Devochka
А че ваще?
Наконец-то и я решила написать отчет о поездке на родину викингов.
Недавно вернулись. 3900 км позади. Немного грустно, т.к. какую-то частичку мы оставили там и кусочек Норвегии в нас. Вообще-то в Норвегии хотелось побывать давно: необычная природа, фьорды и т.д. Но недавно попавшаяся на глаза статья в интернете о поездке на машине здоро нас воодушевила. И мы решили рискнуть, тем более, что кое-какой опыт поездок на дальние расстояния по загранице у нас уже был.
Уговаривать друг друга долго не пришлось. Запланировали за месяц до поездки. Оставалось совместить отпуска и подготовиться. Финские визы уже были. Я взяла на себя планирование маршрута, а муж основные заботы: машина, деньги (как на зло в этом месяце страховку оформлять, права менять…) несколько недель планировали маршрут: каждый вечер штудировали путеводители, сайты, ползали по карте (отличная карта дорог Норвегии лежи бесплатно в офисе компании AEROTRAVEL, где мы заказывали билеты на паром). Билеты брали за неделю и прошлось сдвигать все на день т.к. машино-мест не было. Туда из Турку, обратно в Хельсинки: надо все попробовать.
Подготовку машины делали за день до отъезда. Рисковали, но сделал ставку на спецов из Дилижанса и не ошиблись. Поменяли ремни, фары (старые затуманены совсем) и расходники. Ушло больше денег, чем ожидали, это огорчило. Запаслись картами. Бумажный атлас «За рулем», купленный на книжном рынке, оказался не очень информативным из-за русских названий городов, это путало, а вот халявная карта из Аэротревэл очень кстати. Взяли навигатор: старенький КПК iPAQ 3970 + BT приемник GlobalSat 288. Купили автозарядник и держатель на присоске. Поставили Tom Tom 6.1 и iGO Plus. Залили карты Скандинавии. В случае выхода из строя КПК был телефон с Tom Tom Mobile, а карты у них общие. Последний превосходно себя показал в поездке по Финляндии. В основном использовали Tom Tom. Был взят ноутбук и преобразователь на 220в.
Паром уходил из Турку в 9 утра по местному времени (+1 час по МСК). Выехали 18.00 взяли 3 часовой запас на прохождение границы. В Выборге, перед границей залили солярки под завязку. Случайно выяснилось, что просрочена грин-карта, оперативно купили ее там-же на Лукойле. Границу прошли на удивление быстро. Поехали через Брусничное. Финн пограничник долго смеялся когда на вопрос: куда следуете? Ответили: в Хельсинки. На сколько едите? Ответили: на 5 дней. Глаза немного округлились (видимо, в его понимании нечего там делать целых 5 дней). А где ночевать будете? В кемпинге! Немного поглумившись над нашей идеей, нам все-таки поставили заветный штампик и отпустили без дальнейших выяснений обстоятельств нашего отпуска.
Старт на Турку. У нас оказался запас по времени и мы решили заехать в Хельсинки. Погуляли по вечернему городу.
В Турку приехали все равно рано: за четыре часа. Tom Tom вывел прямо на терминал, т.к. у него есть все терминалы в POI. Шел дождь, гулять не хотелось. Прокатились по набережным и встали у парковки Silja. Оплатили парковку по ночному тарифу, заметно дешевле, чем днем.
Утром разбудил будильник: по правилам на паром нужно прибыть за два часа. Дождь и туман. Встали в очередь на check-in. Паром пришел на наших глазах. Быстро ошвартовался и стал выпускать машины и пассажиров. А мы тем временем подкатились к окошку, сунули распечатки брони. Нам выдали билеты на паром, пластиковые карточки для открытия каюты и бумажку для паркинга машины, которую повесили на зеркало. Встали в ожидании загрузки. Загрузка длится около 20 минут: в начале, едут легковые машины на второй ярус, который гидравликой поднимается, когда на него взбираются машины, а затем автобусы и грузовики под нами на первый ярус. Все очень оперативно. Car Deck (палуба где стоят автомобили) закрывается по истечении 20 минут после отхода парома, поэтому надо забрать вещи с собой в каюту, доступа к машине во время пути не будет. Открывается за полчаса до прибытия.
