Усилители ликбез

  • Автор темы _jazz_
  • Дата начала
  • Ответы 1
  • Просмотры
_jazz_

_jazz_

примусы починяю...
Сообщения
892
Реакции
23
Город
Архангельск, Россия
Авто
VW Caravelle ACU+01Р (в прошлом Октавия-сарайка/01/1.8 AGU, GII/86/1,6RF + GI/80/1.1)
Опубликовано в журнале "Мастер 12вольт" № 39 (февраль-март 2002)
--------------------------------------------------------------------------------
© А.И.Шихатов 2002

А и Б сидели на трубе
А упало, Б пропало
Что осталось на трубе?
(D... H… T…)


Автомобильная аудиосистема при всем своем отличии от домашней состоит из тех же самых компонентов. Разница только в упаковке. Помимо источника сигнала (тюнера, магнитофона, CD- или MD-проигрывателя) в составе любой аудиосистемы обязательно присутствует усилитель - малозаметный, но очень важный компонент. Эта статья - не учебник и не справочник, поэтому материал упрощен, без лишних формул. Хотя изложение ведется применительно к автомобильным усилителям, материал не ограничивается этими рамками...
Основная проблема при создании автомобильной аудиосистемы состоит в оптимальном согласовании всех компонентов по характеристикам (уровням сигналов, мощности, чувствительности и т.д.). В одних случаях владельцу автомобильной аудиосистемы достаточно встроенного усилителя головного аппарата, в других случаях необходимо использовать дополнительный усилитель - конкретное решение зависит от поставленной задачи. Конечно, в каждом случае решение требуется свое, но производители автомобильной техники придерживаются определенных стандартов и стыковка компонентов обычно не вызывает проблем. При использовании головного аппарата в "гордом одиночестве" (конечно, совместно с качественными динамиками) проблем обычно не возникает, но иногда они могут возникнуть при создании системы из нескольких компонентов.
Усилители мощности (оконечные усилители) предназначены для увеличения мощности звуковых сигналов до такого уровня, чтобы они могли возбуждать громкоговорители. Принцип работы усилителя состоит в том, что они преобразуют подводимую к ним от источника питания мощность постоянного тока в переменный ток в нагрузке, причем форма сигнала на выходе полностью повторяет сигнал на входе. При этом усилитель должен обеспечить минимальные искажения сигнала и высокий КПД. Если в домашних аудиосистемах решение этих задач представляет определенные сложности, то в автомобильных выливается в проблемы буквально вселенского масштаба.

Характеристики усилителей.
Основные определения.
Мостовое включение.
Теперь настало время поговорить о характеристиках усилителей. И, хотя взаимосвязь между объективно измеренными параметрами и субъективно воспринимаемым звучанием заметна мало, на сегодняшний день другого способа "заочной" оценки и сравнения усилителей пока не придумано. Следующий этап - сопоставительное прослушивание, и тут возникает парадокс - звучание усилителя с худшими показателями нередко оказывается более приятным. Чуть позже мы вернемся к этой теме.

Выходной каскад усилителя мощности служит усилителем тока и согласует предварительные каскады с низкоомной нагрузкой. Основные характеристики выходного каскада - его выходная мощность, мощность рассеяния, потребляемая мощность и коэффициент полезного действия (КПД). КПД показывает эффективность работы усилителя (какая часть потребляемой выходным каскадом мощности передается в нагрузку). Мощность рассеяния - это мощность потерь в выходном каскаде, превращающаяся в тепло и нагревающая выходные транзисторы. Величина мощности рассеяния и КПД зависят от класса работы усилителя (об этом далее) и уровня сигнала. Эти показатели связаны следующими соотношениями:
потребляемая мощность = выходная мощность + мощность рассеяния
КПД = (выходная мощность / потребляемая мощность) * 100%

