slesh
Завсегдатай
Северное путешествие
или на автомобиле вокруг Балтийского моря
Выкладываю отчет, и сразу обращаюсь к любителям покритиковать, прошу строго не судить, пишу о том, что считаю нужным, что самому приходилось выискивать по крупицам в отчетах других авто путешественников. Возможно, кому-то пригодится для организации своего путешествия, кому-то будут просто интересны мои впечатления, кто-то прислушается к советам.
На автомобиле путешествуем с 1996 года, но только по своей стране и дальше Украины и Белоруссии не выезжали. Может по причине языкового барьера (как то выучить разговорный английский не хватает времени, да и потребности не ощущалось), ведь и в нашей стране так много интересного и есть где отдохнуть. Так что идея посмотреть заморские страны появилась впервые этой зимой, когда подруга, давно уехавшая в Швецию на пмж, настойчиво пригласила в гости. Вспомнилась давняя мечта прокатиться на пароме, когда полез в интернет и почитал про финские магазины, то появилось ещё несколько причин, и началась подготовка.
Во-первых, виза в Финляндию, оформили самостоятельно без проблем у нас в Екатеринбурге в венгерском посольстве за 70 Е на двоих., зелёную карту на 2 недели купил в Альфа-страховании, а мед. страховку в тур. агентстве. В-третьих, купили билеты (автопакет) на паромы Турку-Стокгольм (105 Е) и Стокгольм-Таллин (225 Е). Советую заказывать в питерском Паромном агентстве ООО «Е. и С.», сайт www.naparome.ru (просто и дешево), понял после долгих гуляний по просторам инета и переписки с представителями разных компаний, т.к. это агентство было первым и я сразу не поверил, что можно так просто и дешево купить автопакет, ох уж эта наша российская осторожность и недоверчивость.
И, наконец, забронировали без предоплаты по всему маршруту гостиницы через Booking.com. Отдельно про него, впервые пользовался этим сайтом и был очень доволен. Заранее за 1-2 месяца забронировал почти все гостиницы, кроме российских. На сайте можно почитать отзывы разных людей и для любого бюджета, с нужным вам расположением и на любой вкус заказать номер. Приходит по эл. почте бланк, распечатываешь и предъявляешь в гостинице, нигде не подвело. Я выбирал с учетом цены, а главное расположения: чтобы был близко общественный транспорт и удобный въезд и выезд из города.
ГОСТИНИЦЫ
1. Котельнич гостиница «Октябрь»
2. Ростов гостиница «Русское подворье»
3. Павловск гостиница при ГП ДУИЦ reec@mail.ru
4. Хельсинки отель «AVA»
5. Турку «Cosmo Apartments and Guesthouses»
6. Стокгольм хостел «Стокгольм»
7. Таллинн отель «Лилиекула»
8. Рига отель «Альбатрос»
9. Висогинас гостиница «Aukstaitij»
10. Минск гостиница «Ла Минска»
Итак, наш план, который мы успешно реализовали! Привожу дни переездов, были так же дни отдыха у родственников и экскурсий по городам.
9.07. Екатеринбург – Котельнич (проехали Пермь, Киров) – 990 км
10.07. Котельнич – Ростов Ярославская область (проехали Кострому, Ярославль) – 623 км
12.07. Ростов – Павловск Ленинградская область (проехали Череповец) - 873 км
14.07. Павловск – Питер – 64 км
16.07. Питер – Хельсинки – 369 км
18.07. Хельсинки – Турку – 180 км
19.07. Паром Турку – Стокгольм (дневной)
19.07. Стокгольм - Личепинг (город в Швеции, где и живет моя подруга молодости) – 200 км
22.07. Линчепинг - Стокгольм – 200 км
24.07. Паром Стокгольм - Таллинн
26.07. Таллинн – Рига - 350 км
27.07. Рига – Висагинас (там служил в армии) - 322 км
28.07. Висагинас - Минск (проехали Хатынь) 341 км
30.07. Минск – Омбыш Черниговская область 580 км
5.08. Дорога домой: Омбыш – Большой Самовец (проехали Курск, Воронеж) 658 км
6.08. Самовец – Самарская область (проехали Тамбов, Пензу, Тольятти) 953 км
7.08. Последний день до Екатеринбурга 797 км
Общее расстояние, которое мы преодолели на автомобиле Volkswagen Tiguan 7630 км. Второй год эксплуатации авто, не подвел ни разу, супер-машина и наш друг Тишка!
