Пробник для оценки искры зажигания. (Измеряется ток искры зажигания)

GNZ

Оракул
Сообщения
3 121
Репутация
327
Местоположение
Украина. г Киев
Автомобиль
PASSAT B3- VARIANT , 9A, МКПП. 1992. B3-VARIANТ ААА, продан . В4 ВАРИАНТ, AGG, МЕХАНИКА.
ПРОБНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ТОКА ИСКРЫ ЗАЖИГАНИЯ.

Энергия искры определяется напряжением, силой тока и временем горения искры.
Основным параметром, определяющим надежность зажигания, является напряжение.
Обычно энергия искры составляет на средних частотах вращения 10-15 мДж.
В принципе достаточно напряжения 10-15 кв. Высокая степень сжатия, обедненная смесь, пониженная температура окружающего воздуха приводят к проблемам при пуске. Обычно напряжение повышают до 25кв. Чем выше напряжение, тем меньше система чувствительна к загрязнению электродов свечей и составу смеси.
Сбои (отказы) в работе двигателя зачастую связанны с изменением параметров искры, в результате возникновения дефектов в устройствах зажигания. Это относится к катушке зажигания (КЗ), например из- за замкнутых витков, электронных составляющих, ВВ проводов и пр. Оценку наличия искры и ее энергии обычно проверяют дедовским способом, на глазок, по длине пробивного промежутка, цвету искры. Способ весьма субьективный и для неопытного водителя его использование проблематично. Здесь кроется прямая опасность выхода системы зажигания из строя, при чрезмерном увеличении разрядного промежутка - недаром при поисках неисправностей с вкл. зажиганием предписывается замыкать выход КЗ на массу.
Объективно оценить состояние системы зажигания позволяет осциллографический
метод диагностики, включая параметры высоковольтной составляющей искры. Но в подавляющем случае это недоступно. Хотелось бы иметь компактный, всегда под рукой, пробник позволяющий определить соответствие энергии искры в цепях свечей предписанным значениям.
В некоторой степени эта задача решена следующим образом. В разрыв ВВ провода,
центрального КЗ или свечи, включается неоновая лампа (ЛН) зашунтированная резистором. Рис.1. При прохождении импульса тока в цепи ВВ провода на резисторе возникнет напряжение пропорциональное силе тока и величине сопротивления резистора. Выбором величины сопротивления резистора можно достичь потенциала зажигания неоновой лампы. Поскольку его величина является неизменным параметром, в конкретном случае 80в то легко определяется по закону Ома сила тока импульса ВВ напряжения, а значит и его условная энергия. По лит. данным в современных системах зажигания величина тока искры составляет 200…400ма.
Практически достаточно на исправном зажигании настроить цепочку переменным резистором, на потенциал зажигания неоновой лампы и использовать в дальнейшем
этот индикатор для оценки состояния зажигания. Если, например, при измерениях на других моторах окажется, что индикатор не загорается, это будет указывать на более слабый ток ( энергию) искры. Можно заведомо, увеличением величины резистора на определенную величину, относительно первоначально установленной, понизить требования к току искры в разумных пределах, припустим на 15-20% (на такую же величину увеличить R). Имея под рукой измеритель сопротивления (тестер) всегда можно определить величину резистора выставленного по началу зажиганию ЛН, а следовательно и силу тока искры.
На фото 1 представлен один из вариантов пробника –опытный образец. Пробник смонтирован на пластинке из диэлектрика (винилпласт, текстолит) толщиной 6-8мм. Для выводов подстроечного резистора на 0,68 ком и цоколя ЛН типа ТН-0,2-1
просверлены сквозные отверстия. В торцах пластинки просверлены отверстия
диаметром 3,3 мм и нарезана резьба на М 4 для закрепления электродов. Причем со стороны ЛН резьба доходит до отверстия в которое вставляется ЛН. Этим достигается фиксация ЛН и электрический контакт к ее цоколю при ввинчивании шпильки-электрода на М 4, на который одевается снятый из трамблера ВВ провод. Для контактирования с выводами трамблера предусмотрен изогнутый электрод с внутренним отверстием на 4мм. Его Г-образная форма позволяет, без проблем, одевать ВВ провода, имеющие очень ограниченную длину на некоторых моделях двигателей. Можно для пробника использовать наконечники подходящих ВВ проводов, поместить ЛН и резистор в подходящию пластиковый корпус.
Проверка пробника на двигателе 9А показала следующее. Испытания проводились на оборотах ХХ. Сопротивление начала зажигания ЛН для 4 цилиндров: 240; 260; 240;
320 ом. Для используемой ЛН, напряжение поджига 80 в. Т.о. сила тока искры составила для трех цилиндров примерно по 0,33а. В одном цилиндре 0,25а. Факт настораживает
и требует разбирательства ( свеча, возможно компрессия, ВВ провода).
Несколько замечаний по поводу фиксации момента зажигания ЛН. При работе системы зажигания, за счет наведенных высоковольтных электрических полей, наблюдается очень слабое фоновое свечение ЛН не реагирующее на изменения величины резистора, которое однако не мешает фиксации момента возникновения тлеющего разряда в межэлектродноме промежутке лампы. Поскольку интенсивность начала свечения малая, работу следует выполнять в гараже или на улице в затененных местах.
Несколько слов о технике безопасности. Не прикасаться руками к элементам пробника.
Регулировку резистора производить только отверткой из диэлектрика.