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ, полоса усиливаемых частот) показывает способность усилителя усиливать различные частоты спектра. Обычно указывается диапазон частот, в котором отклонение коэффициента передачи усилителя от коэффициента передачи на частоте 1кГц не превосходит некоторых пределов (обычно +- 0,5...1дБ). Для современных усилителей полоса пропускания простирается от нескольких герц до десятков и сотен килогерц и, во всяком случае, не должна быть уже 20 Гц...20 кГц. Исключение составляют специализированные усилители. Так, для усилителей сабвуферов характерна полоса 10…500 Гц.
Амплитудная характеристика показывает зависимость коэффициента усиления от входного напряжения. При прохождении сигнала через нелинейный усилительный тракт появляются составляющие с частотами, кратными основной (гармоники), а в случае нескольких сигналов - комбинационные составляющие на частотах, кратных сумме или разности составляющих частот и их гармоник. Амплитудную характеристику усилителя характеризует коэффициент нелинейных (гармонических) искажений и коэффициент интермодуляционных искажений. Эти параметры показывают мощность продуктов искажений относительно мощности основного сигнала в процентах. Заметность искажений определяется спектральным составом продуктов искажений: четные гармоники более заметны на слух, но не так неприятны, как нечетные. Мнения относительно допустимой величины этих искажений расходятся, ясно только одно - заметность интермодуляционных искажений на порядок выше, чем гармонических. Во всяком случае, коэффициент интермодуляционных искажений усилителя не должен быть больше 0,1-0,2%..
Номинальная или непрерывная выходная мощность (Continuous Power Output) - выходная мощность усилителя (на один канал) при работе на номинальную нагрузку (обычно 4 Ом) с определенным коэффициентом нелинейных искажений (от 0.1% до 1% в зависимости от принятого стандарта) на некоторой частоте (обычно 1kHz, если не указано особо). Измеряется на синусоидальном сигнале на активной нагрузке. Определяет зону качественного звучания. Кроме того, усилитель должен без проблем выдерживать указанную мощность в течение длительного периода (в частности, не перегреваться).
Максимальная выходная мощность (MPO, Max. Power Output) - выходная мощность усилителя (на один канал) при работе на номинальную нагрузку (обычно 4 Ом) с повышенным коэффициентом нелинейных искажений (обычно 10%) на некоторой частоте (обычно 1kHz, если не указано особо). В зависимости от конструкции выходного каскада усилителя может превышать номинальную в 1,5 - 2,5 раза. Определяет "громкость" усилителя, но говорить о музыкальности при таких искажениях бессмысленно.
Пиковая или музыкальная выходная мощность (PMPO, Peak Music Power Output) - мощность, измеренная на импульсном сигнале на комплексной нагрузке. Понятие весьма спорное с точки зрения музыки, но достаточно точно характеризующее способность усилителя без искажений передавать реальные звуковые сигналы. Большая часть этой мощности имеет реактивный характер, поэтому оценивать "громкость" усилителя по этой характеристике не стоит.
Коэффициент демпфирования (Damping Factor) - отношение сопротивления нагрузки (обычно 4 Ом) к выходному сопротивлению усилителя. Показатель достаточно спорный. Определяет эффективность электрического демпфирования резонанса подвижной системы низкочастотных динамиков и с этой точки зрения должен быть не менее 20-30 (у ряда моделей дистигает сотен и даже тысяч). С другой стороны, для отдельных полосовых усилителей средних и высоких частот снижение коэффициента демпфирования значительно снижает уровень интермодуляционных искажений в динамиках. Однако эта характеристика позволяет косвенно оценить способность усилителя отдавать в нагрузку большой ток.
Минимальная спецификация любого усилителя (не только автомобильного) должна включать номинальную и максимальную мощности и коэффициент гармоник, для полноты картины полезно знать и коэффициент интермодуляционных искажений. В последнее время наряду с этими параметрами иногда используется и спектр искажений.
пример спецификации
номинальная мощность
при К.Н.И.0.1% 20W/ch at 0.1%THD 20 Вт/канал
максимальная мощность
при К.Н.И.10.0% 35W/ch at 10.0%THD 35 Вт/канал


Максимальную выходную мощность можно реализовать в том случае, когда размах напряжения сигнала становится равным напряжению питания. На практике это невозможно, так как свойственное транзисторам напряжение насыщения (~0,5…1,5 В для биполярных и ~2…5 В для большинства полевых в линейном режиме) не позволяет доводить напряжение сигнала до напряжения питания. Это особенно актуально при низких напряжениях питания, т.е. при использовании встроенных усилителей головных аппаратов. По этой причине они до недавнего времени выполнялись только на биполярных транзисторах. Полевые транзисторы, сохраняющие высокую линейность при низких напряжениях, появились относительно недавно.
Дополнительные усилители имеют встроенные преобразователи напряжения, обеспечивающие напряжение питания выходного каскада несколько десятков вольт и для них это обстоятельство не так существенно. Поэтому выходные каскады дополнительных усилителей часто выполняются на полевых транзисторах - качество звучания у них заметно выше, чем у биполярных, а сами усилители проще и надежнее. Полевые транзисторы, в отличие от биполярных, не боятся перегрева - с увеличением температуры кристалла ток транзистора уменьшается.
Наиболее простой способ увеличить выходную мощность при неизменном напряжении питания - снизить сопротивление нагрузки. Однако у этого способа есть недостатки:
Ухудшение демпфирования может привести к росту резонансного горба на АЧХ
Увеличение тока нагрузки может привести к росту искажений
Усиливается влияние соединительных проводов между усилителем и динамиком

Другой способ увеличить выходную мощность усилителя при низком напряжении питания - включить его по мостовой схеме (рис.1.). Два одинаковых каскада или усилителя включаются в противофазе и работают на общую нагрузку. Громкоговоритель подключается непосредственно к мостовой схеме без использования разделительных конденсаторов. Выходное напряжение на нагрузке оказывается вдвое больше, поэтому при одном и том же напряжении питания и нагрузке выходная мощность усилителя по мостовой схеме теоретически оказывается в 4 раза больше, чем у отдельно взятого усилителя. По такой схеме выполнены усилители мощности современных головных аппаратов. Возможность мостового включения предусматривается практически во всех моделях дополнительных усилителей.
Наряду с достоинством - большей выходной мощностью, мостовым усилителям свойственны и недостатки. В первую очередь - повышенный примерно в 1,2-1,7 раза по сравнению с исходными усилителями коэффициент гармоник и вдвое худший коэффициент демпфирования (при неизменном сопротивлении нагрузки). Теоретически коэффициент гармоник изменяться не должен, но на практике увеличение происходит из-за различия характеристик реальных (даже одинаковых) усилителей. Ухудшение демпфирования также понятно - выходные сопротивления усилителей сложились.
Выходы встроенных усилителей головных аппаратов имеют потенциал Uпит/2 относительно массы. Поэтому случайное замыкание нагрузки на массу приводит к выходу усилителя из строя, если он не имеет систем защиты. Впрочем, к звуку это уже имеет весьма отдаленное отношение, об этом нужно помнить при монтаже. Однако это свойство можно использовать. Так, входы высокого уровня дополнительных усилителей нередко оборудованы датчиком напряжения, и постоянное напряжение на выходе головного устройства используется как сигнал включения дополнительного усилителя.
Что скрывается за выходной мощностью.
Импеданс громкоговорителей.
Компенсатор Цобеля-Буше.
Стандартный эквивалент нагрузки.
Многие производители указывают для усилителя колоссальную мощность: 100, 200 и более ватт на канал. При этом необходимо иметь в виду, что это PMPO (пиковая мощность), для реализации которой необходимо, как минимум, использовать в блоке питания батарею конденсаторов большой емкости (из расчета ~1000 мкФ на каждый ватт максимальной выходной мощности). Как уже указывалось, оценить громкость звучания по этой характеристике невозможно. Мощность дополнительных усилителей ограничивается, главным образом, возможностями источника питания (способностью отдавать большой ток без снижения выходного напряжения). Мощность усилителей головных аппаратов ограничивается напряжением питания и с учетом потерь на выходных транзисторах не превышает указанных в таблице значений.
Реально достижимая номинальная (максимальная) выходная мощность головного аппарата при напряжении питания 14.4 В
выходная мощность обычная схема мостовая схема
на нагрузке 4 Ом 4.5 (8) Вт 15 (24) Вт
на нагрузке 2 Ом 8 (15) Вт 25 (45) Вт*