Паром называется Silja Festival. Относительно не большой. Наша каюта оказалась очень уютная: есть душ, туалет, столик и две койки. Паром, это как город: бары, ресторан, детские площадки, сауны и т.д. Упомяну знаменитый шведский стол: во первых в стоимость билета он не входит, а стоит он 26 Евро с человека, но все очень вкусно, лопнуть можно. Прогулявшись по парому и выпив по Карлсбергу, мы завалились спать, т.к. ночной переезд и четырехчасовой сон давали о себе знать. Паром заходит на 40 минут в Мариенхамн (Аланские острова - отдельное государство на небольшом архипелаге с финским языком и шведскими деньгами). Там стали свидетелями как шустро и точно в узкой акватории маневрируют: причаливают и отходят два больших парома Silja Europa и наш. Паром почти все время идет между островов, все время встречаются различные яхты, очень красиво, особенно здорово смотрятся парусные. За час до прихода по телефонному аппарату в каюте нас стали будить. Собрались, загрузились в машину и стали ждать когда выпустят.
Стокгольм нас встретил заходящим солнцем. Не перестаю удивляться оперативности работников парома: разгрузка прошла быстро и точно, еще не осознав, что находимся на шведской земле, мы вбили в GPS координаты центра города, поехали. Никаких постов, шлагбаумов и т.д. Машину оставили на бесплатной стоянке на набережной (т.к. было вечернее время, днем она очень даже платная, порядка 240 руб за час). Взяли с собой GPS и пошли осматривать город. Город стар, красив и опрятен как настоящий швед.
На набережной продают мороженое и необычные длинные конфеты. Миновав уличную фото галерею, мы попали на площадь перед дворцом короля. Надо отметить, что в Швеции очень чтят и любят своих монархов. Этому свидетельствует плакаты, открытки, сувениры с изображением шведской королевской семьи. Дворец особого впечатления не произвел, а вот старый город, где он находится, никого не оставит равнодушным. Узкие улочки, старые фасады, стилизованные фонарики, брущатка…красота. Однако темнело, а мы хотели как можно быстрее добраться до Осло.
Дороги в Швеции и Норвегии изобилуют местами отдыха у дороги. Это такие съезды, где можно припарковаться, есть бесплатный туалет и умывальник, столики, как правило делают в самых красивых местах, чтобы у восхищенных водителей не было соблазна останавливаться просто на обочине. Все очень чисто. Добрались до границы с Норвегией. Граница эта условная, только два лежачих полицейских. При подъезде к Осло обнаружил одну неприятную особенность Tom Tom'а, при сложных, с маленьким радиусом, развязках по экрану не понятно куда ехать, а голосовые подсказки: «На ближайшем повороте, покиньте автомагистраль!» не блещут информативностью. По этому, несколько раз пролетали нужные повороты. Это повторилось на обратном пути в Стокгольме. А вот iGО в этом плане больше понравился, в городской черте был более полезен. Хотя в целом совет: следите за указателями - Sentrum и вперед!
Осло, по правде говоря, не произвел особого впечатления. По плану на Осло мы отвели день, но уже через пару-тройку часов блуждания в поисках обменного пункта, посещения кафе и основных достопримечательностей (благо, они расположены достаточно компактно), нам захотелось продолжить свое путешествие в сторону фьордов.
Может быть, не прониклись мы духом столицы, однако решили стартовать на Берген. Дорога по Норвегии проходит по очень красивым местам и езда доставляет удовольствие, покрытие очень хорошее. Рельеф плавно сменялся с равнинного на гористый: дорога сужалась и появлялись спуски и подъемы. Как раз был сезон сбора клубники и вдоль дорог и в местах отдыха ее активно продавали за 20 крон (80руб) за пластиковую коробочку. Клубника очень большая и вкусная.
На дорогах много знаков и указателей. Есть указатели на достопримечательности, они отмечены спец. знаком: Так мы попали на красивый водопад недалеко от дороги. Погода была плохая: небо затянуто, моросит мелкий дождь. Темнело. Проезжая мимо горнолыжного курорта Гейло, решили остановиться на ночь.
Погода с каждым днем не улучшалась: помимо дождя еще и туман закрывал вершины гор. Наша дорога поднималась все время вверх, температура упала до 9 градусов. Стали появляться снежные проталины. Снег подходил к дороге и можно было на него встать. Даже в таких места появлялись туристические места, где можно было затариться сувенирами: свитера, фигурки троллей и т.д. Потом мы спускались. Не смотря на туман, мы видели красивые долины и начало фьордов.