На фото 2 показано расположение пробника при проверке искры на 9А.



Рис. 1



Фото. 1



Фото. 2

GNZ
 
  • Спасибо!
Реакции: 1 человек

Admin

Создатель сайта
Команда форума
Сообщения
8 655
Репутация
2 826
Местоположение
Россия, Москва
Автомобиль
VW Tiguan 2 2.0 DBGC 2018, VW Touran 1.6 BSE 2008, Skoda Fabia 1.2 BME 2006
Спасибо за отчет! :thankyou2: +10% :hat:
 

Dimzay

Профессиональный советчик
Сообщения
653
Репутация
13
Местоположение
Санкт-Петербург, Юго-Запад
Автомобиль
Passat B4, ADZ, 96 продан
Я снимаю шляпу :hat:. Впечатлился я этим устройством и целый день думал о нем. Кстати. Существует прибор, который отвечает поставленой задаче.
Отечественный тестер "Джет-Искра" предназначен для контроля высоковольтных и низковольтных электрических цепей автомобиля.
Пользоваться им просто - достаточно подцепить зажимы-"крокодилы" красного и черного цвета соответственно к +12 В и к "массе" автомобиля. Затем вставить разъем контрольного провода в гнездо прибора и прикоснуться щупом к нужной точке бортсети. Загорелся красный индикатор - нашли "плюс", зажегся зеленый - "земля", поочередно подмаргивают оба - обнаружен сигнал с переменным потенциалом. Так можно "прозвонить" предохранители, датчики Холла, коммутаторы...
Для проверки высоковольтного участка проводки контрольный провод не нужен. Тыльную часть прибора с надписью "Датчик" подносят к подозреваемому участку цепи - при прохождении высоковольтного импульса должен кратковременно вспыхнуть индикатор. Регулятор чувствительности позволяет подстроиться под конкретный двигатель. Вообще, нужна известная сноровка - сначала лучше "пробежаться" по заведомо исправному участку, а уже потом сравнивать мигания "там и тут". Но привыкнуть можно - приборчик поможет найти неисправный провод, "утекающую" свечу и т. п.
Цена прибора от московской фирмы "Джет СММ" - 110-150 рублей.
Взято http://www.zr.ru/articles/36838/
Внизу есть фото.
Это Бесконтактное устройство для проверки энергии искры, но есть один большой недостаток - невозможность получения цифровых значений. Поэтому я решил соорудить такой пробник. Моя конструкция на ваш суд.
Были куплены: Корпус поста КП101, Контрольная лампа (неоновая).
Порывшись в кладовке найдены: шпилька М4, винт М4, гайки, колпачки для скрутки проводов, переменный резистор 1кОм. (Простите за качество)

f5603cee4056.jpg

В корпусе поста расположил лампу, просверлил отверстия и вставил две шпильки, винт и переменный резистор.

