Спидометр меряет угловую скорость (w) - скорость с которой вращается ось колеса, таким образом когда мы смотрим на спидометр, мы видим угловую скорость переведенную в км/ч (100 км/ч по спидометру - не есть 100км/ч наяву).
Линейная скорость (V) - реальная скорость машины.
Радиус колеса ® = радиус диска (r1) + толщина резины (r2)
Линейная скорость = угловая скорость * радиус колеса (V=w*R)
Например если на ОДНОЙ И ТОЙ же машине стоит (1, 2 штатные размеры, 3 нештатный):
1) 15" диски и резина 195/65
R=r1+r2=(15*25.4)/2+195*0.65=317мм
2) 16" диски и резина 205/55
R=r1+r2=(16*25.4)/2+205*0.55=316мм
3) 16" диски и резина 205/60
R=r1+r2=(16*25.4)/2+205*0.60=326мм
Получается, что если вы на "первых" колесах едете соскоростью по спидометру 100км/ч (примем первые колеса эталоном), то переодев вторые вы при тех же показаниях будете ехать уже 99 км/ч (V2=V1*R2/R1), а на третьих 103 км/ч.