Дорога не предусматривает альтернативных путей: паром и все. Паром стоит порядка 140 крон за машину и двух пассажиров. Имеет две палубы для машин и одну для пассажиров. Идет минут 20-30. На борту можно гулять и фотографироваться. После высадки заметили, что погода стала улучшаться. Решили пообедать в одном месте у дороги с красивым видом. Вообще норвежцы стараются делать такие места отдых именно в красивых местах с видами. Рядом остановились немцы на кемпере. Позже подъехали шведы на мотоцикле и, жуя свои булочки с кока-колой, тоскливо смотрели на нас, разогревающих непритязательный супец.
Впереди нас ждал мост. Вообщем ничего особенного, кроме того, что мосты в Норвегии редкость, и они, по-моему, построены одним архитектором, так как все на одно лицо, чего не скажешь про туннели и паромы.
Далее по плану водопад Voringsfossen. Отличается очень бурным и сильным потоком. Есть тропинка где можно пройти под ним.
Дальнейший путь до Бергена может показаться скучным из-за описания: дороги вверх, вниз, туннели и т.д., но он отнюдь таковым не является, благодаря удивительной природе вокруг.
В Берген попали снова под вечер. Но нам нужно было попасть сюда именно в этот день, т.к. мне непременно хотелось отметить свой день варенья в Бергене! Примчавшись в центр города на набережную, нашли место парковки и пошли к рынку. К нашему глубокому разочарованию, знаменитый рыбный рынок Норвегии закрывался. Однако, мы успели купить креветок и уселись откупоривать бутылку шампанского, предварительно взятую еще в дютике. Отметив "торжественную часть" ДР, мы пошли осматривать достопримечательности вечернего Бергена.
Город оказался очень милым, теплым и уютным. Знаменитая ганзейская набережная вживую смотрится еще более игрушечной, чем на фотографиях. Весь город застроен деревянными домиками, которые выглядят словно репродукция детской книжки про пряничный домик. В Бергене не хотелось выключать фотоаппарат, потому как снимать стоило практически каждый уголок, каждый домик и каждую улочку. Не удивительно, что аккумулятора надолго не хватило! Переночевав, с утра снова пошли гулять по городу. Конечно же, на этот раз не смогли устоят от соблазнов рыбного рая: знаменитый бутерброд за 80 крон (320 руб) полный всевозможных радостей моря! Рынок там ого-го, даже у искушенного дарами моря глаз разбежится=) Жаль, что не было времени забраться на смотровую площадку на фуникулере, но надо же что-то оставить на следующий раз!
Далее мы рванули на север в королевство фьордов! Дорога богата туннелями, водопадами и дух захватывающими видами. Нельзя не остановится. Снова паром. В Норвегии часто встречаются дома, на крышах у которых, растет трава. В одном из уличных музеев мы поняли, что это национальная особенность строительства.
Дорога то поднимается вверх и становится холодно, то спускается в каньон между гор. Мы держим путь к леднику. Чем ближе мы приближались к месту похода к леднику тем бирюзовей становилась вода в озерах и реках. Иногда цвет достигал такой насыщенности, что хотелось раздеться и прыгнуть в воду, но знание, что эта вода течет прямо с ледника и температура ее на превышает пары градусов, не прибавляло решительности.