17f38360173b.jpg

На короткий винт надел колпачок для скрутки проводов (внутри есть резьба), на ручку резистора надел колпачок иглы шприца.

9dc5f045282c.jpg

Для измерения тока необходим еще один ВВ провод. Устройство подключается в разрыв ВВ цепи, причем конец одного провода надевается на шпильку, конец другого провода на другую шпильку. Вращением ручки резистора подбирается сопротивление. После подбора сопротивления (см. пост GNZ), необходимо заглушить двигатель снять колпачок и измерить сопротивление тестером. При слабом свечении ЛН, можно открутить светофильтр.


Устройство еще не испытано. Если в чем ошибся - поправьте меня.
 

GNZ

Оракул
Сообщения
3 121
Репутация
327
Местоположение
Украина. г Киев
Автомобиль
PASSAT B3- VARIANT , 9A, МКПП. 1992. B3-VARIANТ ААА, продан . В4 ВАРИАНТ, AGG, МЕХАНИКА.
Все правильно. Не плохо снабдить потенц шкалой, тогда вообще отпадет необходимосьт в измерении его значения и намного упростится измерение. Желательно на потенциометре средний контакт закоротить с не задействованным крайним. Объязательно определить напряжение поджига неонки. Именно поджика, а не горения- у неонки характеристика с отрицательным участком. Для этого нужно регулируемый источник постоянного тока, ограничивающий резистор на десятки ком и вольтметр. Повышаем напряжение источника и фиксируем на его клеммах значение U в момент поджига лампы :hat:
 

GNZ

Оракул
Сообщения
3 121
Репутация
327
Местоположение
Украина. г Киев
Автомобиль
PASSAT B3- VARIANT , 9A, МКПП. 1992. B3-VARIANТ ААА, продан . В4 ВАРИАНТ, AGG, МЕХАНИКА.
GNZ сказал(а):
ПРОБНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ТОКА  ИСКРЫ  ЗАЖИГАНИЯ.

