Статья из "Независимой" (http://www.ng.ru/events/2006-12-19/1_piatigorsk.html)
Сразу два громких судебных процесса о дорожных происшествиях завершились вчера в Москве и Пятигорске, и результаты их при сопоставлении выглядят скандально. Обвинявшуюся в наезде на инспектора ДПС москвичку Карину Гличьян суд приговорил к трем годам колонии и тут же амнистировал. А дело бывшего главы администрации Пятигорска Игоря Тарасова, по вине которого в ДТП погибли 5 человек и которому грозило до 7 лет лишения свободы, завершилось прекращением уголовного преследования по ходатайству потерпевшей стороны.
Как сообщил Интерфаксу защищавший пятигорского экс-градоначальника адвокат Владислав Потапов, свое ходатайство трое родственников погибших в аварии мотивировали тем, что обвиняемый «полностью загладил причиненный им моральный и материальный вред». И Кочубеевский районный суд прекратил уголовное дело за примирением сторон.
В какую сумму Тарасову обошлось примирение, адвокаты не говорят. О ней можно было бы догадываться, учитывая общественный резонанс, который вызвало ЧП, случившееся в ночь на 23 августа на 6-м километре федеральной автотрассы «Кавказ». Между тем, в пресс-службе суда Интерфаксу сообщили, что в качестве компенсации вреда каждому из трех потерпевших выплачено около 1 млн. рублей.
По данным следствия, Тарасов разогнал свой джип «Тойота Ленд Крузер» до 110–130 км/ч (хотя на этом участке дороги разрешена скорость не более 70 км/ч). Выехав на полосу встречного движения, он столкнулся с «девяткой». Водитель «ВАЗа» 50-летний Виталий Гурков, его старший сын и невестка погибли на месте, а младший сын хозяина «Жигулей» и друг семьи Василий Грунтовский скончались в больнице.
Чиновнику предъявили обвинение по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), по которой Тарасову грозило до 7 лет лишения свободы. Сам он в это время находился в больнице: его жизнь спасли сработавшие подушки безопасности. Дело стремительно обрастало скандальными подробностями. Местные СМИ утверждали, что виновник аварии, будучи в сознании, не известил о случившемся ни милицию, ни «Скорую помощь», в результате чего еще остававшиеся в живых пассажиры «девятки» не получили своевременно медицинской помощи. На это адвокаты Тарасова возражали, что их подзащитный находился в бессознательном состоянии. Речь заходила даже о том, что чиновник якобы в первый раз отказался от госпитализации, а во второй заявил врачам, что упал с лестницы и ударился головой, а кроме того, бытовала версия (со слов самого Тарасова), согласно которой за рулем внедорожника мог быть и не он, а кто-то из его попутчиков.
Будет ли краевая прокуратура опротестовывать решение Кочубеевского районного суда? «Мы решим этот вопрос в отпущенные законом на это сроки», – заявила корреспонденту «НГ» официальный представитель прокуратуры Татьяна Евтушенко. В свою очередь, заслуженный юрист РФ, профессор Института государства и права РАН Инга Михайловская пояснила «НГ», что «решение суда формально в рамках закона».
«Статья 25 УПК разрешает прекращать дело за примирением сторон, когда речь идет о преступлениях небольшой и средней тяжести, – утверждает профессор. – В данном случае, судя по статье, по которой предъявлялось обвинение, это преступление средней тяжести». Но, прежде чем принять решение о прекращении уголовного дела за примирением сторон, суд, по словам профессора Инги Михайловской, обязан очень скрупулезно исследовать вопрос добровольности согласия потерпевших на мировую. «Если прокуратурой установлены факты, что кто-то из потерпевших принимал такое решение под нажимом, в результате шантажа или угроз, или же будучи введенным в заблуждение, то прокурор может внести представление по данному решению суда», – пояснила наша собеседница. Получается, уголовного наказания можно легально избежать за деньги? «Я полагаю, что мировая подсудимому досталась действительно за большие деньги, – считает профессор Инга Михайловская. – Как к этому относиться? Если закон предоставляет потерпевшему право выбора, на мой взгляд, это хорошо. Что толку, если того же виновника ДТП на несколько лет лишат свободы? А так эти убитые горем люди хоть какие-то средства к существованию получат».
Однако с профессором Ингой Михайловской категорически не согласен адвокат Георгий Антонов, представлявший в Дорогомиловском суде столицы интересы Карины Гличьян. «Такого быть не может. Примирение возможно, если наказание до пяти лет лишения свободы. А если несколько трупов – наказание до семи лет лишения свободы. Оно не подходит под категорию «примирение», – заявил корреспонденту «НГ» Георгий Антонов.
Что касается собственно приговора по делу его подзащитной, то, по словам Антонова, он с таким решением не согласен, однако подавать протест не будет, «потому что это не имеет смысла». Напомним, что Карина Гличьян обвинялась по ст. 319 (оскорбление представителя власти) и 318 (применение насилия в отношении представителя власти) УК РФ. Когда сотрудники ГИБДД остановили Карину Гличьян, ехавшую по разделительной полосе Кутузовского проспекта, она отказалась выйти из машины, выбросила документы в окно, а сама нажала на газ, наехав на инспекторов. Суд приговорил ее к трем годам лишения свободы и штрафу в размере 40 тыс. рублей. Но, поскольку Карина Гличьян является матерью двух малолетних детей, ее освободили от отбывания наказания по амнистии, объявленной к 100-летию Госдумы. Правда, ей еще предстоит выплатить инспектору ДПС 30 тыс. рублей.