* в головных аппаратах используется редко
Помните, что использование акустики с импедансом меньше рекомендованного может вывести усилитель из строя, с большим - не принесет вреда, но выходная мощность пропорционально снизится.


Усилители мощности современных головных аппаратов выполняются исключительно на микросхемах, дополнительные усилители - как правило, на дискретных компонентах, хотя встречаются исключения из этого правила. В головных аппаратах подразумевается использование акустики с импедансом 4 Ом, но некоторые модели в состоянии работать на нагрузку 2 Ом (это оговаривается особо). Впрочем, подобные исключения достаточно редки. С другой стороны, для современных дополнительных усилителей нагрузка 2 Ом или даже 1 Ом - обычное явление.
С мощностью наконец разобрались. Но тут есть прямо-таки фарисейская уловка. Дело в том, что номинальная и максимальная выходная мощность усилителя измеряется на активной нагрузке при подаче на вход синусоидального сигнала. В действительности же усилители работают на комплексную нагрузку, обладающую помимо активного сопротивления и емкостью, и индуктивностью. Да и в реальном музыкальном сигнале трудно найти что-нибудь, хотя бы отдаленно напоминающее синусоиду. Чтобы оценить взаимодействие усилителя и нагрузки, необходимо учитывать зависимость импеданса нагрузки от частоты.
Импеданс (полное электрическое сопротивление) громкоговорителей имеет максимумы и минимумы. В области средних частот он имеет минимум, равный примерно половине активного сопротивления звуковой катушки динамика, и максимум вблизи частоты резонанса подвижной системы. Импеданс в зоне резонанса превышает номинальный в несколько раз. Увеличивается он и с ростом частоты - сказывается индуктивность обмотки звуковой катушки.


Для компенсации индуктивной составляющей импеданса применяется компенсатор Цобеля-Буше. Он представляет собой последовательную RC-цепь, подключаемую параллельно динамику. В результате импеданс нагрузки становится практически активным и не зависящим от частоты. Емкость конденсатора определяется индуктивностью звуковой катушки динамика и в большинстве случаев составляет ~10-20 мкФ. Особенно оправдано включение компенсатора в состав пассивных разделительных фильтров - стабилизация нагрузки фильтра улучшает его частотную характеристику.


При воспроизведении реальных музыкальных сигналов, имеющих импульсный характер, за счет влияния нагрузки возникают значительные скачки тока и напряжения, приводящие к перегрузке выходного каскада усилителя. За счет реактивных токов в цепи нагрузки мощность рассеяния в выходном каскаде может многократно превышать мощность, потребляемую усилителем от источника питания. Емкость создает бросок тока, а индуктивность - выброс напряжения при резком изменении сигнала. Для испытаний усилителей в условиях, приближенных к реальным применяется стандартный эквивалент нагрузки. Схема в основном имитирует резонанс низкочастотных динамиков.

Работа усилителя на комплексную нагрузку.
Основные требования к усилителям мощности.
Особенно сложной и трудно предсказуемой становится работа усилителя на многополосные акустические системы, снабженные сложными пассивными разделительными фильтрами (кроссоверами). Их импеданс достаточно сильно изменяется в рабочем диапазоне частот. Нагрузка на выходной каскад усилителя в этом случае значительно возрастает. Например, при выходной мощности усилителя 100 Вт и нагрузке 8 Ом ток сигнала на выходе составляет 5 А при активной нагрузке и 28 А при комплексной нагрузке, что почти в шесть раз больше. Поэтому ясно, что усилитель должен быть в состоянии отдать в нагрузку значительный ток без искажений формы сигнала и вредных для себя последствий. По той же причине сильное влияние на звучание системы оказывают соединительные провода между усилителем и динамиками - именно по ним циркулируют реактивные токи. Если сечение провода недостаточно, значительная часть мощности усилителя будет теряться в проводах. Поэтому выбор проводов - достаточно серьезный вопрос.
Основные требования к усилителям мощности и их установке можно кратко сформулировать следующим образом:

