ОК. Попробую ответить развернуто.
Вопрос был чем чревата переполюсовка. ALEX_S написал, что переполюсовывать нельзя, так как при этом динамики будут "толкать воздух не в салон, а в дверь".
Абъисняю! Звуковой сигнал приходящий на АС представляет собой совокупность многих синусоидальных сигналов разной частоты. Возьмем к примеру среднечастотный сигнал на частоте 500 Гц. Это означает, что за 1 сек диффузор совершает по 500 колебаний в разные стороны от среднего положения. Причем это не зависит от того, как подключены "+" и "-". При ЛЮБОМ подключении он 500 раз качнется в салон и 500 раз в дверь.
Означает ли это, что нам без разницы, как подключать динамик? Конечно нет. Динамиков в стереосистеме два, правый и левый, и все дело в том, как они движутся относительно друг друга. Если оба динамика подключены одинаково ( плюсы и минусы соблюдены), то в салон и в дверь их диффузоры качнутся одновременно. Это называется "работа в фазе" а подключение динамиков "синфазное".
Всегда ли это нужно? В домашней акустике, где слушатель сидит посередине колонок - да, всегда. В автомобиле (если это не МакЛарен Ф1
) все сложнее. Расстояние от точки прослушивания до правого и левого динамиков всегда разное. И звуковые волны, порожденные синхронной работой двух динамиков, достигают ушей слушателя не одновременно, т.е. с фазовым сдвигом. Это означает, что динамики, включенные в электрической фазе, могут работать в акустической противофазе в каком-то месте салона. И наоборот. Конкретный пример. в Фольксваген Гольф 3 включение левого среднечастотника, (установленного в штатном месте на торпедо) в противофазе относительно правого, дает акустическую фазу и выравнивает звуковую сцену на месте водителя.
Здесь уместно некоторое отступление. Человеческий слух определяет направление на источник звука по разному на разных частотах. На высоких (примерно от 4000 Гц и выше) направление наш мозг определяет по громкости. Если левая пищалка ближе (а значит громче) правой, то нам кажется, что источник звука слева. На средних частотах (примерно от 250 до 4000 Гц) механизм другой. Направление на источник мы определяем именно по ФАЗЕ сигнала. Т.е. с какой стороны звук достиг нашего уха РАНЬШЕ, то там и источник. Относительная громкость уже не важна. Именно поэтому нам не удается установить центр сцены посередине капота, используя регулятор баланса. А на басах (ниже 250 Гц) наш слух уже затрудняется четко локализовать направление на источник звука. Именно поэтому хороший саб можно ставить где угодно.
Резюме такое: варьировать относительное включение "+" и "-" динамиков не только можно, но и нужно, этим можно значительно улучшить качество звука, не прибегая к помощи процессоров временных задержек.
Это не так просто. Учитывая, что в 3-х полосной системе можно варьировать не только взаимную фазировку пищалок, сч и мидбасов, но и относительную вч и сч, сч и мб и так далее, вариантов включения - масса и масса простора для творчества. Если оно вам надо конечно
Отдельно скажу про фазировку мидбасов. Да действительно, на низких частотах при электрически противофазном включении получается снижение отдачи на нижнем краю диапазона за счет взаимного поглощения волн. Но на практике это легко компенсируется некоторым повышением частоты раздела мидбас/сабвуфер. И зачастую это - единственный способ получить приличную звуковую сцену в двухполоске. Ведь в ней важный СЧ диапазон воспроизводится именно мидбасом, а не пищалкой. По крайней мере один мой знакомый очень известный установщик, чьи машины регулярно побеждают на соревнованиях по автозвуку, ВСЕГДА строя двухполоску включает мидбасы в противофазе.
Вот как-то так...
Спасибо всем, кто смог дочитать