Рулевое управление Фольксваген Пассат Б3:
Механическое и с гидроусилителем

Конструкция и технические характеристики

В зависимости от комплектации автомобили имеют механическое рулевое управление или рулевое управление с гидроусилителем (с 1992 г. оно устанавливается серийно). Рулевой механизм типа шестерня-рейка. Рулевая колонка травмобезопасная.

Рулевой привод состоит из правой и левой рулевых тяг. Тяги наружными конусами крепятся к поворотным кулакам, а внутренними - к рейке. Гидроусилитель рулевого управления включает в себя насос высокого давления и распределитель золотникового типа и силовой цилиндр, который объединен в один узел с рулевым механизмом. На дизельных автомобилях и на автомобилях с кондиционером имеется охладитель рабочей жидкости гидроусилитепя, выполненный в виде трубопровода, проложенного по подрамнику передка автомобиля.

Передаточное отношение рулевого управления:
- механическое рулевое управление: 22,8
- рулевое управление с гидроусилителем: 17,5

Минимальный диаметр поворота, м:
- по наиболее отдаленной точке кузова: 10,7
- по колесам: 10,0

Чbсло оборотов колеса между крайними положениями;
- механическое рулевое управление: 4,43
- рулевое управление с гидроусилителем; 3,33

Угол поворота колес автомобиля без нагрузки:
- внутреннее колесо: 42';
- наружное колесо: 36,

Гидроусилитель рулевого управления

Насос гидроусилителя
Насос лопастного типа приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала,
Давление нагнетания на холостом ходу, кг/см2: 75-82

Ремень привода насоса гидроусклигеля
Размеры и тип ремня:
- автомобили с бензиновым двигателем; 9,5х730 Lа,
- автомобили с дизельным двигателем: 9,5х740 Lа.
Нормальный прогиб ремня при нажатии большим пальцем на середину ветви между шкивами, мм: 5.

Рабочая жидкость гидроусилителя рулевого управления
Емкость гидросистемы усилителя рулевого управления л: 0.7-0.9
Применяемая жидкость: масло для автоматических коробок передач Dexron.

Периодичность замены рабочей жидкости: рабочая жидкость в течение срока эксплуатации не заменяется. Проверять уровень жидкости через каждые 30000 км пробега.

Моменты затяжки основных резьбовых соединений, кгс.м
Гайка крепления рулевого колесам 4,0.
Гайка карданного шарнира вала рулевого управления: 3,0.
Гайка шарового пальца рулевой тяги: 3,5.
Контргайка внутреннего наконечника рулевой тяги: 5,0.
Болт крепления картера рулевого механизма к подрамнику передка: 3,0.
Гайка штуцера шланга высокого давления гидроусилителя: 3,0
Болт крепления кронштейна насоса гидроусилителя к блоку двигателя: 2,0.
Болт крепления насоса гидроусилителя к кронштейну: 2,0.
Болт крепления шкива насоса гидроусилителя; 2,0.
Стопорная гайка натяжителя ремия привода насоса гидроусилителя: 2,0.

Проверка и ремонт

Примечание.
1. Рулевые механизмы механического рулевого управления и рулевого управления с гидроусилителем ремонту не подлежат и в случае неисправности заменяются целиком
2. При снятии вали рулевого управления высверлить срезные болты крепления опоры вала к щиту передка кузова. При установке вала рулевого управления поставить два новых срезных болта.

Снятие и установка вала рулевого управления

Снятие

• Отсоединить провод от минусовой клеммы аккумуляторной батареи
• Снять декоративную накладку выключателя звукового сигнала, установить передние колеса в положение прямолинейного движения, отвернуть гайку крепления рулевого колеса и снять рулевое колесо
• Снять крышку блока предохранителей.
• Снять вещевую полку со стороны водителя
• Отсоединить карданный шарнир рулевого вала.
• Снять верхний и нижний облицовочные кожухи рулевой колонки,
• Отсоединить разъемы от корпуса подрулевых переключателей.
• Снять корпус подрулевых переключателей.
• Высверлить болты крепления опоры вала к щиту передка кузова.
• Снять рулевой вал, ненеся на соединительный фланец установочные метки.

Установка

• Установить вал рулевого управления в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- соблюдать требуемое моменты затяжки резьбовых соединений;
- установить новые срезные болты крепления опоры вала к щиту передка;
- устанавливать вал рулевого управления по меткам, нанесенным на соединительный фланец при снятии;
- перед установкой вала рулевого управления убедиться, что передние колеса находятся в положении прямолинейного движения.

