balkon
Люблю покопаться в железках
- Сообщения
- 99
- Реакции
- 23
- Город
- Санкт-Петербург
- Авто
- (Vento '93, "вишня", 2E, 5МКПП 020 CHE, ГУР, люк): был. Passat B4 Variant ADZ 1995г: есть
Привет всем! Хочу рассказать вам про моё понимание работы заднего суппорта G3/Vento. Написал из-за того, что ни от кого не услышал вразумительно, как оно работает и из-за чего может сломаться. Что видел у нас на сайте, так это одни только «какие-нибудь усики», «зацепы», встречались где-то даже «храповик» с «дополнительным рабочим цилиндром местного действия», но это, оказалось, никак не связано с моим вариатном суппорта..
Изначально с момента покупки вагена у меня не работал ручник. Мириться можно, но иногда без ручника очень неудобно, плюс сигналка моя позволяет дистанционный запуск, а при неработающем ручнике это невозможно. Эти-то два обстоятельства меня и сподвигли на переборку суппортов (как только стало тепло!). В итоге, Ваген поставлен «на ноги» и я сел описывать полученные впечатления.
Итак, «Суппорт – в студию!»
Начинаем с разборки суппорта. Не прочитав вовремя полезных советов на эту тему, я отвинтил шланг, поэтому путь «выдавить поршень педалью» я прозевал. Выкрутить его нереально (исходя из конструкции, но об этом дальше). Но зато случайно был найден способ сделать это по-другому. Снимаем возвратную пружину валика ручника. Выворачиваем ограничитель (болт на 10). Давим на рычаг валика в сторону затягивания ручника до упора. Дошли до упора? Теперь подсовываем, например, отвёртку и дожимаем рычаг дальше! Слышим щелчок. Не пугайтесь, мы ничего не сломали, это станет ясно потом, исходя из кинематики данного узла. Рычаг теперь остался в этом положении. Той же отвёрткой отправляем рычаг обратно (через более тихий щелчок) в «нулевое» положение. Если посмотреть во время этой операции на поршень, то мы обнаружим, что он вылез примерно на миллиметр, а после щелчка «туда-сюда» он в таком вылезшем состоянии и остался! То есть, берём отвёртку и гоняем рычаг ручника туда-сюда (со щелчками!), пока поршень не вывалится из цилиндра. Кстати, во время этой операции со щелчками у меня из цилиндра вытекли остатки жижи (довольно много), которые без неё не хотели выливаться.
Разбираем. С разборкой сложностей не возникло, делал примерно так, как описал SLAVOB3FAN, только пользовался не пинцетом, а нормальным, хоть и дешёвым, съёмником стопорных колец (ваще не понимаю, что там можно сделать пинцетом!).
Теперь об устройстве. Рабочая гидросистема ничем хитрым не выделяется; всё просто, как валенки. А вот ручник…
Валик ручника (поз.5) имеет в середине выфрезерованный паз для толкателя (поз.6). Когда мы тянем ручник, трос через рычаг валика ручника поворачивает валик (по чертежу –по часовой стрелке). Толкатель воздействует на шток (поз.7). Шток, по сути, в резьбовой паре это винт, поэтому так и будем его называть: «шток-винт». Ход небольшой, но зато усилия велики. Шток-винт вкручен в шток-гайку (поз.4), который упирается в поршень (поз.2). То есть во время затягивания ручника путь передачи усилий такой: валик ручника-толкатель-шток (винт)-шток (гайка)-поршень. При этом эти элементы должны быть защищены от проворачивания друг относительно друга, ведь если вдруг при надавливании два резьбовых штока ввернутся друг в друга, то вся схема «сложится» в длину и усилие не передастся. Разумеется, это предусмотрено! От проворачивания шток-винта относительно корпуса его удерживает большая шайба с дырочками и одним выступом, находящаяся под пружиной на дне цилиндра (на картинке она для простоты не отображена). От проворачивания шток-гайки относительно поршня его спасает конусная поверхность на широкой её части (вверху) и такая же поверхность внутри поршня. Эти поверхности в исходном состоянии несильно поджаты друг к другу плоской пружинной шайбой (поз.8), находящейся в поршне между стопорным кольцом и широкой нерезьбовой частью шток-гайки. Наконец, от проскальзывания шток-гайки отосительно шток-винта их удерживает профиль резьбы на них. Если посмотреть поближе, то видно, что витки резьбы не треугольного профиля, а трапециевидного, причём один «бок» трапеции прямой, другой – наклонный. К процессу сжатия относится как раз наклонная сторона резьбы, которая образует «многоярусный» конус.
