Как "зарабатывает" АЗС

  • Автор темы Лайновский
  • Дата начала
  • Ответы 7
  • Просмотры
Лайновский

Лайновский

Свобода!!!
Сообщения
1 211
Реакции
8
Город
Московская область
Авто
MB ML 350 2013г.в.


http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/01/21/society/333234/



Где мой “черный” пистолет?

Корреспондент “МК” стал работником автозаправки, чтобы понять, как нас обманывают

ИВАН СКРИПАЛЕВ

Нарушения на заправках уже давно стали притчей во языцех. К ним, как и к поборам гаишников, привыкли настолько, что протест вызывают только отдельные случаи вопиющей наглости. Каждый автолюбитель знает, что “короли бензоколонок” недоливают и разбавляют топливо, но как конкретно это происходит — тайна, покрытая мраком. Разобраться в технической стороне “бензиновых чудес”, непосредственно участвуя в работе одной из столичных заправок, сумел корреспондент “МК”.

Налево пойдешь — “бодягу” найдешь

Буквально на днях Департамент природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы по итогам проверок в 2007 году опубликовал список заправок, торгующих некачественным бензином. Из 268 проверенных АЗС в черный список департамента попали 43 заправки. Проштрафившиеся предприниматели обязаны выплатить городу административные штрафы на общую сумму 14,9 млн. рублей.

На таких заправках инспекции выявили использование топлива с содержанием высокого уровня серы, бензола, ароматических углеводородов. И конечно же, октановое число бензина не соответствовало заявленному типу. Так, например, Аи-92 продавался под видом девяносто пятого. Как заключили эксперты, использование такого “паленого” бензина нанесло существенный вред как общей экологии города, так и двигателям автомобилей тех автовладельцев, что заправлялись по этим адресам. По большому счету от “паленки” двигатель может и приказать, что называется, “долго жить”.

Впрочем, если кто думает, что на остальных московских АЗС все тип-топ, то он сильно ошибается. В этом корреспондент “МК” сумел убедиться лично.

…Полученное задание воодушевило, поскольку сам за рулем 7 лет, в течение которых порядком надоели бесчинства на заправках. Наконец-то появилась возможность рассекретить “фокусы” коллег известной киногероини Людмилы Добрыйвечер. На ум сразу пришел старый школьный товарищ Алексей, сотрудник одной из московских АЗС, поскольку входить в этот бизнес в одиночку, без прикрытия, не хотелось. И я, не без его помощи, на какое-то время стал самым обычным что ни на есть “пистолетчиком”.

Проблем с оформлением, несмотря на мое иногороднее происхождение, не возникло. Московские подпольщики XXI века сделали регистрацию за 800 рублей в течение 10 часов. В остальном, благо требовались всего-то паспорт, “военник” и вид, “лихой и придурковатый”, тоже обошлось без неожиданностей. И я без всяких формальностей и “курса молодого бойца” вышел на работу. Подогреваемый еще и обещанной зарплатой в 8 тысяч 500 рублей в месяц (зимой, а летом — 7 тысяч) при работе два дня через два и двенадцатичасовым рабочим днем.

День первый. Снятие остатков как показатель истины

Полученная рабочая форма приятно облегала тело. Даже с эстетической точки зрения она смотрелась вполне на уровне. Однако мой первый рабочий день не задался с самого начала. Я попал аккурат на процедуру так называемого “снятия остатков”. Когда ревизоры КРУ (контрольно-ревизионного управления) компании, которой принадлежит АЗС, приезжают с проверкой, то есть устанавливают соответствие фактических остатков топлива в емкостях тому, что записано в сменных журналах учета нефтепродуктов на момент проверки. Процедура, надо сказать, для заправщиков малоприятная.

Во-первых, наличная сумма в кассе должна строго соответствовать сумме на К-отчете кассовой ленты. Что бывает далеко не всегда.

Во-вторых, на время ревизии АЗС останавливается, бывает, что и до полутора часов, если что-то не так.

В-третьих, если АЗС работает еще и по безналичному расчету, то количество отпущенных литров по кассе должно соответствовать количеству литров, записанных в ведомостях или зафиксированных по терминалам для пластиковых карт, что также бывает далеко не всегда. Нужно достаточно много времени, чтобы скорректировать такую бухгалтерию.

В общем, если крушники появляются внезапно, то им есть где разгуляться. В 99 случаях из ста они зафиксируют нарушения. Кроме того, не всегда бывает порядок и в емкостях. Предельно допустимый коэффициент погрешности на емкость с бензином составляет 0,065. Например, если в емкости 25 тонн, то количество литров, идущих в ней “плюсом” или “минусом”, не должно превышать 16,25 литра. И наличие “плюсов”, как правило, сразу наводит на мысль о недоливе.

В то утро для Алексея и старшего оператора Михаила данная процедура оказалась неприятной еще и потому, что свой человек в управлении предупредил о проверке с большим опозданием (на всякую разведку есть своя контрразведка, и у АЗС имеются в конторе свои “засланные казачки”. — Авт.). И они еле-еле успели привести показания счетчиков и деньги в кассе в нужный вид. Но об этом я узнал только вечером, когда с неподдельным интересом осведомился у своего приятеля о причинах утренней суматохи и встревоженного настроения коллектива.

