Выбор и подключение автомобильного усилителя.
Одним из последующих шагов по модернизации Car Audio системы является приобретение и установка усилителя.
1. Какой выбрать усилитель?
Автомобильный усилитель выбирается примерно по тем же критериям, что и домашний: мощность и поддерживаемая нагрузка. Естественно, что и здесь без маркетинга никуда: мощности опять же можно не доверять полноценно. Показателем мощности усилителя является номинал предохранителя, чем он выше (и больше их количество), тем усилитель мощнее
Усилители бывают следующих основных типов:
2-х канальные
4-х канальные
5-ти канальные
моноблоки
Естественно, что каждый из них имеет собственное назначение
2-х канальники рассчитаны прежде всего для подключения пары колонок или (несколько реже) сабвуфера. Как правило, многие модели могут поддерживать низкоомную нагрузку (от 2-х Ом), некоторые могут работать в мост (что хорошо для сабвуфера). Есть варианты, имеющие расширенные регулировки для использования с сабвуфером: плавное усиление баса, фильтр инфранизких частот
4-х канальники по сути – 2 2-х канальникка в одном корпусе, имеющие зачастую один блок питания (что сказывается на их мощности), функции все присущи 2-х канальникам + иногда специфические: например, работа в tri-mode режиме, возможность использования второй пары линейного входа с выхода первой.
5-ти канальники – те же 4-х канальники, но с отдельным каналом на сабвуфер
Моноблоки – отдельные басовые усилители большой мощности (от 100 Вт номинал) и с поддержкой нагрузки от 1 Ом (некоторые модели)
Как правило, при выборе усилителя, отлично работает схема «больше-лучше»: в идеале на каждый динамик должен быть свой усилитель, ну или хотя бы на пару динамиков (например, мидбасов). Такой вариант называется Bi-Amping или поканальное усиление.
2. Какие разъёмы имеет усилитель?
Разъёмы бывают следующих групп:
Разъёмы питания (+12 V, Remote, Ground)
Разъёмы для АС (винтовые или разъёмы собственной конструкции разработчика)
Линейные или низкоамплитудные (входы и иногда выходы)
Высокоамплитудные (иногда)
Разъём для управления уровнем сабвуфера (как правило, на моноблоках)
Разъёмы питания служат для получения усилителем электроэнергии. +12, думаю, понятно, для чего. Любое устройство постоянного тока рассчитано на подключение к клеммам «+» и «-». «-» в случае с автомобилем – это его кузов, поэтому этот кабель подключается на любую неокрашенную поверхность кузова, однако во избежание наводок и потерь, длина такого кабеля должна быть не более 1 м. Разъём дистанционного включения требуется для включения/отключения усилителя. Если его бы не было, то усилитель постоянно был бы включён и тратил бы драгоценную энергию аккумулятора. А если усилитель не один?
Разъёмы для АС, думаю, понятно для чего.
Линейные или низкоамплитудные требуются для подключения внешнего усилителя, процессора, эквалайзера и проч. Выполняются они в основном на стандартных разъёмах RCA (они же «тюльпан»). Выходы требуются для тех случаев, когда планируется подключить несколько усилителей, а на головном устройстве попросту не хватает выходов. Тогда усилители подсоединяются последовательно
Высокоамплитудные входы присущи некоторым усилителям начальной ценовой категории. Выполняются на различных типах разъёмов, в комплекте с усилителем идут переходники с такого разъёма на оголённые концы. Требуются для подключения к магнитоле, которая начисто лишена линейных выходов (многие штатные магнитолы, а также магнитолы самого низкого класса). Понятное дело, что разговор о качестве здесь неприемлем.
Разъём для управления уровнем сабвуфера требуется для оперативной подстройки уровня баса.
3. Как подключать автомобильный усилитель?
Для начала необходимо определить место для усилителя. В автомобилях с кузовом седан это задняя полка, спинка сидения, ниши в крыльях. В универсалах и хэтчбеках спинка сидения, ниши в крыльях. Иногда ставят усилители под сидения и под торпедо. В любом случае необходимо учесть удобство подключения, настройки и особенно вентиляции.
Место определено. Теперь к нему протягивается проводка: силовой кабель и кабель дистанционного включения, межблочные и акустические кабели.
Порядок подключения усилителя:
- Снять плюсовую клемму с аккумулятора
- Подключить силовые кабели, желательно в следующем порядке: межблочные кабели, акустические кабели, заземление (на неокрашенную часть кузова автомобиля), дистанционное включение, силовой от аккумулятора.
- Проверить правильность соединения (!)
- Аккуратно подсоединить плюсовую клемму на аккумулятор.
4. Какие регулировки бывают у автомобильных усилителей?
Обычно встречаются следующие регулировки:
Уровень (Level) (чувствительность)
Low Frequency (фильтр низких частот)
High Frequency (фильтр высоких частот)
Bass Boost (усиление басового диапазона, в более мощных усилителях регулируется плавно и может называться
Bass EQ)
Переключатель типа фильтра Low frequency/High frequency/Full (отсечка высоких/низких частот или широкополосный сигнал)
Subsonic (фильтр инфранизких частот)
У 4-х канальников также встречается переключатель 4|3|2ch, подразумевающий работу на 4/3/2 канала соответственно
Теперь по порядку.
Level требуется для корректировки уровня сигнала с магнитолы. Фактически это баланс громкости.
Low Frequency – фильтр низких частот. Требуется для корректировки верхней частоты воспроизведения сабвуфера: всё, что ниже значения этого фильтра, воспроизводит сабвуфер
High Frequency – фильтр высоких частот. Требуется для корректировки нижней частоты воспроизведения акустики: всё, что выше значения этого фильтра, воспроизводит акустическая система.
Bass Boost – усиление низких частот. Используется прежде всего для сабвуфера. В простых моделях используется переключатель с фиксированным значением усиления (например, +18 дБ.), в более сложных – плавный регулятор.
Subsonic – фильтр инфранизких частот. Требуется для корректировки нижней частоты воспроизведения во избежания механического повреждения сабвуфера.
5. Что такое «мостовое включение» и зачем это надо?
Мостовое включение позволяет значительно увеличить мощность усилителя. Не буду вдаваться в подробности, просто сообщу, что такое подключение требуется прежде всего для сабвуфера. Есть некоторые нюансы: например, большинство усилителей в мост работает только на 4-х омную нагрузку, в то время, как в стереорежиме тот же усилитель может работать на нагрузку в 2 Ом, не все усилители могут работать в мостовом режиме.