Потратили 152 000 р. (брали 35 000 рублями, 1000 евро, остальные на карточках, евро меняли на шведские кроны (на пароме это сделать легко и выгодно), латвийские латы (меняли в супермаркете), белорусские рубли (на АЗС берут и наши рубли) и украинские гривны, но совсем чуть-чуть, а в основном во всех странах Финляндия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия и Украина расплачивались карточками). Из них на бензин – 25 000 руб. (бензина А-95 720 л, расход около 10 л на 100 км при постоянно включенном климат-контроле), питание, сувениры и экскурсии – 50 000 р. (примерно по 800 р. в день на человека), проживание в гостиницах - 31 000 руб., остальные потратили на покупки. О бензине: самый дешевый в Белоруссии 28, 90 руб, самый дорогой в Швеции 14, 5 крон = 80 руб, в Финляндии 16 Е = 68 руб.
В дороге, кроме традиционных карт и атласов, впервые пользовались планшетом с навигатором Navitel. Может потому что впервые, может ещё по какой причине, но часто, то планшет, то навигатор нас подводил, хотя, когда работало все исправно, мы были очень довольны. Сложно представить, как бы мы нашли гостиницы без него в Хельсинки, Турку и Стокгольме, замечу, что английский язык у нас в зачаточном состоянии.
Впечатлений огромное множество (дороги, цены, границы, достопримечательности, магазины, паромы, жизнь «в буржуазной Европе» и т.п.).
1. Что касается дорог. Впервые решили рискнуть и поехать в Питер по северной дороге (Пермь, Киров, Кострома, Ярославль, Череповец) и НЕ ПОЖАЛЕЛИ! Кроме Костромской области (хотя и там все сносно), дороги хорошие, а главное пустые! Только с хорошими АЗС сложно, советуем заправлять полный бак и не пропускать заправки. Радует, что везде идет строительство дорог по нашей стране. В Финляндии от Торфяновки до Хельсинки почти 200 км сплошное строительство дорог, поэтому ехали медленно, а Хельсинки – Турку – это СУПЕР, мало того что это двух полосная трасса, она ещё и очень живописна, множество тоннелей, авто заправочных комплексов, где можно приятно провести время за чашкой кофе. В Швеции дороги высокого качества, в Прибалтике в основном тоже (плохо только в городах), в Белоруссии добротные и пустые, но от Минска до Гомеля 300 км идет повсеместное строительство дорог, утомляет. Украина – очень плохо, с каждым годом все хуже и хуже и не только дороги, жаль. Обратно ехали через Курск, Воронеж, Тамбов, Пензу и по М5 до Златоуста. Отвратительная дорога в Тамбовской области, Башкирии и Челябинской области. Плохо развита сеть дорожных гостиниц в Воронежской и Тамбовской областях. М5 как всегда очень загружена, но сервис развит.
2. Границы. Бесподобно, очень просто прошли границу в Торфяновке (Россия - Финляндия), на финской границе даже из машины не выходили, подали паспорта в окно. Границы в евросоюзе есть, но там никого нет, между странами евросоюза нас никто не останавливал, хотя виза была только в Финляндию. Удивила Белоруссия, заезжали из Латвии в Селене, машин было 10-12, белорусы работают крайне медленно и дотошно, прошли за 1 час. А на выезде из Белоруссии в Украину было ещё дольше: белорусскую границу проходили 1,5 часа, машин в очереди было 6-7, медлительность белорусских таможенников не знает границ! и ещё только белорусам нужна зеленая карта, кроме них про этот документ ни кто не вспоминает. Украинскую прошли 30 минут, но чего только не придумывают украинские таможенники, чтобы продлить удовольствие общения с гражданами, на этот раз досконально проверили наши лекарства в аптечке, очень тщательно все отсеки в машине, задали множество вопросов: куда, зачем, с какой целью, к кому и т.п. Выезжали в Катериновке после Глухова. Всегда проблема поменять оставшиеся гривны на рубли, с трудом поменяли на евро в Приват-банке Глухова. Надо сказать, что на российской таможне нас так же долго держали, была одна очередь и фур, и легковых и просто граждан без авто, а служащих мало и работают медленно.
3. Достопримечательности. Все хотелось посмотреть, но время и средства поджимали.
