань газа (используя MLX90316), а если бензин - то уровень бензина в баке (штатно). Может у Вас есть уже решения? И еще не знаете ли Вы диапазон сопротивления датчика топлива в баке с бензином (пустой, полный и половина)?

1) Для Украины : MLX 90316 rotary position sensor У нас я когда делал индикатор заказывал и покупал примерно за 4,5€ (сейчас у нас этот датчик стоит уже 8.07€ )! Датчик нужно брать именно с режимом PPA - аналоговый .

2) Идею использовать один штатный индикатор на газ и на бензин я сразу отмёл. Мне удобнее контролировать уровень одновременно и бензина, и газа. Остальное я не знаю, так как мне это не нужно было.
 

vko

Завсегдатай
Сообщения
96
Реакции
8
Город
Ukraine, Ternopil city
Авто
VW Passat B3, RP, Monojetronic, 1989
Shahabbas, благодарю за ответ и указание координат магазина и на счет PPA (я етого не знал, а видать важно). Да, скажите, а насколько чувствительная микрохсема, как далеко отдалено от самого основания манометра, и на сколько далеко от места центра стрелки?
Вообще, как ведет себя доработка спустя несколько месяцев?

Может кто-то с форумчан знает диапазон сопротивлений датчика топлива в баке с бензином (пустой, полный и половина на Passat B3, RP), а то литература ету информацию умалчивает, а на форуме как-то не нашел (точнее нашел как ремонтировать, но о сопротивлении не указано), и поетому не знаю как корректно доработать схему для индикации? Нашел не подтвержденную инфу (50, 160, 300 Ом - ето пустой, средний и полны й бак)
 

Shahabbas

Что-то где-то понимаю
Сообщения
2 176
Реакции
591
Город
Литва
Авто
Seat Toledo - продан; Volvo S80 - 2.4, бензин; VW Caddy - рабочая машина
Микросхема чувствительна к магнитному полю магнита на стрелке на расстояние до 1 сантиметра. Но чем ближе датчик к магниту - тем точнее показания индикатора. Я отрегулировал высоту так, чтобы между магнитом и датчиком было расстояние ~2 мм .
Делал я эту доработку ещё в прошлом году летом. Выложил только в марте, так как хотел проверить как будет работать при минусовой температуре. Зиму моё изобретение пережило без проблем, машину ставлю возле дома во дворе. Всё показывает нормально, тем более у нас зимой температура ниже -25°C не опускалась .
Видео не моё :
 

vko

Завсегдатай
Сообщения
96
Реакции
8
Город
Ukraine, Ternopil city
Авто
VW Passat B3, RP, Monojetronic, 1989
Да, на видео очень детально видно чувствительность, очевидно Вы уже существенно познали етот сенсор. Как по мне, очень поучительно и полезно.

Я тут снял пластиковую крышку с манометра (мультиклапан Tomasetto), так там регулировочный болт (пластиковый), в котором вклеян геркон, а на стрелке два магнитика. Вот фото (стрелка снята со своей оси):



Геркон в етом регулировочном болте смещен к краю (на фото я его уже вытянул и видно отверстие). Стрелка тоже смещена относительно етого болта (на фото виден штырек на пластиковом корпусе, куда вставляется стрелка). Схема работы даного девайса такова, что когда крутить болт, то можна уменьшать расстояние к магниту, который на стрелке, а также изменять позицию срабатывания геркона учитывая смещение геркона в болте.
У меня идея использования всего етого в том, чтобы закрепить (наклеить) микросхему на болт (выводы и схему управления микросхемой вывести наружу через отверсите в болте) и закручивая его можно было бы регулировать расстояние к основанию манометра (стрелку при етом извелечь). В тоже время есть одно но...! В етом случае центр микросхемы окажется смещенным относительно магнита.
В связи с етим есть два вопроса:
1. Интересно как поведет себя микросхема если магнитный центр будет смещен?
2. Пользуясь инструкцией микросхемы (там английский), можна делать установку нуля (то-есть, как я понимаю, ето значит указать положение магнита которое будет восприниматься за ноль ) и также устанавливать промежуточные точки. Пригодилось ли ето, а то я предчуствую что указания стрелки не равномерное (не линейное) относительно расхода газа, а если есть такая возможность калибровки, то можна было бы использовать её?
 

