В какой-то момент появился ощутимый гул со стороны моторного отсека. На видео слышен рычащий звук
После непродолжительного изучения стало ясно, что гудит один из подшипников на приводном валу в коробке передач. Если на стоящей машине включить нейтраль и выжать сцепление то гул пропадает. Отпускаешь сцепление — гул возобновляется, что однозначно указывает на приводной вал. Было принято решение коробку перебрать (все промыть изнутри и заменить все подшипники и все сальники). Для этого я преобрел ремкомплект INA 462 0055 10 и другие подшипники и сальники которые в него не вошли.
Снимаем коробку с машины и кладем на «операционный» стол:
Перед началом переборки коробку лучше помыть, но мы не удержались и приступили к разборке сразу. Сливаем масло и снимаем крышку пятой передачи:
… и начинаем разбирать ее. Для этого вытаскиваем шток и снимаем вилку включения передачи:
Снимаем стопорные кольца, запоминаем положение, в котором стоят кольца синхронизаторов, и снимаем все с валов:
Откручиваем 6 болтов крепящих корпус двойного подшипника и гайку, фиксирующую вилку включения реверса.
Далее, переворачиваем коробку колоколом вверх. Откручиваем и вынимаем фланцы. Откручиваем 18 болтов, которые скрепляют половинки корпуса и, собственно, «половиним» корпус. Надо постучать немного резиновым молоточком т. к. корпус сидит на герметике.
Извлекаем дифференциал и откладываем его в сторону. Ставим шток переключения передач в нейтраль, откручиваем два крепящих болта и вынимаем его из коробки. Также надо открутить и вынуть четыре оси держащих вилки (две сверху, две снизу) и болт крепления кронштейна задней передачи. В таком виде коробка готова для выпрессовки валов вместе со сдвоенным подшипником из корпуса. Для этого я использовал пресс, но посадка там не очень тугая и все можно выбить выколоткой.
Все внутренности вываливаются наружу. Раскладываем их по узлам и приступаем к переборке каждого узла по отдельности.
Валы с двойным подшипником в сборе:
В моем случае двойной подшипник внешне оказался нормальным. Все уплотнители на месте. Что вначале дало повод усомниться в правильности принятия решения о вскрытии коробки и его замене:
Однако отклоняться от намеченного плана — плохая практика. Следовательно, мы продолжаем.
Существует пара приспособ (T10081 и T10084A) для одновременной выпрессовки двух валов из корпуса двойного подшипника, но мы решили пойти другим путем и сэкономить на этих приспособах. В основу экономии лег принцип «разделяй и властвуй». Берем в руки болгарку с отрезным диском и делаем два пропила в наружней обойме подшипника на ведущем валу как показано на фотках:
Пилить надо аккуратно, чтобы не задеть зубья первой передачи на ведущем валу. Мы также закрыли все важные поверхности фольгой для запекания, чтобы искры их не повредили. Как пропилы сделаны, отверткой выковыриваем все шарики и разъединяем валы:
Далее их можно разбирать по отдельности съемниками. Мы же использовали пресс, так как он у нас был.
Удаляем масло с внешней обоймы распиленного подшипника и находим источник гула — это пятно питтинг коррозии:
В принципе, жена с этим гулом прокаталась 15000 км. Он со временем даже стал немного тише. Однако это явный износ и такой подшипник подлежит замене.
Разбираем первичный вал. Съемником стаскиваем внутреннее кольцо подшипника вместе со втулкой игольчатого подшипника пятой передачи. Сидят они довольно крепко. У нас пресс развил усилие в 4.5т до того как они сдвинулись. Для облегчения усилия их можно снимать по отдельности. Сначала снять втулку игольчатого подшипника сепараторным съемником, а затем внутреннюю обойму двойного подшипника.
Первичный вал со снятыми втулкой и внутренним кольцом:
Далее начинаем разбирать другой конец вала. Для снятия шестерен требуется спрессовать втулку роликового подшипника. Официальная инструкция предлагает зацепиться за шестерню 4-ой передачи сепараторным съемником и стащить ее вместе со втулкой. Нам этот метод не очень понравился, так как зазор там небольшой, и съемник цеплялся только за верхушки нескольких зубьев. Мы решили дремелем с отрезным диском проточить канавку глубиной 1.5мм во втулке (так как у нас была новая в ремкомплекте) и стащить ее сепараторным съемником:
Все прошло как по маслу. Только надо четко следить за глубиной пропила, чтобы не пропилить слишком глубоко и не задеть посадочную поверхность на валу.