Выходные каскады должны обладать большой перегрузочной способностью по току. Это позволит без искажений воспроизвести пики сигнала.
В схеме усилителя должны быть предусмотрены средства защиты выхода от перегрузок по току (автоматические предохранители), а также защита АС при выходе усилителя из строя. Для автомобильных усилителей необходимы устройства защиты от перегрева.
Желательно обеспечить возможно более высокий КПД - это снизит нагрузку на аккумулятор и генератор и нагрев усилителя.
Крайне желательно использование сглаживающих конденсаторов большой емкости, установленных в непосредственной близости от усилителя. Конденсатор играет роль фильтра и дополнительного источника питания на пиках мощности. Емкость конденсатора выбирается из соотношения ~1000мкФ на каждый ватт мощности усилителя.
Монтаж цепей питания и, особенно, выходных цепей должен быть выполнен проводами правильно подобранного сечения. Чем больше потребляемый ток и длина провода, тем больше должно быть его сечение.
Обеспечение требований помехозащищенности. Это требование относится уже к входящему в состав автомобильных усилителей высокочастотному преобразователю напряжения питания, который фактически представляет собой достаточно мощный передатчик.
<Основные классы усилителей - A, B, AB.
Сравнительные характеристики.
Как уже говорилось, усилитель мощности должен сочетать высокую выходную мощность с малыми искажениями и высоким КПД. К сожалению, при повышении КПД обычно увеличиваются искажения сигнала. Выходные каскады транзисторных усилителей мощности выполняются исключительно по двухтактной схеме на полевых или биполярных транзисторах. Однотактные усилители типа Pass Zen - экзотика, в автомобиле мало применимая. Полевые транзисторы используются при высоких напряжениях питания и сами по себе вносят малые искажения в сигнал, но КПД усилителя несколько ниже, чем при использовании биполярных транзисторов. Зато у биполярных искажения больше - как всегда, палка о двух концах.


Существует три основных режима работы выходного каскада "звукового" усилителя - A, B, AB, соответственно которым их классифицируют. Каждый из режимов обладает своими достоинствами и недостатками.
класс усилителя A B AB
КПД max.50% max.78% max.60-75%
Искажения малые высокие средние
потребляемая мощность постоянная зависит от выходной зависит от выходной
термостабильность низкая высокая средняя

В режиме A рабочая точка находится на середине линейного участка вольт-амперной характеристики транзисторов, поэтому нелинейные искажения сигнала минимальны. В отсутствие сигнала через выходной каскад протекает значительный ток покоя, транзисторы в течение рабочего периода никогда не закрываются, т.е. каждый транзистор участвует в усилении обеих полуволн сигнала - и положительной, и отрицательной. Потребляемая мощность постоянна, а мощность рассеяния максимальна при малых сигналах. Термостабильность в этом режиме наихудшая.
В режиме B рабочая точка выходного каскада смещена до критического значения коллекторного тока и каждую половину периода происходит переключение транзисторов - каждый из них усиливает свою "половинку" сигнала. В отсутствие сигнала транзисторы закрыты, ток покоя не протекает. Потребляемая мощность пропорциональна выходной, а мощность рассеяния приблизительно постоянна (максимально 22% от выходной). Термостабильность исключительно высокая. Самый главный недостаток, перечеркивающий все достоинства - при возбуждающих сигналах, близких к отсечке коллекторного тока транзисторов, возникают значительные переключательные искажения, с которыми не справляется никакая отрицательная обратная связь.
Режим AB - попытка примирить волков и овец. Рабочая точка выбрана в начале линейного участка вольт-амперной характеристики транзисторов, поэтому при малых сигналах каскад работает фактически работает в режиме A, а в режим B переходит при достаточно сильном возбуждении. В отсутствие сигнала через выходной каскад протекает некоторый ток покоя, иногда весьма значительный. КПД при этом снижается и появляется проблема стабилизации тока покоя. Термостабильность - удовлетворительная.

Характер искажений сильно зависит от режима работы выходного каскада, особенно при малых уровнях сигнала. Искажения при среднем уровне сигнала примерно одинаковы для всех усилителей. При больших уровнях сигнала начинается ограничение (клиппирование) сигнала в выходном каскаде и искажения возрастают во много раз. Вот почему помимо коэффициента нелинейных искажений важно знать, при какой мощности он измерялся. Искажения малого сигнала максимальны у каскадов в режиме B. Подробно об этом далее.

Другие классы усилителей
(A+, SuperA, G, DLD, H)
За все надо платить. Плата за малые искажения "чистого" класса A непомерна. В среднем три четверти потребляемой мощности превращается в тепло и рассеивается внушительными радиаторами. Стереоусилитель мощностью 100 Вт на канал превращается в скромный электрокамин мощностью 400 Вт, который чем тише звучит, тем больше греется. В квартире камин не помеха, но в машине нужен только зимой. А экономичные усилители класса B явно проигрывают по качеству звучания и не устроят придирчивого меломана. Компромиссные усилители в режиме AB мечутся в поисках "золотой середины" между экономичностью и качеством звучания. Замкнутый круг. Выход был найден достаточно неожиданный - совместить два усилителя в одном так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Так в начале 80-х появились усилители класса A+. По качеству звучания они приближаются к усилителям класса A, а по экономичности - к AB. Цена такого достижения немалая - усилитель стал практически вдвое сложнее (и существенно дороже).


