Утрата товарной стоимости Решение Верховного Суда

  • Автор темы Dima012
  • Дата начала
  • Ответы 6
  • Просмотры
Dima012

Dima012

Любитель Гольфиков
Команда форума
Сообщения
12 722
Реакции
2 854
Город
Санкт-Петербург Техноложка
Авто
VW Golf GL 1.8 RP 1990 г. был
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2007 г. N ГКПИ07-658


Именем Российской Федерации


Верховный Суд Российской Федерации в составе:


судьи Верховного Суда
Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,


рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н., А. о признании частично недействующим абзаца первого подпункта "б" пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263,


установил:


Н. и А. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим (незаконным) абзаца первого подпункта "б" пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты величину утраты товарной стоимости. В обоснование заявления они указали на то, что оспариваемое нормативное положение не соответствует пункту 2 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", пункту 2 статьи 15, статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых утрата товарной стоимости является реальным ущербом и должна учитываться при определении размера страховой выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевшего.
В судебном заседании представитель заявителей адвокат Семенов Р.П. поддержал заявленное требование, ссылаясь на вышеприведенные мотивы и на то, что абзац первый подпункта "б" пункта 63 Правил содержит исчерпывающее положение о составе страховой выплаты без учета утраты товарной стоимости, в результате применения этой нормы были нарушены права заявителей на возмещение реального ущерба в пределах страховой суммы.
Представитель Правительства Российской Федерации Янина Н.Г. возражала против доводов заявителей и их представителя, указывая на то, что в действующем законодательстве вопрос утраты товарной стоимости не урегулирован, не определено, что в результате дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта уменьшается стоимость транспортного средства, страховая выплата по обязательному страхованию в силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" может быть недостаточной для полного возмещения вреда, оспариваемая норма не определяет закрытый состав страховой выплаты.
Проанализировав оспариваемый пункт Правил на предмет его соответствия федеральному закону, обсудив доводы участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 5 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора обязательного страхования, содержащимся в издаваемых Правительством Российской Федерации правилах обязательного страхования.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 6-П указанная статья в части, допускающей произвольное определение Правительством Российской Федерации условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 и 45 (часть 1).
Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 7 мая 2003 года N 263 утвердило Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, абзацем первым подпункта "б" пункта 63 которых предусмотрено, что размер страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов).
Данная норма, как следует из ее содержания, предусматривает при наступлении страхового случая возмещение лишь восстановительных расходов, исчерпывающе перечисленных в пункте 64 Правил, и не предполагает включение в состав страховой выплаты величины утраты товарной стоимости.
Суды и другие правоприменительные органы при решении вопроса о размере страховой выплаты руководствуются абзацем первым подпункта "б" пункта 63 Правил, давая ему такое же толкование, в связи с чем отказывают в страховом возмещении величины утраты товарной стоимости. Это подтверждается, в частности, копией вступившего в законную силу решения мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 мая 2005 года по делу по иску А. к МУП "Чебоксарское троллейбусное управление", ОСАО "Ресо-гарантия" о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
Оспариваемое нормативное положение, исключающее из состава страхового возмещения величину утраты товарной стоимости, расходится с содержанием и целями Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции от 30 декабря 2006 года), снижает установленные гарантии права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортного средства иными лицами, в пределах, предусмотренных этим Федеральным законом.
Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" на владельцев транспортных средств возложена обязанность по страхованию риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (пункт 1 статьи 4), путем заключения договора обязательного страхования со страховой организацией (пункт 1 статьи 15), по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненные вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (абзац восьмой статьи 1).
По смыслу приведенных законоположений при наступлении страхового случая потерпевший (выгодоприобретатель) имеет право на получение в пределах определенной договором суммы страховой выплаты в том объеме, в котором возникает по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации деликтное обязательство лица, застраховавшего свою ответственность.
Исключение из этого правила предусмотрено непосредственно названным Федеральным законом. В нем обязательства страховщика по возмещению причиненного потерпевшим вреда ограничены не только пределами страховой суммы (статья 7), но и исчерпывающим перечнем случаев наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6). Гражданская ответственность по обязательству, возникающему вследствие причинения вреда утратой товарной стоимости имущества, в данный перечень не входит, следовательно, относится к страховому риску по обязательному страхованию.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1); под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из анализа статьи 6 во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" следует, что при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб. Такое условие публичного договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств непосредственно закреплено и в подпункте "а" пункта 60 оспариваемых Правил.
Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Таким образом, утрата товарной стоимости транспортного средства, влекущая уменьшение его действительной (рыночной) стоимости вследствие снижения потребительских свойств, относится к реальному ущербу и наряду с восстановительными расходами должна учитываться при определении размера страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего.
Отсутствие в законодательстве специальных норм, регулирующих вопросы, связанные с утратой товарной стоимости и определением ее величины, не может служить основанием к отказу в возмещении в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств причиненного в результате уменьшения стоимости автомобиля реального ущерба, размер которого может быть определен специалистами в области автотехнической экспертизы.
Положение, закрепленное в абзаце первом подпункта "б" пункта 63 Правил, оспариваемое заявителями, исключает возможность учета величины утраты товарной стоимости имущества при определении размера страховой выплаты, чем нарушаются права потерпевшего на получение страхового возмещения в объеме реального ущерба в пределах страховой суммы.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации


решил:


заявление Н., А. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта "б" пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.


