GNZ
Оракул
- Сообщения
- 3 120
- Реакции
- 337
- Город
- Украина. г Киев
- Авто
- PASSAT B3- VARIANT , 9A, МКПП. 1992. B3-VARIANТ ААА, продан . В4 ВАРИАНТ, AGG, МЕХАНИКА.
СВЕТОВОЙ ИНДИКАТОР НАПРЯЖЕНИЯ БОРТСЕТИ АВТОМОБИЛЯ.
Штатный индикатор контроля зарядки АБ (исправности генератора) автомобилей ВАГ совмещен со световым индикатором контроля возбуждения генератора. Функциональные возможности такого индикатора весьма ограничены. В некоторых случаях, например при пониженном выходном напряжении генератора, он вообще не реагирует на неисправность, что приведет к невозможности работы двигателя из-за разрядки АБ, особенно в ночное время, когда включены многие потребители.
Существует много конструкций световых индикаторов контроля напряжения бортсети автомобиля с использованием двух, трех и более светодиодов. В описанном ниже устройстве все режимы индицирует один красный светодиод, что соответствует общепринятому в автомобилях принципу сигнализации нарушения режима работы систем. Водителю нет необходимости знать точное значение напряжения в бортсети, достаточно, что бы оно было в приемлемых пределах. Для этого может служить представленный здесь индикатор напряжения. (см. схему на рис.1). За основу взята схема А. Белоусова. Многолетняя эксплуатация на ВАЗ подтвердила функциональность и надежность устройства.
Индикатор загорается при выходе значения напряжения за установленные (допустимые) пределы. При нормальном напряжении в бортсети (13,5 …15 В) светодиод не горит. При пониженном напряжении он светит постоянно, а при повышенном - мигает с частотой 2-3 гц. Светодиод так же светит постоянно при напряжении меньшем 11,5 в. при отключенном зажигании, что позволяет водителю оценить состояние АБ при остановленном двигателе, например утром перед пуском. Уровни срабатывания, приведенные здесь, носят ориентировочный характер и могут варьироваться в разумных пределах. Для севера и юга установки могут существенно отличаться.
Обычно в индикаторах напряжения пороговым элементом служит компаратор, что усложняет устройство.
Существенного схемного упрощения индикаторов можно достигнуть использованием в пороговом элементе инвертора цифровой микросхемы, работающего в активном режиме, что широко применяется в электронных устройствах.
Логика работы индикатора такова. При напряжении питания, меньшем нижнего порогового уровня, на входах 1 и 5 DD1
присутствует напряжение логического 0, на выходе 6 – единичный уровень, а на выходе 8 нулевой, поэтому светодиод VD3 светит непрерывно. При нормальном напряжении на входе индикатора на выходе 6 сигнал изменится на 0, а на 8 станет – 1 и светодиод не светится. При напряжении питания больше верхнего, на входах 1 и 5 приложен 1- уровень и схема превращается в обычный мультивибратор с инвертором на выходе и светодиод мигает с частотой, определяемой цепочкой R7, C1.
Пороги срабатывания регулируются - нижний резистором R2,R4, верхний резисторами R1. Транзистор T1 служит в качестве ключа шунтирующего резистор R4 делителя в режиме контроля АБ при зарядке (13,5 …15 В). При использовании этого режима тчк "а "на схеме подключается к 15 шине бортсети, а сам индикатор запитывается непосредственно от АБ. При желании, этот режим может быть исключен, путем удаления транзистора и резистора R5 из схемы- тогда нижний вывод резистора R2 подсоединяют к корпусу или без нарушения схемы резистор R3 соединяют перемычкой с + входом индикатора. Поскольку индикатор потребляет ток около 30 ма то выбор точки подключения индикатора, к АБ или шине15, остается за владельцем авто. При подключении индикатора к 15 шине исключается разрядка АБ как и режим <11,5в.
Настройку устройства удобно производить с использованием регулируемого источника постоянного напряжения. Для этого выставляют необходимое напряжение исходя из выбранных значений порогов срабатывания и с помощью соответствующего подстроечного резистора, добиваются порога срабатывания индикатора. При этом на тчк."a" подается + источника. В последнюю очередь устанавливается порог <11,5в подбором R4. при обесточенной тчк "а ". После настройки требуемых уровней срабатывания, проверяют функционирование индикатора в целом, путем вариации приложенного напряжения.
Конструктивно индикатор выполнен на печатной плате (фото1.), можно использовать отрезок универсальной, хотя допускается любой вид монтажа, например объемный с последующей заливкой пенополиуретаном ( не заливать оси подстроечных резисторов). Автором были смонтированы образцы без подстроечных резисторов, путем замены их на делители из обычных резисторов. Для этого, после настройки, измеряют оба плеча переменного резистора и замещают их постоянными резисторами.. В устройстве применены постоянные резисторы типа МЛТ, а в качестве R1, R2 лучше СП5-2, СП5-11, СП5-14. Конденсатор C1 электролитический 220мкФ на напряжение не менее 6,3 в. Микросхема К155 ЛА3. Желательно 14 pin панелька для микросхемы при монтаже, что позволит легко заменить неработоспособную микросхему. ТранзисторVT1 КТ315Б или подобный n-p-n. Стабилитрон VD1 Д818Е или др. с малым ТКU. Светодиод любой сигнальный, красного цвета. Его лучше разместить в резервном месте лля индикаторов приборной панели. В качестве предохранителя используется перемычка из тонкого медного провода диаметром 0,1-0,15 мм. ВХОДЫ! не используемых элементов микросхемы следует посадить на землю.