Ростов Великий: кремль со звонницей, озеро Неро, улочки старинного города, места знакомые с любимых фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «Семь стариков и одна девушка», «Тридцать три».
Санкт-Петербург: в этом году Павловск, Пушкин с их дворцами и парками, «Аврора», Подводная лодка С-189, прогулка по каналам на кораблике и пешком по проспектам и площадям. Этот город можно открывать и любоваться вновь и вновь много лет!
Хельсинки: удивило, что город пустой. Скопление людей только на центральной площади, где установлен памятник Александру II. Магазин Итакискус – один из крупнейших торговых центров Европы (пишут в интернете). Площади центра большие, впечатляет, а покупателей нет, и товар оставляет желать лучшего, все тот же Китай, те же развалы ни кому не нужных вещей, как и в нашем Екатеринбурге. Удивило и возмутило, что тележки в магазинах ПРИЗМА платные, но мы так и не разобрались, как платить. Очень дорогое спиртное, советуем запастись в Дьюти фри на границе с Финляндией или на паромах, очень качественно и не дорого. Понравился общественный транспорт: свободный, чистый, комфортный (в метро можно шёпотом разговаривать), но цена одной поездки 2,20 (а автомате) – 2,60 Е (у водителя) на 1 час в любом транспорте. Русскоязычных мало, но есть! Если заблудился или растерялся, то помогут. Что было неожиданно, так это покупка продуктов, все на упаковках на финском (в других странах так же на родном языке, английского не встретили ни разу) и поди разберись, что в баночке молоко или кефир, сметана или простокваша. Кстати из языков, которые мы встретили на пути, самый непонятный эстонский, даже отдаленно невозможно догадаться, но зато в Прибалтике все говорят по-русски, и это так радует после Швеции. Немного о парковках, нас все форумы предупреждали, что это проблема. Сразу купили голубые часы за 2Е в Призме, но ни разу ими не воспользовались, т.к. машину всегда и везде оставляли на бесплатных паркингах при гостиницах, а города осматривали или пешком или пользовались общественным транспортом.
Линчепинг: исторический центр Швеции, центр коммуны (административная единица). Погуляли по городу, он не большой, но продвинутый, есть театр, огромный костел, университет, много торговых центров, музеев, даже памятник основателю фирмы SAAB. Посетили музей военной авиации при заводе SAAB, поразила пропаганда военной опасности, исходящей от СССР и России, экспозиции очень политизированы, а техники мало.
Мне очень понравились магазины сети Белтема и Юла, цены на электроинструмент и инструмент для ремонта автомобилей там значительно ниже, чем у нас.
Что ещё интересно, вечером все улочки в центре заполнены отдыхающими людьми за столиками при кафе и ресторанах (их очень много), получается, что люди с тарелками сидят прямо на дороге, машины едут между ними.
Стокгольм: посмотрели дворец, где вручают нобелевские премии, королевский дворец, и окружающий его исторический центр города, стокгольмское метро, которое так расхваливали в украинской передаче «Орел и решка». Посмотрели на смену королевского караула, зрелище собирающие сотни зевак, не особенно понравилось, наш караул на «Красной площади» выглядят гораздо более впечатляюще. Довольно смешно маршировали девушки, и не вполне привлекательно выглядели «горки», оставленные лошадьми, на которых выезжал военный оркестр.
Паромы: Из Турку (к сожалению на осмотр Турку мы не оставили времени, а там поняли, что город красивый и интересный) мы на утреннем пароме «Гэлекси» компании «Силья лаин» отправились в Стокгольм. О паромах уже много сказано в интернете, но лучше один раз увидеть, и это самое впечатляющее событие в поездке. Сам паром огромный город (220 м в длину, 30 м в ширину и 10 этажей) с магазинами, концертными залами, просторными палубами, ресторанами и т.д., есть все, чтобы оставить о себе хорошее впечатление и заманить ещё и ещё. Очень удобные каюты, мы взяли без иллюминатора и не пожалели, т.к. в каюте только спали, а на пароме так много всего привлекательного, что в каюте не усидишь. Из Стокгольма в Таллинн был похожий паром «Балтик квин», но вечерний. Ночная Балтика не менее привлекательна, очень живописны берега, островки, фьерды. Для тех, кто не боится холодного моря, очень советую побывать в таком плавании!