Добрались до ледника Briksdalssbreen недалеко от города Бриксдаль. Потрясающее место. В кружении гор и водопадов. И снова мы прибыли туда к вечеру. Не найдя дорогу к непосредственно леднику, мы решили заночевать у подножья горы и отправится туда утром. Как же здорово валяться с ноутом и бесплатным Wi Fi где-то на краю света под шум водопада и потрясающим видом вокруг! На утро мы двинулись к леднику. У подножия увидели маленькие машинки и туристов толпящихся у них. Машинки назывались «Troll 1», «Troll 2» и т.д. 8 местные. За 30 евро с носа они поднимали почти к леднику (в один конец!!!). Сделав круглые глаза, и повозмущавшись, мол, «Нифига у вас тут все экспенсив!», мы отказались и решили пойти пешком, пилить минут 40. Когда до ледника оставалось около 50 метров, нам преградила путь ограждение с табличкой на которой было изображено страшные картинки мук смельчаков, пытавшихся добраться до ледника (тонули, падали камни на них и.т.д), но желание потрогать вековой лед руками пересилило ужас и мы оказались … под ледником. Между горой и ледником есть проход, в который может свободно пройти человек среднего роста. Но ощущения под многотонной глыбой льда не самое приятное: страшно! Голос как-то сам приглушается, не хочется делать резких движений, кричать, смеяться, а вдруг…
Вообщем, пофотографировавшись на фоне остатков ледникового периода, двинулись дальше в путь. Далее мы направились к Гейрангерфьорду, который является гордостью норвежцев. Наткнулись на необычный лодко-мобиль из дерева, выполненный в лучших традициях яхтостроения. Дорога была проложена не сквозь, а пролегала через вершину по серпантину. Необычно ехать в облака, чтобы оказаться среди них. На высоте около 1500 метров. Среди снега. Перевалив через вершину и вылетев как самолет из облаков, нам открылась необычайно красивая бухта фьорда где стояли белоснежные пароходы. Дорога круто шла вниз к городку и паромной переправе, где мы благополучно встали в очередь на паром на Valldal. Нам повезло, этот паром ходил всего два раза в день и мы как раз приехали к его отплытию. Это отказался самый длинный (3 часа) и самый красивый переход на пароме за все наше путешествие по фьордам. Он проходит по трем фьордам, невозможно остаться равнодушным к красоте природы за время пока паром неспешно шествует среди скал и водопадов, которые отражаясь в зеркале воды, создают иллюзию бесконечной глубины. Недаром этот фьорд охраняется ЮНЕСКО!
Из Valldal'а наша дорога вновь повела вверх, но уже к дороге троллей (Trollstigen).! Дорога троллей спускается вдоль водопада и расщелины с бурным потоком. Очень крутые повороты, а полос порой только одна! Невозможно передать ощущения, когда за поворотом не видно продолжения дороги, а машину непреодолимо тянет в пропасть! Честно скажу, страшно…аж жуть! Проехав, решили брать курс обратно. И снова паром, ледники, серпантины...
Очень было странно посередине лета иметь воззможность попрыгать по снегу и поиграть в снежки!
По дороге мы встречали массу старых раритетных автомобилей: огромные американские лимузины 60 годов, редкие спорт-кары. Оказывается был слет.
Как уже сложилось, под вечер приехали в шведский город Уппсалу. Очень уютный студенческий городок. В этом месте довольно много достопримечательностей, старый красивый костел. Такие-же тихие узкие улочки как и в Стокгольме.
Там мы остро почувствовали, что ЕВРО там не ценятся как деньги, либо кроны, либо кредитная карточка, впрочем как и в Норвегии. Нам с трудом удалось убедить администратора вполне приличного заведения, что мы срочно хотим оставить пару десятков евро в их заведении и мы не притязательны к обменному курсу=)
Очень хотели погулять по ночному Стокгольму и нам это удалось. Интересно почувствовать ночную жизнь столицы. С удовольствием гуляли по пустынным улочкам, пока я не увидела огромных откормленных крыс, к сожалению, неотемленная часть колорита старых городов.
Как раз в это время там была какая-то грандиозная вечеринка с участием звезд. Было очень шумно и много народу. Случайно мы стали свидетелями массовых беспорядков с участием молодежи и правоохранительных органов. Интересно было посмотреть на работу полиции «в полях», надо сказать, слаженность действий и массовость блюстителей порядка сделали свое дело: разбегающаяся в разные стороны нетрезвая молодежь была тут же отловлена и скручена по рукам.
Утро мы провели снова в старом городе Стокгольма. Шведская столица, самый наш любимый город из всех посещенных. Были в музее Vasa. Подивились красоте королевского фрегата и как из гнилого деревянного корабля можно сделать отличный музей с мировым именем.
Попрощавшись со Стокгольмом и строго настрого указав Том тому отвезьти нас на терминал, поехали оформляться на уже последний на нашем пути паром - гигант Silja Sympfony. Паром шел сразу в Хельсинки. Он был крупнее предыдущего. А внутри оказался вообще плавучим городом. Потратив последние деньги на всяческие сувениры в магазинах парома, с радостью проспали весь путь вплоть до самого прибытия в столицу Финляндии.
Немного побродив по торговой площади Хельсинки, двинулись домой. Немного грустно было, что такое приключение уже позади, но мы оставили в Скандинавии частичку своей души, а в замен получили незабываемые впечатления и удовольствие от отпуска!
