С чего всё началось, купил старенький Golf 3, начал чистить салон, мыть торпеду, но торпеда не отмывалась, оставался белёсый налёт, пробовал разную химию, всё равно вид торпеды был унылый и не радовал. В придачу пластик торпеды сильно бликует, и при ярком солнце напрягает глаза. Было решено обтянуть торпеду алькантарой что придаст хороший эстетический вид и устранит блики на лобовое стекло. Форма торпеды не сильно сложная, что дало уверенность в том что я справлюсь с перетяжкой собственноручно, до это был опыт перетяжки потолка и кройки-шитья чехла на сиденье мотоцикла.
Несколько слов о материале, на нашем рынке есть оригинальная алькантара, и не оригинал немецкий, польский, корейский. Я смотрел лоскуты разных производителей, разницы практически нет, но это пока материал новый, продавец уверял, что оригинальная более износостойкая и лучше тянется. Для обтяжки рельефных поверхностей очень важно как материал тянется, алькантара в этом смысле довольно сложный материал, хотя она на вид однородная, но тянется только поперёк холста процентов на 20-30, но при нагреве тянется значительно легче, поэтому все трудные места тянем с прогревом феном.
По стоимости оригинальная алькантара без подложки около 70евро/м.погонный (ширина 1420мм), подделки вдвое дешевле и бывают разной ширины холста. Мне удалось купить остатки оригинального материала по умеренной цене 55евро/м.п. с тканой основой, на основе есть логотипы производителя и какой-то номер, такой материал идёт для сидений, тканую основу пришлось отделить, с ней алькантара не тянется. Купил 1,1м погонного по замерам, но хватило бы и метра.
После покупки материала стал вопрос чем клеить, продавец алькантары предлагал клей MAH немецкого производителя, клей очень дорогой 25евро банка 800г, преимущество этого клея в высокой термостойкости, а торпеда может нагреваться летом очень сильно.
Задушил жабу и купил банку этого клея, и ещё банку обычного 88-го если не хватит, и не хватило, подклеивал края и крышку бардачка 88 клеем.
Клей MAH 800x213
Материалы куплены, пришло время снимать торпеду, у меня она уже давно была снята из-за ремонта печки, снимается торпеда на Golf 3 довольно просто, некоторое время пришлось ездить без торпеды, не забудьте подключить приборку, без неё не работает генератор и садиться аккум.
Первое что надо сделать это выкройку, пришлось поломать голову, есть несколько способов. С помощью малярного скотча оклеиваться вся поверхность торпеды, рисуются линии где пройдется сшивать материал, скотч отдирается и получается выкройка, мне такой способ не понравился тем что он не учитывает того что материал тянется. Другой способ отличается применением флизелина, линии швов рисуются на торпеде, приклеивается флизелин, линии разметки переводят на флизелин. Оба способа больше подходят для работы с кожей которую тянуть сложно.
Я поступил по другому, в магазине мебельных тканей был куплен дешевый кожзаменитель по тянучести похожий на алькантару. Также нужен двухсторонний тонкий скотч для клейки ковролина, пару рулонов по пять метров, скотч должен отдираться без следов с торпеды. Оклеиваем скотчем сначала все места перегибов и закруглений, а оставшийся скотч идёт на плоские участки, где можно клеить не сплошняком. После оклейки скотчем клеим на него кожзаменитель, смело разрезая где надо и подрезаем по контуру с запасом на подклеивание с изнанки торпеды.
Далее конкретно по торпеде гольфа, обтянуть её без швов реально, но очень сложно и пойдёт много материала. Для минимизации затрат алькантары надо дошить края – боковины торпеды, которые прикрываются дверями, с правой стороны шов идёт в районе бокового воздуховода, и его вообще не видно, с водительской стороны шов я сделал тоже в районе круглого бокового воздуховода, его почти не видно, так как шов закрывает дверь, видно только в районе загиба возле пластиковых заглушек.
Ещё четыре маленьких шовчика на бороде торпеды. Там где управление печкой и под пепельницей, есть две перемычки разделяющие бока бороды, эти перемычки я использовал как место шва соединяющего основной холст с куском который пойдёт на правую часть бороды. Швы сделал по краям перемычек. В итоге получаем выкройку из пяти частей, основная часть это верх и левая часть бороды, правая часть бороды, две боковины, крышка бардачка и два маленьких прямоугольника на перемычки.