Еще одно последствие проверки мне пришлось ощутить уже на своей “рабочей шкуре”: в ходе всего контрольного мероприятия, пока АЗС не работала, уехало клиентов 30—40. Другими словами, мои потенциальные чаевые растворились в пространстве. А если учесть легкий морозец, который слабо походил на изумительные условия работы в небезызвестном кинофильме “Королева бензоколонки”, то настроение было не ахти. Хотя одно обстоятельство все же порадовало. Во время снятия остатков были взяты пробы бензина. В четыре чистые бутылки для анализа в лаборатории на соответствие сертификатам качества, которые обязательно привозят на АЗС вместе с накладными, были отпущены по 1 литру бензина и дизтоплива. Затем еще по одному литру налили для контрольного образца, который в запечатанном виде с оформленными этикетками оставили в специальном ящике для проб на АЗС. Хранится такая проба 45 суток. Оказалось, наша заправка “бодяжничеством” никогда не славилась и держала марку. Во всяком случае, в “черном списке” нашей АЗС не оказалось.

Так или иначе, но первый рабочий день подошел к концу, а 450 рублей, заработанных “торговлей глазами”, приятно грели руку. Сердце наполнялось волнующими надеждами на увеличение завтрашнего дохода в отсутствие проверок и прочих неприятностей. Но главная надежда была в том, что удастся наконец узнать, как же именно обманывают граждан и можно ли этого избежать.

День второй. Курица не птица — “пистолетчик” не оператор

Опять легкий “авралец” в самом начале смены. В 9.15 утра какой-то дорогой россиянин слишком поторопился и стал отъезжать от колонки, забыв вынуть пистолет из бака. В итоге — оторванный пистолет и законная порция нелестных выражений в мой адрес от оператора. Которого, опять-таки, понять нетрудно: ненужный хаос в виде перестраивания водителей в другую очередь, трата времени и нервов. Всю свою злость клиенты, как правило, срывают на операторах. Ну а те, в свою очередь, на “пистолетчиках”.

“Пистолетчики” — представители низшей касты на АЗС. Это, в общем, и понятно. Просто стоять и вставлять в бак подъезжающих машин заправочный пистолет сможет каждый, а вот быть оператором, как оказалось, целое искусство.

“Пистолетчики” не входят в круг особ, приближенных к кормушке. В лучшем случае оператор со своей смены даст ему 100—150 рублей за то, что “пистолетчик” одному только ему ведомым жестом предупреждает, что клиент заправляется в канистру. Поэтому шефство надо мной старого друга оказалось как нельзя более кстати. Более того, без его пояснений самостоятельно понять, каким же образом происходит обман, за количество отработанных в реальности смен было бы просто невозможно. А так я был как бы “своим” и как бы “в теме”. В моем присутствии можно было вести разговоры, касающиеся хлеба воровского насущного, обсуждать итоги дня и решать проблемы относительно дележа “хабара”. Однако настойчивые расспросы насчет деталей махинаций могли серьезно осложнить дело. Приходилось общаться по факту и как бы невзначай просить объяснить ту или иную непонятную вещь.

Например, я наряду с испытанной гордостью по поводу кристальной чистоты бензина на нашей заправке был искренне удивлен, неужели везде “бодяжат”, а тут нет? Неужели новенький “Лексус” старшего оператора был куплен на зарплату? Но, как объяснили профессионалы, только настоящие беспредельщики, у которых низкие объемы выдачи топлива, опускаются до такого. “Серьезные” люди, вроде нас, имеющие хорошую реализацию, наоборот, борются за клиента, а остальное — дело техники.

Когда много клиентов, выставлять колонки на слишком рисковый недолив попросту незачем. Прибыль растет за счет больших объемов. Кроме того, каждая уважающая себя контора имеет свою лабораторию контроля качества топлива. Поэтому “бодяга” — цитирую Леху дословно — “лишний головняк для фраеров. Мы себе не враги, чтоб дополнительно лаванду еще и за это в управе (офисе компании. — Авт.) сливать”. Чем вам не риск-менеджмент по-русски? Получается, что и граждане вроде не в обиде, и жалоб нет, и заправщики довольны.

…Оставшееся бензиновое пятно пришлось срочно посыпать песком, а потом тщательно вымести. Но, несмотря на промозглый холод и отсутствие общения со своим приятелем (Алексей отдыхал), я постепенно начал понимать все плюсы работы “пистолетчиком”. Особенно после того, как только с одной машины получил на чай 100 рублей.

Девушке на “Лэндкрузере” доставило удовольствие сыграть в игру “древнеримский раб и гетера”. Она с величественным видом протянула мне деньги на бензин и осталась в машине, сказав только: “На все”. Кроме того, “пистолетчик”, как никто, имеет все возможности не только лицезреть “железных коней” всех видов и вариаций, но и изучать типажи их владельцев. Про русский наш могучий язык во всей красе диалектизмов и жаргонизмов от автовладельцев отдельная песня: “Эй, плужара, шевели булками! А может, тебя подогреть?”

День третий. Российская механика против “ихней” электроники

Зато день третий с лихвой оправдал все мои ожидания. Помог, как всегда, случай. Не скажу, что очень уж редкий, но при любых раскладах очень своевременный. Прошло не больше часа с начала рабочего дня, как один клиент, что называется, решил полезть в бутылку. А именно попросил заправить его через мерник, то есть чтобы бензин из колонки сперва налили в 10-литровый мерник, а потом из мерника в бак. Ему хотелось проверить колонку на недолив.

Вот и настал момент истины, сказал я себе, приготовившись выслушать невнятные оправдания Алексея на предмет сбоя программы, поломки колонки и т.д. Каково же было удивление присутствовавших, когда вышли ровно требуемые 10 литров бензина Аи-92 и ни граммом меньше. Алексей с торжествующей улыбкой галантно предложил склочному гражданину бросить это гиблое дело и заправиться по-нормальному. Вот тебе и раз! Улучив момент во время слива бензовоза, который, кстати, тоже сопровождался остановкой обслуживания розничных клиентов, я подошел к Лехе. Он выглядел очень довольным. На мой вопрос, в чем причина, он улыбнулся: “Порядок! Щас примем бензовоз, и емкость плюсом сыграет литров на сто — сто пятьдесят, итого имеем сверху 2 с половиной рубля на сигареты”. Рублями Алексей называл тысячи.