Недавно вернулись. 3900 км позади. Немного грустно, т.к. какую-то частичку мы оставили там и кусочек Норвегии в нас. Вообще-то в Норвегии хотелось побывать давно: необычная природа, фьорды и т.д. Но недавно попавшаяся на глаза статья в интернете о поездке на машине здоро нас воодушевила. И мы решили рискнуть, тем более, что кое-какой опыт поездок на дальние расстояния по загранице у нас уже был.
Уговаривать друг друга долго не пришлось. Запланировали за месяц до поездки. Оставалось совместить отпуска и подготовиться. Финские визы уже были. Я взяла на себя планирование маршрута, а муж основные заботы: машина, деньги (как на зло в этом месяце страховку оформлять, права менять…) несколько недель планировали маршрут: каждый вечер штудировали путеводители, сайты, ползали по карте (отличная карта дорог Норвегии лежи бесплатно в офисе компании AEROTRAVEL, где мы заказывали билеты на паром). Билеты брали за неделю и прошлось сдвигать все на день т.к. машино-мест не было. Туда из Турку, обратно в Хельсинки: надо все попробовать.
Подготовку машины делали за день до отъезда. Рисковали, но сделал ставку на спецов из Дилижанса и не ошиблись. Поменяли ремни, фары (старые затуманены совсем) и расходники. Ушло больше денег, чем ожидали, это огорчило. Запаслись картами. Бумажный атлас «За рулем», купленный на книжном рынке, оказался не очень информативным из-за русских названий городов, это путало, а вот халявная карта из Аэротревэл очень кстати. Взяли навигатор: старенький КПК iPAQ 3970 + BT приемник GlobalSat 288. Купили автозарядник и держатель на присоске. Поставили Tom Tom 6.1 и iGO Plus. Залили карты Скандинавии. В случае выхода из строя КПК был телефон с Tom Tom Mobile, а карты у них общие. Последний превосходно себя показал в поездке по Финляндии. В основном использовали Tom Tom. Был взят ноутбук и преобразователь на 220в.
Паром уходил из Турку в 9 утра по местному времени (+1 час по МСК). Выехали 18.00 взяли 3 часовой запас на прохождение границы. В Выборге, перед границей залили солярки под завязку. Случайно выяснилось, что просрочена грин-карта, оперативно купили ее там-же на Лукойле. Границу прошли на удивление быстро. Поехали через Брусничное. Финн пограничник долго смеялся когда на вопрос: куда следуете? Ответили: в Хельсинки. На сколько едите? Ответили: на 5 дней. Глаза немного округлились (видимо, в его понимании нечего там делать целых 5 дней). А где ночевать будете? В кемпинге! Немного поглумившись над нашей идеей, нам все-таки поставили заветный штампик и отпустили без дальнейших выяснений обстоятельств нашего отпуска.
Старт на Турку. У нас оказался запас по времени и мы решили заехать в Хельсинки. Погуляли по вечернему городу.
В Турку приехали все равно рано: за четыре часа. Tom Tom вывел прямо на терминал, т.к. у него есть все терминалы в POI. Шел дождь, гулять не хотелось. Прокатились по набережным и встали у парковки Silja. Оплатили парковку по ночному тарифу, заметно дешевле, чем днем.
Утром разбудил будильник: по правилам на паром нужно прибыть за два часа. Дождь и туман. Встали в очередь на check-in. Паром пришел на наших глазах. Быстро ошвартовался и стал выпускать машины и пассажиров. А мы тем временем подкатились к окошку, сунули распечатки брони. Нам выдали билеты на паром, пластиковые карточки для открытия каюты и бумажку для паркинга машины, которую повесили на зеркало. Встали в ожидании загрузки. Загрузка длится около 20 минут: в начале, едут легковые машины на второй ярус, который гидравликой поднимается, когда на него взбираются машины, а затем автобусы и грузовики под нами на первый ярус. Все очень оперативно. Car Deck (палуба где стоят автомобили) закрывается по истечении 20 минут после отхода парома, поэтому надо забрать вещи с собой в каюту, доступа к машине во время пути не будет. Открывается за полчаса до прибытия.
