Бандпасс в полке ликбез

  • Автор темы _jazz_
  • Дата начала
  • Ответы 2
  • Просмотры
_jazz_

_jazz_

примусы починяю...
Сообщения
892
Реакции
23
Город
Архангельск, Россия
Авто
VW Caravelle ACU+01Р (в прошлом Октавия-сарайка/01/1.8 AGU, GII/86/1,6RF + GI/80/1.1)
© А.И.Шихатов 2002


Бандпасс в полке

Готовый или самодельный сабвуфер - наиболее радикальное решение "басовой" проблемы. Однако корпус занимает в багажнике немало места, а встроенные конструкции достаточно трудоемки в изготовлении, и полностью проблему не решают. Поэтому бескорпусные сабвуферы, несмотря на присущие им недостатки, популярны по-прежнему. Не последнюю роль играет и простота - для того, чтобы установить в заднюю полку динамик free air, не требуется особой квалификации. Однако решение это пригодно только для "настоящих" седанов, багажник которых отделен от салона перегородкой. В противном случае герметичность этого акустического оформления весьма условна, и воспроизведение низших частот ухудшается. В хетчбэках от такого решения больше проблем, чем результатов - герметизировать стыки полки и спинок заднего сиденья нереально. Акустическое оформление в этом случае уже не "условно-закрытый" ящик, а акустический экран.
Однако проблему можно решить, если изменить тип акустического оформления. Поскольку в хетчбэках заднюю полку для установки динамиков все равно необходимо как минимум укреплять, а как максимум - изготавливать заново, то незначительное усложнение ее конструкции не такой уж большой недостаток. Выгоднее всего применить полосовой громкоговоритель (бандпасс). Для наших целей удобна система 4 порядка, состоящая из двух камер - закрытой и резонансной. В качестве закрытой камеры будем использовать багажник, а полку превратим в резонансную камеру, снабженную фазоинвертором. Теоретически возможен и обратный вариант, но реализовать его крайне сложно.
Бандпасс позволяет гибко управлять частотной характеристикой акустической системы. Основные характеристики определяются резонансной камерой, а объем закрытой камеры можно рассматривать как инструмент для настройки резонансной частоты и добротности динамической головки. Однако в этом случае в силу вступают определенные ограничения: некоторые параметры конструкции - "объективная реальность" и произвольно изменять их нельзя. Так, объем багажника, в данном варианте играющего роль закрытой камеры акустического оформления, составляет обычно не менее 200 литров и варьировать им, мягко говоря, затруднительно. К счастью, при соответствующем выборе параметров динамической головки влияние объема закрытой камеры на частотную характеристику незначительно. Моделирование различных вариантов моделирование программой JBL Speaker Shop позволило определить основные соотношения параметров: ....
В этом случае объем резонансной камеры и размеры порта фазоинвертора получаются вполне пристойными. Увеличение объема резонансной камеры относительно Vas сужает полосу пропускания. Уменьшение объема расширяет полосу пропускания, но АЧХ становится двугорбой. С учетом реально доступных объемов для такой конструкции лучше всего подходят динамические головки со следующими параметрами:
Qts=0.7…1,0
Vas=20…50 л
Fs=40…60 Гц
Этим условиям отвечают не только "серьезные" динамики, но и многие "блины". Эффективность такой системы (по крайней мере, теоретически)в области частот ниже 50 Гц заметно выше, чем у закрытого корпуса. Результаты моделирования "в одном и том же багажнике" говорят сами за себя: ....
Практическая реализация такой конструкции не представляет сложности. Достаточно взглянуть на типичную укрепленную полку - для превращения в бандпасс ей недостает только фазоинвертора.

Опубликовано в журнале "Мастер 12вольт" №41 (май-июнь 2002)
 
Вот это дело. Спасибо :)
Я к этому варианту уже с прошлого лета примеривался, ибо от предыдущего владельца в полку коаксиалы "Магнат" (7 или 8", не помню) врезаны и я думал, как их в мирных целях использовать. Получается, что их лучше бы из полки убрать, а оставить фазоинверторные отверстия? Как тогда посчитать, какого диаметра?
 
Я этот файлик из своего старого архива выкопал (комп чищу).
В нем, к сожалению нет иллюстраций.
Зайди в журнал "М12В", возможно там найдешь ответ. Если нет, поищу статейку с рассчетами фазоинверторных портов.
Поискал уже:
"Теория и практика фазоинвертора". => http://http://www.cxem.net/sound/dinamics/dinamic55.php
Форум А.Клячина => http://www.klyachin.ru/forum/printpage.php?forum=2&topic=2295
"Укрощение резонанса" Ж.Шихман. => http://www.bluesmobil.com/shikhman/arts/helbox.htm
Найду еще, добавлю в список обязательно.
 
Назад
Сверху Снизу