Принцип работы усилителей класса A+ заключается в использовании управляемого источника питания. Выходной каскад класса A работает от "плавающего" (не связанного с "землей") источника низкого напряжения (обычно ±5 вольт), поэтому тепловые потери в этом каскаде невелики. Средняя точка "плавающего" источника питания управляется отдельным мощным усилителем класса B, питающемся от "нормального" источника достаточно высокого напряжения (несколько десятков вольт). За счет совместного использования двух усилителей достигается и качество, и экономичность. Коэффициент гармоник не превышает обычно 0,003%.
Поскольку основные искажения в усилителях классов AB и B возникают в моменты запирания-отпирания транзисторов (коммутационные искажения), существует и более простое решение - нужно запретить транзисторам запираться. Этим занимается специальная схема. Так появились усилители класса SuperA или non-switching. Качество звучания и экономичность практически такие же, как и у A+, но конструкция существенно проще, поэтому старый вариант быстро сошел со сцены.
Не думайте, что разнообразие классов усилителей на этом закончилось. Битва за КПД привела к рождению монстров с коммутируемым выходным каскадом и управляемым источником питания. Самый простой вариант - усилитель класса G. В нем используется сдвоенный выходной каскад в режиме AB или B и два источника питания разного напряжения. При малой мощности (до 25-30% максимальной) работает только малосигнальная половина выходного каскада с низким напряжением питания, на пиках сигнала она передает свои функции оставшейся половине с повышенным напряжением питания. Экономичность каскада выше, чем в режиме В, искажения несколько меньше.
Дальнейшим развитием этой схемы стал каскад с динамическим линейным возбуждением (DLD, Dynamic Linear Drive). Принцип его работы практически такой же, но для снижения переходных искажений мощный высоковольтный каскад вступает в работу до того, как исчерпает свои возможности маломощный. Для реализации этого режима используется специальная схема управления. Применялись также усилители с управляемым источником питания, напряжение которого зависело от уровня сигнала.


Сущность режима G в том, что два каскада работают при разных напряжениях питания. Пока амплитуда входного сигнала не превышает напряжение питания малосигнального каскада T1T1&#39;, в работе участвует только он. Диоды D1D1&#39; защищают от пробоя обратным напряжением переход база-эмиттер транзисторов T2T2&#39;. При дальнейшем росте входного напряжения они отпираются. При этом диоды D3D3&#39; защищают источник низковольтного питания от броска тока. Диоды D2D2&#39; запрещают транзисторам T1T1&#39; перейти в состояние насыщения раньше, чем откроются транзисторы T2T2&#39;, что снижает возникающие при этом процессе переходные искажения. В этой схеме они возникают на фоне достаточно больших полезных сигналов, что позволяет эффективно бороться с ними при помощи отрицательной обратной связи.
Как уже стало понятно, все эти ухищрения достаточно сложны конструктивно и поэтому даже в пору расцвета встречались в домашних аудиосистемах редко. В автомобильных усилителях эти решения как-то не прижились - тогда было еще рано, а теперь уже поздно. Теперь особые надежды возлагаются на импульсные ("цифровые") усилители, о которых пойдет речь далее.
Но есть один класс усилителей, рожденный специально для автомобилей. Это класс H. Толчком для разработки этих усилителей послужило то, что реальный звуковой сигнал имеет импульсный характер и средняя мощность намного ниже пиковой. В основе схемы лежит обычный усилитель класса AB, включенный по мостовой схеме. Изюминка - применение специальной схемы удвоения напряжения питания. Основной элемент схемы удвоения - накопительный конденсатор большой емкости, который постоянно подзаряжается от основного источника питания. На пиках мощности этот конденсатор подключается схемой управления последовательно с основным источником питания. Напряжение питания выходного каскада усилителя на доли секунды удваивается, позволяя ему справиться с передачей пиков сигнала.
К сожалению, радоваться рано. Производители аппаратуры сообщают только эти цифры, умалчивая о главном. Максимальная мощность усилителей класса H зависит от емкости накопительных конденсаторов и частоты сигнала. Чем меньше емкость конденсаторов, тем меньше запас мощности на низких частотах, то есть как раз там, где она особенно нужна. Совершенно очевидно, что упрятать батарею конденсаторов внушительной емкости внутрь стандартного корпуса DIN практически невозможно, поэтому заявленная производителями мощность обеспечивается лишь на средних и высших частотах.
В качестве итога - сравнительные характеристики усилителей различных типов:

Цифровые усилители.
Строго говоря, правильно было бы называть их импульсными усилителями, но параллели "аналоговый-цифровой" уже сработали, и термин принят de facto, хотя и не признан официально.
В конце концов под натиском цифровой техники стали отступать даже усилители, традиционно работавшие только с аналоговыми сигналами. Идея, положенная в основу усилителей с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ) - иначе говоря, усилителей класса D, известна еще с конца 50-х годов. Однако создание действительно пригодных для высококачественного звуковоспроизведения конструкций стало возможным лишь в середине 80-х после появления соответствующей элементной базы.
В усилителях класса D возможен режим непосредственного усиления цифровых сигналов без их преобразования в аналоговую форму. Когда аудиосигнал уже представлен в цифровом виде, информацию о величине сигнала и необходимом для его усиления напряжении питания можно получить заранее. Это используется в некоторых конструкциях, так что идея управления напряжением питания получила вторую жизнь.
Принцип работы усилителей этого класса состоит в том, что выходной каскад возбуждается импульсами прямоугольной формы. Затем последовательность прямоугольных импульсов поступает на усилитель мощности, работающий в ключевом режиме. Фильтр НЧ на выходе выделяет полезный сигнал, подавляя при этом несущую частоту, ее гармоники и боковые полосы спектра модуляции. КПД этих усилителей доходит до фантастической цифры 92-95%. Это преимущество особенно проявляется при усилении сигналов малого уровня. Однако искажения сигналов малого уровня больше, чем среднего. Коэффициент нелинейных искажений обычно лежит в пределах от 0,01 до 0,1%.
Усилители класса D, подобно их аналоговым собратьям, тоже разделяются на классы. Основное разделение идет по количеству уровней выходных импульсов:
два уровня (+U и - U) - режим AD
три уровня (+U, 0 и -U) - режим BD

Усилители в режиме AD подобны аналоговым усилителям класса A - потребляют значительный ток покоя. В режиме BD ток покоя отсутствует. Что же касается искажений, то они при прочих равных условиях зависят от способа модуляции и вида модулирующего сигнала.
односторонняя модуляция: смещается во времени только один фронт импульсов (передний или задний)
двухсторонняя модуляция: смещаются во времени оба фронта импульсов симметрично относительно момента тактирования
Модулирующие сигналы могут быть двух видов

непосредственно аналоговый сигнал (случайная дискретизация). Дополнительные искажения не возникают.
сигнал после схемы выборки-хранения (фиксированная дискретизация). Изменения формы импульсов приводят к дополнительным нелинейным искажениям сигнала.