Выкройки переносим на холст алькантары пытаясь соблюдать направленность материала в местах швов, алькантара хоть и однородная на вид но если шов сделать из разнонаправленных кусков то сразу будет бросаться в глаза. В местах где будут швы я сделал запас по сантиметру, о чём потом пожалел, алькантара потянулась и боковые швы получились не там где планировалось, так что запас под швы боковин оставлять не надо, а вот в местах перемычек запас надо оставить но только со стороны боков, сами перемычки обрезаются ровно по шву, чтобы в итоге получилась небольшая натяжка.
Размещение швов
Швы я делал простые одинарные и незаметные, так как на художества с двойными и тройными швами у меня не хватает опыта. На подвороты оставлял по сантиметру, прошивал, потом проклеивал отвороты и приглаживал шов утюгом, сантиметровые отвороты я не захотел оставлять и подрезал их до 4-х миллиметров канцелярским ножом, аккуратно чтоб не порезать лицевую сторону, вот результат.
Швы
Теперь шкурка готова, осталось её натянуть. Надо сделать подготовительные операции, зашкурить торпеду и загрунтовать алькантару.
Перед зашкуриванием торпеды, малярным скотчем защищаем воздуховоды которые сверху торпеды, и шкурим крупной наждачкой, мне под руку попалась 60-ка, опять же возле воздуховодов аккуратно, царапины на воздуховодах будут бросаться в глаза. Алькантара будет заправляться в щель между воздуховодами и обшивкой торпеды, эту шель надо местами расширить, я использовал шпателёк и плоскую отвёртку. После ошкуривания можно ещё обезжирить антисиликоном, после этого торпеду не лапать
Зашкуренная поверхность.
Грунтуем алькантару. Грунтовка необходима для создания слоя засохшего клея, который не будет давать основному клевому слою просачиваться в материал. Грунтуем тем же клеем что и будем клеить, наносим клей кистью стараясь сделать равномерный тонкий слой, если клей сильно жидкий и его ляпнуть много, то может пропитать ткань до лицевой поверхности, у меня таких косяков не было. Клей довольно токсичный, и поверхность испарения большая, так что работал я на балконе с открытыми окнами и вентилятором. Грунтовочный слой должен хорошо высохнуть не менее суток. Одна хитрость, чтоб не закрывать банку с клеем, и использовать одну кисть, кисть между использованиями окунаем в банку с клеем, прижимаем крышкой, и заматываем всю банку стретч плёнкой.
Шкурка сохнет после грунтовки.
Осталась самая малость ПРИКЛЕИТЬ! Времени уйдёт много, так что начинаем рано утром. Я клеил участками, всё сразу приклеить невозможно. Начинать надо с самого трудного, тобиш рельефного участка, это у нас район над бардачком переходящий на бороду.
Прикидываем ткань, размечаем область для намазывания клея. Наносим клей кистью на торпеду и алькантару, кисть в банку, банку в плёнку, и ждём пол часа пока подсохнет клей. Клей MAH позволяет термоактивировать его спустя даже пару часов, клей должен высохнуть так чтобы при соединении клеевых слоёв они не схватывались, склеивание должно происходить только при сильном давлении.
Итак клей просох, включаем фен и начинаем клеить, приклеиваем места со швами на свои места, приглаживаем ткань между швами, и идём к рельефным участкам, я начал с самого сложного места, перегиба в левом верхнем углу нишы под бардачок, пришлось сильно греть алькантару и тянуть изо всех сил, но всё равно уголок в середине остался голым. Дальше разглаживаем до краёв выбранного периметра.
Работаем в перчатках чтоб не пожечь руки феном, хотя и в перчатках несладко, алькантару разглаживать лучше обрезком алькантары.При поклейке главное помнить что если клей термоактивировать или сильно прижать, то отклеить алькантару уже не получиться, поэтому сначала слегка приглаживаем, и только если видим что всё идёт как надо прижимаем сильнее и греем. Когда участок приклеен, проходим ещё раз феном, алькантара должна нагреться до 60-80 градусов и сильно прижимаем. На оклейку первого участка у меня ушло около часа, приступаем к следующему, отдыхаем когда сохнет клей.
Часто чтобы удобно было тянуть алькантару, её надо разрезать, и подклеивать на местах которые закрываются панелями, маленькие складки очень удобно срезать острыми кусачками, шов получается ровный и почти незаметный.
Вот фото проблемных мест, все они закрываются панелями и невидны.
Единственный косяк который видно если открыть бардачёк
Место прикрывается пластиком над ногами водителя, шов сделан с помощью кусачек.
Места в районе руля.
Уже ночь, торпеда практически готова.