Снимаем шестерню 4-ой передачи и кольцо синхронизатора:
Спрессовываем синхронизатор вместе с шестерней 3-ей передачи и втулкой игольчатого подшипника. К сожалению увлеклись и сфотать забыли. Делали как в оф. руководстве:
Можно и съемником, но для этого потребуются длинные лапы.
Все. Вал разобран.
Приступаем к разборке вторичного вала.
Прежде всего, спрессовываем остатки двойного подшипника, цепляясь за большую шестерню первой передачи. При наличии пресса никаких хитростей нет. Если делать съемником, то он должен иметь большой раствор, так как диметр зубчатого колеса больше 100мм (точную цифру не помню). Потом снимаем кольца синхронизаторов. На 1-ой и 2-ой их три (двойной конус трения в отличие от одинарного на 3, 4 и 5-ой).
Далее надо спрессовать синхронизатор, предварительно сняв фиксирующее его кольцо в виде полумесяца. Цепляться удобно за зубчатое колесо второй передачи.
Разбираем набор синхронизаторных колец второй передачи. Промываем и складываем так чтобы их потом не перепутать. При постановке менять их местами не рекомендуется, так как они уже приработались друг к другу.
Шестерни третей и четвертой передачи снимаются руками, без каких либо дополнительных усилий. Надо только снять стопорные кольца. Полностью разобранный вторичный вал:
Съем и замена подшипников дифференциала.
Конические подшипники легко снимаются все темже сепараторным съемником. Под один из них подлезть сложно, но если срезать сепаратор роликов, то можно зацепиться за внешний буртик:
Напрессовываем новые подшипники, используя обоймы старых. Если без пресса, то кладем дифф в морозилку на ночь. Греем новые подшипники строительным феном (можно нагреть в масле на плите — жена будет рада) и одеваем их на холодный дифференциал.
Приступаем к корпусу коробки. Внешняя обойма конического подшипника выпрессовывается легко подходящей оправкой с внешней стороны коробки. На некоторых коробках стоит регулировочное кольцо толщиной 1мм. Его не теряем и запрессовываем новую обойму с этим кольцом. У меня его не было.
Я также поменял втулку штока переключения передач:
Удаляем остатки старого герметика отовсюду, где он был:
Далее беремся за крышку с колоколом. Выдергиваем роликовые подшипники съемником для внутренних колец, сжимая при этом ушки стопорных колец плоскогубцами:
Для съема внешней обоймы конического подшипника в корпусе имеются две выемки:
В них вставляем съемник для внутренних обойм:
Переворачиваем коробку и выпрессовываем обойму через проставку. Чтобы не повредить штампованный рукав для уплотнителя проставка должна быть не более 47мм в диаметре. Я свой повредил (кофе с утра не выпил) и мне пришлось его поменять.
Запрессовываем новую обойму без регулировочных колец.
Далее необходимо подобрать толщину регулировочного кольца. Ставим дифференциал на место и собираем корпус. Закручиваем все 18 болтов (я использовал старые) требуемым моментом и доворачиваем на нужный угол. Устанавливаем часовой индикатор.
Замеряем осевой зазор дифференциала и рассчитываем толщину необходимого кольца по формуле: измеренное_значение + преднатяг_подшипников(0.35мм). В моем случае 0.70мм+0.35мм=1.05мм.
Выбираем необходимое кольцо из набора, выпрессовываем внешнюю обойму конического подшипника из колокола, ставим кольцо и запрессовываем обойму обратно на место.
Я также перебрал и промыл механизм вилок выбора передач и перепрессовал опорные подшипники. Большой необходимости в этом не было. Но раз уж принято решение менять все подшипники, значит меняем все. Ктомуже они не дорогие.
Пьем пиво и ждем продолжения отчета.....
P.S. от Админа - отчет добавлен на сайт:
Переборка коробки передач 02T, замена подшипников в МКПП семейства MQ200
Спасибо!
