Тупой вопрос= кросовер

  • Автор темы creative_78
  • Дата начала
  • Ответы 9
  • Просмотры
creative_78

creative_78

Мастер советчик
Сообщения
200
Реакции
0
Город
Россия, Санкт-Петербург
Авто
американское корыто 5,7 hemy
Извините за серость :unsure:. Зачем нужен кросовер? И как лучше его подключить?
 
начнём с того что кроссы бывают разные,3х полосные 2х полосные 4х полосные..и так далее.., активные,пассивные, отдельные,в головах и усях
 
ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ЧАСТОТ ВЫСОКИХ И НИЗКИХ
 
а ещё и средних,если в трёх полоске
 
Кроссовер - совокупность или набор фильтров.
Фильтр - это такое устройство, кот. сигнал в заданном диапазоне частот пропускает, а все остальные глушит.
Вот возьмем, к примеру, пассивный кроссовер 2-компонентной акустики. Там два динамика: твитер и вуфер. У твитера надо подрезать нижнюю часть спектра (0-5000 Гц) - поставлен фильтр. У вуфера надо резать высокую частоту ( 5000-22000 Гц) - еще один. Для чего резать? Чтоб эти дины не пели в два голоса, а тока каждый свое... Граница - частота раздела (5000 Гц)
Фильтры имеют порядок - от 1 до 4.
1-й - Кондер на твитер, катушка на вуфер, т.е по одному элементу в полосе.
2-й - кондер с катушкой на твитер и столько же на вуфер - т.е. по два элемента.
3-й - по три и т.д.
В бюджете идут кроссоверы не выше второго порядка.
Чем выше порядок, тем круче срез на частоте раздела.

Но круче - не всегда лучше. Например в 3-компонентке между ВЧ и СЧ эффективней 1-й порядок, а между СЧ и НЧ 2-й или 3-й...
Все хорошо, когда в меру и в нужном месте.

Вот еще... Дины (твитер и вуфер) надо между собой согласовать, чтоб один пуще другого не играл. Для этого в кроссовере есть резисторы, которыми он собственно и согласует дины.

Пассивный кроссовер - собственно потому, что режет высокоуровневый сигнал естественным образом (посредством LC цепочек) и не имеет собственного питания.
Активный - следовательно, имеет активные элементы (транзисторы, микросхемы) и работает с низкоуровневым сигналом.

Надеюсь, никто помидорами не закидает. ИМХО.
 
даёшь этот пост (ALEX_Sа) в ФАК под заголовком "что такое кроссовер"
 
ALEX_S написал(а):
Кроссовер - совокупность или набор фильтров.
Фильтр - это такое устройство, кот. сигнал в заданном диапазоне частот пропускает, а все остальные глушит.
Вот возьмем, к примеру, пассивный кроссовер 2-компонентной акустики. Там два динамика: твитер и вуфер. У твитера надо подрезать нижнюю часть спектра (0-5000 Гц) - поставлен фильтр. У вуфера надо резать высокую частоту ( 5000-22000 Гц) - еще один. Для чего резать? Чтоб эти дины не пели в два голоса, а тока каждый свое... Граница - частота раздела (5000 Гц)
Фильтры имеют порядок - от 1 до 4.
1-й - Кондер на твитер, катушка на вуфер, т.е по одному элементу в полосе.
2-й - кондер с катушкой на твитер и столько же на вуфер - т.е. по два элемента.
3-й - по три и т.д.
В бюджете идут кроссоверы не выше второго порядка.
Чем выше порядок, тем круче срез на частоте раздела.

Но круче - не всегда лучше. Например в 3-компонентке между ВЧ и СЧ эффективней 1-й порядок, а между СЧ и НЧ 2-й или 3-й...
Все хорошо, когда в меру и в нужном месте.

Вот еще... Дины (твитер и вуфер) надо между собой согласовать, чтоб один пуще другого не играл. Для этого в кроссовере есть резисторы, которыми он собственно и согласует дины.

