*продолжаем спич*
Где-то на подъезде к Стамбулу примерно в районе по нашим прикидкам местного «мкада» мы встряли в вялую, но длинную пробку, и чем ближе мы пробирались к центру и отелю, тем ужаснее становилось движение – даже не в плане пробок, а в плане бардачности дорожного движения.
Водители там не уважают никого – ни пешеходов, ни окружающих водителей – напарковаться в три ряда на проезжей части – нет проблем, занять целый ряд запаркованными машинами в двухрядном тоннеле и загружать из машин баулы – запросто, просто так остановиться где приспичило – на бис! Пешеходы тоже не отстают – невзирая на сигналы светофора или наличие перехода – прут через проезжую часть где им вздумалось, пробка или нет – им надо здесь и сейчас. Даже с детьми, даже с баулами, даже с баулами и детьми одновременно, аааа! Еще и рожу суровую скорчить могут и помахать злобно на обоснованное би-би от водителя, которому буквально 5 сантиметров остается для маневра – причем как спереди до пешехода, так и сзади от бампера следующей машины… Все это вместе добавляет и пробок, и нервов и грязи на улицы..
Вобщем добрались мы до отеля, заселились, нам мило повысили категорию номера со стандарта до сьюта на верхнем этаже, с шикарным видом на Босфор и Айю Софию
Итак, Стамбул.
Удивительный и сказочный Стамбул – это мост между двумя континентами, место встречи западной и восточной культур и бесценное историческое наследие всего человечества. Расположение города настолько удачно, что человеческие поселения процветали здесь задолго до наступления нашей эры. Античный Византий, помпезный Константинополь и блистательный Стамбул – все это имена одного города, лежащего на живописных берегах Босфора.
Стамбул – самый большой город Европы, расположенный сразу на 2-х континентах. 5 мировых империй оставили свой след в его истории и архитектуре: Персидская, Греческая, Римская, Византийская и Османская. Мегаполис – легенда площадью более 5000 кв.км.
Стамбул по праву считается одним из красивейших городов мира. Обилие исторических памятников, пышных дворцов, древних мечетей вкупе с мягким субтропическим климатом и атмосферой, пронизанной нотками восточной экзотики, делают его невероятно притягательным для туристов.
Стамбул с севера и юга окружен морями — Черным и Мраморным, а пролив Босфор делит город поперек на азиатскую, или анатолийскую, и более молодую, европейскую, части. Население города по данным 2011 года вместе с жителями пригородов составляет почти 13,5 млн человек.
Туристической Меккой для новичков преимущественно служат районы европейской части города.
Мы живем в 450 метрах от туристического «пупа» Стамбула. Первым делом надо….поесть!
А потом уже можно и архитектуру с историей переваривать))
Проходим мимо цистерны Базилики – на входе человек 20, решаем не ждать, переходим дорогу и о чудо – у Айи Софии никого, быстро покупаем билет и заходим внутрь..
Собор Святой Софии
Этот уникальный исторический памятник — шедевр византийской архитектуры, символ расцвета христианства и свидетель гибели Византийской империи. Собор был заложен во время правления императора Юстиниана в VI веке н.э. За 14 веков существования он несколько раз подвергался разрушению и разорению. Почти тысячу лет храм оставался крупнейшей христианской святыней. В 1453 году остался едва ли не единственным неразрушенным собором в захваченном турками Константинополе. После завоевания Константинополя храм переделали в мечеть, к основному зданию пристроили четыре минарета, уничтожив при этом многие христианские ценности. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей. В 2015 году Собор Святой Софии Стамбул был признан самым популярным объектом для посещений в Турции.
1500 лет собор Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.
Мне на память пришла только Кордовская Мескита, где внутрь мечети вписан христианский храм
Снаружи, правда, Айя София больше похожа на баню..
Небо хмурится, и мы стратегически правильно ныряем внутрь
Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста.
По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода.
Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.
Вот скажите мне или объясните, КАК можно было ТАКОЕ построить 1500 лет назад?
Если задрать голову наверх, то можно увидеть остатки старинной росписи, а также архангела Михаила и Гавриила и Серафима вместе с ними на сводах купола.
Везде в соборе можно увидеть таблички с каллиграфией
Именно в Айе Софии проходили коронации византийских императоров.
Именно здесь находится некая «колонна желаний» с дыркой, куда надо вставить палец, загадать желание и повернуть палец на 360 градусов. Если не отвалится

- то желание должно сбыться. Посмотрим) палец цел)
После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке.