Паром называется Silja Festival. Относительно не большой. Наша каюта оказалась очень уютная: есть душ, туалет, столик и две койки. Паром, это как город: бары, ресторан, детские площадки, сауны и т.д. Упомяну знаменитый шведский стол: во первых в стоимость билета он не входит, а стоит он 26 Евро с человека, но все очень вкусно, лопнуть можно. Прогулявшись по парому и выпив по Карлсбергу, мы завалились спать, т.к. ночной переезд и четырехчасовой сон давали о себе знать. Паром заходит на 40 минут в Мариенхамн (Аланские острова - отдельное государство на небольшом архипелаге с финским языком и шведскими деньгами). Там стали свидетелями как шустро и точно в узкой акватории маневрируют: причаливают и отходят два больших парома Silja Europa и наш. Паром почти все время идет между островов, все время встречаются различные яхты, очень красиво, особенно здорово смотрятся парусные. За час до прихода по телефонному аппарату в каюте нас стали будить. Собрались, загрузились в машину и стали ждать когда выпустят.
Стокгольм нас встретил заходящим солнцем. Не перестаю удивляться оперативности работников парома: разгрузка прошла быстро и точно, еще не осознав, что находимся на шведской земле, мы вбили в GPS координаты центра города, поехали. Никаких постов, шлагбаумов и т.д. Машину оставили на бесплатной стоянке на набережной (т.к. было вечернее время, днем она очень даже платная, порядка 240 руб за час). Взяли с собой GPS и пошли осматривать город. Город стар, красив и опрятен как настоящий швед.
На набережной продают мороженое и необычные длинные конфеты. Миновав уличную фото галерею, мы попали на площадь перед дворцом короля. Надо отметить, что в Швеции очень чтят и любят своих монархов. Этому свидетельствует плакаты, открытки, сувениры с изображением шведской королевской семьи. Дворец особого впечатления не произвел, а вот старый город, где он находится, никого не оставит равнодушным. Узкие улочки, старые фасады, стилизованные фонарики, брущатка…красота. Однако темнело, а мы хотели как можно быстрее добраться до Осло.
Дороги в Швеции и Норвегии изобилуют местами отдыха у дороги. Это такие съезды, где можно припарковаться, есть бесплатный туалет и умывальник, столики, как правило делают в самых красивых местах, чтобы у восхищенных водителей не было соблазна останавливаться просто на обочине. Все очень чисто. Добрались до границы с Норвегией. Граница эта условная, только два лежачих полицейских. При подъезде к Осло обнаружил одну неприятную особенность Tom Tom'а, при сложных, с маленьким радиусом, развязках по экрану не понятно куда ехать, а голосовые подсказки: «На ближайшем повороте, покиньте автомагистраль!» не блещут информативностью. По этому, несколько раз пролетали нужные повороты. Это повторилось на обратном пути в Стокгольме. А вот iGО в этом плане больше понравился, в городской черте был более полезен. Хотя в целом совет: следите за указателями - Sentrum и вперед!
Осло, по правде говоря, не произвел особого впечатления. По плану на Осло мы отвели день, но уже через пару-тройку часов блуждания в поисках обменного пункта, посещения кафе и основных достопримечательностей (благо, они расположены достаточно компактно), нам захотелось продолжить свое путешествие в сторону фьордов.
Может быть, не прониклись мы духом столицы, однако решили стартовать на Берген. Дорога по Норвегии проходит по очень красивым местам и езда доставляет удовольствие, покрытие очень хорошее. Рельеф плавно сменялся с равнинного на гористый: дорога сужалась и появлялись спуски и подъемы. Как раз был сезон сбора клубники и вдоль дорог и в местах отдыха ее активно продавали за 20 крон (80руб) за пластиковую коробочку. Клубника очень большая и вкусная.
На дорогах много знаков и указателей. Есть указатели на достопримечательности, они отмечены спец. знаком: Так мы попали на красивый водопад недалеко от дороги. Погода была плохая: небо затянуто, моросит мелкий дождь. Темнело. Проезжая мимо горнолыжного курорта Гейло, решили остановиться на ночь.
Погода с каждым днем не улучшалась: помимо дождя еще и туман закрывал вершины гор. Наша дорога поднималась все время вверх, температура упала до 9 градусов. Стали появляться снежные проталины. Снег подходил к дороге и можно было на него встать. Даже в таких места появлялись туристические места, где можно было затариться сувенирами: свитера, фигурки троллей и т.д. Потом мы спускались. Не смотря на туман, мы видели красивые долины и начало фьордов.