После непродолжительного изучения стало ясно, что гудит один из подшипников на приводном валу в коробке передач. Если на стоящей машине включить нейтраль и выжать сцепление то гул пропадает. Отпускаешь сцепление — гул возобновляется, что однозначно указывает на приводной вал. Было принято решение коробку перебрать (все промыть изнутри и заменить все подшипники и все сальники). Для этого я преобрел ремкомплект INA 462 0055 10 и другие подшипники и сальники которые в него не вошли.
Снимаем коробку с машины и кладем на «операционный» стол:
Перед началом переборки коробку лучше помыть, но мы не удержались и приступили к разборке сразу. Сливаем масло и снимаем крышку пятой передачи:
… и начинаем разбирать ее. Для этого вытаскиваем шток и снимаем вилку включения передачи:
Снимаем стопорные кольца, запоминаем положение, в котором стоят кольца синхронизаторов, и снимаем все с валов:
Откручиваем 6 болтов крепящих корпус двойного подшипника и гайку, фиксирующую вилку включения реверса.
Далее, переворачиваем коробку колоколом вверх. Откручиваем и вынимаем фланцы. Откручиваем 18 болтов, которые скрепляют половинки корпуса и, собственно, «половиним» корпус. Надо постучать немного резиновым молоточком т. к. корпус сидит на герметике.
Извлекаем дифференциал и откладываем его в сторону. Ставим шток переключения передач в нейтраль, откручиваем два крепящих болта и вынимаем его из коробки. Также надо открутить и вынуть четыре оси держащих вилки (две сверху, две снизу) и болт крепления кронштейна задней передачи. В таком виде коробка готова для выпрессовки валов вместе со сдвоенным подшипником из корпуса. Для этого я использовал пресс, но посадка там не очень тугая и все можно выбить выколоткой.
Все внутренности вываливаются наружу. Раскладываем их по узлам и приступаем к переборке каждого узла по отдельности.
Валы с двойным подшипником в сборе:
В моем случае двойной подшипник внешне оказался нормальным. Все уплотнители на месте. Что вначале дало повод усомниться в правильности принятия решения о вскрытии коробки и его замене:
Однако отклоняться от намеченного плана — плохая практика. Следовательно, мы продолжаем.
Существует пара приспособ (T10081 и T10084A) для одновременной выпрессовки двух валов из корпуса двойного подшипника, но мы решили пойти другим путем и сэкономить на этих приспособах. В основу экономии лег принцип «разделяй и властвуй». Берем в руки болгарку с отрезным диском и делаем два пропила в наружней обойме подшипника на ведущем валу как показано на фотках:
Пилить надо аккуратно, чтобы не задеть зубья первой передачи на ведущем валу. Мы также закрыли все важные поверхности фольгой для запекания, чтобы искры их не повредили. Как пропилы сделаны, отверткой выковыриваем все шарики и разъединяем валы:
Далее их можно разбирать по отдельности съемниками. Мы же использовали пресс, так как он у нас был.
Удаляем масло с внешней обоймы распиленного подшипника и находим источник гула — это пятно питтинг коррозии:
В принципе, жена с этим гулом прокаталась 15000 км. Он со временем даже стал немного тише. Однако это явный износ и такой подшипник подлежит замене.
Разбираем первичный вал. Съемником стаскиваем внутреннее кольцо подшипника вместе со втулкой игольчатого подшипника пятой передачи. Сидят они довольно крепко. У нас пресс развил усилие в 4.5т до того как они сдвинулись. Для облегчения усилия их можно снимать по отдельности. Сначала снять втулку игольчатого подшипника сепараторным съемником, а затем внутреннюю обойму двойного подшипника.
Первичный вал со снятыми втулкой и внутренним кольцом:
Далее начинаем разбирать другой конец вала. Для снятия шестерен требуется спрессовать втулку роликового подшипника. Официальная инструкция предлагает зацепиться за шестерню 4-ой передачи сепараторным съемником и стащить ее вместе со втулкой. Нам этот метод не очень понравился, так как зазор там небольшой, и съемник цеплялся только за верхушки нескольких зубьев. Мы решили дремелем с отрезным диском проточить канавку глубиной 1.5мм во втулке (так как у нас была новая в ремкомплекте) и стащить ее сепараторным съемником:
Все прошло как по маслу. Только надо четко следить за глубиной пропила, чтобы не пропилить слишком глубоко и не задеть посадочную поверхность на валу.