Таллинн: не случайно его называют старый и добрый, тихие улочки с ухоженными домиками, никакой суеты, пока не попадаешь в исторический центр, где толпятся туристы, кафешки впритык друг к другу, ступить некуда. Но все отреставрировано и в очень приличном состоянии. А вот прогулка по набережной вечером понравилась, опять тишина парков, спокойствие горожан, гуляющих по берегу моря.
Рига: больше городской суеты, пробки, как в наших больших городах. Старая Рига впечатляет, красивые узкие улочки европейского вида, интересная архитектура, имеет свой колорит. Было интересно посмотреть улицу, где снимались фильмы «Приключения Шерлока Холмса …» и «Семнадцать мгновений весны» (Плейшнер в Берне), а снимались они в зданиях, расположенных напротив друг друга.
Городки в Прибалтике: уютные, чистенькие, ухоженные, не богатые, но дорогие для их жителей.
Минск: здесь время остановилось на советском периоде. Большой, добротный со сталинскими проспектами город, ЦУМом и ГУМом, шумным метро, толпами народа в транспорте и на улицах. Но, как бы мы не пытались найти место, где сфотографироваться на память о Минске, никто нам ничего не мог предложить. Нет, видимо, в Минске узнаваемого на фото места. Но зато по дороге из Латвии в Минск мы совершенно неожиданно для себя увидели указатель на Хатынь, 5 км от трассы. Очень впечатлило, советую побывать, эмоционально насыщено и пробирает до глубины души. И ещё о Минске, если истинно славянская женщина решила приодеться, то поезжайте в Минск! Здесь вы не встретите китайский ширпотреб, в ЦУМе и ГУМе есть все, чтобы выглядеть безупречно, начиная с белья, заканчивая верхней одеждой, все местного производства, качественно и недорого. Замечу, что в Скандинавии нет ничего даже издали похожего. Жаль, что это было в конце путешествия, и средств у нас оставалось немного.
Что поразило в Швеции: система штрафов, что сделало народ законопослушным и немного зомбированным, даже запуганным. Шведский гуманизм привел к засилию арабов, сами шведы их по-моему боятся, и готовы кормить, поить и содержать, выплачивая огромные налоги государству. Бросаются в глаза половые проблемы, женщины все больше похожи на мужчин, а тем ничего не остается, как наряжаться женщинами.
Понятие «шведский стол» - это не только для общественного питания, дома едят так же, т.е. блюда стоят в стороне от стола и каждый сам накладывает себе чего хочет и сколько хочет из предложенного. Мы поначалу растерялись.
Мне показались немного наигранными экологические вопросы. Конечно, первозданная чистота природы (выходные провели у друзей в лесном домике на озере), ухоженные лужайки, недоступность (частные владения) территорий для любого желающего, строгие законы по охране природных территорий, по озеру можно передвигаться только на веслах или электромоторных лодках. Все это есть и из озера можно воду пить, молодцы! А вот разделение мусора, это экономия или экология не понятно. Для граждан кажется, что они помогают стране бороться с мусором, а кто-то на этом несомненно наживается. Специально сходили посмотреть сарайчик во дворе, где мусор собирают: идеальная чистота и множество контейнеров, каждый для своего мусора и не промахнешься - картинки, надписи, плакаты, даже мешочки для пищевых отходов пачками лежат. Из пищевых отходов делают биогаз для общественного транспорта. Но почему горожане все это делают (разделяют мусор) без явной выгоды для себя, нам русским это не понятно!
Интересна жизнь в коммуне, жилье большинство шведов арендуют и в основном у государства, вместе с квартирой минимальный набор мебели, организации делают ремонт в квартирах, в подвале прачечная (стирка, сушка, глажка), её услуги входят в стоимость жилья. А шведская мечта – это вилла, вольво и вульф (собака). Таким образом, квартиры - это не то, на что шведы готовы потратить большую сумму.
Еще в «буржуазной Европе» понравилась культура езды автомобилистов, они очень вежливы на дорогах, а соблюдать правила у них даже хочется, так все хорошо продумано. К сожалению, правила иногда только для гостей. Наши друзья указали нам место возле дома для парковки, но оказалось, что там ставить авто было нельзя, о чем утром мы получили уведомление с квитанцией на 700 крон (3500 руб.). Но в последующие дни на этом месте благополучно стояла машина со шведскими номерами. Возможно, нам не могут простить «Полтаву», предположили наши друзья, и «добрый» человек сообщил о правонарушении в полицию (милые традиции шведского народа: тук-тук-тук). Мы, как истинные россияне, ничего платить не стали.