Но самое интересное происходит, когда ручник отпущен и мы нажимаем на педаль тормоза. Шток-винт не двигается в продольном направлении и не вращается относительно корпуса, т.к. зафиксирован всякими шаёбочками на дне. Поршень под действием давления выдвигается из цилиндра и заодно сжимает плоскую пружинную шайбу (поз.8). Если ход поршня получается больше (по причине износа колодок и диска), чем способна прожаться пружинная шайба, поршень тянет за собой шток-гайку (поз.4). На пружинную шайбу (поз.8) широкая часть шток-гайки опирается через маленький подшипник (поз.9), поэтому шток-гайка легко проворачивается и «свинчивается» со шток-винта. При этом резьба шток-гайки и шток-винта не сопротивляется такому развитию событий, так как в этом случае сопряжённые детали опираются друг на друга через «прямую» сторону трапециевидной резьбы. Таким образом достигается бесступенчатая (никаких храповиков!) компенсация износа колодок и диска, поэтому ручник всегда одинаково «готов к бою».
Пружина, прижимающая шток-винт к дну цилиндра (поз.3), судя по всему, нужна для защиты вашей жизни при поломке механизма ручника. А именно, в случае невозможности удлинения пары «шток-гайка шток-винт» например из-за её заклинивания, у вас постепенно откажет ручник, но вы всё равно сможете уверенно пользоваться рабочей тормозной системой: шток-винт во время рабочего хода поршня будет просто сжимать пружину.
Кстати, невозможность выкрутить поршень из цилиндра при разборке, о которой я говорил выше, существует из-за того, что поршень соединён со шток-гайкой через подшипник. То есть сколько бы мы ни крутили поршень, он свободно проворачивается на подшипнике и шток-гайка со шток-винта не скручивается!
Всё. Спасибо всем, кто осилил это моё "многабукафф".
Изначально с момента покупки вагена у меня не работал ручник. Мириться можно, но иногда без ручника очень неудобно, плюс сигналка моя позволяет дистанционный запуск, а при неработающем ручнике это невозможно. Эти-то два обстоятельства меня и сподвигли на переборку суппортов (как только стало тепло!). В итоге, Ваген поставлен «на ноги» и я сел описывать полученные впечатления.
Итак, «Суппорт – в студию!»
Начинаем с разборки суппорта. Не прочитав вовремя полезных советов на эту тему, я отвинтил шланг, поэтому путь «выдавить поршень педалью» я прозевал. Выкрутить его нереально (исходя из конструкции, но об этом дальше). Но зато случайно был найден способ сделать это по-другому. Снимаем возвратную пружину валика ручника. Выворачиваем ограничитель (болт на 10). Давим на рычаг валика в сторону затягивания ручника до упора. Дошли до упора? Теперь подсовываем, например, отвёртку и дожимаем рычаг дальше! Слышим щелчок. Не пугайтесь, мы ничего не сломали, это станет ясно потом, исходя из кинематики данного узла. Рычаг теперь остался в этом положении. Той же отвёрткой отправляем рычаг обратно (через более тихий щелчок) в «нулевое» положение. Если посмотреть во время этой операции на поршень, то мы обнаружим, что он вылез примерно на миллиметр, а после щелчка «туда-сюда» он в таком вылезшем состоянии и остался! То есть, берём отвёртку и гоняем рычаг ручника туда-сюда (со щелчками!), пока поршень не вывалится из цилиндра. Кстати, во время этой операции со щелчками у меня из цилиндра вытекли остатки жижи (довольно много), которые без неё не хотели выливаться.