Дорога не предусматривает альтернативных путей: паром и все. Паром стоит порядка 140 крон за машину и двух пассажиров. Имеет две палубы для машин и одну для пассажиров. Идет минут 20-30. На борту можно гулять и фотографироваться. После высадки заметили, что погода стала улучшаться. Решили пообедать в одном месте у дороги с красивым видом. Вообще норвежцы стараются делать такие места отдых именно в красивых местах с видами. Рядом остановились немцы на кемпере. Позже подъехали шведы на мотоцикле и, жуя свои булочки с кока-колой, тоскливо смотрели на нас, разогревающих непритязательный супец.
Впереди нас ждал мост. Вообщем ничего особенного, кроме того, что мосты в Норвегии редкость, и они, по-моему, построены одним архитектором, так как все на одно лицо, чего не скажешь про туннели и паромы.
Далее по плану водопад Voringsfossen. Отличается очень бурным и сильным потоком. Есть тропинка где можно пройти под ним.
Дальнейший путь до Бергена может показаться скучным из-за описания: дороги вверх, вниз, туннели и т.д., но он отнюдь таковым не является, благодаря удивительной природе вокруг.
В Берген попали снова под вечер. Но нам нужно было попасть сюда именно в этот день, т.к. мне непременно хотелось отметить свой день варенья в Бергене! Примчавшись в центр города на набережную, нашли место парковки и пошли к рынку. К нашему глубокому разочарованию, знаменитый рыбный рынок Норвегии закрывался. Однако, мы успели купить креветок и уселись откупоривать бутылку шампанского, предварительно взятую еще в дютике. Отметив "торжественную часть" ДР, мы пошли осматривать достопримечательности вечернего Бергена.
Город оказался очень милым, теплым и уютным. Знаменитая ганзейская набережная вживую смотрится еще более игрушечной, чем на фотографиях. Весь город застроен деревянными домиками, которые выглядят словно репродукция детской книжки про пряничный домик. В Бергене не хотелось выключать фотоаппарат, потому как снимать стоило практически каждый уголок, каждый домик и каждую улочку. Не удивительно, что аккумулятора надолго не хватило! Переночевав, с утра снова пошли гулять по городу. Конечно же, на этот раз не смогли устоят от соблазнов рыбного рая: знаменитый бутерброд за 80 крон (320 руб) полный всевозможных радостей моря! Рынок там ого-го, даже у искушенного дарами моря глаз разбежится=) Жаль, что не было времени забраться на смотровую площадку на фуникулере, но надо же что-то оставить на следующий раз!
Далее мы рванули на север в королевство фьордов! Дорога богата туннелями, водопадами и дух захватывающими видами. Нельзя не остановится. Снова паром. В Норвегии часто встречаются дома, на крышах у которых, растет трава. В одном из уличных музеев мы поняли, что это национальная особенность строительства.
Дорога то поднимается вверх и становится холодно, то спускается в каньон между гор. Мы держим путь к леднику. Чем ближе мы приближались к месту похода к леднику тем бирюзовей становилась вода в озерах и реках. Иногда цвет достигал такой насыщенности, что хотелось раздеться и прыгнуть в воду, но знание, что эта вода течет прямо с ледника и температура ее на превышает пары градусов, не прибавляло решительности.