или на автомобиле вокруг Балтийского моря
Выкладываю отчет, и сразу обращаюсь к любителям покритиковать, прошу строго не судить, пишу о том, что считаю нужным, что самому приходилось выискивать по крупицам в отчетах других авто путешественников. Возможно, кому-то пригодится для организации своего путешествия, кому-то будут просто интересны мои впечатления, кто-то прислушается к советам.
На автомобиле путешествуем с 1996 года, но только по своей стране и дальше Украины и Белоруссии не выезжали. Может по причине языкового барьера (как то выучить разговорный английский не хватает времени, да и потребности не ощущалось), ведь и в нашей стране так много интересного и есть где отдохнуть. Так что идея посмотреть заморские страны появилась впервые этой зимой, когда подруга, давно уехавшая в Швецию на пмж, настойчиво пригласила в гости. Вспомнилась давняя мечта прокатиться на пароме, когда полез в интернет и почитал про финские магазины, то появилось ещё несколько причин, и началась подготовка.
Во-первых, виза в Финляндию, оформили самостоятельно без проблем у нас в Екатеринбурге в венгерском посольстве за 70 Е на двоих., зелёную карту на 2 недели купил в Альфа-страховании, а мед. страховку в тур. агентстве. В-третьих, купили билеты (автопакет) на паромы Турку-Стокгольм (105 Е) и Стокгольм-Таллин (225 Е). Советую заказывать в питерском Паромном агентстве ООО «Е. и С.», сайт www.naparome.ru (просто и дешево), понял после долгих гуляний по просторам инета и переписки с представителями разных компаний, т.к. это агентство было первым и я сразу не поверил, что можно так просто и дешево купить автопакет, ох уж эта наша российская осторожность и недоверчивость.
И, наконец, забронировали без предоплаты по всему маршруту гостиницы через Booking.com. Отдельно про него, впервые пользовался этим сайтом и был очень доволен. Заранее за 1-2 месяца забронировал почти все гостиницы, кроме российских. На сайте можно почитать отзывы разных людей и для любого бюджета, с нужным вам расположением и на любой вкус заказать номер. Приходит по эл. почте бланк, распечатываешь и предъявляешь в гостинице, нигде не подвело. Я выбирал с учетом цены, а главное расположения: чтобы был близко общественный транспорт и удобный въезд и выезд из города.
ГОСТИНИЦЫ
1. Котельнич гостиница «Октябрь»
2. Ростов гостиница «Русское подворье»
3. Павловск гостиница при ГП ДУИЦ reec@mail.ru
4. Хельсинки отель «AVA»
5. Турку «Cosmo Apartments and Guesthouses»
6. Стокгольм хостел «Стокгольм»
7. Таллинн отель «Лилиекула»
8. Рига отель «Альбатрос»
9. Висогинас гостиница «Aukstaitij»
10. Минск гостиница «Ла Минска»
Итак, наш план, который мы успешно реализовали! Привожу дни переездов, были так же дни отдыха у родственников и экскурсий по городам.
9.07. Екатеринбург – Котельнич (проехали Пермь, Киров) – 990 км
10.07. Котельнич – Ростов Ярославская область (проехали Кострому, Ярославль) – 623 км
12.07. Ростов – Павловск Ленинградская область (проехали Череповец) - 873 км
14.07. Павловск – Питер – 64 км
16.07. Питер – Хельсинки – 369 км
18.07. Хельсинки – Турку – 180 км
19.07. Паром Турку – Стокгольм (дневной)
19.07. Стокгольм - Личепинг (город в Швеции, где и живет моя подруга молодости) – 200 км
22.07. Линчепинг - Стокгольм – 200 км
24.07. Паром Стокгольм - Таллинн
26.07. Таллинн – Рига - 350 км
27.07. Рига – Висагинас (там служил в армии) - 322 км
28.07. Висагинас - Минск (проехали Хатынь) 341 км
30.07. Минск – Омбыш Черниговская область 580 км
5.08. Дорога домой: Омбыш – Большой Самовец (проехали Курск, Воронеж) 658 км
6.08. Самовец – Самарская область (проехали Тамбов, Пензу, Тольятти) 953 км
7.08. Последний день до Екатеринбурга 797 км
Общее расстояние, которое мы преодолели на автомобиле Volkswagen Tiguan 7630 км. Второй год эксплуатации авто, не подвел ни разу, супер-машина и наш друг Тишка!