сейчас в соборе идет реконструкция, активно восстанавливают фрески, тем не менее, на второй ярус можно подняться
Константинопольский храм по прямому назначению использовали, как христиане: православные и католики, так и мусульмане пристроив к нему минареты и замазав христианскую символику штукатуркой.
На втором этаже можно увидеть несколько таких «выступающих» мозаик
они размером с целую стену!
До 1616 года даты окончания постройки Голубой мечети Султана Ахмета Собор Святой Софии был первой мечетью государства. Голубая мечеть кстати находится аккурат напротив, через небольшой сквер с фонтаном.
Но туда мы попадем завтра, тк в действующую мечеть вход для туристов строго по определенным часам, и это время мы на сегодня уже упустили.
Вышли мы из собора, дождик как раз заканчивался, стало свежее и..улетучилась очередь в Цистерну базилику! Идем туда
На входе надпись о том, что вода спущена. Я как-то не придала значения, думаю, ну наверное логично, что сейчас она не действует, поэтому воду слили настолько, чтобы по помостам можно было ходить. Но оказалось воду совсем спустили, видимо к чистке готовят.. Могли б и цену на билет снизить или совсем бесплатно пускать.. Говорят, когда была вода, там и карпы плавали, и атмосфера поинтереснее, и колонны отражались в воде..
А сейчас вот так
Цистерна Базилика – это подземное водохранилище в историческом центре Стамбула, оборудованное в начале IV века. Цистерна служила в качестве городского водного резервуара. Сюда из Белградского леса по системе акведуков доставлялась вода. Потолок водохранилища поддерживают ряды мраморных колонн, ранее бывших частью античных храмов. Во время правления Османов цистерна не использовалась, в 1987 году ее очистили и открыли на территории музей.
Сооружение было построено на месте базилики святой Софии. Цистерна по-гречески означает «водохранилище», поэтому сегодня музей так и называют — цистерна Базилика.
На сегодняшний день под Стамбулом найдено более 40 цистерн.
Внутри прохладно (глубина метров 10), темно, сыро, с потолка немного капает, идем по деревянным помостам в поисках медузы.. Кого-кого???
Вот ее
На двух колоннах расположены мраморные головы Медузы Горгоны. Историки до сих пор не могут выяснить, откуда привезены эти колонны. Кроме того, ученые точно не знают, почему одна колонна расположена вниз головой, а другая — повернута на бок.
Возможно, это было сделано для того, чтобы люди не боялись окаменеть, случайно посмотрев в глаза Горгоне. Ведь именно это и могло случиться, если верить мифам Древней Греции.
Вода поступала в цистерну по акведукам из Белградского леса, находящегося в 19 км к северу от Стамбула, на побережье Черного моря. Интересно, что греки позаботились о сохранности цистерны. Во-первых, ее стены сделаны из огнеупорного кирпича толщиной 4 метра. Во-вторых, они покрыты специальным водоизоляционным раствором. Кстати, водохранилище использовалось по назначению до 16 века.
Затем цистерну забросили, вплоть до 80-х годов 20 века она была забыта. Но в итоге водохранилище все же опорожнили и начали очищать. В 1987 году во время реставрации цистерны было удалено огромное количество грязи, забетонирован пол, сделаны деревянные настилы, по которым сегодня ходят путешественники.
Водохранилище способно вместить до ста тысяч тонн воды, оно построено в 565 году при византийском императоре Юстиниане I, имеет форму прямоугольника 140х70, свод которого поддерживается 336 колонами высотой в 9м. Все колонны внешне отличаются, так как были привезены из разных античных храмов
А еще именно здесь снимали «Джеймс Бонд. Из России с любовью», «Одиссею» Кончаловского и финальную сцену фильма «Инферно» с Томам Хэнксом в главной роли.
Вобщем охладились, медуз нашли, колонны действительно все разные – не в плане размера, а в плане узора и формы – где-то гладкие, где-то косичкой, где-то с массивными постаментами и лепниной.. и наверное цвет тоже был разный у них, но а)темно, б) столько лет в сырости простояли…
Выходим, перемещаемся к главному причалу у Галатского моста, откуда отходят круизные прогулочные корабли и паромы.
Нельзя побывать в Стамбуле и не сделать, пожалуй, главного – не прокатиться на кораблике по Босфору.
Пролив Босфор – это морская граница между азиатской и европейской частью Турции, его часто называют «душой Стамбула». Через пролив перекинуто несколько живописных мостов, на берегах стоят великолепные султанские дворцы, крепости и старинные кварталы. Стамбул нельзя представить без Босфора. Босфор - это важная судоходная жила Турции и всего мира. Он соединяет Черное море с Мраморным, и движение судов по нему не прекращается ни днем, ни ночью. Пролив очень узкий, поэтому столкновения в нем - далеко не редкость. Длина пролива Босфор - около 30 км, начало он берет от Галатского моста.