    Энергия искры определяется напряжением, силой тока и временем горения искры.
Основным параметром, определяющим надежность зажигания, является напряжение.
Обычно энергия искры составляет на средних частотах вращения  10-15 мДж.
В принципе достаточно напряжения 10-15 кв. Высокая степень сжатия, обедненная смесь, пониженная температура окружающего воздуха  приводят к проблемам при пуске. Обычно напряжение повышают до 25кв. Чем выше напряжение, тем меньше система  чувствительна  к загрязнению электродов  свечей и составу смеси. 
  Сбои (отказы) в работе двигателя зачастую связанны с изменением параметров искры, в результате  возникновения дефектов в устройствах зажигания. Это относится к катушке зажигания (КЗ), например из- за  замкнутых  витков, электронных составляющих, ВВ проводов и пр.  Оценку наличия  искры и ее энергии обычно проверяют дедовским способом, на глазок,  по длине пробивного промежутка, цвету искры. Способ весьма субьективный и для неопытного водителя его использование  проблематично. Здесь кроется прямая опасность выхода системы зажигания из строя, при чрезмерном увеличении разрядного промежутка - недаром при  поисках неисправностей с вкл. зажиганием  предписывается замыкать выход КЗ на массу.
  Объективно оценить состояние системы зажигания позволяет    осциллографический
метод диагностики, включая параметры высоковольтной составляющей искры. Но в подавляющем случае это недоступно.  Хотелось бы иметь компактный, всегда под рукой, пробник позволяющий определить соответствие энергии искры в цепях свечей предписанным значениям.
      В некоторой  степени эта задача решена следующим образом. В разрыв ВВ провода,
центрального  КЗ или свечи, включается  неоновая лампа (ЛН) зашунтированная резистором.  Рис.1. При прохождении импульса тока в цепи ВВ провода на резисторе возникнет напряжение пропорциональное силе тока  и величине сопротивления резистора. Выбором величины сопротивления резистора можно достичь потенциала зажигания неоновой лампы. Поскольку его величина  является  неизменным параметром, в конкретном случае 80в то легко определяется по закону Ома  сила тока импульса ВВ напряжения, а значит и его условная энергия. По  лит.  данным  в современных системах зажигания  величина тока  искры составляет 200…400ма.
Практически  достаточно на исправном зажигании настроить  цепочку переменным резистором, на  потенциал зажигания  неоновой лампы и использовать в дальнейшем
этот индикатор для оценки состояния зажигания.  Если, например, при измерениях на других моторах окажется, что индикатор не загорается, это будет указывать на более слабый ток  ( энергию) искры. Можно заведомо, увеличением величины резистора на определенную величину, относительно первоначально установленной, понизить требования к току искры в разумных пределах, припустим на 15-20% (на такую же величину увеличить R).  Имея под рукой измеритель сопротивления (тестер) всегда можно определить величину резистора  выставленного по началу зажиганию ЛН,  а следовательно и силу тока искры. 
    На фото 1 представлен  один из вариантов пробника –опытный образец.  Пробник  смонтирован на  пластинке из диэлектрика (винилпласт, текстолит) толщиной 6-8мм. Для выводов подстроечного  резистора на 0,68 ком  и цоколя ЛН типа ТН-0,2-1
просверлены  сквозные отверстия. В торцах  пластинки просверлены отверстия
диаметром 3,3 мм и нарезана резьба на М 4 для закрепления электродов. Причем со стороны ЛН резьба доходит до  отверстия  в которое вставляется ЛН.  Этим достигается фиксация ЛН и электрический контакт к ее цоколю при ввинчивании шпильки-электрода на  М 4, на который одевается снятый из трамблера  ВВ провод. Для  контактирования  с выводами трамблера  предусмотрен изогнутый электрод с внутренним отверстием на 4мм.  Его Г-образная форма позволяет, без проблем,  одевать  ВВ провода, имеющие очень ограниченную длину на некоторых моделях двигателей.  Можно для пробника использовать наконечники подходящих ВВ проводов, поместить ЛН и резистор в подходящию пластиковый корпус.
    Проверка пробника на двигателе 9А показала следующее. Испытания проводились на оборотах ХХ. Сопротивление начала зажигания ЛН для 4 цилиндров: 240; 260; 240;
320 ом. Для используемой ЛН, напряжение поджига 80 в.  Т.о. сила тока искры составила  для трех цилиндров примерно по 0,33а. В одном цилиндре 0,25а. Факт настораживает
и требует разбирательства ( свеча, возможно компрессия, ВВ провода).
  Несколько замечаний по поводу фиксации момента зажигания ЛН. При работе системы зажигания, за счет наведенных высоковольтных электрических полей, наблюдается очень слабое  фоновое свечение ЛН не реагирующее на изменения величины резистора, которое однако не мешает фиксации  момента возникновения  тлеющего разряда  в межэлектродноме промежутке лампы. Поскольку интенсивность начала свечения малая, работу следует выполнять в гараже или на улице в затененных местах.
  Несколько слов о технике безопасности.  Не прикасаться руками к элементам пробника.
Регулировку резистора производить только отверткой из диэлектрика.

На фото 2 показано расположение пробника при проверке искры на 9А.