Потратили 152 000 р. (брали 35 000 рублями, 1000 евро, остальные на карточках, евро меняли на шведские кроны (на пароме это сделать легко и выгодно), латвийские латы (меняли в супермаркете), белорусские рубли (на АЗС берут и наши рубли) и украинские гривны, но совсем чуть-чуть, а в основном во всех странах Финляндия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия и Украина расплачивались карточками). Из них на бензин – 25 000 руб. (бензина А-95 720 л, расход около 10 л на 100 км при постоянно включенном климат-контроле), питание, сувениры и экскурсии – 50 000 р. (примерно по 800 р. в день на человека), проживание в гостиницах - 31 000 руб., остальные потратили на покупки. О бензине: самый дешевый в Белоруссии 28, 90 руб, самый дорогой в Швеции 14, 5 крон = 80 руб, в Финляндии 16 Е = 68 руб.
В дороге, кроме традиционных карт и атласов, впервые пользовались планшетом с навигатором Navitel. Может потому что впервые, может ещё по какой причине, но часто, то планшет, то навигатор нас подводил, хотя, когда работало все исправно, мы были очень довольны. Сложно представить, как бы мы нашли гостиницы без него в Хельсинки, Турку и Стокгольме, замечу, что английский язык у нас в зачаточном состоянии.
Впечатлений огромное множество (дороги, цены, границы, достопримечательности, магазины, паромы, жизнь «в буржуазной Европе» и т.п.).
1. Что касается дорог. Впервые решили рискнуть и поехать в Питер по северной дороге (Пермь, Киров, Кострома, Ярославль, Череповец) и НЕ ПОЖАЛЕЛИ! Кроме Костромской области (хотя и там все сносно), дороги хорошие, а главное пустые! Только с хорошими АЗС сложно, советуем заправлять полный бак и не пропускать заправки. Радует, что везде идет строительство дорог по нашей стране. В Финляндии от Торфяновки до Хельсинки почти 200 км сплошное строительство дорог, поэтому ехали медленно, а Хельсинки – Турку – это СУПЕР, мало того что это двух полосная трасса, она ещё и очень живописна, множество тоннелей, авто заправочных комплексов, где можно приятно провести время за чашкой кофе. В Швеции дороги высокого качества, в Прибалтике в основном тоже (плохо только в городах), в Белоруссии добротные и пустые, но от Минска до Гомеля 300 км идет повсеместное строительство дорог, утомляет. Украина – очень плохо, с каждым годом все хуже и хуже и не только дороги, жаль. Обратно ехали через Курск, Воронеж, Тамбов, Пензу и по М5 до Златоуста. Отвратительная дорога в Тамбовской области, Башкирии и Челябинской области. Плохо развита сеть дорожных гостиниц в Воронежской и Тамбовской областях. М5 как всегда очень загружена, но сервис развит.
2. Границы. Бесподобно, очень просто прошли границу в Торфяновке (Россия - Финляндия), на финской границе даже из машины не выходили, подали паспорта в окно. Границы в евросоюзе есть, но там никого нет, между странами евросоюза нас никто не останавливал, хотя виза была только в Финляндию. Удивила Белоруссия, заезжали из Латвии в Селене, машин было 10-12, белорусы работают крайне медленно и дотошно, прошли за 1 час. А на выезде из Белоруссии в Украину было ещё дольше: белорусскую границу проходили 1,5 часа, машин в очереди было 6-7, медлительность белорусских таможенников не знает границ! и ещё только белорусам нужна зеленая карта, кроме них про этот документ ни кто не вспоминает. Украинскую прошли 30 минут, но чего только не придумывают украинские таможенники, чтобы продлить удовольствие общения с гражданами, на этот раз досконально проверили наши лекарства в аптечке, очень тщательно все отсеки в машине, задали множество вопросов: куда, зачем, с какой целью, к кому и т.п. Выезжали в Катериновке после Глухова. Всегда проблема поменять оставшиеся гривны на рубли, с трудом поменяли на евро в Приват-банке Глухова. Надо сказать, что на российской таможне нас так же долго держали, была одна очередь и фур, и легковых и просто граждан без авто, а служащих мало и работают медленно.
3. Достопримечательности. Все хотелось посмотреть, но время и средства поджимали.
Ростов Великий: кремль со звонницей, озеро Неро, улочки старинного города, места знакомые с любимых фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «Семь стариков и одна девушка», «Тридцать три».