В случае цифровых входных сигналов (от CD-проигрывателей, MD-магнитофонов, систем цифрового вещания, которых у нас пока нет) в работу вступает цифро-цифровой преобразователь "код - длительность". Такое преобразование выполняется путем многократной передискретизации и перехода от 16 разрядов к одному (BitStream). Полученный на его выходе сигнал подается на вход усилителя мощности, и далее - на фильтр НЧ. Возможно применение цифровой обратной связи.
В случае аналоговых входных сигналов преобразование амплитуды сигнала в длительность импульса происходит в широтно-импульсном модуляторе (ШИМ). Скважность (отношение длительности импульсов к периоду следования) пропорциональна амплитуде полезных сигналов. Входной сигнал сравнивается компаратором с опорным сигналом пилообразной (при односторонней модуляции) или треугольной формы (при двусторонней модуляции). Кроме того, двухсторонняя ШИМ может быть реализована при симметричном смещении фронтов относительно одного периода дискретизации (один отсчет) или по двум периодам (два отсчета), что позволяет вдвое снизить эффективную тактовую частоту. Частота опорного сигнала (частота дискретизации) должна, согласно теории, превышать максимальную частоту сигнала не менее, чем в 2 раза. Практически для облегчения фильтрации и снижения искажений частота дискретизации выбирается не ниже 500 килогерц, а в последних моделях измеряется уже многими мегагерцами. Сигнал на выходе компаратора имеет форму прямоугольных импульсов с частотой дискретизации, ширина которых пропорциональна мгновенным значениям входного сигнала. Для снижения искажений в усилителях с аналоговым входом обычно применяется отрицательная обратная связь по звуковому сигналу.

В целом выводы таковы:

В режиме AD искажения меньше, чем в режиме BD.
В режиме AD КПД хуже, чем в BD.
Двухсторонняя модуляция лучше односторонней, поскольку при этом отсутствуют четные гармоники.
Повышение частоты дискретизации уменьшает нелинейные искажения.

Помимо усилителей класса D к группе цифровых относится и новая разработка фирмы Tripath Technology - усилители класса T. Алгоритм их работы аналогичен, но частота дискретизации не постоянна, а зависит от частоты и уровня входных сигналов. Поскольку изменяется как частота, так и период следования выходных импульсов, можно предположить, что используется одна из разновидностей дельта-модуляции.

Можно сказать: Да здг&#39;авствуют цифг&#39;овые усилители - за ними будущее !!!.
 
Опубликовано в журнале "Мастер 12вольт" № 56(апрель 2004)
--------------------------------------------------------------------------------
© А.И.Шихатов 2004

ТВИКАЕМ УСИЛИТЕЛЬ
Возглавляя партии и классы,
Лидеры никак не брали в толк,
Что идея, брошенная в массы -
Это девка, брошенная в полк.
И. Губерман


Чтобы идея овладела массами (а не наоборот) ее надо всячески подкреплять и обосновывать. Список технически великолепных, но недостаточно распропагандированных, и поэтому бесславно погибших новинок даже в одной только области - звукозаписи - впечатляет. Шумоподавители ANRS и HiCom, динамическая коррекция DynEq и ADR, картридж-кассета, EL-кассета, DCC, минидиск… Идее многополосного усиления печальная судьба пока не грозит, но дополнительная аргументация все же не помешает.