Круизных кораблей много, маршрут чаще всего 1.5 часовой – туда вдоль европейского берега, разворот после 2-го моста и обратно вдоль азиатской стороны.
Отплываем – открывается вид на Новую мечеть
Ширина пролива очень вариативна. К примеру, в самом широком месте расстояние от одного берега до другого составляет 3,5 км, а в самом узком – всего 700 м. При всем этом Босфор достаточно не глубок: фарватер равняется 30-80 метрам.
Над проливом 2 моста длиной чуть более 1,5 км - Первый Босфорский мост и Мост Мехмеда Фатиха (местного падишаха, управлявшего Османской Империей в 15 веке). Расстояние между ними равно примерно 5 километрам, проезд по обоим мостам платный, а пешеходам вход на них и вовсе запрещен. Это объясняют тем, что мосты часто использовались самоубийцами.
Первый Босфорский мост - девятый по протяженности в мире и особенно красивый вечером, в огнях подсветки (вечером с терассы отеля мы в этом убедимся)
Название проливу, отделяющему Европу от Азии, дал древнегреческий миф. Согласно ему, Зевс превратил одну из своих очередных возлюбленных Ио в белую корову, чтобы спасти её от гнева своей законной супруги Геры. Однако это не удалось, и Ио сбежала из Греции через пролив, который с тех пор называется «коровьим бродом» — Босфор.
течение Босфора часто называют «чертовым» из-за его стремительности. Говорят, что по весне, во время разлива Дуная, оно достигает своего апогея, а в самом узком месте вода словно кипит. Кроме того, в недрах пролива есть еще одно течение, которое течет в обратную сторону.
По обе стороны от воды возникают то мечети и шикарные каменные дворцы, то бедные лачуги.
По европейской стороне больше дворцов и лачуг, а также современных стеклянных небоскребов
Самая узкая часть Босфора примечательна еще и тем, что по обе стороны от нее стоят две башни. На европейской части — Румелихисар, на азиатской — Анадолухисар.
Вот Румелихисар — крепость, построенная для взятия Константинополя, которая вместе с Анодолухисар была призвана отрезать столицу Византии от Черного моря.
Потому и название крепости переводится как «перерезанное горло», ведь после строительства спокойно пройти через пролив не могло уже ни одно судно. После падения Цареграда крепость вместе с Анадолухисар стала контрольно-пропускным пунктом. Сегодня же здание безопасно, оно отреставрировано, в нем помещается Музей Артиллерии и проводятся музыкальные концерты.
Разворот кораблик делает около второго Босфорского моста или Моста Султана Мехмета Фатиха
Теперь плывем ближе к части азиатской – прям удивительно, но здесь европейского вида небедные виллы, некоторые даже с собственными (!) фуникулерами!!!
и вобще както поприличнее
Это связано с историей города. Турки после заселения Константинополя стали застраивать преимущественно центральные районы, а начиная с 19 века, когда появились пароходы, строительство началось и в более отдаленных и труднодоступных с суши участках.
Ближе к концу на отдалении от берега замечаем островок с башней
Девичья башня распологается на небольшом естественном острове всего в 200 метрах от азиатского берега Стамбула. Интересным является то, что никаких сведений о ее постройке и преследуемых целях в архивах нет.Но есть сведения, что еще в начале нашей эры башня была соединена с берегом.
В течение своего века башня использовалась для различных целей: и как маяк, и как оборонительная башня, и как место сбора налогов с иностранных судов, успела она побывать и тюрьмой, изолятором, хозяйственным помещением для военных и моряков, и даже выставочной галереей. В настоящее время ее используют в качестве ресторана и туристического объекта.
Если в дневное время до 19:00 башня функционирует больше как достопримечательность и смотровая площадка, то в вечернее время она выступает в роли фешенебельного ресторана с дресс-кодом и романтической живой музыкой.
Оборачиваемся на европейскую сторону – там уже закат
вид на Галатскую башню, куда мы завтра и собираемся
Высадились мы у Галатского моста через бухту Золотой Рог.
Мост был построен в середине 19 века и пережил пять реконструкций, в 2005 году через него были проложены трамвайные пути. Еще одно распространенное название конструкции – «Мост Валиде», так как в строительстве активное участие принимала мать султана.
Есть у него одна особенность – с обоих сторон мост как бы двойной, для прохода судов остается лишь средняя часть, а обе боковушки утыканы ресторанами на нижнем ярусе
а сверху свисают удочки – так местные пытаются что-то ловить в мутной и грязной воде, и потом в пакете сразу в эти же рестораны и продавать свой улов. Запах – бе, тут же и жарят популярный фастфуд – балык екмек – бутер с рыбой и салатным листом.