Санкт-Петербург: в этом году Павловск, Пушкин с их дворцами и парками, «Аврора», Подводная лодка С-189, прогулка по каналам на кораблике и пешком по проспектам и площадям. Этот город можно открывать и любоваться вновь и вновь много лет!
Хельсинки: удивило, что город пустой. Скопление людей только на центральной площади, где установлен памятник Александру II. Магазин Итакискус – один из крупнейших торговых центров Европы (пишут в интернете). Площади центра большие, впечатляет, а покупателей нет, и товар оставляет желать лучшего, все тот же Китай, те же развалы ни кому не нужных вещей, как и в нашем Екатеринбурге. Удивило и возмутило, что тележки в магазинах ПРИЗМА платные, но мы так и не разобрались, как платить. Очень дорогое спиртное, советуем запастись в Дьюти фри на границе с Финляндией или на паромах, очень качественно и не дорого. Понравился общественный транспорт: свободный, чистый, комфортный (в метро можно шёпотом разговаривать), но цена одной поездки 2,20 (а автомате) – 2,60 Е (у водителя) на 1 час в любом транспорте. Русскоязычных мало, но есть! Если заблудился или растерялся, то помогут. Что было неожиданно, так это покупка продуктов, все на упаковках на финском (в других странах так же на родном языке, английского не встретили ни разу) и поди разберись, что в баночке молоко или кефир, сметана или простокваша. Кстати из языков, которые мы встретили на пути, самый непонятный эстонский, даже отдаленно невозможно догадаться, но зато в Прибалтике все говорят по-русски, и это так радует после Швеции. Немного о парковках, нас все форумы предупреждали, что это проблема. Сразу купили голубые часы за 2Е в Призме, но ни разу ими не воспользовались, т.к. машину всегда и везде оставляли на бесплатных паркингах при гостиницах, а города осматривали или пешком или пользовались общественным транспортом.
Линчепинг: исторический центр Швеции, центр коммуны (административная единица). Погуляли по городу, он не большой, но продвинутый, есть театр, огромный костел, университет, много торговых центров, музеев, даже памятник основателю фирмы SAAB. Посетили музей военной авиации при заводе SAAB, поразила пропаганда военной опасности, исходящей от СССР и России, экспозиции очень политизированы, а техники мало.
Мне очень понравились магазины сети Белтема и Юла, цены на электроинструмент и инструмент для ремонта автомобилей там значительно ниже, чем у нас.
Что ещё интересно, вечером все улочки в центре заполнены отдыхающими людьми за столиками при кафе и ресторанах (их очень много), получается, что люди с тарелками сидят прямо на дороге, машины едут между ними.
Стокгольм: посмотрели дворец, где вручают нобелевские премии, королевский дворец, и окружающий его исторический центр города, стокгольмское метро, которое так расхваливали в украинской передаче «Орел и решка». Посмотрели на смену королевского караула, зрелище собирающие сотни зевак, не особенно понравилось, наш караул на «Красной площади» выглядят гораздо более впечатляюще. Довольно смешно маршировали девушки, и не вполне привлекательно выглядели «горки», оставленные лошадьми, на которых выезжал военный оркестр.
Паромы: Из Турку (к сожалению на осмотр Турку мы не оставили времени, а там поняли, что город красивый и интересный) мы на утреннем пароме «Гэлекси» компании «Силья лаин» отправились в Стокгольм. О паромах уже много сказано в интернете, но лучше один раз увидеть, и это самое впечатляющее событие в поездке. Сам паром огромный город (220 м в длину, 30 м в ширину и 10 этажей) с магазинами, концертными залами, просторными палубами, ресторанами и т.д., есть все, чтобы оставить о себе хорошее впечатление и заманить ещё и ещё. Очень удобные каюты, мы взяли без иллюминатора и не пожалели, т.к. в каюте только спали, а на пароме так много всего привлекательного, что в каюте не усидишь. Из Стокгольма в Таллинн был похожий паром «Балтик квин», но вечерний. Ночная Балтика не менее привлекательна, очень живописны берега, островки, фьерды. Для тех, кто не боится холодного моря, очень советую побывать в таком плавании!