Добрались до ледника Briksdalssbreen недалеко от города Бриксдаль. Потрясающее место. В кружении гор и водопадов. И снова мы прибыли туда к вечеру. Не найдя дорогу к непосредственно леднику, мы решили заночевать у подножья горы и отправится туда утром. Как же здорово валяться с ноутом и бесплатным Wi Fi где-то на краю света под шум водопада и потрясающим видом вокруг! На утро мы двинулись к леднику. У подножия увидели маленькие машинки и туристов толпящихся у них. Машинки назывались «Troll 1», «Troll 2» и т.д. 8 местные. За 30 евро с носа они поднимали почти к леднику (в один конец!!!). Сделав круглые глаза, и повозмущавшись, мол, «Нифига у вас тут все экспенсив!», мы отказались и решили пойти пешком, пилить минут 40. Когда до ледника оставалось около 50 метров, нам преградила путь ограждение с табличкой на которой было изображено страшные картинки мук смельчаков, пытавшихся добраться до ледника (тонули, падали камни на них и.т.д), но желание потрогать вековой лед руками пересилило ужас и мы оказались … под ледником. Между горой и ледником есть проход, в который может свободно пройти человек среднего роста. Но ощущения под многотонной глыбой льда не самое приятное: страшно! Голос как-то сам приглушается, не хочется делать резких движений, кричать, смеяться, а вдруг…
Вообщем, пофотографировавшись на фоне остатков ледникового периода, двинулись дальше в путь. Далее мы направились к Гейрангерфьорду, который является гордостью норвежцев. Наткнулись на необычный лодко-мобиль из дерева, выполненный в лучших традициях яхтостроения. Дорога была проложена не сквозь, а пролегала через вершину по серпантину. Необычно ехать в облака, чтобы оказаться среди них. На высоте около 1500 метров. Среди снега. Перевалив через вершину и вылетев как самолет из облаков, нам открылась необычайно красивая бухта фьорда где стояли белоснежные пароходы. Дорога круто шла вниз к городку и паромной переправе, где мы благополучно встали в очередь на паром на Valldal. Нам повезло, этот паром ходил всего два раза в день и мы как раз приехали к его отплытию. Это отказался самый длинный (3 часа) и самый красивый переход на пароме за все наше путешествие по фьордам. Он проходит по трем фьордам, невозможно остаться равнодушным к красоте природы за время пока паром неспешно шествует среди скал и водопадов, которые отражаясь в зеркале воды, создают иллюзию бесконечной глубины. Недаром этот фьорд охраняется ЮНЕСКО!
Из Valldal'а наша дорога вновь повела вверх, но уже к дороге троллей (Trollstigen).! Дорога троллей спускается вдоль водопада и расщелины с бурным потоком. Очень крутые повороты, а полос порой только одна! Невозможно передать ощущения, когда за поворотом не видно продолжения дороги, а машину непреодолимо тянет в пропасть! Честно скажу, страшно…аж жуть! Проехав, решили брать курс обратно. И снова паром, ледники, серпантины...
Очень было странно посередине лета иметь воззможность попрыгать по снегу и поиграть в снежки!
По дороге мы встречали массу старых раритетных автомобилей: огромные американские лимузины 60 годов, редкие спорт-кары. Оказывается был слет.
Как уже сложилось, под вечер приехали в шведский город Уппсалу. Очень уютный студенческий городок. В этом месте довольно много достопримечательностей, старый красивый костел. Такие-же тихие узкие улочки как и в Стокгольме.
Там мы остро почувствовали, что ЕВРО там не ценятся как деньги, либо кроны, либо кредитная карточка, впрочем как и в Норвегии. Нам с трудом удалось убедить администратора вполне приличного заведения, что мы срочно хотим оставить пару десятков евро в их заведении и мы не притязательны к обменному курсу=)
Очень хотели погулять по ночному Стокгольму и нам это удалось. Интересно почувствовать ночную жизнь столицы. С удовольствием гуляли по пустынным улочкам, пока я не увидела огромных откормленных крыс, к сожалению, неотемленная часть колорита старых городов.
Как раз в это время там была какая-то грандиозная вечеринка с участием звезд. Было очень шумно и много народу. Случайно мы стали свидетелями массовых беспорядков с участием молодежи и правоохранительных органов. Интересно было посмотреть на работу полиции «в полях», надо сказать, слаженность действий и массовость блюстителей порядка сделали свое дело: разбегающаяся в разные стороны нетрезвая молодежь была тут же отловлена и скручена по рукам.
Утро мы провели снова в старом городе Стокгольма. Шведская столица, самый наш любимый город из всех посещенных. Были в музее Vasa. Подивились красоте королевского фрегата и как из гнилого деревянного корабля можно сделать отличный музей с мировым именем.
Попрощавшись со Стокгольмом и строго настрого указав Том тому отвезьти нас на терминал, поехали оформляться на уже последний на нашем пути паром - гигант Silja Sympfony. Паром шел сразу в Хельсинки. Он был крупнее предыдущего. А внутри оказался вообще плавучим городом. Потратив последние деньги на всяческие сувениры в магазинах парома, с радостью проспали весь путь вплоть до самого прибытия в столицу Финляндии.
Немного побродив по торговой площади Хельсинки, двинулись домой. Немного грустно было, что такое приключение уже позади, но мы оставили в Скандинавии частичку своей души, а в замен получили незабываемые впечатления и удовольствие от отпуска!