Судья Верховного Суда
Российской Федерации


ссылка доступна с 18 до 24 ч по будням и круглосуточно в выходные http://base.consultant.ru/cons/cgi/online....DFB99741BE959B4
 
Интересно! :rtfm:
 
А по короче как сказать?
 
насколько я понял из первого абзаца- теперь отсутсвует понятие износа детали в связи с старением... :hat:
 
Xxx_095_xxX написал(а):
насколько я понял из первого абзаца- теперь отсутсвует понятие износа детали в связи с старением... :hat:

Надо читать не только первый абзац :rtfm: .

Из этого следует, что при причинении ущерба потерпевшему должны выплатить не только деньги на ремонт, но разницу в цене атомобиля в состояниях до аврии и после, включая проделанный ремонт. Т.е. если авто до аварии стоило 20 тысяч, а после аварии и ремонта (была битая) за нее дают только 18 тысяч, то разницу в 2 тысячи потерпевшему должны выплатить.
:hat:
 
На практике суды, руководствуясь Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 года, в котором ВСом впервые изложена мысль о том, что утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу и подлежит взысканию со страховой организации по договору ОСАГО, уже достаточно давно взыскивают УТС в рамках ОСАГО. Этим Решением поставлена точка.
Хочется надеяться, что теперь страховые поёрзают, но будут выплачивать УТС без суда.
НО! Нет добра без худа - наверняка усилится лоббирование повышения тарифов на ОСАГО.
Ещё момент: не секрет, что при каждой СК есть свои "независимые" экспертные учр-я, оценка и реального то ущерба которыми мягко говоря не совсем .... Так вот, если не заявить про необходимость оценки ещё и УТС, то никто её оценивать не будет. А, например, в прикормленной конторке небезизвестного РГС мне прямо сказали - не будем оценивать - у нас и так работы много.
Поэтому старый, мудрый совет не далать экспертизы в таких конторах, актуален ещё и в свете вышеуказанного Решения.
 

"Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2007, N 2

МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УТРАТЫ ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

В статье рассматривается одна из наиболее острых и дискуссионных проблем договора ОСАГО - проблема утраты товарной стоимости автотранспортного средства при ДТП. Автором проводится правовой анализ современных методик определения утраты товарной стоимости транспортного средства.

Проблема, связанная с утратой товарной стоимости (УТС), в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) существует с момента введения системы обязательного страхования.
Суммы, в которые оцениваются утрата товарного вида и УТС, достаточно давно взыскиваются судами с причинителей вреда в рамках деликатных правоотношений в случаях причинения повреждений транспортным средствам. Но в области ОСАГО вопрос о том, должен ли страховщик осуществлять оплату УТС в составе страховой выплаты или нет, носит дискуссионный характер, несмотря на то, что и Президиум Верховного Суда РФ, и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ высказались в пользу взыскания соответствующих сумм со страховщиков в тех случаях, когда потерпевшие предъявляют такие требования <1>.
--------------------------------
<1> Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу нашла отражение в ответе на вопрос N 18, включенный в Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2005 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. Точка зрения Президиума ВАС РФ отражена в Постановлении от 19 декабря 2006 г. N 9045/06.

Дискуссионность проблемы объясняется прежде всего тем, что до сих пор ведутся споры о природе УТС. Одни специалисты и суды относят ее к разновидности упущенной выгоды или даже возмещения морального вреда, а поскольку п. п. 63 и 64 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 (с учетом последних изменений), предусмотрено, что по договорам ОСАГО страховщик должен возмещать только реальный ущерб, и в п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО (Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ) прямо говорится о том, что причинение морального вреда не является страховым случаем по полису обязательного страхования, то оснований для взыскания со страховой организации УТС нет <2>.
--------------------------------
<2> См., например: Абрамов В.Ю. Еще раз об утрате товарной стоимости автомобиля // Страхование сегодня (www.insur-today.ru/comments/384/); Коньшина А. Проблемы компенсации утраты товарной стоимости при выплате страховых возмещений // Страховое ревю. 2006. N 6, июнь. С. 13; Решение мирового судьи судебного участка N 8 г. Белово Кемеровской области Е.В. Шпирнова от 11 марта 2004 г.; Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2006 г. по гражданскому делу N А55-29614/2005.