Снимаем шестерню 4-ой передачи и кольцо синхронизатора:
Спрессовываем синхронизатор вместе с шестерней 3-ей передачи и втулкой игольчатого подшипника. К сожалению увлеклись и сфотать забыли. Делали как в оф. руководстве:
Можно и съемником, но для этого потребуются длинные лапы.
Все. Вал разобран.
Приступаем к разборке вторичного вала.
Прежде всего, спрессовываем остатки двойного подшипника, цепляясь за большую шестерню первой передачи. При наличии пресса никаких хитростей нет. Если делать съемником, то он должен иметь большой раствор, так как диметр зубчатого колеса больше 100мм (точную цифру не помню). Потом снимаем кольца синхронизаторов. На 1-ой и 2-ой их три (двойной конус трения в отличие от одинарного на 3, 4 и 5-ой).
Далее надо спрессовать синхронизатор, предварительно сняв фиксирующее его кольцо в виде полумесяца. Цепляться удобно за зубчатое колесо второй передачи.
Разбираем набор синхронизаторных колец второй передачи. Промываем и складываем так чтобы их потом не перепутать. При постановке менять их местами не рекомендуется, так как они уже приработались друг к другу.
Шестерни третей и четвертой передачи снимаются руками, без каких либо дополнительных усилий. Надо только снять стопорные кольца. Полностью разобранный вторичный вал:
Съем и замена подшипников дифференциала.
Конические подшипники легко снимаются все темже сепараторным съемником. Под один из них подлезть сложно, но если срезать сепаратор роликов, то можно зацепиться за внешний буртик:
Напрессовываем новые подшипники, используя обоймы старых. Если без пресса, то кладем дифф в морозилку на ночь. Греем новые подшипники строительным феном (можно нагреть в масле на плите — жена будет рада) и одеваем их на холодный дифференциал.
Приступаем к корпусу коробки. Внешняя обойма конического подшипника выпрессовывается легко подходящей оправкой с внешней стороны коробки. На некоторых коробках стоит регулировочное кольцо толщиной 1мм. Его не теряем и запрессовываем новую обойму с этим кольцом. У меня его не было.
Я также поменял втулку штока переключения передач:
Удаляем остатки старого герметика отовсюду, где он был:
Далее беремся за крышку с колоколом. Выдергиваем роликовые подшипники съемником для внутренних колец, сжимая при этом ушки стопорных колец плоскогубцами:
Для съема внешней обоймы конического подшипника в корпусе имеются две выемки:
В них вставляем съемник для внутренних обойм:
Переворачиваем коробку и выпрессовываем обойму через проставку. Чтобы не повредить штампованный рукав для уплотнителя проставка должна быть не более 47мм в диаметре. Я свой повредил (кофе с утра не выпил) и мне пришлось его поменять.
Запрессовываем новую обойму без регулировочных колец.
Далее необходимо подобрать толщину регулировочного кольца. Ставим дифференциал на место и собираем корпус. Закручиваем все 18 болтов (я использовал старые) требуемым моментом и доворачиваем на нужный угол. Устанавливаем часовой индикатор.
Замеряем осевой зазор дифференциала и рассчитываем толщину необходимого кольца по формуле: измеренное_значение + преднатяг_подшипников(0.35мм). В моем случае 0.70мм+0.35мм=1.05мм.
Выбираем необходимое кольцо из набора, выпрессовываем внешнюю обойму конического подшипника из колокола, ставим кольцо и запрессовываем обойму обратно на место.
Я также перебрал и промыл механизм вилок выбора передач и перепрессовал опорные подшипники. Большой необходимости в этом не было. Но раз уж принято решение менять все подшипники, значит меняем все. Ктомуже они не дорогие.
Пьем пиво и ждем продолжения отчета.....
P.S. от Админа - отчет добавлен на сайт:
Переборка коробки передач 02T, замена подшипников в МКПП семейства MQ200
Спасибо!