Отдельно расскажу про участок с воздуховодами, чтобы он смотрелся хорошо, алькантару надо заправить в щель между воздуховодами и обшивкой, в идеале воздуховоды надо снять, но они приклеены изнутри по всему периметру, оторвать их может и реально, а вот приклеить назад как на заводе из разряда фантастики. Чтобы алькантару заправить в щель её нужно разрезать точно в местах воздуховодов, для это прикладываем материал и наощуп сухим мылом размечаем места шести воздуховодов, и делаем разрез конвертиком. Наносим клей как обычно, и в щель с помощью маленькой палочки, воздуховоды оклеены малярным скотчем и клей им не страшен. Когда клей высохнет скотч снимаем с воздуховодов, клей надо посушить дольше чем обычно. Приклеивать начинаем с перегородки между центральными воздуховодами, алькантару в щель я заправлял шпателем и тонкой плоской отвёрткой. Всё хорошо разглаживаем с прогревом феном, получилось довольно неплохо, нигде не видно разрезов и клея.
Разрезы под воздуховоды, кусачки которыми удобно срезать складки, незаменимый инструмент.
Так вот получилось.
Закончил клеить торпеду к ночи, банки клея закончилась, а ещё надо обтянуть крышку бардачка и подклеить подвороты. На следующий день клеил подвороты и всякие мелочи 88-м клеем.
Через несколько дней торпеда стояла уже в машине и радовала глаз. Осталась крышка бардачка, сначала я думал оставить её как есть, но прикинув её к торпеде с алькантарой, понял что она сильно выпадает из общей картины, и решил перетянуть и её. Сначала я никак не мог понять как красиво оформить края перехода алькантары на пластик внутри крышки. Крышка сделана из двух частей, они склеены и не разбираються, но по периметру есть щель в месте стыковки, щель довольно глубокая, около сантиметра, я попробовал заправить в эту щелку алькантару и всё получилось с помощью пластинки из тонкой и жесткой нержавейки, можно использовать маленький шпатель с тонким лезвием, край лезвия надо закруглить, чтоб он не рвал алькантару. Крышку клеил 88-м клеем, работать с ним не так удобно как с немецким клеем, но вполне нормально.
Ещё несколько фото с бардачком, некоторые фотик замылил.
Ручку бардачка долго искал по разборкам, но продают только с бардачком и довольно дорого, пришлось поставить MALE 23402, пластик конечно нефонтан, да и пришлось немного доработать кусачками перемычки изнутри.
P.S. основная работа была проделана летом, последние фотки делал осенью, на написание отчёта никак времени не хватало, может что-то и забыл, но в основном информации достаточно, если есть большое желание всё можно сделать.
Несколько слов о материале, на нашем рынке есть оригинальная алькантара, и не оригинал немецкий, польский, корейский. Я смотрел лоскуты разных производителей, разницы практически нет, но это пока материал новый, продавец уверял, что оригинальная более износостойкая и лучше тянется. Для обтяжки рельефных поверхностей очень важно как материал тянется, алькантара в этом смысле довольно сложный материал, хотя она на вид однородная, но тянется только поперёк холста процентов на 20-30, но при нагреве тянется значительно легче, поэтому все трудные места тянем с прогревом феном.
По стоимости оригинальная алькантара без подложки около 70евро/м.погонный (ширина 1420мм), подделки вдвое дешевле и бывают разной ширины холста. Мне удалось купить остатки оригинального материала по умеренной цене 55евро/м.п. с тканой основой, на основе есть логотипы производителя и какой-то номер, такой материал идёт для сидений, тканую основу пришлось отделить, с ней алькантара не тянется. Купил 1,1м погонного по замерам, но хватило бы и метра.
После покупки материала стал вопрос чем клеить, продавец алькантары предлагал клей MAH немецкого производителя, клей очень дорогой 25евро банка 800г, преимущество этого клея в высокой термостойкости, а торпеда может нагреваться летом очень сильно.
Задушил жабу и купил банку этого клея, и ещё банку обычного 88-го если не хватит, и не хватило, подклеивал края и крышку бардачка 88 клеем.
Клей MAH 800x213
Материалы куплены, пришло время снимать торпеду, у меня она уже давно была снята из-за ремонта печки, снимается торпеда на Golf 3 довольно просто, некоторое время пришлось ездить без торпеды, не забудьте подключить приборку, без неё не работает генератор и садиться аккум.