Пассивный кроссовер - собственно потому, что режет высокоуровневый сигнал естественным образом (посредством LC цепочек) и не имеет собственного питания.
Активный - следовательно, имеет активные элементы (транзисторы, микросхемы) и работает с низкоуровневым сигналом.

Надеюсь, никто помидорами не закидает. ИМХО.

Теперь, понятно :D спасибо. А может быть такое, что в твиттерах встроеные кросоверы?
 
creative_78 написал(а):
А может быть такое, что в твиттерах встроеные кросоверы?

Не встречал пока таких... Обычно на дешевых где-нить маленький кондер-электролит должен болтаться (либо на проводах, либо на клеммах на твитере. Если его нет, значит ваще напрямую подключено, а это плохо. С электрическим (дешевым) электролитом - тоже не очень гуд. От качества кондеров зависит многое.
Даже комп начинает иначе работать, когда на маме кондеры перепаивают...
 
Опубликовано в журнале "Мастер 12вольт" № 28(сентябрь 2000)
--------------------------------------------------------------------------------

© А.И.Шихатов 2000

КРОССОВЕР И СЦЕНА

Давно известно, что незначительное изменение частот раздела полос НЧ и СЧ в трехполосной системе может оказывать заметное влияние на звучание. В разных участках диапазона слышимых частот человеческий слух использует разные способы определения направления на источник звука. В интересующем нас диапазоне средних частот преобладает фазовый механизм восприятия, основанный на разности расстояний между источником звука и ушами. Границы этого диапазона (от 350 до 1700 Гц) определяются размерами головы человека (а точнее - расстоянием между ушными раковинами). Впрочем, для нас сейчас важно то, что в этот критический диапазон попадают как частоты раздела полос НЧ и СЧ в трехполосной системе, так и их "окрестности".

Поскольку кросссовер не в состоянии обеспечить идеальное разделение полос, существует зона совместного действия, в которой одновременно звучат оба динамика. Фазовые сдвиги между воспроизводимыми ими сигналами оказывают существенное влияние на формирование сцены. Возникающая в этом диапазоне сумма сигналов может улучшать фокусировку стереообраза, а может и размывать сцену. Фазовые искажения высококачественной системы должны быть минимальными, но это только одна сторона проблемы, дающая пищу для рассуждений о музыкальности фильтров различных типов.. Важен не только вносимый фильтром абсолютный фазовый сдвиг, гораздо важнее относительный сдвиг между полосами частот на выходе фильтров. Но об этом далее.

Фазовый сдвиг и крутизна спада амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) за пределами полосы пропускания фильтра определяются его порядком и составляют 90 градусов и 6 дБ/октава на каждый порядок. То есть фильтр первого порядка обеспечивает затухание 6дБ/октава при полном фазовом сдвиге 90 градусов, фильтр второго порядка - 180 градусов и 12 дБ/октава и так далее. На частоте среза затухание фильтра составляет 3 дБ, а фазовый сдвиг - половину от полного (т.е. 45 градусов для фильтра 1 порядка и 90 - для второго). От типа фильтра зависит только плавность изгиба частотной характеристики в области частоты среза и суммарная АЧХ системы, а также фазовые характеристики.

В промышленных конструкциях активных кроссоверов наибольшее распространение получили построенные на повторителях фильтры Баттерворта, Бесселя и Саллена-Ки. Как правило, используются фильтры второго порядка. Каждый из перечисленных типов имеет свои достоинства и недостатки. Фильтры Бесселя обладают самой гладкой фазовой характеристикой (как у одиночной RC-цепи), но суммарная АЧХ имеет провал величиной 3 дБ на частоте раздела. Фильтры Баттерворта обеспечивают плоскую суммарную АЧХ, но их фазовая характеристика более крутая. Наконец, фильтры Саллена-Ки (равнокомпонентные фильтры) очень удобны в серийном производстве, поскольку (как следует из названия) для них требуются детали одинаковых номиналов и с большим допустимым отклонением, чего нельзя сказать о фильтрах Баттерворта и Бесселя, требующих точных деталей. Однако фазовая и частотная характеристики равнокомпонентных фильтров самые худшие, поэтому их используют только в бюджетных моделях.