Другие считают УТС реальным ущербом, но в силу того, что в упомянутых положениях Правил ОСАГО она не указывается среди видов реального ущерба, которые подлежат возмещению страховщиком, полагают, что оплачивать убытки в этой части должны причинители вреда, а не страховщики <3>.
--------------------------------
<3> См., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 марта 2004 г. по гражданскому делу N А26-6877/03-14; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 декабря 2004 г. по делу N А13-8607/04-20; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12 января 2006 г. по гражданскому делу N Ф04-9334/2005(18322-А03-4).

Третьи считают, что ОСАГО построено на принципе полного возмещения причиненного потерпевшему вреда, а поэтому страховщик должен оплачивать и УТС. Кроме того, Президиум ВАС РФ сослался на пп. "а" п. 60 Правил ОСАГО как на основание возложения обязанности по компенсации УТС на страховщика <4>.
--------------------------------
<4> См., например: Фогельсон Ю.Б. ОСАГО и защита прав потерпевших на возмещение вреда // Страховое право. 2005. N 1; Сериков В. Утрата товарной стоимости по договору ОСАГО // Хозяйство и право. 2004. N 9. С. 47; Шевель А. Понес убытки - докажи: предмет доказывания и допустимость доказательств по делам о ДТП // Бизнес-адвокат. 2004. N 13. С. 7; Андрианов Ю.В. Оценка автотранспортных средств. М., 2006. С. 153; Постановление ФАС Центрального округа от 25 октября 2004 г. N А14-3440/2004/169/27.

В обоснование своих позиций сторонники двух последних точек зрения неизменно ссылаются либо на Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98), либо на его отдельные положения, в которых в сжатой форме описываются те виды повреждений транспортного средства, которые и образуют в совокупности УТС. Обычно указывается, что дополнительная утрата товарной стоимости характеризуется преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ремонтных воздействий на его элементы, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей. При этом данный документ и иные методические руководства такого рода еще ни разу не были предметом серьезного правового анализа. Настоящая работа представляет собой, пожалуй, первую попытку.
Вначале приведем извлечения, касающиеся именно порядка определения УТС, из встречающихся на сайтах экспертных организаций и юридических фирм текстов таких методических руководств. При этом следует отметить, что широко используется несколько основных методик, которые дают различные результаты, даже если мы имеем дело со схожими повреждениями транспортных средств одних и тех же марок.

Методические руководства по определению величины УТС

Методика по расчету ущерба РД 37.009.015-98 <5>

--------------------------------
<5> Приводятся выдержки из Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98).

Определение величины дополнительной утраты товарной стоимости автотранспортного средства в результате аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий:
1. Дополнительная утрата товарной стоимости (далее по тексту - УТС) может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ремонтных воздействий на его элементы, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей.
УТС автотранспортного средства в результате аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий определяется при его предъявлении в поврежденном виде (до восстановления).
Примечание. В порядке исключения по запросам заинтересованных организаций УТС может быть определена после восстановления транспортного средства без его предъявления (осмотра). Для этого обязательно должны быть представлены документы, характеризующие техническое состояние транспортного средства перед аварией, характер повреждения деталей, способ и виды ремонтных воздействий по устранению последствий рассматриваемой аварии.
2. УТС может быть определена для всех типов поврежденных транспортных средств, если при осмотре выявлена необходимость выполнения одного из видов ремонтных работ, влияющих на товарное состояние, а именно:
- ремонта съемных элементов кузова (кабины, рамы, грузовой платформы, прицепа-дачи);
- ремонта (замены) несъемных элементов кузова (кабины, рамы, грузовой платформы, прицепа-дачи), формирующих каркас кузова (платформы, рамы) или устранение перекоса несущих частей транспортного средства;
- полной или частичной окраски кузова (кабины, рамы, грузовой платформы).
3. Общая (суммарная) величина УТС составит сумму всех перечисленных видов ремонтных воздействий.
Важно учитывать, что УТС может быть начислена только по запросу суда:
- на поврежденное транспортное средство, выданное гражданину бесплатно, через органы социального обеспечения;
- на транспортное средство, использующееся в учебных целях и спортивных мероприятиях.
УТС автотранспортного средства не начисляется в следующих случаях:
- если на день осмотра величина износа транспортного средства составляет более 40% или срок эксплуатации превышает 5 лет;
- если оно ранее полностью перекрашивалось (для автомобиля, автобуса и прицепа-дачи полная окраска снаружи и внутри салона);
- если поврежденные элементы (детали) имеют следы предыдущих аварий (ремонтных воздействий), коррозионные разрушения.
4. Величина УТС для легковых автомобилей при ремонте съемных элементов кузова, кабины, рамы, прицепа-дачи, грузовой платформы определяется с использованием следующих параметров:
- коэффициента изменения величины УТС в зависимости от способа или характера предполагаемого ремонтного воздействия; значения для всех типов транспортных средств приведены в таблице 1;
- розничной цены i-й детали, подвергаемой ремонтному воздействию (руб.);
- коэффициента изменения величины УТС в зависимости от степени износа транспортного средства;
- числа съемных элементов (деталей), подвергаемых ремонтному воздействию (ед.).

