Уважаемый
EVERGREEN!
само слово "катализатор" ( в плане обозначения автомобильного устройства ) образовано от слияния двух слов
КАТАЛИтический
нейтраЛИЗАТОР
Это устройство в машине нужно для того, чтобы вредные вещества из выхлопа в автомобиле, в особенности окись СО, и СО2 нейтрализовывать.
Катализатор установлен сразу за мотором, вот если посмотреть снизу автомобиля, то вот самым первым глушителем и будет катализатор: бочечка такая.
Внутри этой бочечки - цилиндр, сделанный из керамических трубочек, только они так сделаны, как соты в улье у пчёл. И на поверхность "сот" нанесены там драгоценные материалы, там даже платина есть, которая ( ну я не химик вообще-то ) тамачки как-то нейтрализуют СО и СО2 по химическим законам. ( Всё таки, t выхлопных газов огромная, а катализатор стоит первый. И вот за счёт этой t и происходит химическая реакция ).
Если использовать недоброкачественный бензин, или когда машина долгое время ездила с горящей оранжевой лампочкой с рисунком мотора ( это значит, машина работала на таком соотношении бензина и воздуха, где на все капельки бензина воздуха не хватало, чтобы они все сгорали, и эти капельки потом оседали в сотах катализатора и забивали их ), катализатор засоряется, и тогда машина начинает плохо ехать:
нет динамики, большой расход топлива, машина дёргается на ходу, и т.д.
Ещё нехорошо, что при забитом от старости катализаторе, обычно из строя выходит такой дорогой датчик мотора системы впрыска бензина, как кислородный датчик (EGO), или его "народное" название - лямбда зонд, или просто лямбда.
Ввиду использования драгметаллов, новый катализатор дорого стоит, да и он сам имеет некий ресурс. Обычно, на СТО его просто "выбивают": снимают, или болгаркой вырезают бочечку сразу первую от выпускного коллектора, вставляют в отверстие катализатора деревянную палочку, и молотком по ней пару раз "тюкнут": соты из керамики в одну большую дырку пробиваются, и всё. Всё ставят на место. И такая операция в Республике Беларусь в среднем, например, в Минске стоит 25$.
Проверяют степень засорённости катализатора: грубо, находясь в яме под машиной.. Вы несколько раз на прогретую машину газуете, а Ваш приятель ( знакомый, друг, брат ) прислушивается, когда Вы после "прогазовки" выключите мотор, есть ли такое шипение возле этой бочечки.
Ещё косвенным способом определения неисправного катализатора, это наличия запаха сероводорода ( ну это как тухлая рыба, или тухлое яйцо ), когда машина стоит "по ветру" с работающим мотором, например, в ожидании "красного" на перекрёстке.
Для точной диагностики необходим автосервис.