Первое что надо сделать это выкройку, пришлось поломать голову, есть несколько способов. С помощью малярного скотча оклеиваться вся поверхность торпеды, рисуются линии где пройдется сшивать материал, скотч отдирается и получается выкройка, мне такой способ не понравился тем что он не учитывает того что материал тянется. Другой способ отличается применением флизелина, линии швов рисуются на торпеде, приклеивается флизелин, линии разметки переводят на флизелин. Оба способа больше подходят для работы с кожей которую тянуть сложно.
Я поступил по другому, в магазине мебельных тканей был куплен дешевый кожзаменитель по тянучести похожий на алькантару. Также нужен двухсторонний тонкий скотч для клейки ковролина, пару рулонов по пять метров, скотч должен отдираться без следов с торпеды. Оклеиваем скотчем сначала все места перегибов и закруглений, а оставшийся скотч идёт на плоские участки, где можно клеить не сплошняком. После оклейки скотчем клеим на него кожзаменитель, смело разрезая где надо и подрезаем по контуру с запасом на подклеивание с изнанки торпеды.
Далее конкретно по торпеде гольфа, обтянуть её без швов реально, но очень сложно и пойдёт много материала. Для минимизации затрат алькантары надо дошить края – боковины торпеды, которые прикрываются дверями, с правой стороны шов идёт в районе бокового воздуховода, и его вообще не видно, с водительской стороны шов я сделал тоже в районе круглого бокового воздуховода, его почти не видно, так как шов закрывает дверь, видно только в районе загиба возле пластиковых заглушек.
Ещё четыре маленьких шовчика на бороде торпеды. Там где управление печкой и под пепельницей, есть две перемычки разделяющие бока бороды, эти перемычки я использовал как место шва соединяющего основной холст с куском который пойдёт на правую часть бороды. Швы сделал по краям перемычек. В итоге получаем выкройку из пяти частей, основная часть это верх и левая часть бороды, правая часть бороды, две боковины, крышка бардачка и два маленьких прямоугольника на перемычки.
Выкройки переносим на холст алькантары пытаясь соблюдать направленность материала в местах швов, алькантара хоть и однородная на вид но если шов сделать из разнонаправленных кусков то сразу будет бросаться в глаза. В местах где будут швы я сделал запас по сантиметру, о чём потом пожалел, алькантара потянулась и боковые швы получились не там где планировалось, так что запас под швы боковин оставлять не надо, а вот в местах перемычек запас надо оставить но только со стороны боков, сами перемычки обрезаются ровно по шву, чтобы в итоге получилась небольшая натяжка.
Размещение швов
Швы я делал простые одинарные и незаметные, так как на художества с двойными и тройными швами у меня не хватает опыта. На подвороты оставлял по сантиметру, прошивал, потом проклеивал отвороты и приглаживал шов утюгом, сантиметровые отвороты я не захотел оставлять и подрезал их до 4-х миллиметров канцелярским ножом, аккуратно чтоб не порезать лицевую сторону, вот результат.
Швы
Теперь шкурка готова, осталось её натянуть. Надо сделать подготовительные операции, зашкурить торпеду и загрунтовать алькантару.
Перед зашкуриванием торпеды, малярным скотчем защищаем воздуховоды которые сверху торпеды, и шкурим крупной наждачкой, мне под руку попалась 60-ка, опять же возле воздуховодов аккуратно, царапины на воздуховодах будут бросаться в глаза. Алькантара будет заправляться в щель между воздуховодами и обшивкой торпеды, эту шель надо местами расширить, я использовал шпателёк и плоскую отвёртку. После ошкуривания можно ещё обезжирить антисиликоном, после этого торпеду не лапать
Зашкуренная поверхность.
Грунтуем алькантару. Грунтовка необходима для создания слоя засохшего клея, который не будет давать основному клевому слою просачиваться в материал. Грунтуем тем же клеем что и будем клеить, наносим клей кистью стараясь сделать равномерный тонкий слой, если клей сильно жидкий и его ляпнуть много, то может пропитать ткань до лицевой поверхности, у меня таких косяков не было. Клей довольно токсичный, и поверхность испарения большая, так что работал я на балконе с открытыми окнами и вентилятором. Грунтовочный слой должен хорошо высохнуть не менее суток. Одна хитрость, чтоб не закрывать банку с клеем, и использовать одну кисть, кисть между использованиями окунаем в банку с клеем, прижимаем крышкой, и заматываем всю банку стретч плёнкой.
Шкурка сохнет после грунтовки.
Осталась самая малость ПРИКЛЕИТЬ! Времени уйдёт много, так что начинаем рано утром. Я клеил участками, всё сразу приклеить невозможно. Начинать надо с самого трудного, тобиш рельефного участка, это у нас район над бардачком переходящий на бороду.