Разбираем. С разборкой сложностей не возникло, делал примерно так, как описал SLAVOB3FAN, только пользовался не пинцетом, а нормальным, хоть и дешёвым, съёмником стопорных колец (ваще не понимаю, что там можно сделать пинцетом!).
Теперь об устройстве. Рабочая гидросистема ничем хитрым не выделяется; всё просто, как валенки. А вот ручник…
Валик ручника (поз.5) имеет в середине выфрезерованный паз для толкателя (поз.6). Когда мы тянем ручник, трос через рычаг валика ручника поворачивает валик (по чертежу –по часовой стрелке). Толкатель воздействует на шток (поз.7). Шток, по сути, в резьбовой паре это винт, поэтому так и будем его называть: «шток-винт». Ход небольшой, но зато усилия велики. Шток-винт вкручен в шток-гайку (поз.4), который упирается в поршень (поз.2). То есть во время затягивания ручника путь передачи усилий такой: валик ручника-толкатель-шток (винт)-шток (гайка)-поршень. При этом эти элементы должны быть защищены от проворачивания друг относительно друга, ведь если вдруг при надавливании два резьбовых штока ввернутся друг в друга, то вся схема «сложится» в длину и усилие не передастся. Разумеется, это предусмотрено! От проворачивания шток-винта относительно корпуса его удерживает большая шайба с дырочками и одним выступом, находящаяся под пружиной на дне цилиндра (на картинке она для простоты не отображена). От проворачивания шток-гайки относительно поршня его спасает конусная поверхность на широкой её части (вверху) и такая же поверхность внутри поршня. Эти поверхности в исходном состоянии несильно поджаты друг к другу плоской пружинной шайбой (поз.8), находящейся в поршне между стопорным кольцом и широкой нерезьбовой частью шток-гайки. Наконец, от проскальзывания шток-гайки отосительно шток-винта их удерживает профиль резьбы на них. Если посмотреть поближе, то видно, что витки резьбы не треугольного профиля, а трапециевидного, причём один «бок» трапеции прямой, другой – наклонный. К процессу сжатия относится как раз наклонная сторона резьбы, которая образует «многоярусный» конус.
Но самое интересное происходит, когда ручник отпущен и мы нажимаем на педаль тормоза. Шток-винт не двигается в продольном направлении и не вращается относительно корпуса, т.к. зафиксирован всякими шаёбочками на дне. Поршень под действием давления выдвигается из цилиндра и заодно сжимает плоскую пружинную шайбу (поз.8). Если ход поршня получается больше (по причине износа колодок и диска), чем способна прожаться пружинная шайба, поршень тянет за собой шток-гайку (поз.4). На пружинную шайбу (поз.8) широкая часть шток-гайки опирается через маленький подшипник (поз.9), поэтому шток-гайка легко проворачивается и «свинчивается» со шток-винта. При этом резьба шток-гайки и шток-винта не сопротивляется такому развитию событий, так как в этом случае сопряжённые детали опираются друг на друга через «прямую» сторону трапециевидной резьбы. Таким образом достигается бесступенчатая (никаких храповиков!) компенсация износа колодок и диска, поэтому ручник всегда одинаково «готов к бою».
Пружина, прижимающая шток-винт к дну цилиндра (поз.3), судя по всему, нужна для защиты вашей жизни при поломке механизма ручника. А именно, в случае невозможности удлинения пары «шток-гайка шток-винт» например из-за её заклинивания, у вас постепенно откажет ручник, но вы всё равно сможете уверенно пользоваться рабочей тормозной системой: шток-винт во время рабочего хода поршня будет просто сжимать пружину.
Кстати, невозможность выкрутить поршень из цилиндра при разборке, о которой я говорил выше, существует из-за того, что поршень соединён со шток-гайкой через подшипник. То есть сколько бы мы ни крутили поршень, он свободно проворачивается на подшипнике и шток-гайка со шток-винта не скручивается!
Всё. Спасибо всем, кто осилил это моё "многабукафф".