Детали рулевого управления


Рис. 10-1. Детали рулевого управления: А - механическое рулевое управление; Б - рулевое управление с гидроусилителем
1 - рулевое колесо автомобилей модели «CL»; 2 - рулевое колесо автомобилей моделей «GL» и «GT»; 3 - рулевое колесо автомобилей с гидроусилителем рулевого управления; 4 - корпус лодрулевык переключателей; 5 - верхний вал рулевого управления; 6 - опора вала; 7 - нижний вал рулевого управлении, 8 - защитный чехол рулевой колонки; 9 - хомут и подушка крепления рулевого механизма; 10 - картер рулевого механизма; 11 - защитный чехол рейки; 12 - рулевая тяга



Механическое рулевое управление

Снятие и установка рулевого механизма

Снятие

• Отвернуть болт клеммного соединения карданного шарнира нижнего вала рулевого управления с приводкой шестерней рулевого механизма
• Застропить силовой агрегат талями.
• Извлечь из посадочного места на картере рулевого механизма защитный чехол вала рулевого управления.
• С помощью универсального съемника для шаровых шарниров отсоединить шаровые рулевые тяги от рулевого механизма.
• Отвернуть болты крепления подрамника подвески двигателя.
• Медленно опустить силовой агрегат талями. При этом вал рулевого управления должен легко отсоединиться от рулевого механизма.
• Отвернуть четыре болта крепления картера рулевого механизма (рис. 10-2).
• Снять рулевой механизм, смещая его к задней части автомобиля.

Болты крепления картера рулевого механизма к подрамнику передка


Рис- 10-2. Стрелками показаны болты крепления картера рулевого механизма к подрамнику передка

Установка

• Установить рулевой механизм в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- присоединить вал рулевого управления к рулевому механизму, приподнимая талями силовой агрегат

Регулировка зазора между упором и рейкой рулевого механизма

• Установить рулевой механизм в среднее положение, соответствующее положению прямолинейного движения передних колес (рис. 10-3)
- Затянуть регулировочный болт упора рейки примерно на 20'.
- перед установкой на место защитного чехла вала рулевого управления нанести на его поверхность какой-либо антифрикционный состав;
- затянуть болты клеммного соединения карданного шарнира вала рулевого управления;
- после установки рулевого механизма проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних колес и положение рулевого колеса
• Проверить работу рулевого управления пробной поездкой. При этом:
- если после поворота автомобиля не прочсдодит самовозврата рулевого управления в среднее положение, немного ослабить регулировочный винт упора рейки;
- если остается зазор между рейкой и упором, слегка затянуть регулировочный болт упора рейки

Размеры для присоединений рулевых тяг к рейке рулевого механизма


Рис. 10-3. Размеры для присоединений рулевых тяг к рейке рулевого механизма: А - размеры при установке рейки в среднее положение; Б - при завертывании наконечника рулевой тяги в отверстие рейки соблюдать размер "Б"- 74мм

Регулировка соединения рулевых тяг с рулевым механизмом .

При замене рулевого механизма или рулевых тяг отрегулировать соединение рулевых тяг с рулевым механизмом следующим образом.
• Установить рейку в среднее положение так, чтобы расстояние "А" между заплечиком картера рулевого механизма и торцом рейки (рис. 10-3) было одинаково с обеих сторон.
• Полностью отвернуть контргайки крепления рулевых тяг к рейке
• Завернуть рулевые тяги на рейку так, чтобы расстояние "Б" между заплечиком картера рулевого механизма и заплечиком шарового шарнира (рис. 10-3) было равно 74 мм.
• Затянуть контргайки крепления рулевых тяг,



Рулевое управление с гидроусилителем

Детали системы гидроусилителя изображены на рис.10-4,

Детали системы гидроусилителя


Рис. 10-4, Детали системы гидроусилителя рулевого управления: А - автомобили с бензиновыми двигателями; Б - автомобили С дизельными двигателями 1 - рейка рулевого механизма; 2 - шланг высокого давлении; 3 - насос гидроусилителя; 4,7 - всасывающие шланги; 5 - бачок гидроусилителя; 6 - сливной шланг; 8 - охладитель рабочей жидкости

Снятие и установка рулевого механизма

Снятие

• Отсоединить всасывающий шланг от насоса гидроусилитепя и слить рабочую жидкость из гид-росистемы.
• С помощью универсального съемника для шаровых шарниров отсоединить рулевые тяги от рулевого механизма
• Отвернуть болт клеммного соединения карданного шарнира нижнего вала рулевого управления с приводной шестерней рулевого механизма.
• Застропить силовой агрегат талями.
• Извлечь из посадочного места на картере рулевого механизма защитный, чехол вала рулевого управления.
• Отвернуть болты крепления подрамника подвески двигателя.
• Медленно опустить силовой агрегат талями. При этом вал рулевого управления должен легко отсоединиться от рулевого механизма.
• Отсоединить два шланга гидросистемы от картера рулевого механизма и заглушить отверстия картера и шлангов.
• Отвернуть четыре болта крепления картера рулевого механизма к подрамнику передка (рис, 10-2).
• Снять рулевой механизм, смещая его к задней частя автомобиля.