Рис. 1



Фото. 1



Фото. 2

GNZ
Поскольку вокруг длительности и силы тока искры возникают разногласия при обсуждении темы, в других разделах форума, привожу соответствующий график для некоторых систем зажигания взятый из литературы.


 

AlexsanderS

Мастер советчик
Сообщения
307
Репутация
13
Местоположение
Нижний Новгород
Автомобиль
VW Passat, PB, 1990г
Автору респект! Если несколько таких цепочек соединить последовательно с постоянными подобранными резисторами, то получится простой прибор и безопасный....а если на все цилиндры сразу подключть по таком приборчику то красивая картинка получится сразу. А по делу...интересно, в течении какого времени течет такой ток и до какого напряжение падает напряжение на свече. И, если пробовали исследовать процесс, как влияет зазор в свече на максимальный ток? Вообще говоря, как то странно чтобы ток искры и его длительность зависела от коммутатора(я имею ввиду картинку)....вроде бы это зависеть должно исключительно от катушки и остальной ВВ атрибутики.
 

AKD2

Оракул
Сообщения
6 305
Репутация
505
Местоположение
Казахстан Алматы
Автомобиль
Skoda Octavia A7(ELG) CHPA 6МКПП Webasto BT 2014
AlexsanderS сказал(а):
...интересно, в течении какого времени течет такой ток и до какого напряжение падает напряжение на свече. И, если пробовали исследовать процесс, как влияет зазор в свече на максимальный ток? Вообще говоря, как то странно чтобы ток искры и его длительность зависела от коммутатора(я имею ввиду картинку)....
Странные вопросы (от тебя не ожидал :)), этот пробник паралельно обсуждался в другой теме. В сайте есть пару-тройку хороших книг по системам зажигания, там подробные ответы.
По вопросам: на свече около 1 мсек держится напряжение горения (естественно столько времени течет ток (какой такой не понял, значение), однозначного точного значения нет (думаю отличается почти на порядок от пробивного), идет дуга.
Максимальный ток определяется ориентировочно по комплексному закону Ома (импульсный/переменный ток), естественно чем больше зазор тем больше сопротивление цепи (хотя это относится пробивному напряжению).
Насчет коммутатора и катушки, коммутатор обеспечивает накопление энергии в катушке, похоже с L497 не очень внимательно ознакомился, длительность и ток искры зависит от энергии (мощность и энергия между собой связаны временем).
 

AlexsanderS

Мастер советчик
Сообщения
307
Репутация
13
Местоположение
Нижний Новгород
Автомобиль
VW Passat, PB, 1990г
Я не обсуждаю законы сохранения энергии и понятия мощности. У меня сомнения относительно правильности измерения тока. Способ достаточно простой и описывается простыми формулами, отрицать правильность нечем, но, честно говоря, не представляю, откуда мог бы взяться такой большой пиковый ток. (ощущение у меня такое :rolleyes:, хотя все может быть).

По поводу коммутатора и катушки....из графиков видно, что ток течет от 0,5 до 2 мсек. Причем на графике видно, что площадь под 3-й кривой наибольшая, следовательно и энергия в искре выделилась наибольшая....но ток при этом невелик.
 

AKD2

Оракул
Сообщения
6 305
Репутация
505
Местоположение
Казахстан Алматы
Автомобиль
Skoda Octavia A7(ELG) CHPA 6МКПП Webasto BT 2014
AlexsanderS сказал(а):
что ток течет от 0,5 до 2 мсек.
Если напряжение горения будет достаточным, не забывай, что напряжение тоже падает до напряжения горения после пробоя, т.е. нулевого тока и напряжения не будет, даже близко не будет.
 

Zhmach

Мастер советчик
Сообщения
122
Репутация
0
Местоположение
Челябинск
Автомобиль
VW P B3 1991 MONOMOTRONIC
А если такой пробник воткнуть на центральную верёвку, то можно одним разом, правда только качественно, оценить ситуацию по цилиндрам...Или смажется картинка?
 
Верх