Самое интересное (как и было обещано) заключается не в частотных и не в фазовых характеристиках, а в относительном фазовом сдвиге сигналов между выходами ФВЧ и ФНЧ. Для фильтров второго порядка он близок к 180 градусам во всей полосе частот, но сохраняется постоянным он только для фильтра Баттерворта. Для фильтров Бесселя и Саллена-Ки вблизи частоты раздела фазовый сдвиг уменьшается. Результат моделирования "идеальных" фильтров второго порядка с частотой раздела 400 Гц представлен на рисунке 2.


Получившийся "горб" на фазовой характеристике указывает на то, что разность фаз в области частоты раздела достаточно резко изменяется, соответственно может меняться и локализация кажущегося источника звука. Такая же картина будет наблюдаться при изменении частоты среза одного из фильтров, что иногда применяется при настройке суммарной АЧХ системы. Фаза излученного динамической головкой сигнала имеет мало общего с фазой поданного на нее напряжения (индивидуальна для каждого типа головки), но искажения такого рода в кроссовере желательно минимизировать.

Любой фильтр (и активный, и пассивный) использует реактивные элементы - емкости и индуктивности, поэтому вносит в сигнал фазовые и временные искажения. Фильтры НЧ (Low Pass) вносят в сигнал запаздывание и отставание по фазе, которое можно в определенной мере скорректировать фазовращателем. При использовании фильтра Бесселя второго порядка в сочетании с таким фазовым корректором можно получить фильтр с абсолютно линейной фазовой характеристикой. Что же касается ФВЧ (High Pass), то они формируют фазовое опережение, которое принципиально невозможно состыковать с имеющимся ФНЧ.

Однако в этом случае можно воспользоваться для формирования сигнала полосы высших частот фильтром дополнительной функции (ФДФ). Выходной сигнал такого фильтра получается путем вычитания из входного сигнала его части, прошедшей через ФНЧ. Очевидно, что в этом случае происходит компенсация фазовых искажений и разность фаз сигналов на выходе ФНЧ и ФДФ сохраняется постоянной во всей полосе частот. Однако у фильтров дополнительной функции есть существенный недостаток - крутизна спада АЧХ составляет только 6 дБ/октава, что может иногда оказаться недостаточным. Кстати говоря, по такой схеме выполняют кроссоверы с синхронной регулировкой частоты раздела смежных полос. Регулируется только частота среза ФНЧ, а полоса ВЧ синхронно изменяется за счет использования фильтра дополнительной функции.

Для перестройки частоты среза в активном фильтре необходимо синхронно изменять величины частотозадающих звеньев. Для плавной регулировки частоты среза используют потенциометры. Нетрудно подсчитать, что для перестройки фильтра второго порядка требуется четырехсекционный потенциометр (для двух каналов). С целью удешевления в последнее время в бюджетных моделях усилителей все чаще используют упрощенные фильтры второго порядка, в которых перестраивается по частоте только одно звено. Такие фильтры нельзя отнести к какому-либо конкретному типу, потому что "идеологически выдержанный" фильтр получается только в одном из крайних положений регулятора.


Наконец, в басовом звене встроенных кроссоверов некоторых усилителей используются ФВЧ переменной добротности, позволяющие получить подъем АЧХ в районе частоты среза до 10 дБ. Такое решение позволяет исключить отдельный каскад бас-бустера, но одновременно вносит значительные фазовые искажения. В данном случае это вполне допустимо, потому что на частоте 30...40 Гц сдвиг фазы на слух не воспринимается.

Однако в диапазоне средних частот, где работает фазовый механизм локализации источника сигнала, для лучшего построения фронтальной сцены желательно использовать фазолинейные фильтры. Это исключит "размытость" сцены и повысит точность локализации кажущихся источников сигнала, особенно при пространственно разнесенных НЧ и СЧ излучателях.
 
Назад
Сверху Снизу