— Лех, что-то я не понял, с какой радости?

— Ну ты, физик, емкость в земле, так? Бензин в ней теплый, плюс 3, а сегодня минус 8, он нагревается, расширяется, отсюда и плюс, понял?

— А летом как?

— Ну летом, конечно, не шоколад, наоборот, минуса прут, но ничего, разруливаем за счет недолива. И без хабара все равно не остаемся.

Вот так. Зимой, оказалось, идет пруха сама по себе, за счет законов физики. А гениальность фокуса с мерником, и в целом схема недолива, просто потрясла мое воображение. Со словами: “Учись, пригодится, когда человеком (то есть оператором) станешь”, — мы с Лехой прошли в операторскую. Итак, дела с недоливом у нас на заправке (подчеркну — у нас, поскольку с разным оборудованием “фокусы” разные) обстояли так…

В “голове” каждой колонки поставлен чип. Именно он контролирует точность налива горючего. Не обязательно, что все колонки недоливают одинаково. Например, 92-й “выставлен” на 650—700 граммов с 10 литров, 95-й — на 450—500 граммов. Чипы включаются в работу с помощью тумблера. Мягкий незаметный щелчок — и вместо положенных и оплаченных 20 литров Аи-92 в бензобак попадет 18 литров 600 граммов. То есть 1 литр 400 граммов остались в емкости. Хотя на электронном табло колонки будет высвечено 20 литров и их стоимость по действующим ценам.

Особенно показательна ситуация, когда клиент заправляется до полного бака. Например, бензобак вмещает 60 литров. При включенном чипе недолив составит чуть больше 4 литров. И если его не отключить, то счетчик покажет 64 литра, на которые бак не рассчитан. Обман налицо. Только глупые и наглые операторы спорят в таком случае. В общем, оператор должен четко контролировать ситуацию и соображать, когда и на какое время ему вывести из работы недолив.

С учетом того, что наша заправка в среднем выдает в зависимости от погоды и дня недели до 6 тонн только Аи-92 ежесуточно, в емкости образуется примерно 350—400 литров “лишнего” горючего. Теперь его нужно “обналичить”, то есть продать, минуя кассу без чеков. Для этого есть запасной компьютер, снабженный программой, позволяющей включать и выключать колонку в обход кассы. Кроме того, программа предусматривает удаление отпущенных литров из памяти общей базы данных. При хорошем потоке клиентов избавиться от “левого” бензина можно быстро и незаметно. Тем более что чеки требуют всего 20—30 процентов покупателей, остальных можно отпускать по компьютеру-дублеру.

Что же касается суммарных счетчиков отпуска, поначалу их ежедневно нужно было корректировать и привлекать для этих целей слесаря. А когда счетчики на “моей” АЗС убрали с колонок, функцию подсчета суммарной выдачи на каждой колонке возложили на компьютер.

Итак, подобьем баланс. Кстати сказать, информация о количестве реализованного горючего и сумме дневной выручки является закрытой. Рассчитаем доход “королей бензоколонок” теоретически. При выручке от 230 до 330 тысяч за смену, а это примерно от 12 до 15 тонн горючего, сэкономленных на недоливе, в случае с удобной для расчета пропорцией 500 граммов недолива на 10 литров получается от 600 до 750 литров в емкости. Соответственно, сумма прибыли будет начинаться от 11—12 тысяч рублей в день. Прошу заметить, выбранный вариант с недоливом в 500 граммов вполне гуманный. А ведь есть и другие варианты. Что ж, день прошел не зря, но впереди, как оказалось, было тоже много интересного.

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что чем современнее оборудование, установленное на АЗС, тем сложнее оператору вкупе с остальной компанией мухлевать с ним. На автозаправках нашей же компании, где в ходе реконструкции ставят новое оборудование, “народным умельцам” требуется гораздо больше времени и усилий, чтобы перенастроить технику или скорректировать ее в свою пользу. Правда, игра все равно заканчивается в пользу заправщиков.

День …тый. Воровской механизм

Выглянуло солнышко, настроение было просто замечательное. В общем, жизнь налаживалась. Даже к чаевым привык, и они уже не вызывали отрицательных эмоций. Сами-то заработки радовали, а вот способ их получения — не очень.

Потому что в первый день, когда мне, нормальному немаленькому парню, протягивали деньги, которые многие мои соотечественники добывают гораздо более упорным трудом, было психологически непросто. Иногда, забывшись, я заправлял машину, аккуратно протирал тряпкой крышку бензобака и, абсолютно не задумываясь ни о каких чаевых, отходил к следующей, чем немало веселил Алексея, который в шутку называл меня “голубой кровью” и “принцем датским”. Но тем не менее потихоньку я осваивался, иногда выказывая, как бы между прочим, специфическое служебное рвение — кивком головы показывал оператору, что клиент собирается заправляться в канистру. Незаметно для себя я стал называть всех приезжающих автомобилистов клиентами, причем с “наркобаронскими” нотками в голосе. С волками жить — по-волчьи выть.

Постепенно приходило понимание того, что АЗС — это хорошо отлаженный воровской механизм. Не побоюсь слова “воровской”, поскольку то, чем занимаются многие сотрудники заправок, подпадает под действие сразу нескольких статей УК РФ. Оператор — сердце этого механизма. Главная фигура, от расторопности, сообразительности и коммуникабельности которого зависит плотность наполнения кошельков всех причастных к работе заправки.