Shahabbas

Что-то где-то понимаю
Сообщения
2 176
Реакции
591
Город
Литва
Авто
Seat Toledo - продан; Volvo S80 - 2.4, бензин; VW Caddy - рабочая машина
Ну инструкцию и описание можно и по-русски почитать : MLX90316 .
Датчик на мультиклапане располагается так, чтобы в рабочей части не было ступеньки перехода 5/0 вольт. Поэтому может работать в любой части характеристики, хоть 0,5 - 1,5 вольт, хоть 3 - 4,5 вольт. Нижняя и верхняя точки характеристики уже регулируются на блоке индикации .

По смещению датчика в сторону относительно магнита. Работать, возможно, и будет, но ухудшится точность, многое зависит от силы магнитного поля .
Я, когда купил микросхему датчика, сначала на 3-х проводках очень аккуратно её припаял и долго экспериментировал и проверял на столе, только после этого стал делать на мультиклапан. Много документации и этапов разработки данной системы с фотографиями у меня было в жёстком диске, но, к сожалению, жёсткий диск скоропостижно сдох (сорвало головку с пропилом поверхности блина) и вся информация пропала. Сохранилось только то, что выложено здесь на сайте и осталось у меня в памяти.
 

vko

Завсегдатай
Сообщения
96
Реакции
8
Город
Ukraine, Ternopil city
Авто
VW Passat B3, RP, Monojetronic, 1989
Уважаемый Shahabbas, винчестера конечно жалко, знаю, потеря информации на нем очень огорчает, у самого было такое уже дважды.
Но всеравно представленная информация и Ваш опыт очень полезны, еще раз повторюсь, что не так уж много информации в интернете.
К тому же данный подход с микросхемой MLX90316 можно использовать и для других целей. Например, читал, что есть возможность организации ДПДЗ на основании даной микросхемы и т.п. Меня даная тема также заинтересовала, поетому спасибо.
 

RPetrovich

Мастер советчик
Сообщения
448
Реакции
145
Город
Украина, Харьков
Авто
1991 Golf 3 1.4 ABD + 1991г VW Passat B3 Variant 1.8 RP Mono-motronic
Как раз то что надо, купил б/у балон с мультом tomasetto, а датчика и даже стрелки нет, буду пробовать прилепить эту микруху прямо на корпус мультиклапана.
Посмотрел наличие микросхемы по Украинским магазинам, нет в наличии, только под заказ. :( Но есть другая возможность, использовать микросхему из безконтактного ДПДЗ, осталось найти какой именно ДПДЗ подойдёт.
 

vko

Завсегдатай
Сообщения
96
Реакции
8
Город
Ukraine, Ternopil city
Авто
VW Passat B3, RP, Monojetronic, 1989
Уважаемый RPetrovich, я тоже в Украине нигде на радиорынках и в магазинах типа "Юний техник" и "Радиодетали" такой микросхемы не нашел. Тут единственный путь - заказывать через компанию http://www.elfaelectronics.com.ua/.
Я уже заказал и вчера получил подтверждение об отправке в мой город (жду сегодня-завтра). Цена вопроса почти 100 грн включая услуги курьера. Правда доставляют долго (около 5 недель). В письмах сообщают что доставляют с Швеции.
 

RPetrovich

Мастер советчик
Сообщения
448
Реакции
145
Город
Украина, Харьков
Авто
1991 Golf 3 1.4 ABD + 1991г VW Passat B3 Variant 1.8 RP Mono-motronic
Да я к ним обращался но когда узнал что минимум 100грн, решил что это дофига за микросхему, которая стоит у производителя около 12грн, я пошол другим путём, купил безконтактный ДПДЗ фирмы (ВТН 65грн), там стоит KMZ41, и контроллер, который выдаёт 0-5в в диапазоне углов 0-85 градусов. Осталось всё это приспособить. Не знаю только как устоен мультиклапан tomasetto, там магнитик всредине, или просто металлическая деталька перемещается.
 