Таблица 1

Коэффициент изменения величины УТС при ремонтном
воздействии на элементы (детали) кузова

────────────────────────────────────────────────────────┬─────────
Способ или характер ремонтного воздействия на деталь │Значение
────────────────────────────────────────────────────────┴─────────
Ремонт съемных деталей
────────────────────────────────────────────────────────┬─────────
Устранение повреждений детали в легкодоступных местах │До 0,4
при деформации поверхности до 20% - ремонт N 1 │
────────────────────────────────────────────────────────┼─────────
Устранение повреждений с применением подогрева (сварки)│До 0,6
или ремонт N 1 детали с деформацией поверхности от 20 │
до 50% - ремонт N 2 │
────────────────────────────────────────────────────────┼─────────
Устранение (правка) повреждений со вскрытием узла │До 0,8
и сваркой; частичная реставрация детали с деформацией │
поверхности до 30% - ремонт N 3 │
────────────────────────────────────────────────────────┼─────────
Устранение повреждений частичной реставрацией детали │До 0,9
на поверхности свыше 30% - ремонт N 4 │
────────────────────────────────────────────────────────┼─────────
Замена части детали (ремонтная вставка) │До 0,7
────────────────────────────────────────────────────────┴─────────
Ремонт съемных деталей, снятых с транспортного средства
────────────────────────────────────────────────────────┬─────────
Ремонт N 1 детали │До 0,3
────────────────────────────────────────────────────────┼─────────
Ремонт N 2 детали │До 0,5
────────────────────────────────────────────────────────┼─────────
Ремонт N 3 детали │До 0,7
────────────────────────────────────────────────────────┼─────────
Ремонт N 4 детали │До 0,8
────────────────────────────────────────────────────────┼─────────
Замена части детали (ремонтная вставка) │До 0,6
────────────────────────────────────────────────────────┴─────────

Значение коэффициента, используемое в конкретном случае, определяется экспертом, исходя из фактического состояния рассматриваемого транспортного средства, предполагаемого влияния ремонтного воздействия на внешний вид и остаточный ресурс отремонтированных деталей, соединений, декоративных и защитных покрытий, транспортное средство в целом. Максимальное значение рекомендуется применять при определении наружных панелей кузова (кабины).
При незначительных повреждениях (до 5% площади детали) УТС по данной детали может не определяться.
При ремонте (восстановлении) съемных деталей, в том числе кузова (кабины, грузовой платформы), максимальная величина дополнительной утраты товарной стоимости не может превышать 70% розничной цены этих деталей.
Суммарная величина дополнительной утраты товарной стоимости транспортного средства при ремонте (восстановлении) съемных деталей его кузова (кабины и т.п.) не должна превышать значения, полученного с учетом коэффициента, указанного в таблице 2.

Таблица 2

Коэффициент снижения товарной стоимости в зависимости
от вида ремонтного воздействия на элементы
транспортного средства

───────────────────────────────────────────────────┬──────────────
Вид ремонтного воздействия (причина снижения │Значения n
товарной стоимости) │ max
───────────────────────────────────────────────────┼──────────────
Ремонт съемных элементов кузова (кабины, рамы, │ 0,030
грузовой платформы, прицепа-дачи, мотоколяски │
и т.п.) │
───────────────────────────────────────────────────┼──────────────
Ремонт (замена) несъемных элементов каркаса кузова│ 0,150
(кабины, рамы, грузовой платформы, прицепа-дачи, │
мотоколяски и т.п.) │
───────────────────────────────────────────────────┼──────────────
Устранение несложного перекоса │ 0,005
───────────────────────────────────────────────────┼──────────────
Устранение среднего перекоса │ 0,010
───────────────────────────────────────────────────┼──────────────
Устранение сложного перекоса │ 0,015
───────────────────────────────────────────────────┼──────────────
Устранение особо сложного перекоса │ 0,020
───────────────────────────────────────────────────┼──────────────
Замена кузова (кабины, рамы) или разборка для │ 0,010
полной окраски │
───────────────────────────────────────────────────┼──────────────
Нарушение качества заводской сборки │ 0,010
───────────────────────────────────────────────────┼──────────────
Полная окраска кузова (кабины) │ 0,040
───────────────────────────────────────────────────┼──────────────
Окраска деталей кузова (кабины, рамы, прицепа- │ 0,050
дачи) │
───────────────────────────────────────────────────┼──────────────
Разнотон при частичной окраске │ 0,005
───────────────────────────────────────────────────┼──────────────
Капитальный ремонт полнокомплектного транспортного│ 0,200
средства │
───────────────────────────────────────────────────┴──────────────

Примечание. Указанные в таблице 2 величины коэффициента для работ по ремонту съемных элементов кузова (кабины, рамы, грузовой платформы, прицепа-дачи и т.п.) и капитального ремонта полнокомплектного транспортного средства являются справочными.