Оператор на своей смене отвечает практически за все. И за работу оборудования, и за безопасность, и конфликты, как правило, улаживает самостоятельно. Управляющий, на первый взгляд, лицо преходящее. Хотя у него нормированный рабочий день, проконтролировать его присутствие на АЗС весьма проблематично. Он всегда найдет отговорку для того, чтобы не присутствовать на рабочем месте. А “хабар” ему идет как положено, приличный и в срок.

По рассказам Алексея, в каждом конкретном случае пропорция распределения “левых” денег, как в волчьей стае, зависит от наглости старшего оператора. На моей АЗС ситуация выглядела следующим образом — от общей суммы валового дохода вычиталось ежедневно 700 рублей “прикрепленному” к заправке слесарю (в месяц — 21 тысяча рублей). Остальное делилось таким образом — 50% управляющему (он же старший), 50% оператору. То есть если взять минимальный доход в 12 тысяч рублей ежедневно, то получается по 5 тысяч рублей старшему и оператору в день. Подчеркну, минимальный доход, даже не средний. Однако управляющему все-таки надо отдать должное, поскольку все переговоры на “высшем уровне” проводит именно он. В частности, Михаил периодически выходит на контакт с человеком из КРУ (контрольно-ревизионного управления) компании и получает информацию относительно предстоящих проверок. Такса за подобные услуги фиксированная, однако ее размер соотносится с объемами реализации АЗС.

Значение еще одной “фигуры”, слесаря, тоже трудно переоценить. Если говорить на языке образов, то управляющий — голова, оператор — сердце, а слесарь — руки, механические руки. Его загруженность не такая, как у оператора, ответственность не столь тяжела, как у старшего оператора, но без его технического “кулибинского” интеллекта и мастерства дохода бы не было. И, наконец, “пистолетчик”. В общем пешка, но все-таки кое-что значит. Вероятность стать “ферзем”, то есть оператором, почти нулевая, зато, с другой стороны, работа на свежем воздухе, неплохие чаевые, варьирующиеся в зависимости от заправки и дня недели, и масса общения. И в случае какого-либо шухера именно он ничего не теряет. Почти армейская четкость и японская экономическая эффективность. В сложившейся картине присутствуют все элементы, кроме одного — отношения к происходящему со стороны властей.

* * *

Моя миссия подошла к концу. Кое-что из того, что так волнует и интересует автолюбителей в жизни заправки, стало яснее. Понятно, что далеко не все. “Пистолетчика”, образно говоря, как прислугу, дальше прихожей не пускают. Но и этого вполне достаточно, чтобы убедиться: как нас обманывали, так и будут обманывать впредь. Тем более что заправщики по большей части не своих хозяев кидают, а вытягивают деньги из карманов рядовых автовладельцев.

Лично у меня есть только один рецепт против махинаций с недоливом: заливайте бензин сначала в канистру, объем которой вам известен. Если, конечно, потерянные деньги вам важнее потерянного времени. Конечно, приведенная выше воровская схема далеко не единственная. Ведь у нас “голь на выдумки хитра”. Однако и другие все равно будут похожи на указанную.

Так или иначе, скорее всего, на заправках все будет по-прежнему еще долго. Остается только уповать на то, что благоразумных сотрудников АЗС будет все-таки больше, чем беспредельщиков. И воровать они будут в умеренных масштабах.

МЕЖДУ ТЕМ

Бензин в Туркмении станет бесплатным. Такое решение принял президент страны Гурбангулы Бердымухаммедов.
Правда, не весь. А лишь определенный лимит, который населению будут выдавать бесплатно. За топливо сверх лимита по-прежнему придется платить. Впрочем, стоит оно в Туркмении — сущие гроши. Уже более 10 лет бензин продается здесь по государственной цене: 400 манатов (около двух центов) за литр. Впрочем, после нововведений сверхлимитный бензин будет реализовываться по рыночным ценам.

 
Что сказать - молодцы. Кто бы сомневался. Поэтому и заправщики на лексусах ездят и гаишники на поршах. Бывает едешь после 12 часовой работы на 17 летней аудюхе по своей деревне с 400000 населения и всего лишь 3 мя крупными заводами (ЗП 10-20т) и удивляешься количеству дорогих седанов и джипов.

А туркменам завидую белой завистью - никогда у нас так не было и не будет, ибо тогда не с чего будет поднимать ВВП и проводить социальные проекты для избранных...
 
Zvuv написал(а):
А туркменам завидую белой завистью - никогда у нас так не было и не будет, ибо тогда не с чего будет поднимать ВВП и проводить социальные проекты для избранных...

Вот вам и страна не то что в России, лес. газ, нефть, золото и т.п. а живем хуже чем в той же Турмении
 
В “голове” каждой колонки поставлен чип. Именно он контролирует точность налива горючего. Не обязательно, что все колонки недоливают одинаково. Например, 92-й “выставлен” на 650—700 граммов с 10 литров, 95-й — на 450—500 граммов. Чипы включаются в работу с помощью тумблера. Мягкий незаметный щелчок — и вместо положенных и оплаченных 20 литров Аи-92 в бензобак попадет 18 литров 600 граммов. То есть 1 литр 400 граммов остались в емкости. Хотя на электронном табло колонки будет высвечено 20 литров и их стоимость по действующим ценам.


я чета не вкурил - это что штатное оборудование чёли? и простой оператор имеет к нему доступ? :mad:
 
o_O и все... больше нет ни чувств ни имоций......

Юль, дай бог на 17и летней аудюхе :), а некоторые и в 30 лет даже жигули купить не могут.
 