Одна из проблем современной электроакустики, вполне сознательно игнорируемая производителями - совместимость акустических систем и усилителей. Динамическая головка в акустическом оформлении представляет собой достаточно сложную колебательную систему, взаимодействующую с усилителем. При наличии пассивного кроссовера появляется еще один "фактор неопределенности" в виде индуктивностей и емкостей, к тому же демпфирование динамика ухудшается. В итоге процесс подбора хорошо звучащей пары "усилитель-акустика" может затянуться на неопределенный срок. Для установщика фактор немаловажный, "время - деньги" (предполагаем, что основной выбор - две или три полосы - уже сделан).
В случае двухполосной акустики проблема совместимости с усилителем обычно не возникает - частота раздела с пищалкой достаточно высока, и пассивные кроссоверы не содержат емкости и индуктивности больших номиналов. Однако кроссоверы трехполосных акустических систем уже представляют собой достаточно сложную нагрузку с выраженной реактивной составляющей. Импеданс такого кроссовера обычно имеет резкие максимумы и минимумы, поэтому результат может быть самым неожиданным. Возрастание искажений, перегрев усилителя, ограничение максимальной мощности - вот далеко не полный перечень проблем, подстерегающих на этом пути. Это не обязательно должно произойти, но к этому надо быть готовым.
Переход к многополосному усилению не только снимает эту часть проблемы, но и увеличивает гибкость системы, облегчая ее настройку. Однако принцип "каждому динамику - свой усилитель" достаточно сложен в реализации, поэтому массовым пока не стал, и вряд ли станет. Многоканальные усилители с неравномерным распределением мощности по каналам и развитым кроссовером, а, тем более, "теплая компания" из нескольких усилителей - вещь далеко не бюджетная.
В настоящее время наиболее перспективна компромиссная схема "2,5 полосы" на основе четырехканального усилителя. Она сохраняет почти все достоинства "полной поканалки", но существенно проще и дешевле. Полосы НЧ и СЧ-ВЧ разделяются встроенным кроссовером усилителя, а раздел полос СЧ и ВЧ производится уже пассивным кроссовером на выходе. Как правило, частота раздела НЧ и СЧ-ВЧ выбирается в области 200…600 Гц. В этом случае мощность распределяется между полосами усиления равномерно. Еще один, неочевидный, плюс такого решения - появляется приличный резерв мощности блока питания, что улучшает качество звучания. В четырехканальных усилителях блок питания проектируют с расчетом на то, что пара каналов (или даже обе) будут работать в мостовом включении, поэтому заранее закладывают запас по току.
Итак, берем четырехканальный усилитель - и вперед. Однако реализация этой, казалось бы, простой идеи встречает немало препятствий. Большинство усилителей бюджетных линеек предназначены для установок по классической схеме "фронт+саб", поэтому встроенные кроссоверы оптимизированы для решения именно этой задачи. Для работы с трехполосной акустикой по схеме "2,5 полосы" такой кроссовер придется доработать.
Как правило, все кроссоверы выполнены по типовым схемам из учебника, и отличаются друг от друга лишь типом и номиналами используемых элементов (дополнительные функции здесь не рассматриваем). Поэтому процесс переделки не представляет сложности, достаточно лишь изменить номиналы частотозадающих элементов. Естественно, при наличии принципиальной схемы или сервисной инструкции процедура заметно упрощается, но и без этого восстановить схему фильтра с монтажа не так уж сложно.
Проще всего менять емкости фильтров. Это удобно не только по схемотехническим соображениям - не меняются режимы работы микросхем, но и с позиции монтажа. В отличие от резисторов, маркированных цветными полосами, номиналы конденсаторов обычно указаны по-человечески - цифрами. К тому же перепаивать их легче, меньше риск повредить плату. Для увеличения частоты среза нужно уменьшить емкости конденсаторов фильтра, а для ее уменьшения - наоборот, увеличить. Зависимость обратно пропорциональная. Для сохранения исходной добротности фильтра нужно выдержать заданное соотношение номиналов как можно точнее. При другом соотношении емкостей или сопротивлений добротность фильтра изменится, это обстоятельство при необходимости можно использовать. Для ускорения работы и оптимизации результатов можно использовать различные моделирующие программы - Electronic WorkBench, MicroCap, и специализированные программы по расчету фильтров.

Рассмотрим возможный вариант переделки на примере усилителя Prology PAS-4100.


Дано:

Частота среза фильтра НЧ второго порядка перестраивается от 40 до 160 Гц. Это прекрасный вариант для сабвуфера, но для мидбаса диапазон явно мал.
Частота среза фильтра ВЧ переменного порядка перестраивается от 60 до 1200 Гц. Для пищалки низковато, для среднечастотника - чересчур широко. Добротность и крутизна при перестройке заметно изменяются, поскольку частота среза фиксированного звена 2 порядка составляет примерно 70 Гц.
Требуется:

Довести верхнюю границу диапазона перестройки фильтра НЧ до 500-600 Гц. Этого вполне достаточно для стыковки полосы НЧ как с диффузорными, так и с купольными среднечастотными головками.
Уменьшить диапазон перестройки фильтра ВЧ до 600 Гц и увеличить частоту среза фиксированного звена до 180 Гц. Крутизна АЧХ в области ниже 200 Гц при этом будет сохраняться постоянной - 18 дБ/окт.
На рисунке 1 изображены амплитудно-частотные характеристики кроссовера до и после переделки, на рисунке 2 - принципиальная схема (восстановлена с монтажа). Нумерация элементов условная, введена исключительно для удобства изложения. На плате усилителя нанесены номиналы элементов, это облегчило задачу. Хуже, когда наоборот, указаны позиционные обозначения, - приходится измерять номиналы деталей непосредственно на плате.


Для переделки произведем следующие манипуляции:

Демонтируем плату из корпуса усилителя
Конденсаторы C3,C4 удаляем, они не понадобятся.
Резисторы R11,R12 заменяем перемычками.
Снятые резисторы R11,R12 устанавливаем вместо R15,R16
Удаляем конденсаторы C11-C16 (аккуратно, они еще пригодятся)
Устанавливаем конденсаторы C11-C16 новых номиналов
Заменяем резисторы R29,R30 на новые номиналы (старые резисторы тоже пригодятся).
Вскоре после журнальной публикации R7, R8, R25, R26 были удалены, и входные каскады превратились в повторители. В результате чувствительность усилителя снизилась примерно до 0,8 В, что только пошло на пользу - перегрузочная способность по входу возросла.(авт.)

В результате переделки диапазон перестройки ФНЧ расширился до 600 Гц, на частотах выше 200 Гц добротность в процессе перестройки изменяется мало. Нижний предел перестройки (40 Гц) немного низковат, но его изменение требовало замены переменного резистора VR2, и поэтому было признано нецелесообразным. Диапазон перестройки ФВЧ сузился до необходимых пределов, а участок АЧХ с крутизной 18 дБ/окт. расположился более удачно, обеспечивая надежное подавление резонанса диффузорных СЧ-динамиков (100-130 Гц). Для купольных головок, возможно, понадобится и пассивный кроссовер из комплекта.