Прикидываем ткань, размечаем область для намазывания клея. Наносим клей кистью на торпеду и алькантару, кисть в банку, банку в плёнку, и ждём пол часа пока подсохнет клей. Клей MAH позволяет термоактивировать его спустя даже пару часов, клей должен высохнуть так чтобы при соединении клеевых слоёв они не схватывались, склеивание должно происходить только при сильном давлении.
Итак клей просох, включаем фен и начинаем клеить, приклеиваем места со швами на свои места, приглаживаем ткань между швами, и идём к рельефным участкам, я начал с самого сложного места, перегиба в левом верхнем углу нишы под бардачок, пришлось сильно греть алькантару и тянуть изо всех сил, но всё равно уголок в середине остался голым. Дальше разглаживаем до краёв выбранного периметра.
Работаем в перчатках чтоб не пожечь руки феном, хотя и в перчатках несладко, алькантару разглаживать лучше обрезком алькантары.При поклейке главное помнить что если клей термоактивировать или сильно прижать, то отклеить алькантару уже не получиться, поэтому сначала слегка приглаживаем, и только если видим что всё идёт как надо прижимаем сильнее и греем. Когда участок приклеен, проходим ещё раз феном, алькантара должна нагреться до 60-80 градусов и сильно прижимаем. На оклейку первого участка у меня ушло около часа, приступаем к следующему, отдыхаем когда сохнет клей.
Часто чтобы удобно было тянуть алькантару, её надо разрезать, и подклеивать на местах которые закрываются панелями, маленькие складки очень удобно срезать острыми кусачками, шов получается ровный и почти незаметный.
Вот фото проблемных мест, все они закрываются панелями и невидны.
Единственный косяк который видно если открыть бардачёк
Место прикрывается пластиком над ногами водителя, шов сделан с помощью кусачек.
Места в районе руля.
Уже ночь, торпеда практически готова.
Отдельно расскажу про участок с воздуховодами, чтобы он смотрелся хорошо, алькантару надо заправить в щель между воздуховодами и обшивкой, в идеале воздуховоды надо снять, но они приклеены изнутри по всему периметру, оторвать их может и реально, а вот приклеить назад как на заводе из разряда фантастики. Чтобы алькантару заправить в щель её нужно разрезать точно в местах воздуховодов, для это прикладываем материал и наощуп сухим мылом размечаем места шести воздуховодов, и делаем разрез конвертиком. Наносим клей как обычно, и в щель с помощью маленькой палочки, воздуховоды оклеены малярным скотчем и клей им не страшен. Когда клей высохнет скотч снимаем с воздуховодов, клей надо посушить дольше чем обычно. Приклеивать начинаем с перегородки между центральными воздуховодами, алькантару в щель я заправлял шпателем и тонкой плоской отвёрткой. Всё хорошо разглаживаем с прогревом феном, получилось довольно неплохо, нигде не видно разрезов и клея.
Разрезы под воздуховоды, кусачки которыми удобно срезать складки, незаменимый инструмент.
Так вот получилось.
Закончил клеить торпеду к ночи, банки клея закончилась, а ещё надо обтянуть крышку бардачка и подклеить подвороты. На следующий день клеил подвороты и всякие мелочи 88-м клеем.
Через несколько дней торпеда стояла уже в машине и радовала глаз. Осталась крышка бардачка, сначала я думал оставить её как есть, но прикинув её к торпеде с алькантарой, понял что она сильно выпадает из общей картины, и решил перетянуть и её. Сначала я никак не мог понять как красиво оформить края перехода алькантары на пластик внутри крышки. Крышка сделана из двух частей, они склеены и не разбираються, но по периметру есть щель в месте стыковки, щель довольно глубокая, около сантиметра, я попробовал заправить в эту щелку алькантару и всё получилось с помощью пластинки из тонкой и жесткой нержавейки, можно использовать маленький шпатель с тонким лезвием, край лезвия надо закруглить, чтоб он не рвал алькантару. Крышку клеил 88-м клеем, работать с ним не так удобно как с немецким клеем, но вполне нормально.
Ещё несколько фото с бардачком, некоторые фотик замылил.
Ручку бардачка долго искал по разборкам, но продают только с бардачком и довольно дорого, пришлось поставить MALE 23402, пластик конечно нефонтан, да и пришлось немного доработать кусачками перемычки изнутри.
P.S. основная работа была проделана летом, последние фотки делал осенью, на написание отчёта никак времени не хватало, может что-то и забыл, но в основном информации достаточно, если есть большое желание всё можно сделать.