5. При наличии на деталях (кузове, кабине, платформе, коляске), не затронутых рассматриваемой аварией, следов предыдущих аварий (ремонтных воздействий) эксперт вправе начислить УТС по вновь поврежденным деталям, но не более 50%.
6. При необходимости величина дополнительной утраты товарной стоимости по трем другим (см. п. 2) видам ремонтных воздействий определяется с использованием следующих параметров:
- величины УТС по одному из трех видов ремонтных воздействий;
- коэффициента изменения величины УТС в зависимости от степени износа;
- расчетного коэффициента снижения товарной стоимости транспортного средства в зависимости от вида 1-го ремонтного воздействия; предельно допустимые значения для всех типов транспортных средств приведены в таблице 2;
- розничной цены нового транспортного средства с учетом фактической комплектности, руб.
7. Величина коэффициента, используемого для расчета размера дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по ремонту (замене) несъемных элементов, формирующих каркас кузова (платформы, коляски, рамы), или устранению перекоса несущих частей, определяется в соответствии с нормативной трудоемкостью выполняемых работ, установленной предприятием - изготовителем транспортного средства, из расчета коэффициента 0,0007.
8. Величина коэффициента, используемого для расчета размера
дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по
замене кузова (кабины, рамы) транспортного средства или его
разборке с большим объемом слесарно-арматурных работ, определяется
в соответствии с нормативной трудоемкостью выполняемых работ,
установленной предприятием-изготовителем, из расчета коэффициента
0,00025Т .
н
9. Величина коэффициента, используемого для расчета размера
дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по
полной или частичной окраске транспортного средства, определяется
в соответствии с нормативной трудоемкостью выполняемых работ,
установленной предприятием-изготовителем, из расчета коэффициента
0,001Т .
н
10. Величина коэффициента, используемого для расчета размера дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ, вызывающих нарушение качества заводской сборки транспортного средства и разнотон при частичной окраске, является постоянной.
Для учета этих факторов дополнительного снижения товарной стоимости необходимо к расчетному значению коэффициента, полученному для учета влияния основных ремонтных работ, прибавить соответствующее значение, принятое по таблице 2 (см. п. 8).
11. Величина дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по ремонту (замене) несъемных элементов, формирующих каркас кузова (платформы, рамы), или устранению перекоса несущих частей снижается на 50%, если имеются признаки (следы) предыдущих аварийных повреждений несъемных элементов.
12. Величина дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по полной или частичной окраске определяется для транспортных средств с заводским лакокрасочным покрытием и сроком эксплуатации не более пяти лет.
При наличии гарантии предприятия - изготовителя транспортного средства на лакокрасочное покрытие, превышающей упомянутый срок, для определения возможности расчета УТС следует руководствоваться сроком гарантии на покрытие.
13. Величина дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по полной или частичной окраске транспортного средства не определяется, если кузов (кабина, рама и грузовая платформа) автомобиля, автобуса, прицепа-дачи перекрашивался снаружи в зоне аварийного повреждения или полностью.
14. Величина дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по полной или частичной окраске транспортного средства снижается на 50% при наличии на деталях (кузове, кабине, платформе), не затронутых рассматриваемой аварией, следов предыдущих аварий (ремонтной окраски). Утрата товарной стоимости по разнотону в этом случае не определяется.

Методика по расчету ущерба
РД 37.009.015-98 с Изменениями N 1 <6>

--------------------------------
<6> Приводятся выдержки из Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98 с Изменениями N 1).

Определение величины дополнительной утраты товарной стоимости автотранспортного средства в результате аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий:
1. Дополнительная УТС может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ремонтных воздействий на его элементы, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей.
Дополнительная утрата товарной стоимости (УТС) автотранспортного средства в результате аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий определяется при его предъявлении в поврежденном виде (до восстановления).

Примечание. В порядке исключения, по запросам заинтересованных организаций, УТС может быть определена после восстановления АМТС без предъявления (осмотра) АМТС. Для этого обязательно должны быть представлены документы, характеризующие техническое состояние АМТС перед аварией, характер повреждения деталей, способ и виды ремонтных воздействий по устранению последствий рассматриваемой аварии.

