К настоящему времени можно считать установленным тот факт, что некоторые двигатели, оснащённые блоками электронного управления Magneti-Marelli, плохо работают с трамблёрами Bosch, хотя на первый взгляд трамблёры взаимозаменяемые. Почему это происходит – второй вопрос, тем не менее, ввиду дефицитности б/у и дороговизны новых трамблёров Magneti-Marelli, иногда бывает целесообразно заняться их ремонтом.
Кроме неисправностей крышки и бегунка основных неисправностей указанного трамблёра две: износ верхнего подшипника и неисправность датчика Холла. Причём, при неисправности датчика Холла бывает, что двигатель запускается и работает, но глохнет после прогрева (при этом, естественно, нагревается и датчик).
Для начала трамблёр снимают с автомобиля и разбирают. Снимают крышку, бегунок, маслоотражатель. Крышку и бегунок надо внимательно осмотреть. Если контакты подгорели или окислились, то их полезно зачистить мелкой шкуркой. Другие неисправности этих узлов описаны во многих букварях, поэтому нет смысла повторять. Добавлю только, что электрическое сопротивление между контактами бегунка порядка 1 кОм. Если эта величина сильно отличается от указанного значения, то бегунок лучше заменить. При исправности крышки и бегунка приступают к проверке состояния подшипника, покачав рукой выступающий хвостовик вала. Если есть заметный люфт или подшипник неплотно сидит в обойме, прокручивается, то снимают пластину с подшипником и датчиком Холла. Пластина крепится двумя винтами М4. Если найти новую пластину с подшипником и датчиком не удаётся (мне не удалось), то имеет смысл начать с замены подшипника. Для этого отводят провода датчика, аккуратно кернят и высверливают заклёпки, держащие подшипниковую крышку (см. рис)
Потом тонкой отвёрткой следует поддеть и снять крышку:
Потом удаляют заусенцы и подравнивают края отверстий круглым надфилем. После этого полезно почистить поверхность пластины тряпочкой с керосином или нефрасом, т.к. за долгое время работы скапливается много грязи и нагара. Также необходимо тщательно удалить все металлические стружки, в том числе прочистить зазор датчика Холла:
Изношенный подшипник выглядит примерно так:
Внутренний диаметр должен быть 8 мм, а не 8,6 как на фото.
Следующий этап – приобретение подходящего подшипника. Подобные втулки со сферической внешней поверхностью встречаются во многих электродвигателях, применяемых в автомобилях и т.п. Можно выточить на станке новую бронзовую втулку, но за это возьмётся не каждый токарь.
Если подходящей втулки найти не посчастливится, то можно приобрести цилиндрическую втулку из пористой бронзы от бытовой техники или электроинструмента с внутренним диаметром 8 мм. Мне так и пришлось поступить. Можно умудриться поставить игольчатый подшипник, но это уже на любителя. Затем, исходя из наружного диаметра подшипника, изготавливают подходящую обойму. Для этого понадобится токарный станок или знакомый токарь. Подогнав размеры и смазав обойму и подшипник моторным маслом, производят запрессовку в тисках:
Вид сверху после запрессовки:
Затем тонким фломастером для компакт-дисков с помощью снятой крышки от старого подшипника размечают контур для обработки
и опиливают напильником по разметке. Затем прикладывают новую деталь к пластине и размечают, а потом сверлят отверстия. В итоге получаем:
На пластину с датчиком новый подшипник крепят заклёпками.
Смазав вал и подшипник моторным маслом, производят пробную сборку:
Проверяют люфт и вращение вала. При вращении вала рукой через каждые 90о может ощущаться сопротивление вращению. Вал как бы перескакивает на некоторый угол. Это нормально, т.к. крыльчатка взаимодействует с магнитным полем датчика Холла. Кстати, если такого эффекта нет, то, скорее всего, ослаб магнит датчика и его придётся менять. Или вал вращается слишком туго из-за чего эффект не заметен.