vko

Завсегдатай
Сообщения
96
Реакции
8
Город
Ukraine, Ternopil city
Авто
VW Passat B3, RP, Monojetronic, 1989
Цена меня тоже смутила, но я всетаки решился купить (кстати, микросхема уже пришла, то-есть поставщик можно сказать не подвел). На счет магнитика в tomasetto, то я думаю что он уже встроен в поплавковый механизм внутри, так как на стрелке отдельный магнит, который реагирует на отклонения внутри мультиклапана. Причем реакция на основании магнитизма, поскольку сама стрелка никак больше не связана с мультиклапаном. У меня она даже очень просто снимается (я фотки выкладывал раньше).
В принципе можно допустить, что в мультиклапане возможно и металическая пластина на которую реагируют магниты стрелки (хотя я к етому варианту менше склонен). Вобщем нужно попробовать.
Возможно Shahabbas прояснит, у него уже есть опыт работы, а то я с микросхемой разбираюсь (она очень маленькая и хрупкая и я с ней как с ребенком :) ).
 

RPetrovich

Мастер советчик
Сообщения
448
Реакции
145
Город
Украина, Харьков
Авто
1991 Golf 3 1.4 ABD + 1991г VW Passat B3 Variant 1.8 RP Mono-motronic
Да чё с ней разбираться, нарисовал тонким маркером платку на кусочке текстолита, вытравил, и можно эксперементировать. Травить можно хлорным железом, или смесь медного купороса с солью (травит медленно). Можно воспользоваться и программами для рисования плат (Sprint Layout), ну а дальше методом лазерного утюга
:)
 

RPetrovich

Мастер советчик
Сообщения
448
Реакции
145
Город
Украина, Харьков
Авто
1991 Golf 3 1.4 ABD + 1991г VW Passat B3 Variant 1.8 RP Mono-motronic
Поставил грубо говоря ДПДЗ на мультиклапан:), работает отлично, но показания сильно пляшут если машина едет, неправильно тор установили, сильно влияют разгоны торможения. Индикатором уровня является STAG-150, но пришлось его доработать. Обычно все газовые блоки рассчитаны на подключение резистивного датчика, на плате блока есть источник напряжения и резистор который вместе с резистором датчика выполняет роль делителя напряжения, а если датчик сам выдаёт напряжение, то схему подпора надо отключить.
 

Shahabbas

Что-то где-то понимаю
Сообщения
2 176
Реакции
591
Город
Литва
Авто
Seat Toledo - продан; Volvo S80 - 2.4, бензин; VW Caddy - рабочая машина
RPetrovich написал(а):
Поставил грубо говоря ДПДЗ на мультиклапан:), работает отлично, но показания сильно пляшут если машина едет, неправильно тор установили, сильно влияют разгоны торможения.

Всё правильно. Поэтому у меня в схеме стоит цепочка R4C1, которая и предназначена для сглаживания напряжения с датчика, чтобы не было "пляски" показаний при разгоне и торможении ! :good:
 

jonifer

Просто заглянул
Сообщения
1
Реакции
0
Город
Москва
Авто
Volvo XC70
Что-то я не пойму куда предыдущее письмо отправил. Повторю.
Схема мне очень понравилась, но хочется в салоне поставить тоже стрелочный датчик (от двугого авто или от катера). Вопервых питаю к ним слабость и по мне они лучше читаются.
Внимание вопрос: возможно?
 

Shahabbas

Что-то где-то понимаю
Сообщения
2 176
Реакции
591
Город
Литва
Авто
Seat Toledo - продан; Volvo S80 - 2.4, бензин; VW Caddy - рабочая машина
Предыдущее письмо отправил мне. Я ответил в личку, могу здесь повториться .

Поставить-то, наверное, можно. Только автомобильные стрелочные показометры имеют малое сопротивление и при подключении напрямую работать не будут. Нужно изобретать схему согласования, причём с возможностью регулировки 0% и 100% газа в баллоне .
 
Сверху Снизу