Андрей,
Это не терпение. Это - частично трусость, частично - воспитание. Украду чуть времени и расскажу о двух "проповедях", полученных, практически, в одни сутки. Из опыта школьных лет. Тот опыт дорогого стоил!
Вот представь себе. После школьных занятий, как-то шел на репетицию. У метро драка. Сильный и здоровый метелит слабого. Оба - Мои товарищи по школе. "Первая кровь" уже есть. Было правило, драться до первой крови! Не останавливаются. Что делать? Разнять не получается. Но пытаюсь. Получаю вскользь по голове от "сильного" (мораль - не лезь!). Терпение лопнуло. Да и голос сорвал. В результате, схожусь в драке с сильным. Мне на помощь приходит "подбитый слабый".
Удается драку, все-таки, прекратить. Все в крови, ну куда еще? У сильного оказался слабый нос! У меня кисть. Останавливаю кровь, замотав носовым платком.
Приезжаю в дом Культуры, бегом к умывальнику. Все костяшки правой руки в крови, видна кость, кровь не останавливается. А меня на сцене уже ждет рояль и оркестр! Ну на фига я полез разнимать дерущихся? Угораздило.
Гардеробщица предлагает забинтовать кулак. Спасибо ей, намотала целый "гипс". Как играть?
До соло "отмолотил" свою партию на ура. А вот соло само получилось - как "Курица лапой", или точнее, Медведь по клавишам прошелся.
После концерта подходит ко мне Руководитель оркестра. Наиприятнейший Человек, Анушеван Казарович Григорян. В свободное время от работы в Большом театре, он нас, обормотов, делал людьми, открывая для нас замечательный мир Джаза. В составе оркестра (Биг-бэнд) были все: и фарцофщики, и инженеры, и студенты, и талантливые молодые музыканты... и я, простой школьник. И так облажался?
И вот состоялась беседа. Как врач, принимающий пациента, он спросил, что случилось с рукой. Я не хотел говорить правду, но не получилось. Слишком по-отечески отнесся ко мне Руководитель. Душевный человек был. Пришлось рассказать, не забыв упомянуть, что в драке я встал на сторону слабого паренька, честь девушки которого была задета. Хоть он и значительно уступал в силе и не был драчуном, как его обидчик, он не побоялся драться. И вместе, получается,мы доказали, что подлец за свой низкий поступок должен быть наказан! Или предупрежден! Родители воспитали урода, надо перевоспитывать!
И что же мне ответил Руководитель? Он сказал, что наш поступок заслуживает уважения, но драться не хорошо. А как же бороться тогда за Справедливость? -поинтересовался я.
Не такими методами - ответил Анушеван Казарович.
На следующий день у меня была тренировка в качалке школьного спортивного зала. Там же занимались и Каратисты. Мне Карате было чуждо, не Русское что-то было в нем! Игнорировал тогда. Но в меру способностей интересовался "техниками" тренировок выносливости и развития "динамики".
Старший товарищ, имеющий уже приличные достижения и в культуризме, и в карате, дает мне почитать "Карате-До". А там тоже, такая же мораль (как у Анушевана Казаровича) - "В случае конфликта дипломатично договориться или спастись бегством". В другой брошюре было аналогичное - "Перейти на другую сторону улицы". В третьей - "Лучший бой тот, который не состоялся"
Интересуюсь у тренера. Все, как сговорились. Опять слышу - "Не хорошо драться!"
Но все-же... Есть и "рыцарский ответ" на этот актуальный вопрос. Он существует. Это наша жизнь со всеми отрицательными ее проявлениями. И никакая Библия с ее " Ударили по левой щеке - подставь правую." не в силах помешать или загнать в угол. Вот еще эпизод-подтверждение того, что не должно быть "кроликом перед удавом". Как-то в одной из Московских школ (1965 год) проводились городские соревнования по Баскетболу. Проигравшая нашей школьной команде команда противника решила "отыграться" уже после матча. К школе стянулись стайки "местных"
хулиганов и по одному, выдергивая наших школьников из шеренги, стали избивать. Они подготовлены, у них дух хулиганский, а мы, как мягкие игрушки". Сразу оказались сломленными и безвольными. К тому же, хулиганье было не простое, а "этническое". Их отцам и дядям принадлежали все московские палатки, в которых чистили обувь гуталином и набивали набойки. У них же продавалась лучшая тесьма для хоккейных сапожек. Что произошло дальше?
Я там, правда, не был, но как следует из рассказа очевидца, преподаватель физкультуры, осознавая всю меру своей ответственности за здоровье и жизнь его подопечных (девушек тоже "цепляли" слегка), а также, что ему будет трудно одному совладать с хулиганьем, не размышляя долго, вырвал из забора дрын и показал, кто есть кто. Смотрелся как богатырь в фильме "Ледовое побоище" (детское воображение тех дней).
Вот это был самый лучший урок физкультуры для многих наших сверстников. Не забываемый урок. Урок повторился потом в Тушино, когда возник конфликт с местной шпаной (лыжню не поделили).
Вывод - "Дядю" (даже, очень хорошего) слушай, а сам не плошай".
И еще. Из "Путевых заметок". Наши Русские оболтусы, забежав в вагон метро, тут же плюхаются на сиденье. Ну посмотри, старушки стоят, а ты сел! Хрена два уступят место пожилому человеку.
А вот, молодые Дагистанцы, завидев "седовласового", вскакивают, и уступают. Я всегда благодарю и отказываюсь, но они уже никогда, уступив место, не присядут. Воспитание? По ходу дела я им иногда рассказываю, почему я всегда стою.