Фотоотчет Ремонт моторчика печки - замена коллектора, щеткок на примере Audi 100 C4

  • Автор темы Jurik-11
  • Дата начала
  • Ответы 6
  • Просмотры 16К
В общем оригинальный моторчик печки на моем авто после 27 лет эксплуатации и 442 тыс. км перестал крутится. Когда ооочень давно было дело, что свистел в течение года или больше (ориентировочно 2010-2012года свистел) - смазал циатимом и с тех пор он работал тихо многие года, пока заводской коллектор и щетки не стерлись.
Опыта такого ремонта не было, поэтому местами немало накосячил - но тем не менее расскажу как есть, тогда следующие не накосячат :)
Снятие моторчика не требует демонтажа печки, но нужны хорошие отвертки и съемник стопорных колец. 3 самореза и 1 стопорное кольцо - снимается и моторчик можно извлечь (это в версиях без климата).
Отмечу, что при обратной установке будьте внимательны с положением выступа, который должен четко попадать в паз корпуса печки, не суньте на силу :)



Кстати, номер моторчика 4A0 959 101A, как хороший недорогой аналог некоторые советуют Termal 402102M, по идее его и следовало бы купить сразу, но желание восстановить родной мотор - было сильнее :)



Поначалу я не заметил, что ламелей коллектора в общем-то уже нет и думал, что обойдусь простой заменой щеток. Для их замены надо отогнуть 2 края вверху держателя и вытащить щетку и пружинку:



Размер щеток 8х8мм:



Под рукой были лишь щетки покрупнее - я их обточил до 8х8 на нождаке + напильником и поставил:



Ожидал, что все вновь закрутится - хрен там :) Тогда я уже заметил, что коллектор не просто сточен, а стерт до пластика.
Поэтому разбираем. Я последовательность напутал - поэтому пишу сразу так, как на мой взгляд было бы лучше. Высверливаем 2 заклепки (при обр. сборке заменяем саморезами), чтоб убрать в сторону пластик с разъемом. Там, где на фото намазюкана смазка - там спрятано на валу стопорное кольцо, которое нужно снять, а пластик на заклепках будет мешать:



Нужно развальцевать загибы - чтоб составные части разъединились:



Затем соответственно убираем верхнюю крышку в сторону. Надо снять крыльчатку - я просто нагрел феном (до средне-горячего состояния, главное, чтоб не "поплыл" пластик, а был просто горячеватым) и установив выколотку в вал - сбил крыльчатку, которая лежала на коленках :) Тут важно делать это максимально легкими ударами. Я накосячил тут где-то, ибо вал сместился относительно ротора, что "аукнулось" мне в дальнейшем. Если у кого есть хорошие способы съема крыльчатки - пишите.

И вот состояние коллектора:



Состояние втулок почти идеальное несмотря на 27 лет, вовремя значит успел смазать, когда он свистел.







Далее, уголки коллектора отогнул, провода снял с них, коллектор пассатижами стянул с вала (можно мини-съемником).
"Новый" коллектор для замены взял с бензонасоса JP Group 1115203400 :), который накрылся менее чем за 10 тыс. км - зато от него остался почти идеальный коллектор. Но диаметр отверстия надо 8мм, а у него - меньше. Можно наверное и дрелью - но я отнес токарю, он развернул четко по центру, чтоб плотно было и биения не было (заодно и проточить можно, если надо). Обматывал лентой, чтоб витки не размотало на оборотах:



Намазал место надевания коллектора быстрой 5мин. эпоксидкой



Загнул лепестки и пропаял заодно для лучшего контакта (не обязательно). Зажал в дрель и немного придал лоска медным ламелям:



Сборка:



Все, собираем, завальцовываем крышку.
С обратной стороны будут кольца на втулке и стопор:



И тут я понял, что какая-то хрень, не сходится, вал завысоко выходит. Вот тут "аукнулось" косячное сбивание крыльчатки. Пришлось на собранном вал забивать на место. При этом приклеенный коллектор - съехал...Очень плохо. Но в итоге капнул туда суперклея на вал и перевернул, чтоб он протек и заблокировал коллектор. Ну что же, опыт, надо быть внимательнее.
Далее.
Упираясь валом - набиваем крыльчатку (немного нагретую) на противоположную сторону.

Все, завальцовываем крышку, собираем пластик на 2 самореза вместо заклепок.