Таллинн: не случайно его называют старый и добрый, тихие улочки с ухоженными домиками, никакой суеты, пока не попадаешь в исторический центр, где толпятся туристы, кафешки впритык друг к другу, ступить некуда. Но все отреставрировано и в очень приличном состоянии. А вот прогулка по набережной вечером понравилась, опять тишина парков, спокойствие горожан, гуляющих по берегу моря.
Рига: больше городской суеты, пробки, как в наших больших городах. Старая Рига впечатляет, красивые узкие улочки европейского вида, интересная архитектура, имеет свой колорит. Было интересно посмотреть улицу, где снимались фильмы «Приключения Шерлока Холмса …» и «Семнадцать мгновений весны» (Плейшнер в Берне), а снимались они в зданиях, расположенных напротив друг друга.
Городки в Прибалтике: уютные, чистенькие, ухоженные, не богатые, но дорогие для их жителей.
Минск: здесь время остановилось на советском периоде. Большой, добротный со сталинскими проспектами город, ЦУМом и ГУМом, шумным метро, толпами народа в транспорте и на улицах. Но, как бы мы не пытались найти место, где сфотографироваться на память о Минске, никто нам ничего не мог предложить. Нет, видимо, в Минске узнаваемого на фото места. Но зато по дороге из Латвии в Минск мы совершенно неожиданно для себя увидели указатель на Хатынь, 5 км от трассы. Очень впечатлило, советую побывать, эмоционально насыщено и пробирает до глубины души. И ещё о Минске, если истинно славянская женщина решила приодеться, то поезжайте в Минск! Здесь вы не встретите китайский ширпотреб, в ЦУМе и ГУМе есть все, чтобы выглядеть безупречно, начиная с белья, заканчивая верхней одеждой, все местного производства, качественно и недорого. Замечу, что в Скандинавии нет ничего даже издали похожего. Жаль, что это было в конце путешествия, и средств у нас оставалось немного.
Что поразило в Швеции: система штрафов, что сделало народ законопослушным и немного зомбированным, даже запуганным. Шведский гуманизм привел к засилию арабов, сами шведы их по-моему боятся, и готовы кормить, поить и содержать, выплачивая огромные налоги государству. Бросаются в глаза половые проблемы, женщины все больше похожи на мужчин, а тем ничего не остается, как наряжаться женщинами.
Понятие «шведский стол» - это не только для общественного питания, дома едят так же, т.е. блюда стоят в стороне от стола и каждый сам накладывает себе чего хочет и сколько хочет из предложенного. Мы поначалу растерялись.
Мне показались немного наигранными экологические вопросы. Конечно, первозданная чистота природы (выходные провели у друзей в лесном домике на озере), ухоженные лужайки, недоступность (частные владения) территорий для любого желающего, строгие законы по охране природных территорий, по озеру можно передвигаться только на веслах или электромоторных лодках. Все это есть и из озера можно воду пить, молодцы! А вот разделение мусора, это экономия или экология не понятно. Для граждан кажется, что они помогают стране бороться с мусором, а кто-то на этом несомненно наживается. Специально сходили посмотреть сарайчик во дворе, где мусор собирают: идеальная чистота и множество контейнеров, каждый для своего мусора и не промахнешься - картинки, надписи, плакаты, даже мешочки для пищевых отходов пачками лежат. Из пищевых отходов делают биогаз для общественного транспорта. Но почему горожане все это делают (разделяют мусор) без явной выгоды для себя, нам русским это не понятно!
Интересна жизнь в коммуне, жилье большинство шведов арендуют и в основном у государства, вместе с квартирой минимальный набор мебели, организации делают ремонт в квартирах, в подвале прачечная (стирка, сушка, глажка), её услуги входят в стоимость жилья. А шведская мечта – это вилла, вольво и вульф (собака). Таким образом, квартиры - это не то, на что шведы готовы потратить большую сумму.
Еще в «буржуазной Европе» понравилась культура езды автомобилистов, они очень вежливы на дорогах, а соблюдать правила у них даже хочется, так все хорошо продумано. К сожалению, правила иногда только для гостей. Наши друзья указали нам место возле дома для парковки, но оказалось, что там ставить авто было нельзя, о чем утром мы получили уведомление с квитанцией на 700 крон (3500 руб.). Но в последующие дни на этом месте благополучно стояла машина со шведскими номерами. Возможно, нам не могут простить «Полтаву», предположили наши друзья, и «добрый» человек сообщил о правонарушении в полицию (милые традиции шведского народа: тук-тук-тук). Мы, как истинные россияне, ничего платить не стали.