Рыбаки на протяжении долгих десятилетий приносили свою добычу, выловленную в Мраморном море и Босфоре, к Галатскому мосту, чтобы продать. Через некоторое время предприимчивые лодочники сообразили, что рыбу можно не только продавать в свежем виде, но и готовить из нее кушанья. Кухня была устроена прямо здесь же. В лодках установили грили и плиты и занялись обжаркой рыбного филе, кусочки которого потом клали на разрезанный батон. Блюдо сразу стало пользоваться огромной популярностью. Для привлечения клиентов продавцы и сегодня без устали кричат: «Balık Ekmek! (Балык Экмек!)», что в переводе на русский язык означает просто «рыба в хлебе».
Мы пробовать не решились. И тут вот начинается то, что отталкивает – вонь от этих грилей, тут же специи и сладости, на жаре, плюс грязища в воде, пешеходный переход под Галатским мостом – это ж просто 100 метров пытки для обоняния – такая смесь туалета, жареной рыбы, густых маслянистых местных духов, что хочется как по команде тетушки из рентген-кабинета «глубоко вдохнуть и не дышать!».. прошли переход – а теперь «дышииите!» Буээ вобщем.. Это одна из причин, почему мы не стали есть в ресторанах на мосту.
Вторая – это дикая назойливость турок-зазывал. Идем вдоль них, даже не смотрим в сторону меню, говорим о своем, они заговаривают – каждый,а их там ресторанов 7! Тянут за руки, преграждают дорогу, тычут меню тебе, ты отмахиваешься, за тобой чуть ли не вприпрыжку! А тут уже территория следующего зазывалы.. и «наша песня хороша – начинай сначала..» мрак!
И не говорите мне, что это все вместе с портовой грязью, рыбной вонищей и приставалами – это местный колорит. Нет! Это грязный вонючий базар. Точка.
Ужинали мы недалеко от отеля в ресторане, проверенном программой Ревизорро, где было вкусное мясо и прохладное пиво, никто не клянчил нагло чаевые и не хватал за руку по дороге.
А вот и виды на вечерний Босфор с нашей терассы
вдалеке как раз подсвечен первый мост
небоскреб-пальма)
А это уже утром
с погодой опять повезло – не жарко, немного облачно, гулять не тяжело
Утром, пока позволяют часы посещения для туристов, отправляемся в Голубую мечеть
Официальное название - Мечеть Султанахмет
Почему голубая? Версий две – 1)вечерняя подсветка и 2)голубоватые таблички с цитатами из Корана, украшающие стены мечети
Стоит она прямо напротив Айи Софии – их разделяет скверик с фонтаном
Айя София
Голубая мечеть
Сначала входим в первый зеленый внутренний двор
справа ниши с кранами для омовения ног
Для туристов работает определенный вход в определенном углу внутреннего двора уже самой мечети. Туда надо входить уже при полном параде – т.е. никаких открытых плеч, животов и колен, для женщин обязательно ношение головного убора.
Построили мечеть при султане Ахмеде I в начале XVII столетия. Ему долгое время не удавалось выиграть ни одной войны, и Турция стала сдавать свои позиции. Чтобы снискать божью милость султан начал строительство всей своей жизни. Таким образом он планировал продемонстрировать всему свету, что Оттоманская империя – это вам не просто так, а «стоять — бояться».
При строительстве использовались редкие и драгоценные породы мрамора. Архитектура голубой мечети – гармоничное сочетание османской и византийской манеры, по замыслу султана она должна превзойти в размерах и затмить Айя-Софию.
А махриб (ниша для молитв) вообще был высечен из цельной мраморной глыбы, в ней же находится уникальный черный камень, привезенный специально из Мекки.
На входе туристов просят снять обувь и убрать в специальный пакет – выход будет в другом месте.
Внутри ковры ручной работы и яркая роспись стен и потолков
Оказывается, что располагаться ровными рядами во время молитвы мусульманам помогают… узоры полосками на ковре
для меня это было прям открытием из серии «все гениальное просто»
Центральная часть мечети - только для молящихся мужчин. Для женщин слева и справа отделено по узкому "загону", и то им нужно приходить на молитвы не всегда.
Еще одной особенностью Голубой мечети является то, что в ней не четыре, как заведено, минарета, а шесть. Существует версия, что это архитектор что-то напутал и увеличил их число.