MexoBuk написал(а):
Юль, дай бог на 17и летней аудюхе :), а некоторые и в 30 лет даже жигули купить не могут.

а я молчу ваще....
ето ты меня с Zvuv наверное спутал..по аватаре... Коты в шапках:) ток у него дымчатый кот, а у мя рыжая кошка :lol2:
 
Когда я пришла устраиваться на работу в качестве заправщика на эту АЗС, во время предварительного собеседования начальство, само собой, поинтересовалось моим предыдущим местом работы. Я абсолютно честно ответила — автомойка. И, увидев слегка погрустневший взгляд своего собеседника, поняла, что автомойщик — это плохо. Как мне пояснили, на заправки в качестве пистолетчиков не очень любят брать, наряду еще с несколькими профессиями, бывших автомойщиков. Ответ на мой вопрос «Почему?» в высшей степени поразил: автомойщики привыкают к более легкой работе — в тепле, в достаточно сносном графике, получают хорошие чаевые. Работа автомойщика как-то расслабляет, и этим людям потом сложно адаптироваться к профессии пистолетчика. Ну ничего себе, подумала тогда я. Скакание весь день без продыху по лужам, с губкой и ведром в руках, переворачивание килограммов грязи за день расслабляет?! И после этого тяжело вставлять пистолет в бензобак?! Так подумала я тогда, а сейчас могу сказать совершенно однозначно: если судьба припрет к стенке, то лучше я буду мыть машины. Хоть по 20 в сутки. Но на заправку не пойду ни за какие коврижки.



Мой первый рабочий день начался с получения спецформы: теплый фирменный комбинезон, куртка — и, как говорится, вперед и с песней. Краткий инструктаж от бригадира всех заправщиков сводился к следующему: это только кажется, что работа проста — вставляй пистолет в бак да вынимай оттуда. На самом деле все не так. Клиента нужно встретить, поприветствовать, спросить, какое именно топливо он будет брать, громко и внятно сказать номер колонки, открыть бак, вставить нужный пистолет, затем его вытащить, бак закрыть, а клиенту пожелать счастливого пути. В среднем на одного заправщика приходится три колонки. Как обслужить по этой схеме сразу трех клиентов — мои личные проблемы, надо успевать. Помимо всего, когда заканчивается час пик, и очереди в 2-3 машины возле колонок рассасываются, нужно убирать территорию. Если идет снег, чистить его специальной, так сказать, лопатой. (Бригадир назвал ЭТО милым словом «скребок», который при ближайшем рассмотрении оказался вдвое больше меня по размерам.) После этого территорию промести метлой, постоянно убирать мусор. Если снег валит весь день, значит, территорию нужно чистить в течение всего дня, как только появляется свободная минутка. На первый день меня от этих тяжких обязанностей как стажера и просто девушку освободили и отправили на колонку.


Все гениальное просто, но очень тяжело


Обслуживание первых трех машин мне продемонстрировал бригадир, а дальше — давай сама. К колонке подъехал респектабельный, вымытый и отполированный до блеска BMW... и я впала в ступор. Потому что вот так, сразу, сделать все действия одновременно и быстро, да еще с улыбкой на лице почему-то оказалось непросто. Смущало в большей степени то, что вместе с BMW на две параллельные колонки тоже подъехали машины, и их водители выжидательно смотрели в мою сторону в надежде получить-таки обслуживание. Из-за быстроты, с которой пришлось носиться между колонками, и объема хлынувшей на меня шквалом информации (у каждого клиента нужно спросить, сколько он будет брать бензина — не ради праздного любопытства, а для того, чтобы самой знать, сколько времени потребуется на заправку той или иной машины и иметь возможность обслужить всех сразу и одновременно), я постоянно забывала сказать какие-то стандартные фразы — либо поздороваться, либо назвать номер колонки, либо пожелать чего-то доброго и приятного напоследок. Напарники, глядя на меня с легкой укоризной, по-отечески объясняли мне мои ошибки. Да еще, как назло, первый день работы совпал с одним из самых первых крепких морозов, и уже после 20 минут стояния на колонках я поняла, что ноги близки к стадии отделения от тела. Да еще толстые перчатки на руках никак не давали быстро включить пистолет, и их постоянно приходилось снимать и примораживаться пальцами к металлу. Комбинезон оказался безнадежно большим — я поминутно наступала на собственные штанины, и в качестве апофеоза всего этого действа грохнулась-таки к ногам очередного клиента. А клиенты мне в мой первый день попадались все какие-то хмурые да недружелюбные и даже на мое жалостное «До свидания» абсолютно ничем не отвечали. И уже после первого часа работы я поняла, что люди, гордо именуемые операторами-заправщиками, в глазах приезжающих на заправку никто. Приложение к колонке, к пистолету, к собственной машине, если хотите, но никак не живое существо, и уж тем более не человек. Просто удобный плод современной цивилизации. Нет, не все так думают, но в большинстве своем...


Наш бензиновый эксперимент: мы купили разное количество бензина, чтобы убедиться — погрешность не сохраняется при заливе разного количества топлива. С трех литров не хватило 25 мл...