GNZ
Штатный индикатор контроля зарядки АБ (исправности генератора) автомобилей ВАГ совмещен со световым индикатором контроля возбуждения генератора. Функциональные возможности такого индикатора весьма ограничены. В некоторых случаях, например при пониженном выходном напряжении генератора, он вообще не реагирует на неисправность, что приведет к невозможности работы двигателя из-за разрядки АБ, особенно в ночное время, когда включены многие потребители.
Существует много конструкций световых индикаторов контроля напряжения бортсети автомобиля с использованием двух, трех и более светодиодов. В описанном ниже устройстве все режимы индицирует один красный светодиод, что соответствует общепринятому в автомобилях принципу сигнализации нарушения режима работы систем. Водителю нет необходимости знать точное значение напряжения в бортсети, достаточно, что бы оно было в приемлемых пределах. Для этого может служить представленный здесь индикатор напряжения. (см. схему на рис.1). За основу взята схема А. Белоусова. Многолетняя эксплуатация на ВАЗ подтвердила функциональность и надежность устройства.
Индикатор загорается при выходе значения напряжения за установленные (допустимые) пределы. При нормальном напряжении в бортсети (13,5 …15 В) светодиод не горит. При пониженном напряжении он светит постоянно, а при повышенном - мигает с частотой 2-3 гц. Светодиод так же светит постоянно при напряжении меньшем 11,5 в. при отключенном зажигании, что позволяет водителю оценить состояние АБ при остановленном двигателе, например утром перед пуском. Уровни срабатывания, приведенные здесь, носят ориентировочный характер и могут варьироваться в разумных пределах. Для севера и юга установки могут существенно отличаться.
Обычно в индикаторах напряжения пороговым элементом служит компаратор, что усложняет устройство.
Существенного схемного упрощения индикаторов можно достигнуть использованием в пороговом элементе инвертора цифровой микросхемы, работающего в активном режиме, что широко применяется в электронных устройствах.
Логика работы индикатора такова. При напряжении питания, меньшем нижнего порогового уровня, на входах 1 и 5 DD1
присутствует напряжение логического 0, на выходе 6 – единичный уровень, а на выходе 8 нулевой, поэтому светодиод VD3 светит непрерывно. При нормальном напряжении на входе индикатора на выходе 6 сигнал изменится на 0, а на 8 станет – 1 и светодиод не светится. При напряжении питания больше верхнего, на входах 1 и 5 приложен 1- уровень и схема превращается в обычный мультивибратор с инвертором на выходе и светодиод мигает с частотой, определяемой цепочкой R7, C1.
Пороги срабатывания регулируются - нижний резистором R2,R4, верхний резисторами R1. Транзистор T1 служит в качестве ключа шунтирующего резистор R4 делителя в режиме контроля АБ при зарядке (13,5 …15 В). При использовании этого режима тчк "а "на схеме подключается к 15 шине бортсети, а сам индикатор запитывается непосредственно от АБ. При желании, этот режим может быть исключен, путем удаления транзистора и резистора R5 из схемы- тогда нижний вывод резистора R2 подсоединяют к корпусу или без нарушения схемы резистор R3 соединяют перемычкой с + входом индикатора. Поскольку индикатор потребляет ток около 30 ма то выбор точки подключения индикатора, к АБ или шине15, остается за владельцем авто. При подключении индикатора к 15 шине исключается разрядка АБ как и режим <11,5в.
Настройку устройства удобно производить с использованием регулируемого источника постоянного напряжения. Для этого выставляют необходимое напряжение исходя из выбранных значений порогов срабатывания и с помощью соответствующего подстроечного резистора, добиваются порога срабатывания индикатора. При этом на тчк."a" подается + источника. В последнюю очередь устанавливается порог <11,5в подбором R4. при обесточенной тчк "а ". После настройки требуемых уровней срабатывания, проверяют функционирование индикатора в целом, путем вариации приложенного напряжения.
Конструктивно индикатор выполнен на печатной плате (фото1.), можно использовать отрезок универсальной, хотя допускается любой вид монтажа, например объемный с последующей заливкой пенополиуретаном ( не заливать оси подстроечных резисторов). Автором были смонтированы образцы без подстроечных резисторов, путем замены их на делители из обычных резисторов. Для этого, после настройки, измеряют оба плеча переменного резистора и замещают их постоянными резисторами.. В устройстве применены постоянные резисторы типа МЛТ, а в качестве R1, R2 лучше СП5-2, СП5-11, СП5-14. Конденсатор C1 электролитический 220мкФ на напряжение не менее 6,3 в. Микросхема К155 ЛА3. Желательно 14 pin панелька для микросхемы при монтаже, что позволит легко заменить неработоспособную микросхему. ТранзисторVT1 КТ315Б или подобный n-p-n. Стабилитрон VD1 Д818Е или др. с малым ТКU. Светодиод любой сигнальный, красного цвета. Его лучше разместить в резервном месте лля индикаторов приборной панели. В качестве предохранителя используется перемычка из тонкого медного провода диаметром 0,1-0,15 мм. ВХОДЫ! не используемых элементов микросхемы следует посадить на землю.
GNZ