Установка

• Установить рулевой механизм в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- присоединить вал рулевого управления К рулевому механизму, приподнимая талями силовой агрегат;
- перед установкой на место защитного чехла вала рулевого управления нанести на его поверхность какой-либо антифрикционный состав;
- затянуть болты клеммного соединения карданного шарнира вала рулевого управления;
- залить рабочую жидкость в систему гидроусилителя и удалить из нее воздух, повернув несколько раз рулевое колесо;
- после установки рулевого механизма проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних колес и положение рулевого колеса,

Регулировка зазора между упором и рейкой рулевого механизма

Данная регулировка выполняется на снятом с автомобиля рулевом механизме. Отвернуть контргайку регулировочного винта упора рейки и завернуть регулировочный болт таким образом, чтобы ведущая шестерня рулевого механизма могла с некоторым усилием проворачиваться: рукой без заедания.

Снятие и установка рулевых тяг

Снятие

Данная операция выполняется на снятом с автомобиля рулевом механизме, чтобы не повредить ведущую шестерню и рейку механизма.
• Снять стяжной хомут защитного чехла с нужной стороны картера рулевого механизма и сдвинуть защитный чехол
• Вращая приводную шестерню рулевого механизма, полностью выдвинуть рейку в сторону снимаемо и рулевой тяги
• Зажать рейку в тиски с мягкими наклад нами
• Отвернуть рулевую тягу,

Установка

Примечание: Если предполагается снова использо вать снятые рулевые тяти, прогнать резьбу отверстия под тягу метчикам М14х1,5 Затем промыть резьбу подходящим составом.

Перед установкой левой рулевой тяги проверить размер "а" (рис. 10-5) между поверхностью сопряжения тяги с рейкой и осью пальца наружного шарового шарнира тяги- Размер "а"=395 мм должен оставаться постоянным.

Размер левой рулевой тяги


Рис. 10-5. Постоянный размер "а"=395 мм левой рулевой тяги

Регулировку схождения передних колес, производить только вращением правой рулевой тяги.
• Нанести на резьбу рулевой тяги тонкий слой контровочного клея. ' Завернуть рулевую тягу в гнездо рейки и затянуть контргайку моментом 5,0 кгс.м,
• Придать рулевой тяге рабочее положение и надвинуть на место защитный чехол рейки, не перекручивая его, предварительно убедившись, чго он не имеет разрывов и следов износа.
• Закрепить защитный чехол новым хомутом.

Снятие и установка насоса гидроусилителя

Снятие и установка насоса гидро усилителя особых трудностей не представляет. При установке нового насоса заполнить его маслом для автоматических коробок передач и несколько раз провернуть вручную ротор насоса Каждый раз после снятия насоса заменять уплотнительные прокладки и само контрящиеся болты крепление Проверить правильное положение шкива насоса относительно шкива коленчатого вала и отрегулировать натяжение ремня привода.

Регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя

• Ослабить болт крепления корпуса насоса.
• Поворачивая регулировочный болт натяжителя, добиться нужного натяжения ремня. Прогиб ремня при нажатии большим пальцем на середину ветви между шкивами насоса и коленчатого вала должен быть 5 мм.
• Затянуть болт крепления корпуса насоса и снова проверить натяжение ремня.

Регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя


Рис. 10-6. Регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя: 1 - регулировочный болт натяжителя (стрелкой показан болт крепления корпуса насоса)

Проверка давления нагнетания насоса гидроусилителя

Данная проверка производится с помощью приспособления VAG 1402, состоящего из манометра, крана и соединительного шланга,
• Отсоединить шланг высокого давления от насоса и присоединить на его место шланг приспособления VAG 1402 через переходник VAG 1402/1А.
• Присоединить шланг высокого давления системы гидроусилителя к приспособлению VAG 1402 через переходник VAG 1402/2
• Запустить двигатель, проверить и при необходимости восстано вить уровень жидкости в бачке гидроусили теля
• Закрыть кран приспособления VAG 1402 и через 5 с проверить давление нагнетания насоса по манометру,
• Если величина давления выходит за пределы 75-82 кгс/см2 , заменить насос гидроусилителя.
• Закрыть кран приспособления для проверки давления
• Повернуть рулевое колесо до отказа влево, затем до отказа вправо, проверяя давление по манометру в обоих крайних положениях рулевого управления. При несоответствии давления указанным пределам хотя бы в одном из крайних положении рулевого управления заменить рулевой механизм.

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.