Подключаю - и снова хрен там - не крутит. Я уже и щетки достал и шарошкой сделал им нужный полукруглый профиль - ничего. Потом все-таки понял в чем дело - щетки графитовые и их сопротивление 30-50 Ом оказывается, графитовые - это под электроинструмент, где 220 вольт и мало ампер, а тут-то все наоборот - 12 вольт и много ампер, которые через себя графитовые не пропустят по закону Ома :) Значит подходят только меднографитовые!!!

Приобрел как раз меднографитовые Krauf KSB0012, сопротивление ~0 Ом, размер точь-в-точь как надо - 8х8мм, длина что-то около 20мм (многовато, пружинку не всунуть). Цена около 1$, надо заказывать в магазинах авто з\ч типо экзист и т.п., будьте внимательны, т.к. в рознице некоторые лохотронщики их пытаются продавать чуть ли не за 5$, что для такой мелочи - многовато.



Шарошкой-камешком в дрели придал ей профиль, чтоб быстрее притерлось, да и излишняя длина - убралась.



Из-за частого отгибания-загибания в ходе экспериментов могут отвалиться уголки - решение простое - прилудить сверху П-обр. перемычку из толстого медного провода:



Не забываем при сборке смазать втулки (я много лет назал мазал циатимом, теперь ХАДО ремонтной красной)

ВСЕ!!! Теперь, наконец-то все заработало. Дует, как надо, лучше, чем было, а притрется - будет еще лучше. Вибрации нет совсем. А по шуму - не заводя какое-то шуршание на 1 скорости слышно, но на заведенной уже не услышать этого. На 2-4 скоростях - все хорошо.

Рад, если по процессу посоветуют, как что лучше. Кто будет делать - не повторяйте моих ошибок - тогда отремонтируете быстро и дешево.


P.S. от Админа - отчет добавлен на сайт:
Ремонт электродвигателя отопителя - замена коллектора и щеткок
Спасибо! :thankyou2: :hat:
 
Я так тоже 3 раза на вольве снимал, напаивал, пока эта сука в -30 не сдохла. :LOL: Задушил жабу и пошел купил новый, с тех пор забыл.
 
Pierburg написал(а):
Я так тоже 3 раза на вольве снимал, напаивал, пока эта сука в -30 не сдохла. :LOL: Задушил жабу и пошел купил новый, с тех пор забыл.

Что именно "напаивал" 3 раза?
 
Jurik-11 написал(а):
Что именно "напаивал" 3 раза?

Мазал подшипники, потом менял их, менял щетки и напаивал коллектор, шлифовал его. думал сэкономлю 200 баксов. Наэкономил, что чуть зубы с шарами на полку не положил )
Я сам всеми руками за хороший колхоз, интересно что-то восстановить, но это должно быть что-то уникальное или дорогое, а ширпотреб проще купить
 
Мазал подшипники, потом менял их

В моем случае я уже когда-то давно смазал - и они сохранились идеально. Теперь лишь обновил смазку.

и напаивал коллектор

У меня новый коллектор, не напаяный :)
По сути теперь моторчик такой, каким он и был в "молодости" :)
Наэкономил, что чуть зубы с шарами на полку не положил )

Так а что именно накрылось в итоге?

Я сам всеми руками за хороший колхоз, интересно что-то восстановить, но это должно быть что-то уникальное или дорогое, а ширпотреб проще купить

Согласен, но один разочек можно ведь и попробовать. Тогда в дальнейшем и уникальное/дорогое будет легче восстановить с учетом полученного ранее опыта :)
 
Коллектор в принципе ещё рабочий был, можно было и щётками обойтись. Год-два бы протянуло, а за это время и новый мотор приобрести.
За ссылку на щётки отдельное спасибо, а то я на рынке еле нашёл размера 7х8, но работают пока, иногда подскрипывают и к зиме уж точно мотор под замену.
 
Коллектор в принципе ещё рабочий был, можно было и щётками обойтись.

Коллектор мертвый, до пластика пробоины. Там фольга лишь по краям.

За ссылку на щётки отдельное спасибо, а то я на рынке еле нашёл размера 7х8, но работают пока, иногда подскрипывают и к зиме уж точно мотор под замену.

Заказал для двух авто KSB0012 (8х8) и KSB0008 (8х10), все около 1$ за пару щеток. На рынке ценник на них взвинчен, надо именно заказывать.
 
Назад
Сверху Снизу