Если люфта нет и вращение вала свободное без заеданий, то можно попробовать установить трамблёр в автомобиль и провести ходовые испытания. Если проблемы не устранились, следует заменить датчик Холла. Об этом – в следующий раз.
Кроме неисправностей крышки и бегунка основных неисправностей указанного трамблёра две: износ верхнего подшипника и неисправность датчика Холла. Причём, при неисправности датчика Холла бывает, что двигатель запускается и работает, но глохнет после прогрева (при этом, естественно, нагревается и датчик).
Для начала трамблёр снимают с автомобиля и разбирают. Снимают крышку, бегунок, маслоотражатель. Крышку и бегунок надо внимательно осмотреть. Если контакты подгорели или окислились, то их полезно зачистить мелкой шкуркой. Другие неисправности этих узлов описаны во многих букварях, поэтому нет смысла повторять. Добавлю только, что электрическое сопротивление между контактами бегунка порядка 1 кОм. Если эта величина сильно отличается от указанного значения, то бегунок лучше заменить. При исправности крышки и бегунка приступают к проверке состояния подшипника, покачав рукой выступающий хвостовик вала. Если есть заметный люфт или подшипник неплотно сидит в обойме, прокручивается, то снимают пластину с подшипником и датчиком Холла. Пластина крепится двумя винтами М4. Если найти новую пластину с подшипником и датчиком не удаётся (мне не удалось), то имеет смысл начать с замены подшипника. Для этого отводят провода датчика, аккуратно кернят и высверливают заклёпки, держащие подшипниковую крышку (см. рис)
Потом тонкой отвёрткой следует поддеть и снять крышку:
Потом удаляют заусенцы и подравнивают края отверстий круглым надфилем. После этого полезно почистить поверхность пластины тряпочкой с керосином или нефрасом, т.к. за долгое время работы скапливается много грязи и нагара. Также необходимо тщательно удалить все металлические стружки, в том числе прочистить зазор датчика Холла:
Изношенный подшипник выглядит примерно так:
Внутренний диаметр должен быть 8 мм, а не 8,6 как на фото.
Следующий этап – приобретение подходящего подшипника. Подобные втулки со сферической внешней поверхностью встречаются во многих электродвигателях, применяемых в автомобилях и т.п. Можно выточить на станке новую бронзовую втулку, но за это возьмётся не каждый токарь.
Если подходящей втулки найти не посчастливится, то можно приобрести цилиндрическую втулку из пористой бронзы от бытовой техники или электроинструмента с внутренним диаметром 8 мм. Мне так и пришлось поступить. Можно умудриться поставить игольчатый подшипник, но это уже на любителя. Затем, исходя из наружного диаметра подшипника, изготавливают подходящую обойму. Для этого понадобится токарный станок или знакомый токарь. Подогнав размеры и смазав обойму и подшипник моторным маслом, производят запрессовку в тисках:
Вид сверху после запрессовки:
Затем тонким фломастером для компакт-дисков с помощью снятой крышки от старого подшипника размечают контур для обработки
и опиливают напильником по разметке. Затем прикладывают новую деталь к пластине и размечают, а потом сверлят отверстия. В итоге получаем:
На пластину с датчиком новый подшипник крепят заклёпками.
Смазав вал и подшипник моторным маслом, производят пробную сборку:
Проверяют люфт и вращение вала. При вращении вала рукой через каждые 90о может ощущаться сопротивление вращению. Вал как бы перескакивает на некоторый угол. Это нормально, т.к. крыльчатка взаимодействует с магнитным полем датчика Холла. Кстати, если такого эффекта нет, то, скорее всего, ослаб магнит датчика и его придётся менять. Или вал вращается слишком туго из-за чего эффект не заметен.
Если люфта нет и вращение вала свободное без заеданий, то можно попробовать установить трамблёр в автомобиль и провести ходовые испытания. Если проблемы не устранились, следует заменить датчик Холла. Об этом – в следующий раз.