Обидно, досадно, но коль назвался груздем, полезай в короб. И чуть-чуть отогревшись, я вновь пошла работать. Первые два-три часа после пересменки клиенты идут одним сплошным потоком, и к концу так называемого часа пик я поняла, что работу заправщика освоила почти в совершенстве. Тут же выяснились и первые нюансы работы пистолетчика, не слишком благовидные со стороны клиента. Машины идут стройными рядами, в самое пиковое время (с 8 до 9-10 часов) они стоят возле колонок очередью — не дай Бог, кому-то придется простаивать и ждать, пока заправщик обслужит соседа, а потому и делать все приходится быстро — как результат, сам клиент и страдает: вставить пробку в бак правильно, да еще в перчатках, да еще в суете не всегда получается с первого раза. Если этот маневр долго не удается, и она все равно падает с резьбы, то ее закручивают прямо так — затягивают, насколько сил хватит, закрывают лючок и с милой улыбочкой говорят: «До свидания!». Либо могут не закрутить вообще. Очень неудобны пробки, прикрепленные к лючку на пластиковую «проволочку». Открутить их легко, а вот с закручиванием может возникнуть морока — она постоянно норовит обернуться вокруг пробки, прогнуться, а то и вовсе попадает на резьбу. Мучиться с этим долго никто не будет, а потому закрутят, как судьба распорядится: либо не до конца, либо оторвав ее вообще. Еще одна деталь — правильно поставить пистолет: им могут просто ударить по крылу, по лючку и т. д. Дай Бог, если краска останется целой, но всякое бывает. На моих глазах подобный инцидент произошел, и владелец машины просто-напросто ничего не заметил: такова психология людей, приезжающих на заправку — вышел, сказал пару слов, заплатил, сел, поехал. Интересоваться целостностью тех частей автомобиля, что были вверены заправщику, никто даже не думает. Конечно, такие случаи не так часты, но все же. Еще один нюанс — это грязь, которая может попасть в бензобак машины с пробкой. Класть пробку на багажник или крышу автомобиля заправщикам строго-настрого запрещено (не дай Бог, что-нибудь поцарапать или испачкать бензином!), и открученные пробки кладутся на колонку. Положено их класть резьбой вверх, но на практике это получается далеко не всегда. Если погода хорошая, то ничего страшного от этого не будет. А вот если идет снег, то на резьбу успевает налипать порядочно снега и грязи, которые потом стряхиваются в бензобак.

Нередки случаи, когда крышки от бензобаков просто забывают. Происходит это чаще всего, когда клиент изъявляет желание заправляться самостоятельно (есть такая категория людей, которые принципиально вставляют пистолет в бак только сами). Заправиться-то заправился, а вот закрыть бак забыл и уехал. Крышку в этом случае сохраняют, потому что клиент может вернуться.

Крышку также без особых усилий можно сломать — когда она сама по себе уже на грани между жизнью и смертью, либо когда открыть ее крайне трудно. У меня был такой случай: на заправку приехала старенькая Camry, водитель пожелал 92-го бензина и ушел рассчитываться, открыв лючок бензобака. Я уже привычным движением руки дернула крышку, но та не поддалась. Попробовала другой рукой — бесполезно. В общем, прыгала я рядом с этой крышкой минут 5, а сидящие внутри салона машины двое парней с интересом за моими манипуляциями наблюдали. Усложнялось все дело тем, что центральная выступающая часть крышки была уже разломана, остались только два островка по бокам, крутить за которые было крайне неудобно. В итоге водитель заплатил за бензин, походил по магазину, поговорил по телефону, вернулся с полными руками покупок, я же все еще пыталась вскрыть бензобак. Он попробовал сам, но эффект был точно таким же. В итоге бригадир сходил за плоскогубцами, потом еще за одними, и такой вот конструкцией крышку бака с легким «чпоком» удалось открыть. Как мне потом объяснили напарники, когда люди приезжают на заправку с практически пустым баком, где паров бензина — и тех уже почти не осталось, да еще оставляют машину с включенным мотором, пробку просто всасывает внутрь и открыть ее без подручных средств почти невозможно.


...с пяти литров уже — 60 мл

На данный момент это был самый большой «криминал», который удалось обнаружить. Усложняло работу то, что постоянно приходилось следить за действиями водителей: еще при собеседовании мне дали краткий инструктаж по технике безопасности, в рамках которого и рассказали целую кучу всяких страстей. Самое страшное и опасное в профессии заправщика — если машина со вставленным в бензобак пистолетом начинает ехать. Как мне сказали мои коллеги: «Если видишь, что бензин льется, и машина поехала, ударь ее ладошкой по багажнику и ложись, убегай, прячься. Чем дальше, тем лучше. Если не хочешь остаться инвалидом». В этом случае шланг очень сильно натягивается, да еще бензин идет через него под достаточно солидным напором, и когда пистолет вылетает из бака во время движения машины, его просто начинает кидать во все стороны. С достаточно приличной силой. И если этим пистолетом, летящим на всех парах, аки птица в свободном парении, достанется по голове, то консультации у психиатра будут гарантированы. В качестве доказательства силы шланга мне даже продемонстрировали пару вмятин на колонках.

Запрещено пистолетчикам пользоваться сотовыми телефонами. Во-первых, потому что таков этикет: не пристало заправщику вставлять пистолет в бензобак, держа другой рукой трубку мобильного. А во-вторых, из-за создаваемого сотовым телефоном электромагнитного поля. По этой же причине не рекомендуется носить на работе синтетическую одежду — она образует статическое электричество.

Что особенно примечательно: на заправках тоже существует своя градация клиентов на своеобразные статусы. Правда, качество обслуживания от стоимости машины никак не зависит, а вот оказание/неоказание услуги заправки, в принципе, — да. Поначалу я заправляла всех подряд, а уже к середине рабочего дня мне сказали, что ко всем без разбору подходить не стоит. «Грузовики — ГАЗики, ЗИЛы, КАМАЗы, УАЗы не заправляй. Пусть они сами разбираются. Старенькие машины заправляй, если очереди большой нет». Грубо говоря, если вы обладатель «копейки» и приехали на заправку в аншлаговое время, то еще не факт, что вам не придется марать руки бензином самому. Не нужно мучиться и с канистрами — клиент будет заправлять их сам. Если я берусь за это дело, то от канистры уже никуда не отойду, просто потому, что она неустойчивая и пистолетом ее опрокидывает, особенно когда начинает литься бензин. Другим клиентам в это время придется остаться без обслуживания.