Поскольку усилитель уже вскрыт, посмотрим, что еще можно доработать. Главное - не увлекаться, чтобы средство не стало целью. Во многих бюджетных усилителях операционные усилители (ОУ) используют не только в каскадах предварительного усиления, но и для "раскачки" транзисторов выходного каскада. Не является исключением и данный усилитель (рис.3). Внимательное изучение показало, что сходная схемотехника использована в ряде моделей усилителей Hifonics, Clarion и им подобных, поэтому приведенные ниже рекомендации можно использовать достаточно широко.
Особенность этого усилителя - применение многопетлевой отрицательной обратной связи. Первый каскад усилителя выполнен на ОУ DA1 и через цепь R3R5 охвачен местной ООС, снижающей его усиление до 35 дБ. Для возможности работы усилителя с мостовым включением нагрузки во втором канале использовано инвертирующее включение ОУ первого каскада. Остальная часть схемы отличий не имеет.
Второй и третий каскады усиления выполнены двухтактными на комплементарных парах транзисторов VT1VT2 и VT3VT4, включенных по схеме с общим эмиттером. Для обеспечения работы транзисторов VT1VT2 на линейном участке характеристики их базовые цепи подключены к цепочке сдвига уровня из последовательно включенных диодов VD1-VD4.
Эти каскады УМЗЧ также охвачены местной ООС, снижающей их усиление до 15 дБ. Напряжение обратной связи подается с выхода усилителя на эмиттеры транзисторов VT1 и VT2 через независимые цепи R12R10C5 и R11R13C7. Помимо этого весь усилитель охвачен общей ООС через резистор R4. Для обеспечения устойчивости усилителя при многопетлевой ООС во всех каскадах использована частотная коррекция.
Выходной каскад построен по весьма интересной схеме на составных эмиттерных повторителях. Первая ступень VT5VT6 работает в режиме A, напряжение смещения для нее формируется цепочкой из последовательно включенных диодов VD5-VD7 и составляет примерно 2 В. Напряжение смещения второй ступени VT7VT8 образуется на резисторе R22 и составляет всего по 0,3 В на транзистор. Как известно, напряжение открывания для кремниевых транзисторов составляет примерно 0,6 В, поэтому выходные транзисторы работают в глубоком режиме B. В режиме малого сигнала они заперты, и сигнал на выход усилителя поступает с первой ступени через резисторы R24R25. В результате термостабильность и экономичность режима B сочетается с низкими искажениями режима A.

Примененные решения позволяют получить низкий коэффициент гармоник усилителя - менее 0,05% при выходной мощности 2х50 Вт на нагрузке 4 Ом. Однако параметры усилителя (и так неплохие) можно еще немного улучшить, не прибегая к серьезным переделкам. Выходная мощность при таких доработках остается неизменной, что существенно для участия в соревнованиях (правила есть правила).
Потенциальный источник нелинейности в транзисторных усилителях - цепочки смещения, задающие режим работы выходного каскада. Для снижения искажений их шунтируют конденсаторами, что и сделано проектировщиками (оксидный конденсатор C9). Однако частотные свойства массовых "электролитов" оставляют желать лучшего, и это нарушает симметрию каскада на частотах уже в несколько килогерц.
Для улучшения симметрии каскада оксидный конденсатор можно заменить на качественный, но можно поступить и проще. Достаточно включить параллельно оксидному конденсатору еще один конденсатор небольшой емкости, но другого типа (керамический, майларовый, и т.д.). Такой же конденсатор стоит установить и параллельно диодной цепи на входе второго каскада, но емкость его может быть небольшой - импеданс цепи там заметно больше.
Другой источник нелинейности - разделенные цепи ООС R12R10C5 и R11R13C7. Естественный разброс номиналов приводит к тому, что глубина обратной связи для верхней и нижней "половин" выходного каскада окажется разной. На низких частотах этой асимметрией можно пренебречь - с погрешностями справится общая ООС, но для средних и высоких частот нелинейность окажется выше. Это приводит к росту интермодуляционных искажений и потере прозрачности звучания. Чтобы устранить этот недостаток, цепи ООС по переменному току нужно включить параллельно. Для этого достаточно установить конденсатор между эмиттерами транзисторов первого каскада.

Доработка усилителей мощности намеренно "несимметричная", поскольку требования к каждой паре каналов отличаются. Для низкочастотных каналов "ловля блох" лишена смысла, поэтому там установлены только конденсаторы C&#39; параллельно диодным цепочкам на входе усилителя. В каналах СЧ-ВЧ, где требования к качеству сигнала выше, дополнительно установлены симметрирующие конденсаторы C&#39;&#39; и C&#39;&#39;&#39;. Кроме того, номинал резистора R17 в этих каналах увеличен с 470 Ом до 1,2 кОм. В результате ток покоя возрос примерно на 15%, звучание на малой громкости стало естественнее. Можно пойти и дальше, но лучше вовремя остановиться. Замена транзисторов и микросхем при данном уровне схемотехники мало что даст, а надежность может пострадать.

Для переделки произведем следующие манипуляции (используем детали, снятые при модернизации кроссовера):

Конденсаторы C&#39; аккуратно подпаиваем между выводами резисторов R7 и R9 со стороны деталей.
Конденсаторы C&#39;&#39; аккуратно подпаиваем между выводами резисторов R10 и R11 со стороны печатных проводников.
Резистор R17 выпаиваем.
На его место впаиваем C&#39;&#39;&#39;
Новый резистор R17 аккуратно подпаиваем между выводами резисторов R19 и R20 со стороны печатных проводников.
Устанавливаем плату в корпус усилителя, не забываем изолирующие прокладки и теплопроводящую пасту для транзисторов.
Проверяем транзисторы и установленные под платой элементы на замыкание с корпусом.

Подробности процесса отражены на фотографиях. Удачи!
 
Назад
Сверху Снизу