В свое время это было большим скандалом, так как главная мечеть ислама — храм Кааб тоже имеет 6 минаретов, а это уже желанию уподобиться не подобаемым образом! Имам Мекки рвал и метал и сулил беды молодому султану.
Сами легенды гласят, что всему виной слабый на слух архитектор, который просто не раслышал, что именно там бубнил султан altın minare (золотые минареты) или altı minare (шесть минаретов). Как будто минареты как грибы выросли за 1 ночь и никто ничего вовремя не заметил.
В итоге султан, чтобы не осложнять отношения с верховными исламскими жрецами, вышел из положения очень находчиво. Он просто достроил еще 1 минарет для главной мечети в Мекке и делу конец. Строительство мечети закончили через 7 лет в аккурат за год до смерти великого Султана.
Изначально в архитектурный ансамбль мечети входили также духовная школа, начальная школа, тюрбе, благотворительная организация, больница и караван сарай, но два последних здания были разрушены.
Вокруг мечети еще несколько зданий – видимо там и есть школа и больница
Дальше мы сели на трамвайчик и переместились через Галатский мост, где на подземном фуникулере в толще горы поднялись еще выше – к Галатской башне
Башня была заложена в 528 году. Высота 140 метров с дополнительным возвышением самого холма 60 метров дают весьма неплохую перспективу на пролив Босфор и европейскую часть Стамбула.
Собственно это и цель подъема на башню – впечатлиться видами. Благо там есть лифт! А внутри пока ждем в очереди можно рассмотреть красивое ээ..панно? гравюру?
На верхнем уровне есть кафе и чуть ниже ресторан – можно устроить обед с видом
В 1453 году, когда турки покорили Византию, башня была захвачена ими. Последовательно она выполняла функции маяка для торговых судов, обсерватории, противопожарной каланчи и даже тюрьмы. Последняя реконструкция закончилась в 1967 году - был перестроен купол, появились лифты, один из верхних этажей стал использоваться для ресторана. Диаметр конусовидной крыши - 8,95 метра, а толщина стен - 3,75 м.
Сооружение известно также как Башня Хезарфена, именно с ней связан знаменитый полет «Турецкого Икара». В 1638 году ученый-экспериментатор Хезарфен Ахмет Челяби перелетел с ее крыши на азиатский берег Босфора на собственноручно сконструированном планере.
Отстояв очередь, ныряем в лифт и наслаждаемся видами
Смесь узких улиц, острых шпилей минаретов, на горизонте маячат современные небоскребы
на горизонте контуры слева направо – Айя София, голубая мечеть и Новая мечеть
вид на дворец Топкапы
Галатский мост и причалы корабликов
Новая мечеть
мосты через бухту Золотой Рог
Виды внушительные конечно, особенно на мосты и Босфор. Люблю такие места.
Еще потому люблю, что сверху не видно всей грязи B)
Спускаемся
После этого мы все же перекусили в одном из ресторанчиков на Галатском мосту, только уже с другой стороны – тут зазывалы оказались менее приставучими, а запаха жареных рыбьих туш не было.
Потом повторили путь в обратном порядке – на трамвайке через мост к отелю, чудеса выпарковывания и выезда узкими извилистыми улицами с кидающимися под колеса пешеходами и заставленными проездами
5,5 часов пути

и мы в домике) На въезде в Болгарию содрали 5 евро за "дезинфекцию" - надо заехать в ангар, где машину польют водой с хлоркой..
Дороги в Турции прям на удивление хорошие, что бесплатные, что платные.
С платными дорогами система такая: надо купить наклейку определенной системы у дяди в будке, он запишет ее на номер машины, потом надо положить на нее денег, и проезжать через воротца, где указан значок этой системы (есть еще другая – типа транспондеров).
Мы так и не поняли, как узнать стоимость проезда и остаток на наклейке.. Судя по действиям других иностранцев – они тоже особо не в курсе) Загорелся зеленый – поехали.
Общие впечатления о Стамбуле – противоречивые. Если честно – я ожидала бОльшего.
С одной стороны – история, архитектура, старина, Босфор.. С другой – грязища, вонища и базарищще

. И приставучесть 80 уровня. И стремление во всем наколоть. Турки - невоспитанные и шумные.
Город огромный. Толпы людей, уймы машин и адские пробки

. Культура езды = нулю. На Занзибаре водители и то лучше себя ведут ??
Колориту через край. Напрашивается сравнение с Бангкоком – жарко, грязно, тесно, суетливо…
Не возникло желания оставаться на подольше. 2 дня для нас в этом современном Вавилоне – за глаза.
Вот пожалуй и сказочки конец, а кто долистал, тот молодец!
До новых и, я надеюсь, скорых, встреч в эфире!