За целый день сквозь мои руки прошла, наверное, сотня машин, а то и больше. Движения уже на автомате, а улыбка на лице — словно приклеенная. Чем ближе к вечеру, тем интенсивнее поток машин, а вскоре наступает вечерний заправочный бум, когда автомобили вновь выстраиваются у колонок в очередь, и приходится бегать между ними с крейсерской скоростью. Бак, пистолет, пистолет, бак — кажется, что до бесконечности. Наконец-то, моя смена закончена, и бригадир отпустил меня домой, куда я приехала уже глубоким вечером, с гудящими ногами, ноющими от непривычно тяжелой куртки плечами, и вся насквозь пропахшая бензином.

Под мраком тайны


Смены заправщики могут выбирать себе сами: работают здесь в основном студенты, большинство из которых параллельно учится на дневном в институтах. На большинстве заправок максимальная смена 12 часов, можно поставить меньше. Расчасовку по дням и ночам тоже подбирают индивидуально. Но меня, как стажера, в ночную смену ставить пока не спешили. Первое предложение выйти в ночь поступило только на четвертый день работы, да и то с перспективой через месяц. Стало очевидно, что перед этим ответственным делом ко мне хотят присмотреться.

Второй мой день был гораздо веселее первого: опыт, сын ошибок трудных, приходит со временем, и я просто перестала воспринимать так близко к сердцу тот факт, что меня идентифицируют с топливно-раздаточной колонкой. Наличие в обслуживании сразу трех колонок уже не казалось столь страшным, как вчера, управлялась я с ними без особого труда и уже зазубрила стандартную речевку приветствия клиента.

Как это ни странно, но первый день не принес мне абсолютно никаких чаевых. Вообще. Быть может, потому что на все колонки я просто не успевала, и чаще клиентам приходилось доделывать мою работу самостоятельно — убирать пистолет и закрывать бак. Сегодня же я работала по полной, и пошел приток финансовых средств. Увидев первые протянутые мне чаевые, я смутилась просто до крайней степени и на протянутые мне в руке монетки чуть было не начала совать их обратно со словами: «Да что вы, не нужно!». Благо, вовремя опомнилась, но за все время работы брать «на чай» столь грациозно и непринужденно, как это получалось у моих коллег, я так и не научилась: все говорила «спасибо», опуская взгляд.

Если сказать об их количестве, то оно крайне переменчиво: тут стоит учитывать и сколько бензина берет клиент, и получаемую им сдачу, немаловажную роль играют его характер, настроение и работа заправщика. Утверждение, что люди на дорогих красивых и респектабельных машинах оставляют больше чаевых, чем обладатели автомобилей классом ниже, — абсолютное заблуждение! Пример: мои первые чаевые мне оставил владелец новенького Land Cruiser — 3 рубля 60 копеек. Кто-то дает больше, кто-то меньше. Как правило, это сдача от оплаты на кассе — мелочь. А вот ближе к обеду второго дня, когда машин на заправке практически нет, я заправляла старенькую ржавую «копейку». Ее водитель, немолодой веселый мужичок, подходя к машине после заправки, протянул мне плитку шоколада, на которой сверху лежала 10-рублевая купюра, со словами: «Милая, попей чайку, синяя уж вся». Девушек-заправщиц вообще частенько балуют шоколадками и чаевые дают охотнее, нежели парням. Чаевых в день заправщик может насобирать немало: от 100-150 рублей до 350-400. Неплохой ежедневный приработок для простого студента.

В целом, работа второго дня проходила безоблачно, первый интересный факт в жизни АЗС возник ближе к обеду — приехал бензовоз. Меня, как стажера, отправили посмотреть на систему приема бензина. Суть заключается в следующем: по прибытии бензовоза подачу того вида бензина, который привезли, на колонках отключают. Заправщик должен открыть специальный ящик, достать оттуда заземляющее устройство и подсоединить его к бензовозу. Затем на крыше цистерны снимается пломба и открывается люк, пломба же снимается и со специального вентиля, который нужно открыть при переливе топлива. Открывается резервуар, в котором хранится топливо, к нему и к бензовозу подсоединяется гибкая труба. В этом месте заправщик должен оповестить операторов-кассиров о том, что все готово к приему топлива, они все проверяют, открывается вентиль, бензин переливается. Если на бензовозе отсутствует хотя бы одна пломба, об этом также оповещаются операторы-кассиры. По завершении приема топлива нужно открыть специальный ящик-контейнер, который есть почти на любой заправке, и достать оттуда бутылки, в которых хранятся пробы топлива с бумажными печатями сверху (на них указана дата взятия пробы). Вообще-то, по-хорошему, нужно брать новые пробы со свежепривезенного топлива — из бензовоза. НО! Здесь этого никто не делает. Просто достается такая бутылка, ее несут операторам, те отдирают старую бумажку и клеят поверх новую, со свежепропечатанной датой. Вот так. Само собой, в этих бутылках бензин высочайшего качества. Все остальное я комментировать не буду, поскольку это могут быть только предположения.