2. УТС может быть определена для всех типов поврежденных АМТС, если при осмотре выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, влияющих на товарное состояние:
- ремонта съемных элементов кузова (кабины, рамы, грузовой
платформы, прицепа-дачи, мотоколяски) - У ;
эл
- ремонта (замены) несъемных элементов кузова (кабины, рамы,
грузовой платформы, прицепа-дачи, мотоколяски), формирующих каркас
кузова (платформы, рамы, коляски), или устранения перекоса несущих
частей транспортного средства - У ;
кар
- замены кузова (кабины, рамы) автомобиля, автобуса,
прицепа-дачи, мотоколяски или их разборки с большим объемом
слесарно-арматурных работ, вызывающих нарушение качества заводской
сборки, - У ;
куз
- полной или частичной окраски кузова (кабины, рамы, грузовой
платформы, коляски) - У .
окр
3. При наличии всех перечисленных видов ремонтных воздействий общая (суммарная) величина УТС составит:

У, руб. = У + У + У + У .
об эл кар окр куз

На поврежденное АМТС, выданное гражданину бесплатно, через органы социального обеспечения, УТС может быть начислена только по запросу суда. Также по запросу суда начисляется УТС на АМТС, использующиеся в учебных целях и спортивных мероприятиях.
УТС автотранспортного средства не начисляется также в следующих случаях:
- если на день осмотра величина расчетного износа составляет более 40%;
- если оно ранее полностью перекрашивалось (для автомобиля, автобуса и прицепа-дачи полная окраска снаружи и внутри салона);
- если поврежденные элементы (детали) имеют следы предыдущих аварий (ремонтных воздействий), коррозионные разрушения.
4. Величина дополнительной утраты товарной стоимости при
ремонте съемных элементов кузова, кабины, рамы, прицепа-дачи,
грузовой платформы, мотоколяски, коляски мототехники (У )
эл
определяется по формуле:

m
У, руб. = k2 SUM k1 x Ц ,
эл 1 i

где:
k1 - коэффициент изменения величины УТС в зависимости от способа или характера предполагаемого ремонтного воздействия; значения k1 для всех типов АМТС приведены в таблице 3;
Ц - розничная цена i-й детали, подвергаемой ремонтному
i
воздействию (руб.);
k2 - коэффициент изменения величины УТС в зависимости от степени износа АМТС;
m - число съемных элементов (деталей), подвергаемых ремонтному воздействию (ед.).

Таблица 3

Коэффициент изменения величины УТС при ремонтном
воздействии на элементы (детали) кузова

────┬───────────────────────────────────────────────────┬─────────
N │ Способ или характер ремонтного воздействия │Значения
п/п│ на деталь │ k1
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
1 │ 2 │ 3
────┴───────────────────────────────────────────────────┴─────────
Ремонт съемных деталей без снятия с АМТС
────┬───────────────────────────────────────────────────┬─────────
1 │Устранение повреждений детали в легкодоступных │До 0,4
│местах при деформации поверхности до 20% - ремонт │
│N 1 │
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
2 │Устранение повреждений с применением подогрева │До 0,6
│(сварки) или ремонт N 1 детали с деформацией │
│поверхности от 20 до 50% - ремонт N 2 │
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
3 │Устранение (правка) повреждений со вскрытием узла │До 0,8
│и сваркой; частичная реставрация детали с │
│деформацией поверхности до 30% - ремонт N 3 │
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
4 │Устранение повреждений частичной реставрацией │До 0,9
│детали на поверхности свыше 30% - ремонт N 4 │
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
5 │Замена части детали (ремонтная вставка) │До 0,7
────┴───────────────────────────────────────────────────┴─────────
Ремонт съемных деталей, снятых с АМТС
────┬───────────────────────────────────────────────────┬─────────
6 │Устранение повреждений детали в легкодоступных │До 0,3
│местах при деформации поверхности до 20% - ремонт │
│N 1 │
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
7 │Устранение повреждений с применением подогрева │До 0,5
│(сварки) или ремонт N 1 детали с деформацией │
│поверхности от 20 до 50% - ремонт N 2 │
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
8 │Устранение (правка) повреждений со вскрытием узла │До 0,7
│и сваркой; частичная реставрация детали с │
│деформацией поверхности до 30% - ремонт N 3 │
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
9 │Устранение повреждений частичной реставрацией │До 0,8
│детали на поверхности свыше 30% - ремонт N 4 │
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
10 │Замена части детали (ремонтная вставка) │До 0,6
────┴───────────────────────────────────────────────────┴─────────