Мой заработок чаевыми за 12-часовую смену: к вечеру почему-то клиенты расщедрились, как говорится, на «бумажные», а вот днем все больше копилась мелочь. Выручка за день работы составила 166 рублей 75 копеек

Если уж говорить о самом наболевшем и сокровенном — качестве бензина и точности его «розлива», то ничего однозначного я сказать, увы, а может, и к счастью, не могу. Все мои усердные расспросы издалека так и остались без ответа. На вполне прямые уже вопросы либо не отвечали вовсе, либо уходили от разговора, но прямым текстом не озвучил никто и ничего. Вполне однозначный ответ я получила только на мой вопрос относительно всяческих инспекций и проверок, которые хоть и редко, но проводятся на заправках города — когда «нежданно-негаданно» на заправку приезжает специальная комиссия и проверяет колонки на точность подачи топлива и берет образцы бензинов для анализа в лаборатории. Мне вполне внятно пояснили, что фраза «нежданно-негаданно» должна восприниматься именно так — в кавычках. Все это вполне жданно, заправки, как правило, информированы и вооружены. Все остальное так и осталось тайной, усердно укрываемой от меня мраком.

К слову, на той АЗК, где работала я, к качеству бензина никаких претензий еще не было, а заправляются там чуть ли не все мои знакомые. Но ведь это не везде так, кое-где бензин откровенно разбавляют, да в таких пропорциях, что в жидкости проще обнаружить что угодно, кроме бензина. Проверить октановое число топлива простому смертному можно только одним способом: приехать на АЗС или АЗК и попросить ее работников, чтобы они провели экспресс-анализ. Такое возможно, потому что на каждой заправке есть прибор октанометр. Он должен быть в наличии в обязательном порядке. И если клиент того требует, то анализ должны провести. То же самое и с точностью подачи топлива колонкой: вам также могут ее проверить, залив бензин в специальный мерник. Но! Еще одно «но»: на практике это невозможно. Почему — расскажем чуть ниже.

Мы решили провести свой собственный эксперимент на точность «розлива». Заключался он в следующем: на одной из заправок города (выбрана она была совершенно случайно) мы купили в канистру 3 литра топлива. Отъехав от заправки, это топливо мы стали с помощью мерных стаканов переливать в бак. В результате оказалось, что с 3 литров 92-го бензина нас «обвесили» на 25 мл. Для чистоты эксперимента мы приехали на ту же заправку еще раз и с той же самой колонки налили в канистру еще 5 литров, которые затем точно так же отмерили мерным стаканом. С 5 литров недостача оказалась уже 60 мл. На третий раз мы приехали к той же колонке и, расплачиваясь уже за третью дозу топлива, попросили, чтобы нам провели экспресс-анализ бензина и проверили точность колонки. Кассир от такой просьбы впал в легкий шок, но заверил, что «сейчас все сделаем». Несколько минут ожидания возле колонки, и появился заправщик с той же фразой: «Подождите минутку, сейчас все сделаем», — и опять исчез. Согласно закону, попросить провести все эти процедуры имеет право любой заправляющийся, и отказать ему в этом не могут. В любое время дня и ночи. Еще через несколько минут ожидания появилось сразу трое работников заправки — кассир, заправщик и охранник, которые с легкой виноватостью в голосе пояснили, что оборудованием для данных манипуляций заведует бригадир, и его самого сейчас нет, потому что смена его закончилась, и он ушел домой вместе с ключами от комнаты, где это оборудование хранится. «Приезжайте завтра утром, мы вам все обязательно сделаем», — сказали нам. Как нам пояснили в иркутской ГосНефтеинспекции, сделать все процедуры должны по первому требованию клиента хоть в 3 часа ночи, если заправка работает круглосуточно. Это во-первых. Во-вторых, в закрытую комнату и отсутствие ключей верится с трудом, поскольку заправка — так сказать, объект «повышенной опасности», и закрытых комнат на ней не должно быть в принципе — на экстренный случай дубликаты ключей должны находиться у кассира либо у охранника. А потому открыть эту комнату с оборудованием нам должны были в любом случае. Вот так. Для чистоты эксперимента мы обратились с подобной просьбой еще на две заправки. На одной из них «бригадир болел» и ключей опять-таки не было, а на другой «оборудование сломалось, и его отвезли в ремонт». Вот и получается на практике, что объективной информации о качестве бензина и том количестве, которое не доливает нам колонка, узнать-то мы никак и не можем.

Так как сделать нам официальные замеры отказались, мы воспользовались имеющимися у нас. Итак, недолив с 8 литров получился 85 мл. Хорошо, пусть будет 80 мл, путем недолгих математических вычислений получаем средний недолив с 1 литра топлива в 10 мл. В среднем, машина на заправке берет 15 литров, т.е. ей не доливают 150 мл топлива, стоят эти 150 мл, допустим, 92-го бензина 2,88 рубля. За день через заправку может пройти и до тысячи машин, но возьмем за среднюю цифру 700 автомобилей, каждому из которых недолили эти 150 мл, — получается, что за день заправка недовесила своим клиентам 92-го бензина на 2016 рублей. Арифметика дальнейших подсчетов совсем уж проста. А теперь внимание! Этот бензин заправка имеет полное право не доливать, ей это разрешено законом, и облагаться налогами этот доход не будет, потому что топливно-раздаточной колонке по государственному стандарту разрешено не доливать около 100 мл на 10 литров. Что интересно: не доливают колонки почему-то всегда почти по максимуму, а вот чтобы они перелили на 100 мл — о таком я не слышала еще ни разу.
оригинал тут
 
Julika написал(а):
а я молчу ваще....
ето ты меня с Zvuv наверное спутал..по аватаре... Коты в шапках:) ток у него дымчатый кот, а у мя рыжая кошка :lol2:

чорд..... действительно :LOL:

Заработался блин :wacko:
 
Назад
Сверху Снизу