Значение коэффициента k1, используемое в конкретном случае,
определяется экспертом исходя из фактического состояния
рассматриваемого АМТС, предполагаемого влияния ремонтного
воздействия на внешний вид и остаточный ресурс отремонтированных
деталей, соединений, декоративных и защитных покрытий, АМТС в
целом. Максимальное значение k1 рекомендуется применять при
определении У наружных панелей кузова (кабины, коляски
эл
мототехники).
При незначительных повреждениях (до 5% площади детали) УТС по данной детали может не определяться.
При ремонте (восстановлении) съемных деталей, в том числе
кузова (кабины, грузовой платформы, коляски мототехники),
максимальная величина дополнительной утраты товарной стоимости
(У ) не может превышать 70% розничной цены этих деталей.
эл
Суммарная величина дополнительной утраты товарной стоимости
АМТС при ремонте (восстановлении) съемных деталей его кузова
(кабины и т.п.) не должна превышать значения, полученного с учетом
коэффициента n, указанного в таблице 4.
i

Таблица 4

Коэффициент снижения товарной стоимости в зависимости
от вида ремонтного воздействия на элементы АМТС

────┬───────────────────────────────────────────────────┬─────────
N │ Вид ремонтного воздействия (причина снижения │Значения
п/п│ товарной стоимости) │ n
│ │ max
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
1 │ 2 │ 3
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
1 │Ремонт съемных элементов кузова (кабины, рамы, │ 0,03
│грузовой платформы, прицепа-дачи, мотоколяски │
│и т.п.) │
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
2 │Ремонт (замена) несъемных элементов каркаса кузова │ 0,15
│(кабины, рамы, грузовой платформы, прицепа-дачи, │
│мотоколяски и т.п.) │
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
3 │Устранение несложного перекоса │ 0,005
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
4 │Устранение среднего перекоса │ 0,01
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
5 │Устранение сложного перекоса │ 0,015
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
6 │Устранение особо сложного перекоса │ 0,02
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
7 │Замена кузова (кабины, рамы) или разборка АМТС для │ 0,01
│полной окраски │
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
8 │Нарушение качества заводской сборки │ 0,01
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
9 │Полная окраска кузова (кабины) │ 0,04
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
10 │Окраска деталей кузова (кабины, рамы, прицепа-дачи)│ 0,05
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
11 │Разнотон при частичной окраске │ 0,005
────┼───────────────────────────────────────────────────┼─────────
12 │Капитальный ремонт полнокомплектного АМТС │ 0,2
────┴───────────────────────────────────────────────────┴─────────

5. При наличии на деталях (кузове, кабине, платформе, коляске), не затронутых рассматриваемой аварией, следов предыдущих аварий (ремонтных воздействий) эксперт вправе начислить УТС по вновь поврежденным деталям, но не более 50%.
6. При необходимости определения величины дополнительной утраты товарной стоимости по трем другим (п. 5.2 Руководства) видам ремонтных воздействий УТС определяется по следующей формуле:

1 m
У, руб. = k2 x Ц р SUM n ,
i 1 i

где:
У - величина УТС по одному из трех видов ремонтных
i
воздействий (У, У, У );
кар окр куз
k2 - коэффициент изменения величины УТС в зависимости от степени износа;
n - коэффициент снижения товарной стоимости АМТС в
i
зависимости от вида i-го ремонтного воздействия; предельно
допустимые значения n для всех типов АМТС приведены в таблице 4;
i
1
Ц р - розничная цена нового АМТС с учетом фактической
комплектности, руб.
7. Величина коэффициента n, используемого для расчета
i
дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по
ремонту (замене) несъемных элементов, формирующих каркас кузова
(платформы, коляски, рамы) (У ), определяется в соответствии с
кар
нормативной трудоемкостью (Т ) выполняемых работ, установленной
н
предприятием - изготовителем АМТС, из расчета n = 0,0007Т (с
i н
учетом ограничений SUM n <= 0,15).
i
При устранении перекоса несущих частей кузова использовать
значение n. (Суммарный коэффициент, используемый для расчета
max
дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по
ремонту (замене) несъемных элементов, формирующих каркас кузова, и
устранении перекоса несущих частей кузова, должен определяться
следующим образом: SUM n + n, где n соответствует
i max max
определенному виду перекоса кузова.)
8. Величина коэффициента n, используемого для расчета размера
i
дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по
замене кузова (кабины, рамы) АМТС или их разборке с большим
объемом слесарно-арматурных работ (У ), определяется
куз
в соответствии с нормативной трудоемкостью (Т ) выполняемых работ,
н
установленной предприятием-изготовителем, из расчета
n = 0,00025Т .
i н
9. Величина коэффициента n, используемого для расчета размера
i
дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по
полной или частичной окраске АМТС (У ), определяется в
окр
соответствии с нормативной трудоемкостью (Т ) выполняемых работ,
н
установленной предприятием-изготовителем, из расчета n = 0,001Т .
i н
10. Величина коэффициента n, используемого для расчета
i
размера дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении
работ, вызывающих нарушение качества заводской сборки АМТС
и разнотон при частичной окраске, является постоянной.
Для учета этих факторов дополнительного снижения товарной
стоимости необходимо к расчетному значению коэффициента n ,
i
полученному для учета влияния основных ремонтных работ, прибавить
соответствующее значение, принятое по таблице 4 (см. п. 8).
11. Величина дополнительной утраты товарной стоимости при
выполнении работ по ремонту (замене) несъемных элементов,
формирующих каркас кузова (платформы, рамы, коляски), или
устранению перекоса несущих частей (У ) снижается на 50%, если
кар
имеются признаки (следы) предыдущих аварийных повреждений
несъемных элементов.
Величина дополнительной утраты товарной стоимости при
выполнении работ по полной или частичной окраске АМТС (У )
окр
определяется для транспортных средств с заводским лакокрасочным
покрытием и сроком эксплуатации не более пяти лет.
При наличии гарантии предприятия-изготовителя на лакокрасочное покрытие АМТС, превышающей упомянутый срок, для определения возможности расчета УТС следует руководствоваться сроком гарантии.
12. Величина дополнительной утраты товарной стоимости при
выполнении работ по полной или частичной окраске АМТС (У )
окр
не определяется, если кузов (кабина, рама и грузовая платформа)
автомобиля, автобуса, прицепа-дачи, мотоколяски, грузового
мотороллера перекрашивался снаружи в зоне аварийного повреждения
или полностью.
13. Величина дополнительной утраты товарной стоимости при
выполнении работ по полной или частичной окраске АМТС (У )
окр
снижается на 50% при наличии на деталях (кузове, кабине,
платформе, коляске), не затронутых рассматриваемой аварией, следов
предыдущих аварий (ремонтной окраски), утрата товарной стоимости
по разнотону в этом случае не определяется.

Метод Хальбгевакса, применяемый для расчета утраты
товарной стоимости

Данный метод применяется для автомобилей не старше 60 месяцев.
Данный метод может быть рекомендован для оценки УТС автомобилей иностранного производства на территории России на основании тех правил, которые применяются ведущими экспертными фирмами Европы.
Данные, необходимые для расчета УТС:
- цена нового автомобиля на момент выпуска (ЦН);
- рыночная цена подержанного автомобиля (ЦР);
- возраст автомобиля (мес.);
- общая стоимость ремонта (СО);
- стоимость работ (СР);
- стоимость материалов и запасных частей (СМ).
Перед началом расчета УТС рекомендуется рассчитать экономическую целесообразность самого расчета по следующей формуле:

(ЦР / ЦН) x 100%.

Если полученная величина будет меньше 40%, то УТС рассчитывать нецелесообразно. Если полученная величина будет больше 40%, то УТС рассчитывается.
Для расчета УТС необходимо рассчитать два коэффициента:
- коэффициент относительной стоимости ремонта (A);
- коэффициент отношения стоимости работ к стоимости материалов и запчастей (B).
Эти коэффициенты рассчитываются по следующим формулам:

A = (СО / ЦР) x 100%,

B = (СР / СМ) x 100%.

Далее, используя таблицу Хальбгевакса, находим значение коэффициента, который подставляем в итоговую формулу:

УТС = (К / 100) x (ЦР + СО),

где:
УТС - утрата товарной стоимости;
К - коэффициент, определенный по таблице Хальбгевакса.
Следует иметь в виду, что:
- для A < 10% (то есть когда стоимость ремонта очень мала относительно цены подержанного автомобиля) УТС рассчитывается только в исключительных случаях;
- при A > 90% (то есть когда стоимость запасных частей и материалов значительно превышает стоимость работ по восстановительному ремонту) УТС рассчитывать нецелесообразно;
- если B < 40% (то есть когда стоимость запчастей и материалов значительно превышает стоимость работ по восстановительному ремонту), УТС рассчитывается только в исключительных случаях.
Для двух и более аварий данный метод не может применяться.

Таблица 5

Таблица Хальбгевакса для определения максимальной
величины УТС для легковых автомобилей

──────────────┬─────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬────────
A-соотношение│B-соотношение│ До 2 │ До 6 │ До 12 │ До 24 │ До 36 │ До 48 │ До 60
│ │месяцев│месяцев│месяцев│месяцев│месяцев│месяцев│месяцев
────┬─────────┼─┬───────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────
I│ 10 - 20%│A│> 130 │ 5,00 │ 4,50 │ 4,00 │ 3,50 │ 3,00 │ 2,50 │ 2,00
────┼─────────┼─┼───────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────
│ │B│< 130 - 100│ 4,50 │ 4,00 │ 3,50 │ 3,00 │ 2,50 │ 2,00 │ 1,50
│ ├─┼───────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─
 
Назад
Сверху Снизу